Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ИНДИКАТОР / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ УВЕРЕННОСТЬ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаров А. И.

В статье проводится анализ тенденций в маркетинге. Для этого, в частности, проанализирован такой индикатор, как индекс потребительской уверенности. Из проведенного анализа констатируется, что существует достаточно сильная неуверенность у потребителя в области активности на рынке товаров и услуг, что в свою очередь показывает на применимость той ли иной ценовой стратегии. В частности, целесообразно использовать методы, ориентированные прежде всего на ценности для потребителя. Показано, что для увеличения ценности компании используют так называемые мягкие методы маркетинга. Приведена сравнительная характеристика использования таких методов выборочными компаниями, раскрыты основные разделы и наполняемость контента в сети, которые направлены также на формирование долговременных отношений с клиентами и увеличение потребительской ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF MARKETING DEVELOPMENT IN RUSSIA

The article analyzes trends in marketing. For this purpose, in particular, an indicator such as the consumer confidence index is analyzed. From the analysis conducted, it is stated that there is a rather strong uncertainty among consumers in the field of activity in the market of goods and services, which in turn indicates the applicability of a particular pricing strategy. In particular, it is advisable to use methods focused primarily on values for the consumer. It is shown that companies use so-called soft marketing methods to increase the value. A comparative characteristic of the use of such methods by selective companies is given, the main sections and the content in the network are disclosed, which are also aimed at forming long-term relationships with customers and increasing consumer value.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В РОССИИ»

Перспективы развития маркетинга в России

см см о см

о ш т

X

<

т О X X

Гончаров Александр Иванович

кандидат экономических наук, доцент, кафедра «Менеджмент и маркетинг», ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», [email protected]

В статье проводится анализ тенденций в маркетинге. Для этого, в частности, проанализирован такой индикатор, как индекс потребительской уверенности. Из проведенного анализа констатируется, что существует достаточно сильная неуверенность у потребителя в области активности на рынке товаров и услуг, что в свою очередь показывает на применимость той ли иной ценовой стратегии. В частности, целесообразно использовать методы, ориентированные прежде всего на ценности для потребителя. Показано, что для увеличения ценности компании используют так называемые мягкие методы маркетинга. Приведена сравнительная характеристика использования таких методов выборочными компаниями, раскрыты основные разделы и наполняемость контента в сети, которые направлены также на формирование долговременных отношений с клиентами и увеличение потребительской ценности. Ключевые слова: маркетинг, потребитель, индикатор, потребительская уверенность, ценность, ценообразование

Удовлетворение потребностей является основной целью любого бизнеса, что предполагает исследование внешней рыночной среды, основной составляющей которой являются потребители. Последние, в частности, принимают или не принимают решение о покупках товаров в том числе исходя их общих настроений, ожиданий. Так, в качестве одного из генеральных индикаторов, которые свидетельствует об общих ожиданиях потребителей, можно взять индекс потребительской уверенности (ИПУ), рассчитываемый на основе частных индексов (изменений личного материального положения, экономической ситуации в стране, благоприятности условий для крупных покупок).

Так, по оценкам Росстата [5] в 3 квартале 2022 года ИПУ составил -22%, что в целом отражает высокую степень неуверенности потребителей в текущей ситуации. Более того, если рассматривать возрастные группы населения, и предположить, что, например, среди молодежи значения ИПУ будет существенно выше, однако в действительности такого не происходит. Значения ИПУ в 3 квартале 2022 года сохраняются примерно на одном уровне как для молодежи (16-29 лет, ИПУ = -18%), так и для людей среднего (39-49 лет, ИПУ= -22%) и старшего возраста (более 50 лет, ИПУ = -24%). То есть практически все возрастные группы не чувствуют уверенности в благоприятном изменении как в экономической ситуации в целом, так и личном материальном положении в частности. Надо отметить, что ситуация по сравнению со 2 кварталом 2022 года все-таки незначительно улучшилась - наблюдается слабая, но положительная динамика - значения ИПУ увеличились почти на 30% (во 2 квартале 2022 г. ИПУ = -31%, а это был практически самый низкий показатель за последние 8 лет).

Индекс благоприятности условий для крупных покупок в 3 квартале 2022 г. также имеет отрицательные значения (-35%), что также лучше чем кварталом ранее (45%). Данные значения свидетельствуют о снижении активности потребителей на рынке товаров и услуг и выборе стратегии экономии средств, предпочтении более дешевых товаров, изменении в структуре потребления.

Данные выводы также подтверждаются индикаторами потребительской активности [2]. Так, если брать продовольственные и непродовольственные товары, то в третьем квартале 2022 года наблюдалось сокращение спроса на непродовольственные товары с - 10% в июле до - 15% в конце сентября,, на продовольственные также наблюдалось снижение с -0,1% в июле до -2,5% что говорит о том, что потребитель проявляет осторожность и старается сэкономить, приобретая более доступные товары. Если учитывать данные о положительной динамике ИПУ, возможно потребители стараются отложить покупки крупных товаров на 4 квартал текущего года.

Собственно из анализа ИПУ видно, что потребители стараются экономить, контролировать расходы. Также известно, что множество компаний покинули российский

рынок из-за санкционного давления [3]. Данное обстоятельство снижает степень конкуренции на рынке и дает возможность действующим отечественным компаниям завоевать доверие потребителей и увеличить свою долю на рынке.

Эволюция концепций маркетинга демонстрирует изменения от торговой концепции к концепции долговременных отношений с клиентами с учетом ответственности компании за свою деятельность перед обществом [4]. В настоящее время множество компаний придерживается стратегии создания долговременных отношений с клиентами для того, чтобы повысить потребительную ценность собственных товаров и услуг. Для этого используется не жесткое продвижение продукции на рынке, а более мягкое воздействие на потребителя. Так, если в жестком варианте маркетинг направлен на использование рекламы, которая заставляет получить очень яркий эмоциональный отклик со стороны потребителя, тем самым прерывая размышления о полезных свойствах продукции, ее свойствах и необходимости покупки, в варианте мягкого маркетинга используется прямо противоположный вариант. То есть, для создания долговременных отношений в клиентами, данная стратегия поддерживает внутреннее размышление потребителя о полезных свойствах продукции. Для этого используется различные тематические блоги, где специалисты компании рассказывают о решениях возможных проблем в своей области, интересные факты и другую полезную информация для потенциальных потребителей. Кроме того, в таких местах предусмотрено размещение информации самими клиентами, которые уже воспользовались услугами или товарами компании.

Так, например, компания «Лаборатория Каспер-ского» на своем сайте размещает раздел для блога, в котором предусмотрены как новостной раздел, посвященный актуальным вопросам информационной безопасности, раздел технологий и другие, привлекающие внимание и активность пользователей (см. таблицу 1).

Таблица 1

Компании Сайт Форма подачи Разделы

Лаборатория Кас-перского https://www.kaspersky.ru/ blog/ Блог 1. Новости 2. Советы 3.Угрозы и др.

Азбука вкуса https://blog.av.ru/ Блог 1. Качество жизни 2. Экспертиза и наука 3. Ферма и ре- месло

Sunlight https://sunmag.me/ Специальный Media-сайт 1. Новости 2. Ценности 3. Колумнисты 4. Красота и др.

DNS https://club.dns-shop.ru/ Клубное сообщество 1. Новости 2. Обзоры 3. Блоги 4. Коммуникатор и др.

Из таблицы 1 видно, что компании, которые используют мягкое воздействие на потребителя, стараются

развивать контент в виде блогов, специального медиа пространства и клубного сообщества.

Таким образом, все эти способы способствуют укреплению долговременных связей с клиентами и создание дополнительной ценности, и, тем самым, возможность использования соответствующий подход в ценообразовании, то есть на основе ценности для потребителя [4], для чего целесообразно ориентироваться на увеличение потенциала сотрудников [1], однако с учетом финансового состояния организации [6].

Литература

1. Гончаров А.И. Кадровый потенциал / Гончаров А.И., Крикун В.П., Скитева Е.И. Маркетинг персонала. -СПб.: ПГУПС, 2022. - С. 45.

2. Доклад о денежно-кредитной политики ЦБ №4 (40) октябрь 2022 г. , С.22 / Банк России // URL: https://cbr.ru/about_br/publ/ddkp/longread_4_40/ Дата обращения 14.12.2022

3. Забелин Валерий. Какие бренды ушли с российского рынка в 2022 году / Банки сегодня // URL: https://bankstoday.net/last-articles/kompanN-ushedshie-s-rossiyskogo-rynka?ysclid=lbnp6hsg11468692780 Дата обращения: 12.12.2022 г.

4. Котлер Ф., Армстронг Г., и др. Основы маркетинга. - М.;СПб.;К.: Вильямс, 2019. - 752 с.

5. Потребительские ожидания в России в III квартале 2022 года / Росстат // URL: https://rosstatgov.ru/storage/mediabank/158_21-09-2022.html Дата обращения: 12.12.2022 г.

6. Скитева Е.И., Гончаров А.И. Современные проблемы оценки финансового состояния организации // Инновации и инвестиции. 2018. №7. С.214-216.

Prospects of marketing development in Russia Goncharov A.I.

Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The article analyzes trends in marketing. For this purpose, in particular, an indicator such as the consumer confidence index is analyzed. From the analysis conducted, it is stated that there is a rather strong uncertainty among consumers in the field of activity in the market of goods and services, which in turn indicates the applicability of a particular pricing strategy. In particular, it is advisable to use methods focused primarily on values for the consumer. It is shown that companies use so-called soft marketing methods to increase the value. A comparative characteristic of the use of such methods by selective companies is given, the main sections and the content in the network are disclosed, which are also aimed at forming long-term relationships with customers and increasing consumer value.

Keywords: marketing, consumer, indicator, consumer confidence, value,

pricing References

1. Goncharov A.I. Personnel potential / Goncharov A.I., Krikun V.P., Skiteva

E.I. Personnel marketing. - St. Petersburg: PGUPS, 2022. - P. 45.

2. Monetary Policy Report of the Central Bank No. 4 (40) October 2022, p.22

/ Bank of Russia // URL:

https://cbr.ru/about_br/publ/ddkp/longread_4_40/ Accessed 14.12.2022

3. Zabelin Valery. Which brands left the Russian market in 2022 / Banks today

// URL: https://bankstoday.net/last-articles/kompanii-ushedshie-s-rossiyskogo-rynka?ysclid=lbnp6hsg11468692780 Accessed:

12/12/2022

4. Kotler F., Armstrong G., etc. Fundamentals of marketing. - M.; St.

Petersburg; K.: Williams, 2019. - 752 p.

5. Consumer expectations in Russia in the III quarter of 2022 / Rosstat // URL:

https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/158_21-09-2022.html Date of access: 12.12.2022

6. Skiteva E.I., Goncharov A.I. Modern problems of assessing the financial

condition of the organization // Innovations and investments. 2018. No.

7. pp.214-216.

X X

о

го А с.

X

го m

о

to о to to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.