КОНЦЕПЦИЯ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
И.В. Щетинина
Суть бережливого производства можно в полной мере раскрыть с позиций решения задачи повышения конкурентоспособности производимой продукции. Бережливое производство как концепция повышения конкурентоспособности продукции представляет собой особую систему организации бизнес-процессов в области менеджмента, маркетинга, производства и труда. Концепция бережливого производства направлена на оптимизацию потока создания ценности, сокращение всех видов потерь и улучшение качества производимой предприятием продукции на основе применения совокупности специфичных взаимосвязанных методов и инструментов.
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся необходимости повышения конкурентоспособности продукции, производимой отечественными предприятиями, вследствие усиления конкурентной борьбы как на внешнем, так и на внутреннем рынках; даётся определение понятию «конкурентоспособность продукции»; рассматриваются ключевые показатели конкурентоспособности продукции; раскрывается сущность бережливого производства с позиций решения задачи повышения конкурентоспособности продукции, предлагается классификация методов бережливого производства в разрезе их деления на методы повышения качества и методы сокращения затрат
Ключевые слова: конкурентоспособность продукции, бережливое производство, методы бережливого производства, качество продукции, цена продукции
Деятельность предприятия на рынке невозможна без участия в конкурентной борьбе. Конкуренция представляет собой своего рода соперничество участников рынка за наиболее выгодные условия продажи продукции, завладения определенной долей рынка и получения максимальной прибыли. В ходе конкурентной борьбы определяется общественная необходимость в производимой продукции, дается оценка ее значимости и ценности для потребителя. Конкуренция побуждает производителей продукции совершенствовать и обновлять свою продукцию, повышать ее качество, сокращать затраты на её производство и реализацию, а следовательно делать продукцию конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынках.
За последнее десятилетие усиление конкурентной борьбы отмечается практически во всех странах мира. В сложившихся условиях жесткой конкуренции одной из первоочередных задач, стоящих перед отечественными предприятиями, является повышение конкурентоспособности производимой ими продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынках [1]. Производство и реализация конкурентоспособной про-
дукции является своего рода обобщающим показателем способности предприятия эффективно использовать финансовый, производственный, кадровый и инновационный потенциал.
Устойчивость положения предприятия на рынке определяется конкурентоспособностью производимой им продукции и способностями вести конкурентную борьбу. Чтобы выжить в динамично развивающихся рыночных условиях от руководства предприятия требуется прежде всего видение перспектив и ключевых направлений развития предприятия, способность предугадать действия предприятий-конкурентов и выбрать направления ответных действий. Производственная деятельность каждого предприятия в современных условиях зависит от того, насколько эффективно оно решает задачи, связанные с повышением конкурентоспособности производимой продукции. Только решив эту задачу, предприятие может успешно функционировать и развиваться в нестабильной рыночной среде.
Конкурентоспособность продукции представляет собой определенную характеристику продукции, отражающую её отли-
чие от продукции конкурентов как по степени соответствия определенной потребности, так и по затратам на удовлетворение этой потребности. Ключевыми показателями конкурентоспособности продукции являются её цена и качество [7]. Однако производство конкурентоспособной продукции может быть материалоёмким и высокозатратным, что в современных рыночных условиях, несомненно, приведет к снижению эффективности, сокращению прибыли, ухудшению финансово-экономического состояния предприятия. В таком случае необходимо дополнительное финансирование, что в результате приводит к снижению непосредственно конкурентоспособности предприятия-производителя.
Решение задач повышения конкурентоспособности выпускаемой предприятием продукции в условиях ограниченности финансовых ресурсов связано с поиском малокапиталоемких путей [6]. Доведение качественно-стоимостных характеристик продукции до уровня, конкурентоспособного в рамках рыночного пространства, без излишних финансовых вложений и капитальных затрат может быть обеспечено посредством внедрения на отечественных предприятиях методов и инструментов бережливого производства.
Проводя анализ современной научной литературы, следует отметить, что многие ученые по-разному раскрывают содержание понятия «бережливое производство». Для одних бережливое производство представляет собой совокупность методов и инструментов совершенствования производства и труда на предприятии[2], для других - это система оптимизации потока создания ценности [3], по мнению третьих - это система управления качеством [4]. Осуществленный анализ также позволил определить, что в настоящий момент отсутствует четкое понимание как структуры, так и взаимосвязи методов бережливого производства.
С нашей точки зрения, бережливое производство представляет собой как философию, так и совокупность конкретных методов и инструментов, разработанных на основе опыта передовых компаний, направленных на одержание победы в конкурентной борьбе за счет сокращения разнообразных потерь, как в области производства, так и в области потребления. Именно с позиций решения задачи повышения конкурентоспособности выпускаемой предприятием продукции можно в полной мере понять и раскрыть сущность бережливого производства.
По нашему мнению, бережливое производство как концепция повышения конкурентоспособности продукции представляет собой особую систему организации бизнес-процессов в области менеджмента, маркетинга, производства и труда. Концепция бережливого производства направлена на оптимизацию потока создания ценности, сокращение всех видов потерь и улучшение качества производимой предприятием продукции на основе применения совокупности специфичных взаимосвязанных методов и инструментов:
- уменьшения товарно-материальных запасов;
- универсальности и возможности быстрой переналадки производственного оборудования;
- системы поставки точно в срок;
- применения принципа единичного потока и производства на основе поступающих заказов и др.
Концепция бережливого производства представляет собой единую систему, в которой объединены различные субъекты. Конкурентоспособность такой системы зависит от конкурентоспособности и эффективности каждого её элемента. Поэтому производители продукции, поставщики и партнеры должны следовать единой концепции бережливого производства.
В основе концепции бережливого производства лежат два базовых понятия:
устранение и предотвращение потерь, а также обеспечение высокого качества производимой продукции [3]. В практике предприятий, применяющих методы бережливого производства, выделяют следующие виды потерь:
-перепроизводство;
- ожидание;
- лишняя транспортировка;
- лишние этапы обработки;
- лишние запасы;
- ненужные перемещения;
- потери из-за выпуска дефектных изделий.
Также к потерям относится и нереализованный творческий потенциал работников предприятия.
Все перечисленные потери приводят к снижению или полной утрате конкурентоспособности продукции на рынке. Концепция бережливого производства предполагает применение системы взаимосвязанных методов и инструментов по предотвращению указанных видов потерь [2, 4]. Разумеется, создание и реализация единой, комплексной системы бережливого производства требует длительного времени и коренной реорганизации производства. Однако, вполне возможно и целесообразное поэтапное внедрение системы, начиная эту работу с реализации форм, ориентированных на устранение наиболее существенных в данных условиях видов потерь. Так, например, потери рабочего времени, которые в настоящий момент на ряде отечественных предприятий достаточно значительны, возможно значительно сократить, применяя мероприятия по улучшению организации и об-
служивания рабочих мест работников основного производственного персонала предприятия.
Мы предлагаем использовать классификацию методов бережливого производства в основе которой лежит деление методов бережливого производства на методы, направленные на повышение качества продукции, и методы, направленные на сокращение затрат. Предлагаемая нами классификация методов бережливого производства представлена на рисунке.
Применение представленных методов в практике деятельности предприятия должно носить системный характер. Все методы взаимосвязаны между собой, и только их совместное использование позволит получить необходимый результат - сократить затраты и одновременно повысить качество продукции, что как следствие приведет к повышению конкурентоспособности продукции на рынке.
Представленная нами классификация методов бережливого производства позволит более эффективно разрабатывать мероприятия по внедрению данных методов в практику деятельности предприятий с целью повышения конкурентоспособности производимой ими продукции.
Необходимость внедрения методов бережливого производства становится особенно актуальной в условиях перехода экономики России к инновационному развития. Во многих странах мира уже давно пришли к выводу, что будущее страны за экономикой знаний и новыми технологиями управления.
Классификация методов бережливого производства как концепции повышения конкурентоспособности продукции
мирование деловой репутации предприятий как производителей продукции, соответ
Россия в своих политических заявлениях берёт курс на модернизацию и внедрение инновационных технологий, но на практике вследствие износа основных фондов разрыв между нашей страной и инновационными лидерами с каждым годом все наблюдается всё отчетливее. В таких условиях меры по внедрению и развитию концепции бережливого производства позволят обеспечить реализацию потенциала отечественных предприятий, достижение более высокого уровня конкурентоспособности выпускаемой ими продукции, фор-
ствующей мировым стандартам и, как следствие, увеличение инвестиционной привлекательности региона и расширение доли на рынке.
Литература
1. Белова, А.Г. Проблемы повышения конкурентоспособности экономики России / А.Г. Белова // Современная конкуренция. -2014. - № 1 (7). - С. 61 - 68.
2. Деннис, П. Основы бережливого производства. Путеводитель по самой эффективной в мире системе производства / П. Деннис. - М.: Олимп-Бизнес, 2013. - 206 с.
3. Манн, Д. Бережливое управление бережливым производством / Д. Манн. - М.: Стандарты и качество, 2009. - 208 с.
4. Погребняк, С. Бережливое производство. Формула эффективности / С. Погреб-няк. - М.: Триумф, 2013. - 308 с.
5. Туровец, О.Г. Генезис бережливого производства: российские истоки / О.Г. Ту-
ровец, В.Н. Родионова // Организатор производства. - 2015. - №2 (65). - С. 5 - 12.
6. Туровец, О.Г. Концепция реализации принципов бережливого производства / О.Г. Туровец, В.Н. Родионова // Организатор производства. - 2014. - №3 (62). - С. 12 - 18.
7. Щетинина, И.В. Конкурентоспособность продукции промышленного предприятия: понятие, показатели, направления и программа повышения / И.В. Щетинина // Инновационный Вестник Регион. - 2014. -№4 (38) - С. 42 - 47.
Щетинина Ирина Валерьевна, ассистент кафедры Экономики и управления на предприятии машиностроения, Воронежский государственный технический университет (г. Воронеж, Российская Федерация), irina [email protected]
CONCEPT OF ECONOMICAL PRODUCTION AS FACTOR OF INCREASE OF COMPETITIVENESS OF PRODUCTION
I.V. Shchetinina, Voronezh State Technical University, Voronezh, Russian Federation, [email protected]
The essence of lean production can be fully disclosed from the standpoint of solving the problem of improving the product competitiveness. As a concept of raising the product competitiveness, lean production represents a special system of business process organization in the fields of management, marketing, production and work.
The concept of lean production is oriented towards optimizing the flow of value creation, reducing all types of loss and improving the quality of manufactured products on the basis of applying the set of specific interrelated methods and tools.
The article deals with the issues concerning the need for increasing the competitiveness of products manufactured by domestic enterprises owing to tougher competition both in foreign and domestic markets. It gives the definition of the concept of "product competitiveness". The key indicators ofproduct competitiveness have been considered. The essence of lean production has been disclosed from the standpoint of solving the problem of increasing the product competitiveness. The classification of lean production methods has been proposed, which are divided into those aimed at improving the quality and those oriented at loss reduction
Keywords: product competitiveness, lean production, lean production methods, product quality, the cost of products
References
1. Belova A.G. Problemy povyshenija konkurentosposobnosti jekonomiki Rossii [The problems of increasing the competitiveness of the Russian economy]. Sovremennaja konkurencija [Present-day competition], 2014, no 1 (7), pp. 61 - 68.
2. Dennis P. Osnovy berezhlivogo proizvodstva [The Fundamentals of lean production]. Putevoditel' po samoj jeffektivnoj v mire sisteme proizvodstva [The guide to the most effective production system in the world]. Moscow: Olimp-Biznes, 2013. 206 p.
3. Mann D. Berezhlivoe upravlenie berezhlivym proizvodstvom [The efficient management of lean production]. Moscow: Standarty i kachestvo, 2009. 208 p.
4. Pogrebnjak S. Berezhlivoe proizvodstvo[Lean production]. Formula jeffektivnosti [The formula of efficiency]. Moscow: Triumf, 2013. 308 p.
5. Turovec O.G., Rodionova V.N. Genezis berezhlivogo proizvodstva: rossijskie istoki [The Genesis of Lean Production: Russian origins]. Organizator proizvodstva [Organizer of Production], 2015, no 2 (65), pp. 5 - 12.
6. Turovec O.G., Rodionova V.N. Koncepcija realizacii principov berezhlivogo proizvodstva [The concept of implementing the principles of lean production]. Organizator proizvodstva [Organizer of Production], 2014, no 3 (62), pp. 12 - 18.
7. Shchetinina I.V. Konkurentosposobnost' produkcii promyshlennogo predprijatija: ponjatie, pokazateli, napravlenija i programma povyshenija [The competitiveness of industrial company products: concept, indicators, directions and the program of improvement]. Innovacionnyj Vestnik Region [The Bulletin of Innovations], 2014, no 4 (38), pp. 42 - 47.