Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР АПК'

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР АПК»

времени. В результате обслуживания дополнительных групп потребителей и выхода на новый рынок, расширения продуктовой линии товарооборот вырастет на 15%, а увеличение темпов роста рынка и спроса составит 5-8%.

Таким образом, качество обслуживания клиентов зависит от внедрения инноваций, организации процесса продаж, стандартизации торговых условий и оптимизации технологий, управления товарными потоками и отношениями с клиентами. С учетом качества торгового обслуживание потребителей, основанного на предоставлении услуг, непосредственно направленных от человека к человеку, повышается уровень удовлетворенности и лояльность клиентов. При этом сочетание эмоционально-контактного характера обслуживания с материально-технологическим воздействием, направленным на перемещение предметов (товаров) и косвенное воздействие на потребителей, усиливает эффективность влияния инновационных технологий на качество услуг и отношений.

Использованные источники:

1. Лисин Б.К., Фридлянов В.Н. Инновационный потенциал как фактор развития// Инновации- 2002- №7-с.17-34

2. Корнеева И.В., Шуклина З.Н. Применение ОКМ-системы в оптовой торговле//Вестник БГУ №3, 2011 - с.27-29

3. Шоул Д. Первоклассный сервис как конкурентное преимущество./ Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006 -324с.

Шхагапсоев А.Э., к. э.н. старший преподаватель кафедра «Экономика» ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный

университет им. В.М. Кокова» Россия, г. Нальчик ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР АПК В условиях динамичного развития рынков и технологий, характерных для современной экономики, предпринимательские структуры АПК находятся в ситуации, когда для обеспечения конкурентоспособности требуется все более совершенный инструментарий. Большинство предпринимательских структур АПК сегодня осуществляют свою деятельность в условиях ситуации ограниченной, неточной и изменчивой информации о состоянии среды, в которой они функционируют и развиваются. Поэтому преодоление неопределенности и снижение риска является ключевой задачей в рамках обеспечения жизнеспособности и достижения высоких конкурентных позиций современных организаций АПК.

Условия осуществления экономической деятельности в Российской Федерации более жесткие, динамичные и менее предсказуемые, чем в большинстве развитых стран, однако российские предприятия АПК зачастую не уделяют должного внимания изучению влияния фактора неопределенности на бизнес-процессы. При формировании стратегии и тактики коммерческой деятельности некоторые отечественные предприятия АПК отождествляют неопределенность и риск, а часть организаций АПК в принципе не учитывает действие данных факторов при разработке планов и принятии управленческих решений. В то время как анализ современной экономической ситуации показывает, что наилучших показателей конкурентоспособности в условиях глобальных и динамичных рынков достигают те предприятия АПК, которые владеют методиками исследования и адаптации бизнес - моделей в условиях повышенной неопределенности конкурентной среды.

Сегодня необходимость разработки новых методов управления предприятием АПК возникла вследствие кардинальной смены источников конкурентных преимуществ организаций и механизмов взаимодействия экономических агентов. Активное развитие получили новые отрасли АПК, ключевой компетенцией которых стало постоянное внедрение инноваций.

Помимо ориентации на инновационность, современные предприятия АПК должны принимать во внимание, что они существуют в ситуации постоянных мультинаправленных изменений как внутри организации (разработка и внедрение новых технологий в АПК, применение новых методов бизнеса), так и вне предприятия (быстрая смена потребительских предпочтений, практически неограниченное число конкурентов). В условиях новой экономики наблюдается ускоренный рост числа экономических транзакций и их участников, объема экономической информации, что приводит к повышению степени хаотичности внешней среды предприятия АПК и создает дополнительные вызовы в рамках обеспечения конкурентоспособности.

Другим существенным изменением в рамках общего характера и направления конкурентной борьбы стал процесс демонополизации информации. Любое современное предприятие АПК осуществляет деятельность в условиях, когда нет четких границ рыночных сегментов, и барьеры входа на различные рынки очень быстро теряют свою актуальность. Рост и глобализация информационного поля привели к исчезновению монополии на информационные ресурсы, так как высокая скорость распространения информации не позволяет сделать обладание ею существенным конкурентным преимуществом в течение длительного периода времени.

Таким образом, можно выделить основные тенденции развития современной экономики, которые оказывают ключевое влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур АПК. К ним

относятся: прогрессирующая инновационность бизнеса; демонополизация информации; неопределенность и хаотичность среды функционирования предприятий.

Ключевые преимущества в ходе конкурентной борьбы получают те предприятия АПК, которые могут быстро реагировать на изменения рынка, адаптироваться к новым условиям в реальном времени, постоянно менять свою структуру и методы ведения бизнеса.

Сегодня основные решения в сфере обеспечения конкурентоспособности в рамках новой экономики связанные с процессом принятия решений в сфере маркетинговой поддержки предпринимательской деятельности в АПК. Следовательно, первостепенной задачей обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур АПК в современных экономических условиях является нахождения инструментов успешного формирования маркетинговых решений в условиях растущей неопределенности и динамичности рынка. Следует заметить, что сфера маркетинга, в отличие от производственной сферы, сильнее всего подвержена влиянию трансформирующих тенденций новой экономики, так как она не подлежит автоматизации, и ее результаты напрямую зависят от деятельности менеджеров. Такое положение дел обостряет проблему поиска методов анализа и обоснования процесса управления конкурентоспособностью и разработку методики выбора принятия управленческих решений с учетом фактора неопределенности.

В условиях рыночной экономики существует множество источников возникновения неопределенности для различных субъектов предпринимательской деятельности АПК. К таким источникам в области конкурентоспособности можно отнести следующие: отсутствие обоснованной политики в области инновационного менеджмента, вызванное ситуацией сочетания значительного инновационного потенциала и низкого технологического уровня; динамичные рыночные изменения и сложную экономическую обстановку; несовершенное, меняющееся из года в год законодательство (постоянная трансформация принципов взаимодействия с властными структурами); отсутствие у большинства предприятий АПК эффективной информационной системы поддержки принятия решений; низкая степень развития партнерских отношений между крупными и малыми предприятиями АПК и соответственно схем минимизации риска путем разделения ответственности; проблемы семантического толка в области восприятия и трактовки рыночной информации (часто лингвистические оценки и характеристики рынка со стороны экспертов неверно толкуются предпринимателями; такая ситуация связана с низким уровнем знаний управленцев); ситуация переизбытка информации, когда из обилия данных о том или ином процессе трудно выделить ключевые факторы и показатели.

Наличие данных факторов еще раз подчеркивает ключевую роль инструментов процесса управления в условиях неопределенности при

формировании конкурентоспособности предпринимательских структур АПК.

Таким инструментом являются логико-математические модели исследования неопределенности. Использование экономико-математических методов и моделей важно для обеспечения необходимой поддержки принятия решений в сфере агропредпринимательства в условиях дефицита или избытка информации. При этом в процессе создания модели необходимо предусмотреть влияние факторов, которые формализовать крайне сложно, например, изменение норм законодательства или появление новых технологий. Все это приводит к тому, что для управления конкурентоспособностью все более широко применяются методы решения задач в условиях неопределенности.

Использованные источники:

1.Шогенов Б.А., Жемухов А.Х., Гедгафова А.М. Региональный агропромышленный комплекс и проблемы его развития // Региональная экономика: теория и практика - №39 - 2009 г.

2.Буздов З.З., Багова Д.М. Тенденции и перспективы развития малого предпринимательства в региональном АПК// TERRA ECONOMICUS - №2 -2008 г.

3.Терешев М. А., Бекшоков Т.В., Шарданова Г.Б. Построение экономико-математической модели оценки сельскохозяйственных земель // Управление экономическими системами. - №7 - 2006 г.

Эмирова Н.Э.

«Дагестанский государственный технический университет»

Россия, г. Махачкала К ВОПРОСУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В СФЕРУ ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время завершился процесс осознания важности инвестиций в человеческий капитал для обеспечения экономического роста и сложности разработки стратегии инвестирования и экономической политики в сфере образования, которые обеспечивали бы максимальную отдачу от инвестиций.

Наиболее актуальными социально-экономическими проблемами в области управления образованием в настоящее время выступают следующие:

• проблема планирования на уровне правительств инвестиций в образование в условиях жестких финансовых ограничений при росте социального спроса на образование;

• проблема обеспечения соответствующего вклада образования в реализацию основных целей общественного развития, в качестве которых в области экономики в современном мире обычно выступают следующие цели: удовлетворение немедленных потребностей посредством

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.