УДК 658.56
Шагалова Т.В. Качество — основа конкурентоспособности предприятия в период стагфляции
Quality - the basis of the competitiveness of enterprises in the period of stagflation
Шагалова Татьяна Владимировна
к.э.н., доцент ННГАСУ 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65
Shagalova Tatyana
Nizhny Novgorod Architecture and Civil Engineering
Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с повышением конкурентоспособности продукции (услуг) в современных условиях. Рассмотрена практика решения проблемы качества на конкретном предприятии, что позволило более обосновано представить прогноз показателей деятельности предприятия после внедрения системы менеджмента качества.
Abstract: This article discusses the issues related to the competitiveness of products (services) in the modern world. Considered the practice of dealing with quality problems at the plant, allowing more grounded to present a forecast of performance of the company after the implementation of the quality management system.
Ключевые слова: стагфляция, конкурентоспособность, качество продукции, потребительская стоимость, меновая стоимость, система менеджмента качества
Keywords: stagflation, competitiveness, product quality, customer value, exchange value, the quality management system
В последние годы положение экономики России находится в граничном состоянии стагфляции — ситуация, в которой экономический спад и депрессивное состояние экономики, а также рост безработицы в отдельных регионах сочетаются с ростом цен — инфляцией.
Немаловажным фактором этому состоянию экономики принадлежит ненадлежащее решение проблемы качества продукции и услуг. В связи с этим слабое продвижение товаров с глубокой переработкой за рубеж [1].
Качество продукции складывается из технического и функционального качества, которые имеют первостепенное значение для потребителей, т.к. именно
качество определяет её конкурентоспособность, потребительскую и меновую стоимости. Развёртка формирования характеристик качества продукции показана на рисунке 1.
Рисунок 1. Составляющие уровня качества продукции Повышение качества продукции (услуг) влечёт за собой повышение её конкурентоспособности и конкурентоспособности предприятия (поставщика) [3].
Основные составляющие качества продукции, обеспечивающие конкурентоспособности предприятия представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Составляющие качества продукции предприятия Рассмотренные составляющие качества продукции формируют его пять уровней, позволяющих выйти на мировой рынок и массовый экспорт отечественной продукции, представленных на рисунке 3.
Пять уровней качества продукции
-* "| Соответствие -*—— Соответствие Соответствие Соответствие ■ »- Соответствие
требованиям требованиям требованиям скрытым,, > будущим
отечественного покупателя отече с твенното неочевидным потребностям
стандарта рынка потребностям населения
мирового рынка
Рисунок 3. Тенденции мирового развития уровня качества продукции
Что нам обеспечивает конкурентные преимущества в настоящее время? Это: качество менеджмента, качество процесса, а в итоге — качество продукции (услуги) [6]. В конечном итоге всё сводится не к тому, что производится, а как производится, какими средствами труда и применяемой технологии.
В качестве продукции заинтересованы не только потребители, но и сотрудники, собственники, поставщики (партнёры), общество [7].
Особенно остро проблема управления качеством продукции (услуг) встала после вхождения России во Всемирную Торговую Организацию. За счёт снижения таможенных пошлин на рынок стали поступать товары, которые составили серьёзную конкуренцию отечественным товаропроизводителям. Применение санкций ухудшили экономическую ситуацию в стране, произошёл спад инновационной активности организаций и среднемесячной реальной заработной платы персонала [4], которые представлены в таблицах 1, 2 [8]. Перечисленные обстоятельства тесным образом связаны с инновационной деятельностью организаций, которые существенно влияют на уровень качества продукции в России.
Таблица 1
Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, в общем числе обследованных организаций), по РФ в 2005-2015 гг. (в процентах)
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
9,7 9,9 10,0 9,4 9,3 9,5 10,4 10,3 10,1 9,9 9,3
Сравнительные данные о динамике номинальной (в рублях) и реальной(в % к предыдущему периоду) среднемесячной начисленной заработной плате персонала
в РФ в 2005-2015 гг.
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
8555 10634 13593 17290 18638 20952 23369 26629 29792 32495 34030
112,6 113,3 117,2 111,5 96,5 105,2 102,8 108,4 104,8 101,2 91,0
Следует отметить и действующие в ВТО международные нормы, обуславливающие необходимость иметь в своей организации систему менеджмента качества, сертифицированную по международным стандартам, которые должны быть внедрены в нашей стране. Поэтому сейчас перед производителем остро стоит проблема «выживания», а это можно достичь только за счёт повышения технического и функционального качества продукции или снижения цены [5]. Для этого важно понимать цели, которые предприниматели ставят при решении проблем качества, которые можно свести к двум: улучшения или повышения уровня качества. Когда речь идёт об улучшении уровня качества, то эта проблема решается за счёт бездефектного выпуска продукции, т.е. максимального достижения требований применяемых стандартов ГОСТ или ИСО. В этом случае повышение качества позволяет существенно сократить затраты и снизить цену на производство продукции, создавая экономические условия для увеличения ёмкости рынка, повышая конкурентоспособность этой продукции. Такая возможность достигается, когда возникает синергетический эффект. Например, при сертификации системы качества на предприятии и используя такую продукцию при строительстве объектов, совокупные затраты производства изделий и возведения зданий сокращаются на 15-20% за счёт ликвидации доводочных работ, хотя считается, что такое улучшение качества неизбежно требует повышение цены.
Повышение уровня качества связано с инжинирингом и реинжинирингом, что обусловлено инновационным подходом к решению этой проблемы. Инжиниринг предполагает использование в производстве передового опыта других предприятий при использовании факторов производства, что не требует
серьёзных инвестиций. Реинжиниринг предполагает использование новых технологий, материалов, информации, организации труда и производства, и требует серьёзных инвестиций. При использовании инжиниринга и реинжиниринга совокупные удельные затраты снижаются, что свидетельствуют об интенсификации производства и создают условия для снижения цен на выпускаемую продукцию. К сожалению, предлагаемый подход к формированию проблемы качества и цены на выпускаемую продукцию, мало интересует наших предпринимателей. Их главная цель - получить максимальную прибыль любой ценой в ущерб качеству жизни населения[2].
Сегодня на рынке конкурирует не продукция, а системы менеджмента качества.
Система менеджмента качества (СМК) - это составная часть общей системы управления предприятием, которая должна обеспечить стабильность качества продукции или услуг и повысить удовлетворенность потребителя.
Получив сертификат по стандарту ISO 9001, у предприятия больше шансов стать предпочтительным поставщиком для крупных компаний международного уровня. При правильном внедрении СМК растет конкурентоспособность на рынке.
Сертификат ISO на систему менеджмента качества служит доказательством способности организации выполнять взятые на себя обязательства.
В качестве примера рассмотрим Нижегородское предприятие.
История предприятия начинается в 1900 году как фабрика по выработке искусственной шерсти, с 2000-х годов является крупным производителем хлопковой целлюлозы и медицинской ваты. В 2003 году предприятие инвестирует около одного миллиона долларов в производство медицинской ваты высочайшего качества, соответствующего мировым стандартам под торговой маркой «UNIS», в дальнейшем под этой торговой маркой будет выпускаться весь ассортимент перевязочных средств - пластыри, бинты и т.д. Однако - это предприятие столкнулось с рядом проблем улучшения качества продукции, ранжирование которых приведено в таблице 3.
Ранжирование глобальных проблем развития организации
Формулировка проблемы Комментарий к проблеме Ранг
1. Повышение качества продукции. Поиск новых поставщиков сырья хлопковой целлюлозы 2
2. Вытеснение конкурентов. Провести маркетинговые исследования конкурентов 6
3. Выход на новые рынки. Участие в тендерах по государственным закупкам. 7
4. Расширение ассортимента. Поиск новых поставщиков по дополнительным продуктам (бинты, шприцы и т.д.) 5
5. Поиск новых контрагентов. Увеличение количества рекламы и холодных звонков. 4
6. Замена старого оборудования и модернизация существующего. Закупка новой, более современной линии (чесальной машины) 3
7. Усовершенствование менеджмента компании. Поиск новых менеджеров, с более высоким уровнем образования. 1
Для решения этой проблемы в таблице 4 приведены цели и критерии развития и улучшения качества продукции на предприятии.
Таблица 4
Цели и критерии развития и улучшения качества продукции
Управленческая цель Техническая цель Кадровая цель Маркетинговая цель Экономическая цель
Обеспечение эффективного менеджмента, повышение целеустремленности Внедрение новых технологий, закупка нового оборудования, Обучение персонала, повышение лояльности в коллективе. Расширение рынка продукции, новые рекламные ходы. Участие во всех региональных и Максимизация и оптимизация прибыли, повышение денежного потока,
коллектива, появление гарантия Соблюдение федеральных оптимизация
новых мотивационных окупаемости численности выставках. рентабельности.
проектов. новых руководящего
технологий состава и
подчиненных
Для достижения поставленных целей в таблице 5 приведён STEP — анализ внешней среды организации.
Таблица 5
Матрица STEP-анализа внешней среды организации
Факторы внешней Пес симистичный Реалистичный Оптимистичный
среды вариант развития вариант развития вариант развития
Социальные Потребители в связи Потребители не Потребители будут
с ухудшением будут выбирать продукты по
материального отказываться от высокой цене, обращая
положения могут тех продуктов к внимание на
обратить внимание которым соотношение цена-
свое на более привыкли, качество
дешевые продукты которым дают
заменители предпочтения
несмотря на
финансовое
положение.
Технологические Повышение Действующее Закупка нового
технологии в оборудование оборудования повысит
производстве давно пора производительность, и
повлечет повышение менять с объем продаж, что в
затрат на их появлением последствии приведет к
внедрение новых повышению прибыли и
технологий. окупаемости новых
Старое производственных
оборудование линий.
заметно тормозит
производство
новых продуктов и их реализацию.
Экономические Инфляция, и дестабилизация экономического положения потребителей. Небольшая инфляция мало чем отразиться на экономическом положении потребителей. Инфляция ни коим образом не отражается на экономическом положении потребителей.
Оценка внешней среды организации позволяет разработать стратегию решения проблем качества на предприятии.
Часто внешние условия изменяются так неожиданно, что нарушаются все предварительные планы. Окружение может быть таким нестабильным, что становится бессмысленной сама разработка долгосрочных планов, стратегий, и улучшение качества товаров и услуг.
Для принятия конкретных решений и разработки мероприятий было выявлено ряд дефектов, представленные в таблице 6, которые позволили сформировать факторы внутренней среды.
Таблица 6
Дефекты производства
Дефект/не с оответ ствие Причина возникновения Рекомендации по предупреждению или устранению дефекта
Вкрапления в вате Недостаточное прочесывание кипной ваты Перенастроить чесальный станок на более редкую длину между зубьями
Достаточное грубое сырье. Заказывать более дорогое сырье из хлопка, более высокого качества.
Недостаточная стерильность ваты Малое время стерилизации в стерилизаторе. Увеличить время стерилизации.
Большие разрывы в бинтах Дефект происходит от неналаженного оборудования. Вызвать профессионального наладчика. В соответствии с ГОСТ по бинтам
Несоответствие по весу кипной ваты. Невнимательный завес ваты, ошибка весов. Более ответственный контроль при взвешивании и формировании кипной ваты, ремонт или замена весов.
Выявленные факторы внешней и внутренней среды, влияющие на деятельность предприятия, позволили разработать матрицу SWOT-анализа, приведённую в таблице 7.
Таблица 7
Матрица SWOT-анализа
Сильные стороны Возможности
Одна из лидерских позиций на рынке производителей медицинских товаров. Достаточно новая линия по обработке и упаковке сырья Высококвалифицированный производственный персонал Отлаженное производство Твердая уверенность в поставщиках. Хорошая транспортная и ж/д развязка. Увеличение номенклатуры закупаемых товаров и производимой продукции. Расширение клиентской базы Захват новых территорий рынка, не только в России, но и за рубежом. Повышение объема продаж за счет кредитуемых покупателей и отсрочки платежей.
Слабые стороны Угрозы
Текучесть кадров Слабый каровый состав отдела продаж, ввиду отсутствия грамотного начальника отдела продаж Отсутствие грамотного маркетинга Возможность потери поставщиков хлопкового сырья. Нестабильность работы ГЖД(нехватка контейнеров разных объемов) Закрытие производства (сдача
Нет опытных наладчиков производственных станков (приходится нанимать иностранных
нежилых складских помещений окупается быстрее)
Нестабильность курса валют(зависит цена сырья напрямую)
Указанные мероприятия, представленные в матрице SWOT-анализа, нашли отражение в плане мероприятий по улучшению качества продукта за счет введения СМК, что позволило добиться изменений в деятельности организации после внедрения СМК, которые представлены в таблице 8.
Таблица 8
Анализ показателей деятельности предприятия до и после внедрения изменений
Внесенные изменения Показатели до изменений Показатели после изменений.
Закуплена новая чесальная машина Вкрапления в вате, из за этого продукцию не закупали в медицинские учреждения. Появились новые контрагенты, клиники, больницы. Появился новый вид товара «Глазная вата»
Заключен договор с иностранными наладчиками оборудования Приходилось долго искать в России наладчика, готового работать с иностранными станками. Устраняются дефекты оборудования в короткие сроки и с гарантией.
Изменение вида стерилизации товара Показатели стерилизации были недостаточными (вата, бинты) Показатели стерилизации в норме, нашу вату и бинты можно рекомендовать для хирургических отделений.
Внедрение СМК ISO 9001 Продукция распространялась по территории Нижегородской области. Появилась возможность участвовать в Российских и Зарубежных тендерах на госпоставку изделий медицинского назначения.
Результаты внедрения системы менеджмента качества позволили более объективно обосновать прогноз показателей деятельности организации до 2018 года, показанные в таблице 9.
Таблица 9
Прогноз показателей деятельности организации после внедрения СМК
№ пп Показатели Фактические данные Прогноз
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
1 Выручка, тыс.руб. 1771 3694 6436 8395 8700 9200 9600
2 Себестоимость продукции, тыс.руб. 1376 1765 4052 5800 6200 6500 6800
3 Валовая прибыль, тыс.руб. 394 1928 2383 2596 3000 3500 4000
4 Чистая прибыль, тыс.руб. -206 59 274 293 300 325 360
Заключение
Таким образом, рассмотрев возможности предприятия, слабые и сильные стороны, как внешние, так и внутренние, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, и производимых дефектов и ознакомившись с основными принципами выработки стратегии, можно определить стратегию организации, опираясь на цели организации и улучшение качества товара. Так как организация работает на развивающемся рынке с сильной конкуренцией, то для нее наилучшей будет комбинированная стратегия. Можно выделить компанию за счет внедрения нового продукта, качеством выше, чем у конкурентов, но с конкурентоспособной ценой.
В заключение можно сказать, что стратегией в управлении качеством является обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, которые обеспечивают достижение намеченных целей.
Библиографический список
1. Кожин В.А., Шагалова Т.В., Иванов С.А., Жесткова И.С. Экономика предприятия (организации) Нижний Новгород, 2016. Сер. Высшее образование (2-е издание)
2. Кожин В.А., Шагалова Т.В., Жесткова И.С. Разработка инновационных подходов к формированию механизма реструктуризации предприятий. Экономика и социум. 2014. № 1-3 (10). С. 506-520.
3. Гуськова И.В., Шагалова Т.В. Перспективы повышения конкурентоспособности экономик стран - участниц евразийского экономического союза. Современная конкуренция. 2014. № 4 (46). С. 74-82.
4. Масютин С.А., Гуськова И.В., Шагалова Т.В. Экономические санкции в отношении России: угрозы или возможности для бизнеса. Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1 (33). С. 75-87.
5. Краснова Н.А., Сартакова Е.М. Клиентоориентированный подход в управлении жизненным циклом инновационного продукта. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2015. № 1 (33). С. 59-66.
6. Колосова Т.В. Управление инновационным развитием предприятия и проблемы конкурентоспособности. Проблемы современной экономики. 2010. № 2. С. 46-50.
7. Кожин В.А., Шагалова Т.В. Моделирование ценообразования для различных видов товаров и услуг в рыночных условиях с учётом ценностного подхода. Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-4 (41-4). С. 539-543. 8. http://www.gks.ru/ [дата обращения 25.09.2016 г.]