Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

143
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ / МАРКЕТИНГ / СТРАТЕГИЯ / ЛОГИСТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаров А.И.

В статье рассматривается понятие конкурентоспособности с точки зрения конкурентных факторов, в том числе существующих и потенциальных конкурентов, товаров-заменителей, поставщиков и покупателей. Данные факторы с учетом сберегательной модели поведения потребителей сводятся к двум факторам, а именно поставщикам и потребителям, первоочередной учет которых может привести к сохранении спроса на продукцию и потенциально к увеличению доли рынка. В статье также приводится возможность использования ценовой стратегии с учетом повышения потребительной ценности для потребителей. Также рассмотрена взаимосвязь между динамикой расходов на транспортировку и хранение, которое приводит к сокращению сроков доставки, и динамикой расходов на потребление, что в целом ведет к повышению конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE COMPETITIVENESS OF THE COMPANY IN MODERN CONDITIONS

The article examines the concept of competitiveness in terms of competitive factors, including existing and potential competitors, substitute products, suppliers and buyers. These factors, taking into account the savings model of consumer behavior, are reduced to two factors, namely suppliers and consumers, the priority consideration of which can lead to the preservation of demand for products and potentially to an increase in market share. The article also provides the possibility of using a pricing strategy taking into account the increase in consumer value for consumers. The relationship between the dynamics of transportation and storage costs, which leads to a reduction in delivery time, and the dynamics of consumption costs, which generally leads to increased competitiveness, is also considered.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Повышение конкурентоспособности компании в современных условиях

Гончаров Александр Иванович,

кандидат экономических наук, доцент, кафедра «Менеджмент и маркетинг», ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», gonshu@yandex.ru

В статье рассматривается понятие конкурентоспособности с точки зрения конкурентных факторов, в том числе существующих и потенциальных конкурентов, товаров-заменителей, поставщиков и покупателей. Данные факторы с учетом сберегательной модели поведения потребителей сводятся к двум факторам, а именно поставщикам и потребителям, первоочередной учет которых может привести к сохранении спроса на продукцию и потенциально к увеличению доли рынка. В статье также приводится возможность использования ценовой стратегии с учетом повышения потребительной ценности для потребителей. Также рассмотрена взаимосвязь между динамикой расходов на транспортировку и хранение, которое приводит к сокращению сроков доставки, и динамикой расходов на потребление, что в целом ведет к повышению конкурентоспособности.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкуренция, маркетинговая стратегия, маркетинг, стратегия, логистика

Как известно, рыночная конкуренция проявляется в виде 5 основных сил [4]: существующие и новые конкуренты, продукты-заменители, поставщики, покупатели. Следовательно, та компания, которая, несмотря на активное воздействие данных сил на нее, поддерживает существующие объемы продаж (с учетом динамики спроса на продукцию), долю рынка, положительные финансовые показатели [6] (с учетом существующих условий факторов производства) и т.д. обладает достаточной конкурентоспособностью в целом.

Таким образом, в современных условиях, с учетом сберегательной модели поведения потребителя и ограниченной возможности в силу этого использования ценового инструмента, а также ушедших с российского рынка множества иностранных компаний, целесообразно взять в качестве первоочередного ориентира именно 2 первоочередные силы: поставщики и покупатели.

Действительно, проблемы с действующими зарубежными поставщиками требуют поиск новых и, в силу этого, изменения логистических цепочек. Воздействуя на покупателя, учитывая его разборчивость и экономность, возможно использовать конкурентоспособность продукции, как базовый элемент конкурентоспособности компании. Для повышения конкурентоспособности продукции в современных условиях, можно ориентироваться на выбор ценовых стратегий, основанных на возможности повышения потребительской ценности, которую можно рассматривать как соотношение полезности (качества, функциональности, обслуживание и т.п.) и затрат на приобретение и использование продукции. Кроме того, качество и функциональность благодаря маркетинговому воздействию (продвижение, реклама) может быть скорректировано на более высокий уровень [3].

Использую маркетинговую логистику, можно добиться как уменьшения затрат на доставку (транспортировку) с помощью, например, лучшей организации, так и увеличения скорости самой доставки.

ЭКОНОМИКА СТРОИТЕЛЬСТВА / 31

Известно, что, с одной стороны, экономия расходов на логистику, в том числе на транспортировку и хранение, снижает себестоимость товаров, повышает рентабельность при прочих равны условиях, и, в целом, повышает конкурентоспособность продукции компании. Рассмотрим динамику расходов на транспортировку и хранение в целом по стране (рисунок 1).

Динамика расходов на потребление и расходов на транспортировку и хранение, млрд. руб.

80000,00 70000,00 60000,00 50000,00 40000,00 30000,00 20000,00 10000,00 0,00

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

I .1 .1 .1 .1 .1 .1 .1 .1 .1 .1

■ Транспортировка и хранение (валовая добавленная стоимость), млрд. руб. I Расходы на потребление домохозяйств, млрд. руб.

Рисунок 1. Динамика расходов на потребление домохозяйств и транспортировку, хранение в России, рассчитано на базе данных Росстата [1]

На рис. 1 прослеживается четкая динамика между увеличением расходов на потребление и увеличением расходов на транспортировку. Однако, в современных условиях, когда экономика России испытывает серьезное влияние западных санкций, наблюдается либо уход многочисленных зарубежных компаний из России, либо приостановление деятельности, что ведет к существенному сокращению производства товаров, потребитель испытывает некоторый дефицит продукции. Для того, чтобы сбалансировать рынок и увеличить предложение товаров, компании разрабатывают новые логистические маршруты, что ведет в некоторому увеличению общих расходов на логистику. Для того чтобы скорректировать данное увеличение цен, компании также могут пожертвовать некоторым уменьшением качества. Таким образом, увеличение потребления в настоящее время связано с увеличением логистических расходов, хотя и в целом имеется такая взаимосвязь, что отражено на рисунке выше. То есть даже несмотря на увеличение расходов, рост цен, потребитель увеличивает потребление, т.к. в другом случае, товары будут просто отсутствовать на рынке. В предыдущие периоды (свободные от санкций) динамика также сохраняется возможно по причине усилий компаний по организации поставок (сроки, объемы, маршруты) и ростом соответствующих затрат для обеспечения своей высокой конкурентоспособности.

Это подтверждают данные по скорости доставки компаниями-перевозчиками. Так, например, в 2020 году средний срок доставки по России составлял примерно 6,8 дней, тогда как в 2022 году данный показатель составил 5 дней [5]. Как уже было

сказано выше, на повышение конкурентоспособности существенным образов влияет качество обслуживания потребителя, а, следовательно, необходимо также учитывать вопросы повышения потенциала [2] обслуживающего персонала, что в конечном случае положительно отразится на уровне конкурентоспособности компании.

Литература

1. Валовой внутренний продукт / Федеральная служба государственной статистики [сайт] - URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения: 19.12.2022 г.)

2. Гончаров А.И. Кадровый потенциал / Гончаров А.И., Крикун В.П., Скитева Е.И. Маркетинг персонала. - СПб.: ПГУПС, 2022. - С. 45.

3. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг — М.: Юрайт, 2023. — 242 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513996 (дата обращения: 21.12.2022)

4. Портер Е. Майкл. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. - М.:Альпина Паблишер, 2019. - 453 с.

5. Сатановская О. Как изменились сроки доставки в 2022г. / NEW RETAIL [сайт] // URL: https://new-retail.ru/business/e_commerce/ (дата обращения: 21.12. 2022).

6. Скитева Е.И., Гончаров А.И. Современные проблемы оценки финансового состояния организации // Инновации и инвестиции. 2018. №7. С.214-216.

Increasing the competitiveness of the company in modern conditions Goncharov A.I.

Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University

The article examines the concept of competitiveness in terms of competitive factors, including existing and potential competitors, substitute products, suppliers and buyers. These factors, taking into account the savings model of consumer behavior, are reduced to two factors, namely suppliers and consumers, the priority consideration of which can lead to the preservation of demand for products and potentially to an increase in market share. The article also provides the possibility of using a pricing strategy taking into account the increase in consumer value for consumers. The relationship between the dynamics of transportation and storage costs, which leads to a reduction in delivery time, and the dynamics of consumption costs, which generally leads to increased competitiveness, is also considered. Keywords: competitiveness, competition, marketing strategy, marketing, strategy, logistics References

1. Gross domestic product / Federal State Statistics Service [website] - URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (date of

access: 12/19/2022)

2. Goncharov A.I. Personnel potential / Goncharov A.I., Krikun V.P., Skiteva E.I. Personnel marketing. - St. Petersburg: PGUPS,

2022. - P. 45.

3. Eremeeva, N. V. Competitiveness of goods and services - M.: Yurayt, 2023. - 242 p. // Educational platform Urayt [website]. —

URL: https://urait.ru/bcode/513996 (date of access: 12/21/2022)

4. Porter E. Michael. Competitive strategy: a technique for analyzing industries and competitors. - M.: Alpina Publisher, 2019. -

453 p.

5. Satanovskaya O. How delivery times have changed in 2022 / NEW RETAIL [website] // URL: https://new-retail.ru/business/e_commerce/ (accessed 21.12.2022).

6. Skiteva E.I., Goncharov A.I. Modern problems of assessing the financial condition of the organization // Innovations and

investments. 2018. No. 7. pp.214-216.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.