УДК 338.24
инновации как элемент
стратегического управления и повышения
конкурентоспособности предприятий нефтехимического кластера
республики татарстан
Г. М. ГАЛЕЕВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента E-mail: g. m. galeeva@mail. ru Университет управления «ТИсБИ»
Исследовано инновационное развитие нефтехимического кластера Республики Татарстан, выявлены основные тенденции и факторы повышения его конкурентоспособности за счет инноваций. Уточнено понятие стратегического управления инновационным развитием нефтехимического кластера. Рассмотрены основные методы управления, способствующие повышению инвестиционной и инновационной активности нефтехимических предприятий.
Ключевые слова: нефтехимия, стратегическое управление, инновации, развитие, конкуренция.
Роль нефтехимического сектора в экономике Российской Федерации и Республики Татарстан весьма значительна. Ведь это не только один из секторов специализации хозяйственного комплекса региона, в котором работает более 15 % численности занятых в промышленности, производится 20 % совокупного объема регионального промышленного производства. Нефтехимия является одним из стратегических приоритетов инновационного развития Республики Татарстан, именно здесь отмечается высокая инновационная активность предприятий и потенциал роста [4, 5]. В этой связи анализ структурно-динамических показателей инновационной деятельности предприятий нефтехимии
чрезвычайно важен в силу того, что на его основе определяются ключевые проблемы и осуществляется выбор альтернативных решений и мер стимулирования и поддержки развития предприятий на основе инноваций.
Таким образом, представляется актуальным исследование системы стратегического управления инновационным развитием предприятий нефтехимического кластера Республики Татарстан. В настоящее время нефтехимический кластер Республики Татарстан можно представить как группу взаимосвязанных технологическими, ресурсно-сырьевыми, товарными, информационными и финансовыми потоками предприятий. Ядро нефтехимического кластера формируют такие предприятия, как ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамскшина» и др. Важными элементами нефтехимического кластера в настоящее время становятся институты инновационного и инвестиционного развития, а также малого инновационного предпринимательства. Речь идет о таких структурах, как технополис «Химград», технопарк «Идея», венчурные фонды, фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др.
К сожалению, в условиях российской экономики инновационная составляющая в экономическом
росте проявляет себя крайне слабо. Поэтому без изучения причин, препятствующих реализации потенциала инновационного развития, нельзя предложить разумную и эффективную инновационную политику.
Кластер - это группы конкурентоспособных предприятий в рамках отдельных видов экономической деятельности, которые занимают лидирующие позиции на мировом рынке. Для эффективного функционирования в своем составе кластер должен иметь три основных взаимосвязанных элемента:
1) ключевые фирмы-лидеры, экспортирующие свои товары или услуги за пределы республики;
2) сеть внутриреспубликанских производителей -поставщиков, снабжающих лидеров сырьем, комплектующими, осуществляющие для них сервисные, логистические услуги и др.;
3) бизнес-климат - инфраструктура, система доступа к качественным человеческим ресурсам, к рынкам капитала, система налогообложения, административные барьеры, транспортная инфраструктура, наличие научно-исследовательских институтов и центров.
В мировой практике выделяют две основные стратегии формирования и развития кластеров, которые взаимно дополняют друг друга:
1) стратегии, направленные на повышение использования знаний в существующих кластерах, придание инновационного вектора развития формируемым и функционирующим кластерам;
2) стратегии, направленные на укрепление существующих и создание новых сетей сотрудничества внутри кластеров.
Кластерный подход к построению системы стратегического управления инновационным развитием химии и нефтехимии Республики Татарстан предполагает смещение акцентов в системе управления с отдельных предприятий в сторону взаимосвязанных систем, обеспечивающих рост создаваемой стоимости. Инновационное развитие нефтехимического кластера предполагает усиление и использование технологических и продуктовых инноваций в рамках строительства новых структурных элементов нефтехимического кластера [1-3].
Инновационное развитие нефтехимического кластера проявляется в качественном изменении в нем структуры производства, поскольку увеличивается доля продукции высокой добавленной стоимос-
ти; технико-технологической базы; а также структуры доходов. Поэтому стратегическое управление инновационным развитием нефтехимического кластера должно охватывать пять важных аспектов: 1) производственный; 2) технологический; 3) социальный; 4) экономический; 5) организационный.
Данный подход дает возможность рассмотреть не только материальную основу исследуемого объекта и инновационных процессов в целом, но и позволяет определиться в способах построения организационной структуры управления инновационным развитием нефтехимического кластера. Кроме того, это существенно обогащает информацию о решаемых проблемах, дает возможность делать более глубокие и обоснованные выводы.
Важной особенностью инновационного развития нефтехимического кластера является то, что все инновационные проекты, реализуемые в кластере, тесно взаимосвязаны между собой. Это создает си-нергетический потенциал развития кластера, а также позволяет комплексно оценить эффективность, полезность и практическую значимость каждого из проектов. При этом следует руководствоваться теоретико-методологическим подходом, предложенным Ю. В. Яременко [6].
На основе проведенного анализа можно выделить следующие особенности инновационного развития нефтехимического кластера:
• полиукладность технико-технологического уровня, обусловленная внутриотраслевой перестройкой, появлением в рамках нефтехимического кластера региона новых производств;
• интенсивность коммерциализации инноваций, связанных с новыми возможностями получения прибыли, высокая инновационная восприимчивость производственных процессов;
• формирование новых элементов структуры, обеспечивающих эффективность сложившейся специализации;
• создание и развитие новых организационно-экономических форм производственной, технологической кооперации предприятий в целях реализации наукоемких инвестиционных проектов, обеспечивающих долгосрочные конкурентные преимущества;
• расширение масштабов деятельности предприятий нефтехимического кластера и его диверсификация.
Данные процессы инновационного развития сопровождаются качественным изменением
связей, взаимодействий основных его элементов (концентрация, кооперация, интеграция, дезинтеграция, комбинирование, слияния и поглощения, дифференциация). Следовательно, уровень инновационного развития нефтехимического кластера региона отражает интенсивность развития внешнеэкономических, межрегиональных и региональных связей ключевых предприятий, формирующих ядро нефтехимического кластера.
Можно выделить три модели стратегического управления инновационным развитием нефтехимического кластера и отдельных его предприятий, адаптационную, развивающую и форсированную. Адаптационная модель управления предполагает активное внедрение инноваций сторонних организаций, в том числе материально-технической, кадровой, информационной или организационной направленности. Развивающая модель управления инновационным развитием нефтехимического кластера предполагает создание возможностей коммерциализации инноваций как привлеченных извне, так и разработанных собственными научно-технологическими центрами, отраслевыми, профильными научно-исследовательскими организациями. Форсированная модель управления инновационным развитием нефтехимического кластера нацелена на ускоренное достижение высокой конкурентоспособности кластера за счет интенсивного внедрения инноваций как собственного происхождения, так и выполненных внешними организациями.
В качестве результирующего показателя конкурентоспособности предприятий, объединенных в нефтехимический кластер, в рамках данного исследования выделена доля экспорта в объеме производства продукции предприятий нефтехимического кластера. Процесс разработки экономико-математической модели по оценке влияния факторов инноваций на конкурентоспособность нефтехимического кластера основывался на следующих положениях,
1) доля экспорта в объеме производства продукции предприятий нефтехимического кластера является интегральным показателем оценки его конкурентоспособности, а потому принимается в качестве целевой функции У. В то время как потенциальная конкурентоспособность фиксировалась в случае, если темпы роста объемов продаж, прибыли и инвестиций, а также уровень производительности труда в
нефтехимическом кластере региона выше среднеотраслевых значений по сравнению с другими регионами;
2) факторы инноваций X должны характеризовать интенсивность процесса коммерциализации инноваций и научно-технического прогресса в регионе по направлениям, технико-технологическое оснащение, информационно-коммуникационное обеспечение, развитие и повышение профессиональной подготовки кадров, а также учитывать численность персонала, занятого перспективными исследованиями и разработками;
3) экономико-математическое моделирование осуществлялось по данным регионов Приволжского федерального округа, в которых в наибольшей степени развита нефтехимическая промышленность;
4) дифференциация показателей по регионам в абсолютных значениях экономических показателей X устранена переходом к относительным коэффициентам;
5) репрезентативность исследования обеспечена достаточным значением исходных данных по регионам ПФО (6 факторов, имеющих по 28 значений), проверкой тесноты связи с помощью коэффициентов корреляции по каждому фактору.
Первоначальный состав показателей содержал 9 факторов, но после проверки степени связи решено количество факторов сократить. Доля экспорта в объеме производства нефтехимической продукции наиболее высока в Пермской, Самарской и Кировской областях, а также в республиках Татарстан и Башкортостан. В целом 45,3 % всей нефтехимической продукции, производимой на территории ПФО, экспортируется.
Выбор регионов Приволжского федерального округа обусловлен тем, что российская нефтехимическая промышленность получила наибольшее развитие именно на территории данного округа. Так, на территории регионов ПФО добывается порядка 20 % российской нефти, производится 73 % синтетического аммиака, 66 % - синтетических каучуков, 44 % - автошин, 58 % - минеральных удобрений, 38 % - синтетических смол и пластмасс, 30 % - химических волокон и нитей, 7 % - лакокрасочных материалов [5].
Методами множественного корреляционно-регрессионного анализа установлена количественная взаимосвязь между целевой функцией У (долей
экспорта в объеме производства нефтехимической продукции по регионам Приволжского федерального округа) и факторами инновационного развития: У = 0,252 + 8,239 ■ Х1 + 2,720 ■ Х2 - 0,403 ■ Х3 -- 2,867 ■ Х4 - 18,161 ■ Х5 + 122,168 ■ Х6, (1) где У - доля экспорта в объеме производства нефтехимической продукции; Х1 - доля в сумме затрат на исследования и разработки;
Х2 - доля в сумме затрат на приобретение машин, оборудования, установок, прочих основных фондов, связанных с внедрением инноваций;
Х3 - доля в сумме затрат на технологические инновации;
Х4 - доля в сумме затрат на приобретение программных средств;
Х5 - доля в сумме затрат на обучение и подготовку персонала;
Х6 - доля в сумме затрат на маркетинговые исследования.
Полученная модель значима по критерию Фишера и Стьюдента. Кроме того, об адекватности полученной модели свидетельствует высокое значение коэффициента детерминации (^-квадрат), который составил 0,98. Проведенный многомерный анализ позволяет сделать следующие выводы.
Инновационное развитие выступает в качестве ключевого фактора в обеспечении конкурентоспособности нефтехимического кластера региона. В свою очередь, интегральный показатель конкурентоспособности нефтехимического кластера региона, выраженный через величину экспорта нефтехимической продукции, в значительной степени определяется динамикой затрат, направленных на формирование собственных инновационных возможностей (Х1 - исследования и разработки), на повышение качественного состава материально-технической базы производства (Х2 - приобретение машин и оборудования), на маркетинговые исследования (Х3), поскольку спросовые ограничения развития производства с точки зрения конкурентоспособности имеют важное значение.
Отрицательное значение коэффициентов регрессии у факторов, характеризующих интенсивность вложений в технологические инновации, приобретение программных средств, обучение и подготовку персонала, может быть обусловлено следующими факторами. Как было отмечено ранее, достаточно высокий уровень доходности нефтехи-
мических предприятий обеспечивает им доступ к самым современным технологиям, однако предпочтение отдается иностранным, уже зарекомендовавшим себя технологиям. В этой связи в долгосрочной перспективе значимость данного фактора в обеспечении конкурентоспособности нефтехимического кластера будет снижаться, поскольку стратегия адаптера не может вывести предприятие в лидеры по инновационным технологиям. Приобретение программных средств в большей степени связано с необходимостью внедрения информационных систем управления в силу высокой автоматизации технологических процессов нефтехимических производств. При этом строительство новых производственных объектов в нефтехимическом кластере осуществляется крупными мировыми инжиниринговыми компаниями, которые в свою очередь и решают вопросы программного обеспечения. Таким образом, речь идет не о собственных разработках в сфере информационных технологий.
И, наконец, такой фактор инновационного развития, как обучение и подготовка персонала, имеет отрицательное значение коэффициента в уравнении регрессии в силу достаточно высокой текучести кадров. Так, затраты предприятий на развитие персонала приносят ожидаемый результат лишь с определенным временным лагом, в то время как часть персонала, получив необходимый уровень подготовки, предпочитает сменить место работы. Следует отметить, что проблема текучести кадров актуальна не только для российских компаний, но и для большинства западных. Отчасти это обусловлено низким уровнем корпоративного духа, когда многие работники не осведомлены о стратегии развития предприятия и, соответственно, не могут связать свои планы на будущее с перспективами развития компании.
Дифференциация условий инновационного развития в российских регионах обусловливает необходимость учета в модели компоненты региональной специфики, которая в свою очередь определяет интенсивность использования тех или иных факторов инноваций в целях обеспечения конкурентоспособности нефтехимического кластера. В этой связи достоинством представленной модели является, на взгляд автора, возможность учета и отражения интенсивности использования конкретных факторов инновационного развития кластера в том или ином регионе в целях обеспечения его конкурентоспособности.
В перспективе следует ожидать, что основную роль в обеспечении устойчивой конкурентоспособности нефтехимического кластера региона будет играть фактор качества корпоративной стратегии. При этом ключевым аспектом стратегии развития нефтехимического кластера будет являться ресурсо- и энергоэффективность технологических процессов, экологичность готовой продукции и используемых технологий, дальнейшее повышение гибкости производства, экономический рост за счет инвестиций, слияний и поглощений, а также корпоративные альянсы. Кроме этого, важнейшим элементом будущей конкурентоспособности нефтехимического кластера региона станут непрерывные инновации, а также растущий внутренний и внешний спрос.
Спецификой нефтехимического кластера Республики Татарстан является приоритетность технико-технологического аспекта инновационного развития. Следует отметить также, что по величине затрат на технологические инновации лидерами являются Самарская область и Республика Башкортостан. Для оптимизации стратегий инновационного развития нефтехимического кластера регионов ПФО может быть использована матричная модель стратегического позиционирования. Так, наряду с интенсивными, качественными параметрами инновационное развитие кластера характеризуется увеличением количественных показателей, в том числе объема промышленного производства.
Таким образом, с учетом результатов проведенного анализа необходимо отметить, что на настоящем этапе в связи с крайне ограниченной ролью негосударственных организаций в инновационном процессе невозможно признать целесообразным отстранение государства от прямого управления инновационным процессом и его финансирования в рамках государственного сектора и за его пределами. Не следует забывать и о том, что в мировой практике главным источником финансирования фундаментальных исследований (а в значительной мере и прикладных исследований) являются государственные средства. В целом в финансировании исследований и разработок в развитых странах на долю государства приходится от 40 до 68 % (и лишь в относительно менее развитых странах, таких как Греция или Португалия - менее 30 %). В финансировании фундаментальной науки на втором месте, после средств государства, идут собственные средства университетов и уже затем - иные альтернативные источники (средства некоммерческих фондов,
средства корпораций и др.), а в финансировании прикладной науки наиболее существенную роль играют средства корпораций. Однако в России роль всех коммерческих организаций в финансировании сферы исследований и разработок крайне незначительна.
При общем низком уровне инвестиций в технологическую модернизацию основная нагрузка по их финансированию падает на довольно ограниченные собственные средства предприятий. Ни фондовый рынок и присутствующие на нем специализированные инвестиционные организации, ни банковская система пока не стали, как правило, заметным источником финансирования долгосрочных инвестиционных проектов. При относительно высоком уровне рисков в сфере инноваций для их снижения необходимо формирование крупных венчурных фондов с участием банковского капитала, что позволит диверсифицировать вложения во множество венчурных проектов.
Однако при относительно низкой капитализации российской кредитной системы, а также при наличии возможностей высокоприбыльных вложений капитала на финансовом рынке нет никаких оснований рассчитывать на серьезное участие российского банковского капитала в формировании крупных венчурных фондов без появления к этому дополнительных стимулов. Что касается подготовки инновационных менеджеров, то эта проблема постепенно решается, однако крайне медленными темпами, поскольку при явной нужде в специалистах такого профиля эффективный спрос на них на рынке труда почти отсутствует.
Значительные проблемы существуют и в деле коммерциализации научно-технического потенциала - в способности превратить исследовательские заделы в рыночно эффективные продукты. Это препятствует превращению потенциально имеющегося интеллектуального капитала в реальные активы компаний, способные увеличить конкурентоспособность нефтехимического кластера. Рост бюджетных расходов в 2004-2008 гг. не привел к существенному повышению инновационной активности отечественных предприятий. Так, доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, достигала 10,5-10,6 % в 2000-2004 гг., а с 2005 г. стабилизировалась на отметке 9,3-9,6 %. Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в течение последнего десятилетия
не превышал 5,5 %, в 2009-2010 гг. опустился ниже 5 % [5].
Инновационная деятельность в государственных корпорациях и крупных компаниях с государственным участием будет развиваться в соответствии с программами инновационного развития, разработанными в первом полугодии 2011 г. Реализация таких программ должна обеспечить увеличение внутреннего коммерческого рынка заказов на инновационную продукцию. В программах инновационного развития предусмотрены меры по повышению эффективности взаимодействия компаний с ведущими высшими учебными заведениями, научными организациями, малыми и средними инновационными предприятиями, технологическими платформами, что позволит повысить спрос на результаты исследований и разработок.
Планируется, что в ходе реализации программ инновационного развития совокупные расходы на НИОКР 47 крупнейших российских компаний с государственным участием увеличатся к 2013 г. до 357,5 млрд руб. (в 2010 г. - 216,8 млрд руб.), в том числе за счет собственных средств - до 175,7 млрд руб. (в 2010 г. - 69,5 млрд руб.). В целом расходы на реализацию программ инновационного развития предусматривают нарастающие вложения средств: в 2011 г. - 732 млрд руб.; в 2012 г. - 950 млрд руб.; в 2013 г. - 1 441 млрд руб.
Инновационная политика, воздействуя на качественные и количественные характеристики, формирующие инновационный потенциал (инновационные ресурсы, направления и виды инновационной деятельности, инновационная активность), изменяет его в направлении поставленных долго-
срочных целей. Интенсификация инновационной деятельности в нефтехимическом кластере и в промышленности в целом возможна только при обеспечении ее соответствующими инвестициями. Принимая во внимание современные мировые интеграционные процессы, в том числе и в области научно-технического сотрудничества, особое внимание должно уделяться расширению привлечения прямых иностранных инвестиций, зарубежного венчурного и банковского капитала, работе российских высокотехнологичных компаний на международном фондовом рынке и разработке схем их вывода на мировой рынок, стимулированию использования мировой практики предпринимательства и партнерства государства и частного сектора.
Список литературы
1. Варакин Л. Е. Распределение доходов, технологий и услуг. М.: МАС, 2002.
2. Зиганшин Г. З. Теория моделирования и управления экономическими процессами. Казань: Мастер Лайн, 2001.
3. Новиков Д. А. Институциональное управление организационными системами. М.: ИПУ РАН, 2004.
4. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов. Министерство экономического развития РФ. М. , 2011.
5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: стат. сб. / Росстат. М. , 2010.
6. Яременко Ю. В. Теория и методология исследования многоуровневой экономики. Т. 1. М.: Наука, 1997.
Публикация годовой и квартальной отчетности
В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы
формата А4.
Тел./факс (495) 721-8575, e-mail: [email protected]