Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности предприятия методами менеджмента качества'

Повышение конкурентоспособности предприятия методами менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
753
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
COMPETITIVENESS / PRODUCT QUALITY / QUALITY MANAGEMENT / PRODUCT COMPETITIVENESS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Силантьева Ксения Владимировна

Научная статья посвящена разработке рекомендаций и инструментов повышения конкурентоспособности организации посредством совершенствования системы управления качеством продукции, с учетом современных условий хозяйствующей деятельности в экономике Российской Федерации. Выделены основные принципы управления качеством продукции. Проанализированы факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции. Предложены методы менеджмента качества производимой продукции, независимо от формы и сферы деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING COMPETITIVENESS OF THE COMPANY BY QUALITY MANAGEMENT METHODS

А scientific article is devoted to the development of recommendations for the main directions of improving the system for managing the quality and competitiveness of enterprise products, taking into account the current conditions of economic activity in the Russian economy. The basic principles of product quality management are highlighted. The factors affecting the competitiveness of products are analyzed. Ways are proposed to increase the level of quality of products at the enterprise, regardless of its form and scope of activity.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности предприятия методами менеджмента качества»

INCREASING COMPETITIVENESS OF THE COMPANY BY QUALITY MANAGEMENT METHODS Silantyeva K.V. (Russian Federation) Email: Silantyeva243@scientifictext.ru

Silantyeva Kseniya Vladimirovna - Undergraduate, GRADUATE SCHOOL OF SERVICE AND TRADE, INSTITUTE OF INDUSTRIAL MANAGEMENT ECONOMICS AND TRADE PETER THE GREAT SAINT-PETERSBURG POLYTECHNIC UNIVERSITY, ST. PETERSBURG

Abstract: а scientific article is devoted to the development of recommendations for the main directions of improving the system for managing the quality and competitiveness of enterprise products, taking into account the current conditions of economic activity in the Russian economy. The basic principles of product quality management are highlighted. The factors affecting the competitiveness of products are analyzed. Ways are proposed to increase the level of quality ofproducts at the enterprise, regardless of its form and scope of activity.

Keywords: competitiveness, product quality, quality management, product competitiveness.

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МЕТОДАМИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Силантьева К.В. (Российская Федерация)

Силантьева Ксения Владимировна - магистрант, Высшая школа сервиса и торговли, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург

Аннотация: научная статья посвящена разработке рекомендаций и инструментов повышения конкурентоспособности организации посредством совершенствования системы управления качеством продукции, с учетом современных условий хозяйствующей деятельности в экономике Российской Федерации. Выделены основные принципы управления качеством продукции. Проанализированы факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции. Предложены методы менеджмента качества производимой продукции, независимо от формы и сферы деятельности предприятия.

Ключевые слова: конкурентоспособность, качество продукции, менеджмент качества, конкурентоспособность продукции.

В связи с динамичностью внешней среды, где рыночная экономика способствует росту конкуренции, руководство каждого предприятия стремится улучшить свои финансовые показатели, производственные характеристики и конкурентоспособность своего бизнеса. С этой целью стратегическое управление нацелено использовать различные инструменты, как с субъективными, так и с объективными результатами, которые в дальнейшем помогают улучшить конкурентоспособность предприятия, способствуют его стратегическому развитию.

Целью исследования выступает разработка рекомендаций и инструментов системы управления качеством, позволяющих совершенствовать конкурентоспособность предприятия, с учетом современных условий хозяйствующей деятельности в экономике Российской Федерации.

Основным инструментом повышения конкурентоспособности предприятия является менеджмент конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуги), посредством управления основными показателями - ценой и качеством.

Первый элемент - цена, полностью зависима от такого механизма, как управление себестоимостью продукции.

Второй элемент - качество продукции, которое напрямую зависит от таких факторов, как товарно-сырьевые материалы, деятельность поставщиков, уровень производственной оснащенности основных фондов предприятия и т.д.

Главным показателем деятельности предприятия выступает качество продукции. Ее повышение и совершенствование определяет позицию предприятия в сложившихся условиях рынка, развитие научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, что является основной особенностью деятельности передовых компаний мира.

Управление качеством выпускаемой продукции на предприятии нужно рассматривать как одно из основных направлений повышения эффективности работы в целом. Эффективность управленческих решений на этом этапе во многом предопределяет успех производственной и финансовой деятельности организации [2].

Основными принципами управления качеством продукции предприятия выступают [1]:

- ориентация на конечного потребителя;

- лидерство руководящего состава;

- высокая степень вовлеченности персонала;

- процессный подход;

- постоянный процесс улучшения;

- принятие решений, основанных на фактических данных;

- взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Управление качеством продукции в общем виде учитывает структуру и содержание процесса управления: выявление объема потребностей в продукции потребителями; оценку фактического уровня качества продукции; разработку, выбор и реализацию мероприятий по обеспечению запланированного уровня качества продукции (рисунок 1) [3].

Ограничений

Мероприятия по повышению

Эффективность

качества

Критерий управления

План по качеству

Инфарлюиия а фактическим качестве

*\ КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

Рис. 1. Содержание процесса управления качеством продукции предприятия

Таким образом, можно предложить ряд следующих мероприятий, задачей которых будет совершенствование системы управления качеством продукции, что напрямую влияет и на конкурентоспособность предприятия:

- совершенствовать систему технического контроля качества;

- повысить организационный уровень производства предприятия и заложить догмы культуры работы среди сотрудников (понимание того, что от культуры работы персонала зависит уровень эффективности трудовой деятельности, а вследствие, и размер мотивации, включая сумму оклада в зарплате);

- улучшить систему взаимоотношений между различными подразделениями и структурами предприятия, укоренить горизонтальные связи;

- внедрить систему внутреннего аудита производственного процесса;

- совершенствовать процесс организации труда и эргономики рабочего места;

- участвовать в активном обмене научно-исследовательских результатов деятельности технологического структурного подразделения для получения новой информации, касаемо совершенствования управления качеством производства продукции;

- сформировать систему обучения для персонала предприятия по управлению качеством продукции;

- внедрить систему мотивации персонала за выпуск качественной продукции (например, процент брака продукции установить одним из ключевых показателей эффективности труда сотрудников).

Таким образом, ключевыми инструментами улучшения качества продукции предприятия выступают поставщики, рабочий персонал и уровень технологического оснащения производственного процесса. Подводя итоги научного исследования, важно заметить, что управление качеством продукции влияет не только на конкурентоспособность самой продукции в сравнении с товарами других производителей, но и на конкурентоспособность предприятия. Причиной такого выступает прямое влияние качества продукции на объем ее продаж, который и формирует выручку, а соответственно, и финансовый результат коммерческой деятельности организации (заключающийся в виде получения прибыли). По этой причине, повышения конкурентоспособности предприятия методом управления качеством продукции - один из наиболее эффективных и простых способов достижения данной цели.

Список литературы /References

1. Бондарская Т.А., Злобина Н.В., Сизикин А.Ю. Совершенствование системы управления качеством на предприятии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tstu.ru/book/elib/pdf/2016/zlobina.pdf/ (дата обращения: 11.11.2019).

2. Постное В.В., Селиверстов А.С., Митрофанов Д.Е., Уткин Д.Ю. Уровень качества выпускаемой продукции предприятия и его конкурентоспособность // Молодой ученый, 2017. № 43.

3. Куприянова Л.М. Управление качеством продукции как фактор устойчивости бизнеса // Мир новой экономики, 2015. № 4.

4. Скорова О.А., Воронов М.П. Формирование теоретической основы управления качеством // Научное обозрение. Экономические науки, 2016. № 2. С. 55-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.