Научная статья на тему 'Факторы конкурентоспособности предприятий в системе продовольственного рынка региона'

Факторы конкурентоспособности предприятий в системе продовольственного рынка региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хачмафова А. П.

Современный продовольственный рынок характеризуется наличием признаков различных видов конкурентных взаимоотношений, поэтому процесс выстраивания конкурентных стратегий для его агентов является достаточно сложным. При этом предпринимательские структуры, целью которых является устойчивое оперирование на региональном рынке, действуют по двум основным направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы конкурентоспособности предприятий в системе продовольственного рынка региона»

Таким образом, существование различных вариантов подсистем дистрибьюции в маркетинге продовольствия демонстрирует созидательность конкурентных рыночных процессов, результаты творческой деятельности в сфере маркетинга. Каждый тип подсистем дистрибьюции нашёл своё место на рынке и удовлетворяет широкий диапазон требований розничной торговли и общепита. Следовательно, клиентам дистрибьюторов предоставляется возможность выбора наиболее эффективных форм и условий оптовых поставок продовольствия.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Колз Р.Л., Ул Дж.Н. Маркетинг сельскохозяйственной продукции. М.: Колос, 2000.

2. Фетюхина О.Н. Маркетинг и маркетинговая система АПК //Экономический анализ: теория и прак-

тика. 2007. № 1.

3. Фетюхина О.Н. Маркетинг продукции АПК в «зелёной корзине» ВТО // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 5.

4. Friddle C.G., Mangaraj S., Kinsey J.D. The Food Service Industry: Trends and Changing Structure in the

New Millennium. Working Paper 01-02. The Retail Food Industry Center, University of Minnesota, St. Paul, MN, March 2001.

5. Harris J.M., Kaufman P.R., Martinez S.W., Price C. The U.S. Food Marketing System, 2002 /AER-811. U.S.

Department of Agriculture. Economic Research Service, June 2002. O)

6. Kaufman P.R., Handy C.R., McLaughlin E.W., Park K., Green G.M.. Understanding the Dynamics of Produce ^ Markets: Consumption and Consolidation Grow /AIB-758. U.S. Department of Agriculture. Economic ц

to j

Research Service, August 2000.

7. Kinsey J. Concentration of Ownership in Food Retailing: A Review of the Evidence About Consumer Impact, Working Paper 98-04. The Retail Food Industry Center. University of Minnesota, St. Paul, MN, ^ 1998. ^

8. Kinsey J. A Faster, Leaner, Supply Chain: New Uses of Information Technology // American Journal of □

Agricultural Economics. 2000. № 82. □

9. Supercenter and Wholesale Club Growth Continues // The Food Institute Report. 2001. 30.

10. Veiders C. FDI Examines Impact of Consumer Trends on Distribution // Supermarket News. 2001. № 17. ^

11. Warehouse Club Focus. Warehouse Club Industry Guide. Accessed 28 March 2002 // http:// D

www.warehouseclubfocus.com/issues/2001G-what%20is.pdf. ®

s

o

a

®

ХАЧМАФОВА А.П.

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В СИСТЕМЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РЕГИОНА

о о

о a

о

<

>

о о

дов конкурентных взаимоотношений, поэтому процесс выстраивания конкурентных стратегий для его агентов является достаточно сложным. При этом предпринимательские структуры, целью кото-

о

Современный продовольственный рынок характеризуется наличием признаков различных ви- о

о

со

О

I—

о

рых является устойчивое оперирование на региональном рынке, действуют по двум основным на- ° правлениям. С одной стороны, они оценивают специфику сложившегося продовольственного рынка, ^ с точки зрения типа рыночной структуры, формальных или неформальных правил поведения на нем, ¡Е товарного ассортимента, применяемого конкурентами комплекса маркетинга. А другой стороны, ш предприниматели осуществляют мониторинг своей внутренней среды, выявляют степень своей организационно-экономической устойчивости и конкурентоспособности. В дальнейшем, в целях выра- * ботки эффективных и оптимальных для выбранного продовольственного рынка конкурентных стра- ® тегий, фирмы соединяют два аспекта: внешний и внутренний, ибо предпринимательская конкурен- 2 тоспособность складывается из обоих компонентов. Рассмотрим их. ^

Как подчеркивалось, современный продовольственный рынок региона характеризуется разви- ^

тием конкурентных отношений, можно выделить целый ряд факторов, детерминирующих их развитие в системе регионального АПК (рис.1).

Для реализации потенциала перечисленных факторов, обусловливающих развитие конкурентно-предпринимательской среды в системе региональных продовольственных рынков необходимо:

- формирование экономического механизма стимулирования предпринимательства, учитывающего специфику функционирования предпринимателей всех форм собственности;

- ведение рациональной налоговой политики, обеспечивающей уменьшение налогового пресса на предпринимателей в АПК;

Возможности для реализации сельскими предпринимателями права собственности на землю и имущество

Благоприятствование макроэкономической ситуации в стране, конструктивность трансформационных преобразований в АПК

N

I-

га т

Ч

01

г

со □

си

^

о ф

^

о а ф

т

>

О

О х

X

ф

т

О

а

о <

>

о о

о <5

у

о

т

О

О О О.

О Ф

О Ф

О х

О

у

со

Наличие «правового поля», регламентирующего предпринимательскую деятельность в АПК и учитывающего ее специфику

Развитие инфраструктурной поддержки сельского предпринимательств

Конкурентные отношения в региональном АПК

Действенность форм и методов государственного регулирования предпринимательства в АПК России

Способности сельского

населения к предпринимательству, готовность к риску, осознание

Творческий подход к реализации предпринимательской идеи, инициативность и новаторство, умение реализовывать новые технологии в АПК

Умение предпринимателя

организовывать эффективный менеджмент, принимать результативные, адекватные решения

Оепопе 1. Мепоа/а уеЛЛе + апеео даёд/д/а, пПп/апдаорйео дадаеоер ёИёода1д1йб 1д!10а!её а дааеЛаёиИ/ А(Ё.

- инвестиционное стимулирование предпринимательских структур АПК, финансовая поддержка особо важных направлений предпринимательства: селекционной и племенной работы, технического переоснащения основных сфер АПК, формирование полноценной инфраструктуры, включая систему информационно-консультационного обслуживания предпринимателей в АПК, доступную для всех субъектов АПК;

- урегулирование внешнеэкономических связей АПК посредством преимущественного использования нетарифных инструментов внешнеторговой политики в целях обеспечения условий для повышения активности отечественных товаропроизводителей и стимулирования выхода отечественной продукции на мировой рынок.

Процесс формирования предпринимательского потенциала в системе регионального АПК осуществляется как посредством воздействия на него факторов внешней среды, прежде всего механизмов государственного регулирования и поддержки, которые можно обобщенно представить в следующей системе форм и технологий [4, с. 186]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- перераспределение имущественных комплексов в пользу эффективных собственников;

- квалифицированное консультирование (по вопросам юриспруденции, технологии, рекламы);

- предоставление объективной информации предпринимательским структурам о проводимых аукционах, конкурсах, заключаемых соглашениях и т. д. и обеспечение непредвзятого отношения ко всем их участникам;

- способствование развитию в АПК коммуникационных систем, широкому использованию Интернет-технологий, проведению электронных торгов и т. п.;

- регулирование цен на продукцию отраслей-монополистов (особенно в области переработки сельскохозяйственной продукции и закупочных цен);

- отбор и реализация эффективных инвестиционных проектов, поиск отечественных и зарубежных инвесторов для активизации инвестиционной и инновационной активности предпринимателей в аграрной сфере;

- поддержка предпринимателей конкретных регионов при их «вписывании» в систему закупок товаров и услуг в частном секторе в целях удовлетворения соответствующих потребностей общегосударственного и местного значения за счет средств государственного и муниципального бюджета;

- рациональное квотирование во внешнеэкономической деятельности частнопредпринимательских структур;

- формирование региональных систем защиты предпринимательства [1, с. 150-163].

Оааёёба 1. ¡оа/ёа дааёдёаНпдё уё/П/ё + апё/ё пёпда/и \а ёд/а/а/ёа пГб/па Гбё дадёё+1ид дёГад ди\ёа [2, п. 45]

Важную роль в процессе выстраивания конкурентных стратегия для предприятий имеет оценка сложившейся на рынке рыночной структуры: конкурентного или монополистического типа. При этом компаниям важно учитывать фактор динамизма рыночной системы (изменения в функции спроса) при различных типах рынка (табл.1).

Из данных таблицы следует, что только при наличии на рынке 10 предприятий уровень реактивности системы достигает 0,65, т. е. приближается к уровню, соответствующему практической уверенности.

Практика стран с развитыми рыночными отношениями выработала свои критерии в регулировании конкуренции и ограничении монополизации с целью создания гибкой рыночной структуры. В качестве критерия демонополизации рынка и создания условий для конкуренции в США используется индекс Харфиндела-Хиршмана (далее — ИХХ)

Рынок считается нормальным для конкуренции, если ИХХ<1000. В пределах значений индекса разрешается слияние фирм. Рынок для поддержания нормальной рыночной конкуренции считается безопасным, когда на рынке рассматриваемого товара и/или услуги имеется:

- 10 и более фирм;

- 1 фирма не занимает более 31% рынка;

- 2 фирмы не занимают более 44% рынка;

- 3 фирмы не занимают более 54% рынка;

- 4 фирмы не занимают более 63% рынка.

Рынок считается неконкурентным, если значение индекса превышает 1800 единиц.

В обеспечении достаточно надежной, безотказной реакции экономической системы на изменение спроса, условий рынка состоит главная задача государственного регулирования конкуренции и ограничения монополизма на рынке.

Таким образом, предприятие при выходе на рынок с новым видом продукции или при развитии ситуации на уже освоенном рынке предприятие должно реально оценивать современное процессу

о

I—

ф

I—

^

о а ф

X

О х

X ф

СО I—

О

а

о <

>

о

о |_

о о о

со О

I—

О

о сь

о

х

О

го

N д

ь

ш т

01

г

со □

□ си

о

I—

ф

I—

^

о а ф

о

X

X ф

т

I—

О

а

о <

>

о

0

1_

О

о

о о сь

о ф

о ф

его функционирования положение дел и четко определять какой именно тип ситуации из вышеописанных свойственен данному рынку.

Для этого необходимо осуществлять перманентный мониторинг изменения ряда факторов. Среди этих факторов определяющее значение имеют следующие:

1) динамика спроса на рынке;

2) изменение величины предложения, и соответственно определения численности и структуры предприятий, производящих аналогичную продукцию;

3) анализ действующих конкурентов с точки зрения активности расширения ими своих позиций на рынке;

4) динамика цен на рынке — здесь необходимо анализировать не только количественные параметры цен, но также изучить влияние оказываемое конкурирующими производителями на изменение уровня цены.

Для обеспечения выживаемости предприятия и стабильности функционирования на данном рынке необходимо создать условия позволяющие поддерживать соответствующие сложившейся рыночной ситуации уровень конкурентоспособности. При этом надо учитывать, что достигнутый уровень конкурентоспособности не является статичным состоянием, а требует постоянной поддержки и улучшения

Кроме внешнего воздействия на процессы формирования конкурентно-предпринимательской среды в системе агробизнеса, важное значение имеют «внутренние импульсы» становления предпринимательства в аграрной сфере. Речь идет как о развитии системы мотивации субъектов предпринимательства на селе, так и о развитии организационно-управленческих технологий на сельскохозяйственных предприятиях России, обеспечивающих оптимизацию использования производственных, финансовых, инвестиционных, кредитных и трудовых ресурсов для повышения рентабельности производства, конкурентоспособности, как самой аграрной предпринимательской структуры, так и производимой ею продукции.

Как было показано, в числе внутрифирменных регуляторов конкурентного позиционирования предприятий АПК в настоящее время важную роль играют антикризисные технологии, направленные на совершенствование организационной структуры агрофирм, имущественных отношений сельскохозяйственных предпринимателей, инвестиционных, финансовых, мотивационных отношений, опосредующих рыночное оперирование субъектов АПК.

Среди значимых внутренних факторов конкурентоспособности предприятий, оперирующих на региональном продовольственном рынке, важное значение имеет мотивация предпринимателей, как в процессе производства, так в процессе реализации рыночных конкурентных стратегий.

На рисунке 2 смоделирована пирамида мотивов предпринимательских структур.

В составлении пирамиды мотивации предпринимателей важную роль играет исследование структуры потребностей производителей продовольствия (по аналогии с иерархией потребностей А.Мас-лоу), в основании данной пирамиды лежит базовая установка производителя — мотив познания потребителей. Познать того, кому адресована продукция, его привычки, вкусы — есть цель и источник движения производителя, чья деятельность целесообразна и обусловлена лишь при наличии потребителей.

о х О

СО

ВепоИё 2. '(ёда/ёаа идёаТа УдааУдё!ё1адаёйпёёб пддбёдбд, падёдорйёб а опё/аёуб ёИё6да[бёё ¡а ¡апййаНИ дй!ёа.

В целом, изучение рыночной мотивации экономической активности производителей, функционирующих в региональном продовольственном секторе, позволяет сделать ряд выводов.

1. Высшей целью любого субъекта продовольственного рынка является обладание относительной экономической свободой, которая проявляется в органической встроенности субъектов предложения в структуру регионального продовольственного рынка, эффективное взаимодействие с элементами внешней среды и другими участниками экономической системы региона.

2. Определение пирамиды побудительных мотивов экономической активности производителей продовольствия является основой для формирования маркетинговых механизмов развития региональных рынков продовольственных товаров, причем направление удовлетворения потребностей субъектов предложения совпадает с направлением их формирования — снизу вверх.

3. Для создания устойчивой рыночной мотивации активности производителей, реализующих свою продукцию на рынке региона, необходимо получение или достоверной информации о потребностях и конкурентах, анализ конъюнктуры рынка, интерпретация данных об экономической окружающей среде, выявление структуры потребностей, мотивов покупки продовольствия населением региона на рынке.

Объединяя выделенные внутренние и внешние регуляторы, детерминирующие деятельность предпринимательских структур на конкурентном продовольственном рынке региона, можно выстроить систему факторов конкурентоспособности, которая модельно представлена на рис. 3.

ВёпбИё 3. ЫёпоНа баёдТдТа, аёёуриёо ¡а оТд/ёдТааГёа ёНёбдИЫпПпГа'ппоё 1даа1дё1ё1адаёйпёёо пддбёдбд а пёпда!а дааёНаёиНа! Уд/а/а/ёйпдаа¡¡а/ дй^ёа1.

С1 л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I-

го

I

01

г

со □

^

о

I—

ф

I—

^

о а ф

X

>

О

X

X ф

т

I—

О

а

о <

>

о

0

1_

о о о

т

О

I—

О

о сь

Внешние факторы предопределяют особенности интеграции сельскохозяйственных предприятий в рыночную среду, условия их оперирования на рынках факторов производства, в системе кредитно-финансовых и инвестиционных отношений, а также специфику механизмов распределения созданной предпринимательскими структурами продукции. Внутренние факторы обусловливают импульсы развития во внутренней среде предпринимательских структур региона, «точки роста», обеспечивающие расширение бизнеса, формирование эффективных производственных и сбытовых

Составлено с использованием источника: [3, с. 134-138].

о

X

О

О

стратегий предприятий, а также направления диверсификации их деятельности в системе общественного воспроизводства. Следует предположить наличие устойчивого взаимодействия внешних и внутренних факторов, влияющих на формирование конкурентных преимуществ предприятий в хозяйственной системе. Таким образом, выявление синергетического эффекта от подобного взаимодействия факторов позволит определить конкурентные преимущества фирм, исходя из специфики, макроэкономической ситуации, региональных особенностей, и использовать при разработке долгосрочных стратегий устойчивого развития предпринимательских структур, функционирующих в условиях динамично меняющейся рыночной среды.

На базе анализа внешних и внутренних факторов конкурентоспособности предпринимательских структур, оперирующих на конкурентном и насыщенном региональном продовольственном рынке можно сформулировать организационные меры, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия:

- обеспечение технико-экономических и качественных показателей, создающих приоритетность продукции предприятия на рынке;

- изменение качества продукции и ее параметров с целью учёта требований потребителя и его конкретных запросов, повышение внимания к надёжности продукции;

- выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;

ГМ - выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и со-

я ответствующее использование этих результатов на своём предприятии;

0 - изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которы-

1 ми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;

- определение возможных модификаций продукта путём повышения качественных характеристик, например, таких как долговечность, надёжность, экономичность в эксплуатации, улучшение

д внешнего оформления (дизайна);

□ - выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции,

^ в том числе, применяемых предприятиями-конкурентами (скидок с цены, сроков и объема гарантий); -<> - нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в осо-

бенности новой продукции; ф - приспособление продукции к работе в различных условиях: тропических или полярного кли-

и мата, на различных грунтах (каменистых, песчаных, болотистых);

ф - дифференциация продукции, обеспечивающая относительно устойчивое предпочтение поку-

| пателей, отдаваемое определённым видам взаимозаменяемых товаров; значение ценовой конкурен-^ ции в этих условиях снижается, поскольку покупатели руководствуются сложившимися предпочте-о ниями в отношении качества продукции, особенностей её эксплуатации, репутации предприятия -Ее производителя и другого;

ЕЕ - воздействие непосредственно на потребителя путём искусственного ограничения поступле-

о. ния на рынок новых и более прогрессивных товаров, проведение активной рекламной деятельности,

о

< предоставления денежного или товарного кредита, в частности, путём рассрочки платежа. ^ Таким образом, оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сег-

д менте должна основываться на тщательном анализе технологических, производственных, финансо-

о вых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности

^ предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурен-

2 тных позиций на конкретном рынке. о

IX

II ЛИТЕРАТУРА.

^ 1. Алешин В.А. Региональная защита предпринимательства в национальной системе экономической ® безопасности / Экономическая система современной России. М., 2001.

>| 2. Нуриев Р. Микроэкономика. М.: Экономика, 2003.

* 3. Фатхудинов Р. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000.

® 4. Шамхалов Ф. Предпринимательство в России: становление и проблемы развития. М., 1996.

2 О х

О

00

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.