Елена Вячеславовна Кучина
Кандидат экономических наук, доцент
кафедры менеджмента Курганского
государственного университета
Влияние производительности труда на конкурентоспособность продукции
В современных экономических условиях проблема конкурентоспособности российской продукции как на мировом, так и на внутреннем рынке становится важнейшей. От того, насколько быстро и эффективно она будет решаться, зависят возможности интеграции России в мировую экономику.
Экономическая сущность конкурентоспособности продукции состоит в ее способности удовлетворять совокупность требований, предъявляемых к продукции потребителями, не забывая о ценовых и сервисных, технико-экономических и организационно-производственных возможностях изготовителей. В условиях рыночной экономики основной механизм управления конкурентоспособностью находится в ведении отдельного предприятия (в отличие от государства, которое призвано создавать благоприятные условия для решения проблемы конкурентоспособности).
В экономической литературе сегодня постоянно ведутся дискуссии относительно выбора базового уровня конкурентоспособности. По нашему мнению, в иерархии понятий конкурентоспособности базовым является «конкурентоспособность продукции», а основу того или иного ее уровня составляет уровень конкурентоспособности предприятия. Предприятие без продукции конкурировать не может, продукция тоже не создается из ничего - ее производит конкретное предприятие. Поэтому конкурентоспособность продукции и предприятия всегда необходимо рассматривать во взаимосвязи, поскольку они находятся в диалектическом единстве.
Чтобы сохранить конкурентные позиции, компаниям в их деятельности необходимо сочетать способность разрабатывать, производить и продавать продукцию с аналогичными затратами либо меньшими, чем у конкурента, со способностью обеспечивать потребителя товаром с аналогичными потребительскими свойствами либо лучшими, чем у конкурента. Эту сложную задачу можно решить только на основе роста производительности труда.
Освещение в мировой экономической литературе концепции производительности и внедрение ее в практику работы фирм и предприятий позволяет утверждать, что только повышение производительности дает им возможность сохранить конкурентоспособность на рынке. Низкая производительность означает, что предприятие неэффективно использует свои ресурсы, отчего в итоге теряет конкурентоспособность и сокращает объемы производства. Опыт ведущих корпораций индустриально развитых стран показывает, что средства, которые тратятся на изыскание и реализацию резервов роста производительности труда, впоследствии многократно окупаются за счет снижения производственных и непроизводственных издержек, роста прибыли, успехов в конкурентной борьбе на мировом рынке. В России серьезные исследования по проблеме взаимосвязи производительности труда и конкурентоспособности продукции на всех уровнях хозяйствования отсутствуют, роль производительности труда в обеспечении конкурентоспособности неоправданно занижена. Вместе с тем можно утверждать, что достижение высокой производительности и конкурентоспособности предприятия - две взаимосвязанные проблемы. На наш взгляд, эта взаимосвязь выражается в следующем.
Снижение удельных издержек при изготовлении продукции, способствующее повышению конкурентоспособности, можно обеспечить лишь за счет роста производительности труда. Последняя, как известно, определяет, насколько эффективно предприятие использует свои ресурсы, и в общем виде выражается отношением выхода продукции к затратам на ее производство. Конкурентоспособность продукции показывает, насколько эффективнее конкретное
предприятие действует на рынке по сравнению с другими. При одинаковом выходе конечного продукта более успешным будет считаться то, у которого ниже затраты ресурсов, поскольку это преимущество дает возможность увеличить долю продукции на рынке, а следовательно, получить более высокую прибыль. Сравнивая производительность в различных компаниях, можно оценить конкурентные преимущества производителей.
Данные по трем предприятиям машиностроения Зауралья, которые иллюстрируют взаимосвязь конкурентоспособности и производительности труда, представлены в нижеследующей таблице.
Индексы реализации продукции, затрат в объеме реализованной продукции и производительности труда ОАО АК «Корвет», Варгашинский завод ППиСО и ОАО «Кургансельмаш», % к 2001 г.
Показатель ОАО АК «Корвет» Варгашинский завод ППиСО ОАО «Кургансельмаш»
2002 2003 2004 2002 2003 2004 2002 2003 2004
Темпы роста: реализованной продукции 142,3 169,8 279,6 114,9 143,5 157,5 106,6 117,1 134,8
затрат в объеме реализованной продукции 92,0 90,0 89,2 86,0 85,0 84,5 96,7 96,4 93,9
производительности труда 132,5 196,6 233,3 96,4 126,5 137,4 105,0 117,8 128,1
В экономическом смысле конкурентоспособность машиностроительной продукции идентична ее количеству, приобретенному потребителем, признавшим, таким образом, ее полезность по продажной цене. В конечном счете это выражается объемом реализованной продукции. Как видим, рост производительности труда на всех трех предприятиях при одновременном снижении доли затрат на производство и реализацию продукции ведет к росту объемов реализованной продукции (конкурентоспособности).
Вместе с тем выявление взаимосвязей между конкурентоспособностью и производительностью труда затруднено в силу двойственной природы этих экономических явлений. Так, ценовая конкурентоспособность базируется на стоимостных характеристиках продукции, а производительность труда является производной от результатов конкретного труда по производству продукции во времени, основанных на естественных экономических ресурсах. Тем не менее представляется возможным сравнить основные факторы производительности труда и конкурентоспособности продукции во взаимодействии с группой факторов внешней окружающей среды (см. рисунок).
II уровень. Факторы конкурентоспособности продукции
й
Л
о
У
к
т
50
о
£
Соответствие
требованиям
рынка
Цена товара
Iуровень. Факторы производительности труда
Наличие
сегмента
рынка
Уровень использования ■ кадрового потенциала
Уровень техники и технологии
Качество
менеджмента
Качество товара
й
&
о
и
К
га
50
О
£
Схема взаимосвязи производительности труда и конкурентоспособности продукции
Факторы первого уровня - это факторы производительности труда, отличающиеся большим разнообразием, поэтому на макро- и микроуровне с целью системного их восприятия применяются различные группировки. На уровне предприятия мы выделяем следующие факторы: уровень использования кадрового потенциала, уровень техники и технологии, наличие сегмента рынка, качество менеджмента, которые влияют на факторы второго уровня, формирующие конкурентоспособность продукции: цена товара, качество товара, соответствие требованиям рынка (затраты в сфере потребления и качество сервиса товара) и качество менеджмента. Как видно на
схеме, качество менеджмента является общим фактором для производительности труда и конкурентоспособности продукции. Факторы третьего уровня представлены группой внешних по отношению к предприятию факторов: изменение политической ситуации, особенности налоговобюджетной, денежно-кредитной и инвестиционной политики государства; форс-мажорные обстоятельства на финансовом рынке и др. Эти факторы находятся вне сферы компетенции предприятия и зависят от государственной политики в той или иной области деятельности. В настоящее время роль их достаточно велика. Так, по оценкам экспертов, на результатах деятельности предприятий в наибольшей степени (до 70%) отражается воздействие политических и экономических факторов.
Важнейший фактор, формирующий производительность труда на уровне предприятия, -уровень техники и технологии. Общепризнано, что в долгосрочном плане одним из основных факторов роста производительности труда является внедрение достижений науки и техники в производство и управление. Инновационные изменения рассматриваются как фундамент и инструмент повышения конкурентоспособности и отдельного предприятия, и отрасли в целом. Непременным условием эффективности высокотехнологичных отраслей являются частая смена технологий производства и ассортимента продукции, значительный удельный вес расходов на НИОКР в общих затратах на производство. Высокий уровень техники и технологии способствует как повышению качества производимой продукции, так и снижению затрат на ее изготовление (например, внедрение новых ресурсосберегающих технологий).
В последние годы соотношение факторов, обусловливающих рост производительности труда, существенно изменилось в сторону повышения значения человеческих ресурсов в достижении эффективности производственной деятельности. От того, насколько эффективно используется кадровый потенциал предприятия, зависят не только конечные результаты его деятельности сегодня, но и возможности расширения рынка потребителей в будущем. Рост организационной сложности - естественный и объективно неизбежный процесс, ведущий к усложнению функциональных задач исполнителей. Использование вещественного фактора производства зависит от уровня развития работника, совокупности его профессиональных знаний, умений, способностей и мотивов к труду. В новых условиях главными производственными ресурсами являются информация и знания, которыми владеют сотрудники, следовательно, человеческий капитал становится для фирмы просто бесценным.
Наличие сегмента рынка подразумевает возможность предприятия реализовывать продукцию, менять ее структуру и ассортимент в связи с изменением спроса и предложения на рынке, кооперировать свою деятельность с другими фирмами, а также планировать перспективы развития и наращивания выпуска продукции. Регулируемость этого фактора достижима при проведении грамотной маркетинговой и снабженческо-сбытовой политики. Хотя и общепризнано, что главная цель предприятия - получение прибыли, это не совсем верно, поскольку прибыль сама по себе ниоткуда не берется. Прибыль - часть выручки от реализации продукции. Выручка, в свою очередь, отражает объем занимаемой предприятием доли на конкретном сегменте товарного рынка. Таким образом, главная цель промышленного предприятия - завоевание доли рынка, т.е. необходимого для обеспечения экономической эффективности производства объема платежеспособного потребительского спроса. Чем выше конкурентоспособность продукции предприятия, тем больше вероятность ее продажи и значительнее доля рынка, и наоборот, чем больше доля рынка продукции предприятия, тем выше ее конкурентоспособность.
В современных условиях все большее значение, на наш взгляд, приобретает фактор эффективности организации менеджмента, т.е. его качество, под которым понимается организация управления предприятием, в том числе организационная структура и системы управления производством, управленческие процедуры и технологии их осуществления, степень автоматизации системы управления, стиль руководства.
Значительный резерв эффективности менеджмента - информированность руководства предприятия относительно новой техники и технологии, компетентность в области организации труда и создания условий для развития организационной культуры.
Сложные и достаточно динамичные преобразования в производственной сфере характеризуются рисками и неопределенностью. Поэтому в настоящее время особенно велик спрос на новые, нестандартные решения и умение быстро адаптироваться в постоянно меняющихся условиях. Следовательно, появляется необходимость в высокопрофессиональных управленческих кадрах, способных эффективно управлять современным производством. Как правило, способность гибко реагировать на изменения связана с более высоким уровнем образования и квалификации, способностью переобучаться, креативностью и инновационностью менеджеров. Руководители
такого уровня постоянно нужны производству, поскольку их роль в получении конечных результатов деятельности предприятий является решающей. Действительно, какая польза предприятию от современной технической базы производства, квалифицированной рабочей силы, выпуска качественной продукции, если из-за некомпетентности менеджеров неправильно выбранные связи с потребителями продукции и поставщиками сырья и материалов или неудачно определенный ассортимент выпускаемой продукции делают его недостаточно рентабельным или убыточным. Таким образом, повышение качества менеджмента является реальной возможностью для роста производительности труда и конкурентоспособности продукции.
На практике все факторы производительности труда, влияющие на факторы конкурентоспособности продукции, находятся в тесном взаимодействии. Поэтому важно определить характер их взаимного влияния. Так, факторы, связанные с уровнем использования техники и технологии, в значительной мере определяют уровень концентрации, специализации и кооперирования производства, способствуют возникновению прогрессивных форм организации производства и труда. Совершенствование техники и технологии решающим образом воздействует и на структурные сдвиги производства, и на совершенствование функциональной структуры работников. Технический уровень производства предъявляет определенные требования к культурно-техническому и квалификационному уровню персонала. Развитие в результате этого технического творчества способствует, в свою очередь, дальнейшему совершенствованию техники и технологии. В то же время на предприятии, оснащенном современным оборудованием, может не наблюдаться рост реальной производительности труда из-за неполного использования новой техники по времени и мощности. Это может быть обусловлено рядом причин: нехваткой работников соответствующей квалификации; недостатками в организации обслуживания рабочих мест, материально-техническом обеспечении; просчетами в организации труда; некомплексным техническим перевооружением; отсутствием рынка сбыта производимой продукции.
Факторы производительности труда действуют в виде определенной системы, изменение производительности труда характеризуется не суммой, а взаимодействием факторов. Именно поэтому необходимо учитывать все их связи и соотношения.
Характер связей факторов различен: одни выступают как причина, другие - как следствие. Сложность аналитической работы заключается в определении степени влияния фактора на уровень и динамику производительности труда. Это позволяет не только вскрывать резервы развития, но и увязывать их с ресурсной составляющей на конкретный период.
Литература
1. Быков, В. А. Конкурентоспособность товара: научные основы, методы оценки, управление / В. А. Быков. М.: Научная книга, 2003.
2. Зубов, В. М. Как измеряется производительность труда в США / В. М. Зубов; под ред. Р. В. Гаврилова. М.: Финансы и статистика, 1990.
3. Остапенко, Ю. М. Экономика труда: учеб. пособие / Ю. М. Остапенко. М.: ИНФРА-М,
2003.
4. Петров, А. И. Экономический анализ производительности труда: учеб. пособие / А. И. Петров. М.: Экономистъ, 2003.
5. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер. М.: Международные отношения,
1993.
6. Портер, М. Конкурентное преимущество / М. Портер. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
7. Экономика труда: учебник / под ред. П. Э. Шлендера. М.: Юристъ, 2002.
8. Hayers, R. Dynamic Manufacturing / R. Hayers, S. Wheelwright, K. Clark. N.Y.: Free Press,
1988.
k k k k k