УДК 661.12 (476)
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ М.М. ШОЛОМИЦКАЯ
Белорусский государственный экономический университет, г. Минск, Республика Беларусь
Введение. На современном этапе перехода экономики на инновационный путь развития определяющим фактором экономической эффективности предприятий является производство качественной и конкурентоспособной продукции. Достижение высокого результата во всех сферах для государства означает повышение уровня жизни и безопасности населения, экологическое благополучие и конкурентоспособность белорусской продукции на международном рынке.
Категория «конкурентоспособность» является одной из ключевых, выражающая научнотехнические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности не только отдельного предприятия, но и экономики всей страны. Эти возможности реализуются в товарах и услугах, конкурирующих как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Но это одна, видимая сторона рассматриваемой категории. За ней скрываются другие, более значимые факторы, включающие систему государственного устройства страны, ее способности обеспечивать устойчивое динамическое развитие национальной экономики и связанное с ней благосостояние общества.
Результаты и их обсуждение. В экономической литературе понятие «конкурентоспособность продукции» является одним из наиболее часто употребляемых. Однако важным атрибутом, влияющим на содержание данного понятия, является его соотношение с понятием «качество». Массовое производство, порождающее глобальную конкуренцию, заставляет по-особому относится к качеству как к категории экономической, т. к. без качества недостижима конкурентоспособность, поэтому важнейшей задачей менеджмента предприятия является менеджмент качества, целью которого является формирование высоких потребительских свойств продукции, максимальное удовлетворение запросов фактических и потенциальных потребителей.
Качество продукции является категорией более статичной и стабильной при неизменных организационно-производственных условиях ее создания и достигнутом уровне научно-технического прогресса, а конкурентоспособность - категория динамичная, зависящая от характера и изменения потребностей, рыночной ситуации, платежеспособного спроса и т. п. [1, с. 236]
Основным свойством качества продукции является ее способность быть потребительной стоимостью, быть полезной и удовлетворять определенные потребности лучше других объектов, т. е. обладать конкурентоспособностью. [2, с. 36.]
В основе конкурентоспособности экономики страны лежит инновационность, которая обеспечивает технологическую безопасность и является одной из важнейших составляющих национальной безопасности государства, гарантом его экономической независимости и политического суверенитета [3, с. 4].
Особое место в экономической системе страны занимает фармацевтическая отрасль, которая представляет собой важный сектор экономики любой страны и является критерием экономического и социального развития, уровня благосостояния населения. Развитую фармацевтическую промышленность страны считают показателем высокой инновационности ее экономики. Это весьма специфичная сфера хозяйственной деятельности, включающая производство лекарственных средств (ЛС) и изделий медицинского назначения, оптовую и розничную торговлю, специализированное хранение и распределение (дистрибуцию) посредством налаженной сбытовой сети (аптеки, аптечные пункты и т.д.). При этом фармацевтическая отрасль - есть неотъемлемая часть системы здравоохранения, без которой не может быть в полной мере оказана врачебная помощь населению, т.е. фармацевтическая отрасль лежит в основе системы лекарственного обеспечения.
Современное состояние системы лекарственного обеспечения Республики Беларусь представляет собой открытую динамичную систему, которая зависит от множества разнообразных факторов, основными из которых являются доступность и качество лекарственных средств (рисунок 1).
Рисунок 1 - Организационная структура лекарственного обеспечения
Фармацевтическая продукция относится к категории продукции, источники опасности которой могут возникать в равной степени как на стадии разработки, так и на стадии производства. При этом на стадии производства могут возникать новые риски, которые зависят от характера и условий производства. Такие риски связаны с возможностью нежелательного попадания в продукцию микроорганизмов, посторонних веществ, чрезмерного количества небезопасных ингредиентов (консервантов, активных веществ и т. п.), другой продукции или ее компонентов, а также перепу-тывания упаковки или маркировки в условиях массового производства нескольких видов продукции с использованием одних и тех же технических средств (включая помещения, оборудование, технологическую тару, инструменты, системы вентиляции) и персонала [4, с. 36].
С целью предупреждения и исключения любого риска при промышленном производстве лекарственных средств в фармацевтической отрасли проводится работа по внедрению и сертификации систем управления качеством, соответствующих требованиям международных стандартов ИСО 9000 и надлежащей производственной практики ^МР).
Суть правил состоит в том, что они устанавливают квалификационные, организационные, технические, технологические и иные требования к организации производства и контроля качества лекарственных средств, ведения документации, использования производственных помещений и оборудования, соблюдение которых позволяет обеспечить соответствие производства и качества лекарственных средств требованиям нормативно-правовых актов, государственных стандартов и других нормативных документов.
В Республике Беларусь работа по внедрению норм GMP началась в 1998 г. с разработки и внедрения отраслевого нормативного документа «Надлежащая производственная практика. Правила производства и контроля качества лекарственных средств». Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 2002 г. № 1437 утверждена Государственная программа перехода фармацевтической промышленности республики на принципы GMP [5].
В результате принятых мер в республике разработаны и введены в действие гармонизированные с европейскими государствами стандарты и методические документы, устанавливающие требования к производству и контролю качества лекарственных средств. Создан отраслевой информационно-методический центр по вопросам обеспечения качества, разработаны программы обучения. При Министерстве здравоохранения образована фармацевтическая инспекция, осуществляющая инспектирование фармацевтических предприятий. ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов», РУП «Белмедпрепараты», УП «Минскинтеркапс», РУП «Экзон», РУП «Гродненский
завод медицинских препаратов» имеют национальные сертификаты, выданные Министерством здравоохранения и Госстандартом, которые подтверждают соответствие участков по производству лекарственных средств требованиям GMP [6, с. 73].
Наличие сертификата соответствия производства правилам GMP позволит белорусским производителям расширить рынок сбыта, но только за счет СНГ и развивающихся стран, т. к. западный рынок уже насыщен эффективными препаратами, критерии качества которых обусловлены не только правилам GMP, но и стандартами качественной доклинической и клинической практики (GLP и GCP), качественной дистрибьюторской практики (GDP). Кроме того, западные страны, как правило, поддерживают национальных производителей, и процедура регистрации лекарственных препаратов в этих странах настолько усложнена и дорога, что не многим отечественным производителям это будет доступно.
Вместе с тем, в ведении принципов GMP есть много положительных моментов. Во-первых, пройдя сертификацию, белорусские предприятия смогут претендовать на гранты международных исследовательских организаций и участвовать в тендерах, проводимых иностранными финансовыми институтами. Во-вторых, развивать импортозамещающие производства и повышать экспортный потенциал, что позволит сформировать имидж нашей продукции как эффективной, безопасной и качественной.
Следует отметить, что в Республике Беларусь действует государственная программа поддержки отечественных фармпроизводителей, что позволило фармацевтическим предприятиям республики конкурировать с генерическими лекарственными средствами зарубежного производства, а по некоторым позициям - занять первые места в рейтингах продаж (табл. 1) [7, с. 19].
Таблица 1 - Рейтинг производителей в денежном выражении
Место в рейтинге Производитель Стоимость, млн долл. США Прирост, %
2009 2008 2009 2008
1 2 Белмедпрепараты 44,856 33,202 35,1
2 1 Борисовский ЗМП 41,197 47,074 -12,5
3 5 Novartis 31,555 23,108 36,6
4 3 Sanofi-Aventis 25,973 24,101 7,8
5 6 Bayer 25,005 22,338 11,9
6 7 Laboratories Servier 22,976 18,652 23,2
7 9 Фармлэнд 22,847 17,923 27,5
8 10 GlaxoSmitKline 22,551 17,636 27,9
9 4 Menarine Group 21,417 23,145 -7,5
10 8 Nycomed 21,201 18,158 16,8
На протяжении уже многих лет в рейтинге производителей традиционно лидируют отечественные предприятия - ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов» и РУП «Белмедпрепара-ты», что свидетельствует о высоком инновационном потенциале и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Республиканское унитарное производственное предприятие «Белмедпрепараты» является одним из крупнейших предприятий фармацевтической промышленности Республики Беларусь, ежегодно выпускающее до 200 наименований готовых лекарственных форм.
Финансово-экономическая деятельность предприятия в 2009 году характеризовалось положительной динамикой. Так, за 2009 год было выпущено промышленной продукции на сумму 187 865 млн рублей в сопоставимых ценах, что составило 141,4% к уровню 2008 года. Объем производства товаров народного потребления составил 192 493 млн рублей или 139,6% к уровню 2008 года. Ежегодно производством осваивается ряд новых препаратов. За 2009 г. осуществлено освоение в промышленном производстве 14 новых препаратов, среди которых запатентованные инновационные разработки белорусских ученых: противовоспалительное средство Диклопентил и седативное средство Трикардин, новейшие дженерические препараты - антибиотик Левофлаксацин, противогрибковое средство Тербинафин, обезболивающие препараты Эрпикаин и Трамадол.
В активе предприятия свыше 50 патентов Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины, зарегистрировано более 100 свидетельств на товарные знаки (рис. 2-3).
Рисунок 2 - Охрана интеллектуальной Рисунок 3 - Охрана интеллектуальной
собственности (патенты на изобретения) собственности (товарные знаки)
На предприятии создано Управление инновационного развития, занимающееся созданием новых лекарственных средств и разработкой прогрессивных технологических процессов.
Наличие собственных научно-исследовательских подразделений позволяет динамично обновлять номенклатуру выпускаемых лекарственных средств, внедрять современные высокоточные (прецизионные) методы аналитического контроля качества фармацевтических субстанций и готовых лекарственных форм. Поэтому, чтобы сохранить лидирующие позиции как на собственном, так и на зарубежном рынках, основным стратегическим направлением развития фармацевтической отрасли должно стать создание и производство оригинальных патентно защищенных препаратов, имеющих существенные преимущества в эффективности и безопасности перед уже известными лекарствами.
Для достижения поставленной цели и успешного решения намеченных мероприятий необходима поддержка, консультативная помощь и сотрудничество со стороны уполномоченных структур Министерства здравоохранения; взаимодействие с научно-исследовательскими организациями НАН Беларуси (ИБОХ, ИОНХ, ИФОХ), Минобразованием (БГУ, НИИ ФХП), Минздравом (БГМУ, ВГМУ, НИИ и др.); государственное финансирование научных программ.
Одним из основных показателей социально-экономического и инновационного развития является внешнеэкономическая деятельность. Этому критерию отводится важное значение на предприятии и поэтому с каждым годом предприятие стремится освоить новые рынки сбыта. За 2009 г. объем экспорта составил 28,7 млн долларов США или 122,7% к 2008 г.
Основным экспортным рынком сбыта является рынок Российской Федерации - 74,5% (табл. 2).
В целях обеспечения государственного регулирования цен на лекарственные средства в Российской Федерации утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС). С 01.01.2010 года в Российской Федерации изменена система определения предельных отпускных цен производителей лекарственных средств при регистрации. В основу определения предельных отпускных цен зарубежных производителей лекарственных средств положено сравнение уровня заявленных к регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства, с величиной минимальных цен на них в государстве производителя и других государствах, где эти лекарственные средства зарегистрированы (при наличии), а также с величиной их средневзвешенных фактических цен ввоза [8, с. 9].
Таблица 2 - Основные показатели внешнеэкономической деятельности РУП «Белмедпрепараты» за 2008-2009 гг.
Фактический объем 2009г., тыс. долл. США Фактический объем 2008 г., тыс. долл. США Темп роста, %
Всего Россия СНГ, в т.ч. РФ Дальнее зарубе- жье Всего Россия СНГ, в т.ч. РФ Дальнее зарубе- жье
Экспорт 28 741,1 21 417,0 27 643,7 1 097,4 23 417,3 17 399,2 23 196,8 220,5 122,7
Импорт 27 940,8 2 223,4 4 224,7 23 716,1 16 823,8 1 922,3 4 110,9 12 712,9 166,1
Сальдо (-отриц.) (+полож) +800,3 +19 193,6 +23 419 -22 618,7 +6 593,5 +15 476,9 +19 085,9 -12 492,4
Это значительно сдерживает уровень регистрируемых цен, т. к. в Республике Беларусь регулируемые цены ниже.
Для решения данной проблемы необходимо:
1) гармонизировать законодательные акты Республики Беларусь с законодательными актами Российской Федерации;
2) разработать методику расчета и критерии формирования предельных отпускных цен в Республике Беларусь;
3) разработать положение о предоставлении скидок при реализации лекарственных средств на экспорт.
Также необходимо отметить, что и на внутреннем рынке отечественные производители находятся в неравных условиях с иностранным производителем или его представителем в области ценообразования. Примеры неравных условий работы на фармацевтическом рынке Республики Беларусь отечественных и иностранных производителей представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Примеры неравных условий работы на фармацевтическом рынке Республики Беларусь отечественных и иностранных производителей
Отечественный производитель Иностранный производитель или его представитель
Финансовые скидки* Наценка на цену с учетом скидки* Наценка на цену без учета скидки*
Регулирование цен Государственное регулирование цен: утверждаются Министерством экономики или Концерном «Белбиофарм» Цены не регулируются
Конкурсные закупки Цены известны Цены неизвестны
Цены в белорусских рублях Цены фиксированы в течение года Цены в иностранной валюте Цены меняются в зависимости от курса
*Урегулировано 11.12.2009г. Указом Президента Республики Беларусь №321
Обеспечение конкурентоспособности продукции на требуемом уровне предполагает необходимость ее количественной оценки. С этой целью проведем сравнительную оценку результативности ассортиментной политики четырех предприятий с помощью выбранных критериев, которые в максимальной мере должны отражать качество ассортиментной политики, ее конкурентные преимущества или слабые стороны.
Для оценки уровня конкурентоспособности ассортиментной политики четырех предприятий, производящих фармацевтическую продукцию выбрано 6 критериев, которые имеют определенное количественное выражение. Имеющиеся количественные значения каждого критерия (К) по каждому из ^го количества предприятий соотнесем с худшим значением по определенному предпри-
ятию. В результате, мы получаем матрицу коэффициентов (табл. 4), которая является про-
странственным соизмерением количественных значений критериев.
Таблица 4 - Оценка ассортиментной политики предприятий Республики Беларусь, производящих фармацевтическую продукцию в период с 2007 по 2009 г.
№ критерия Критерий Соотношение с худшим показателем по предприятиям
№1 №2 №3 №4
1 Коэффициент текущей ликвидности 1,40 1,75 1,00 2,27
2 Средний темп роста производства 1,19 1,07 1,00 1,03
3 Удельный вес новой продукции 11,65 8,25 1,00 36,68
4 Удельный вес отгруженной продукции в общем объеме произведенной 1,16 1,00 1,07 1,24
5 Соотношение между запасами готовой продукции на конец года и среднемесячным объемом производства 1,00 1,05 2,64 2,47
6 Доля затрат на 1 руб. товарной продукции 1,00 1,15 1,03 1,28
Для количественной оценки уровня конкурентоспособности воспользуемся следующей формулой:
Y^n = |■ sin^ + - к„■ к%
где Y КАП - показатель уровня конкурентоспособности ассортиментной политики i-го товаропроизводителя;
n - количество критериев деятельности (векторов), по которым производится оценка конкурентоспособности ассортиментной политики;
K ;> &>-> Kn - коэффициенты соотношения конкретного значения K -го критерия i -го товаропроизводителя к n -й характеристике какого-то из них, имеющего минимальное значение [9, с. 54].
Сравнивая конкурентоспособность ассортиментной политики каждого предприятия, получаем следующие значения:
по предприятию №1:
Укал = j sin60° • (1,40 -1,19 +1,19 -11,65 +11,65 ■ 1,16 +1,16 • 1,00 +1,00• 1,00 +1,00 • 1,40) = ^ л/з?2 • 32,6 = 19,886;
по предприятию №2:
¥кап = Ysin60° • ft75• !>07 + !>07• 8>25 + 8>25■ ^00 + ^00• !>05 + !>05• 1Д5 +1Д5-1,75) = 4зЇ2 • 23,22 = 14,164;
по предприятию №3:
Укап = ^ ■sin60° ■ ft00 • і;00 + 1=00 • 1=00 + і;00 ■ І07 +І07 ■ 2,64 + 2,64 ■ 1,03 +1,03 ■ 1,00) = і 4Т7г ■ 9,64 = 5,880;
по предприятию №4:
Yj^ = і • sin60° • (2,27 • 1,03 +1,03 • 36,68 + 36,68• 1,24 +1,24• 2,47 + 2,47 • 1,28 +1,28• 2,27) = jл/з72 • 94,74 = 57,791.
Следовательно, самая неконкурентоспособная ассортиментная политика у предприятия №3
( Y кап ~ 5,880), уровень конкурентоспособности трех других предприятий выше, что обусловлено значительным удельным весом новой продукции в общем объеме производства данных предприятий.
Используемая методика позволяет получить конкретную количественную оценку уровня конкурентоспособности предприятия в любое время при различном количественном и качественном информационном обеспечении, а также является основой ситуационного моделирования конкурентных стратегий, целей и возможностей предприятия на рынке.
Выводы. Национальный фармацевтический рынок Республики Беларусь, сохраняя лидерство отечественного производителя, может и должен развиваться с ориентацией на нужды и перспективы развития отечественного здравоохранения, способствуя тем самым улучшению здоровья и качества жизни населения страны. Необходимым условием для этого является, прежде всего, уменьшение зависимости от импорта и повышение национальной безопасности за счет государственного регулирования и совершенствования нормативно-правовой базы в области производства и контроля лекарственных средств. Стратегическая политика государства должна быть направлена на создание высокотехнологического промышленного комплекса, соответствующего мировым стандартам, а также на восстановление производства фармацевтических субстанций и развитие новых технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособных лекарственных средств и медицинских изделий, отвечающих международным стандартам качества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стратегия устойчивого развития АПК - продовольственная безопасность / В.Г. Гусаков [и др.]; под ред. В.Г. Гусакова; Ин-т эк-ки. - Минск: Белорусская наука, 2008. - 514 с.
2. Минько, Э.В. Качество и конкурентоспособность / Э.В. Минько, М.Л. Кричевский [и др.]. - Питер: Питер принт, 2004. - 267 с.
3. Мясникович, М.В. Инновационное развитие - императив становления новой экономики в Республике Беларусь / М.В. Мясникович // Проблемы управления. - 2008. - № 2. - С. 4 - 11.
4. Чернявский, А.И. Стандартизация в области обеспечения качества лекарственных средств в Республике Беларусь / А.И. Чернявский // Фармацевтические технологии и упаковка. - 2006. - № 3. - С. 36 - 38.
5. О Государственной программе перехода фармацевтической промышленности Республики Беларусь на принципы надлежащей производственной практики: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 16 окт. 2002 г., № 1437 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002. - № 119. -5/11322.
6. Чернявский, А.И. Лекарства: эффективность, безопасность, доступность / А.И. Чернявский // Экономика Беларуси. - 2009. - № 3. - С. 72 - 75.
7. Фармацевтический рынок Республики Беларусь в 2010 году // Рецепт. - 2010. - № 1. - С. 12 - 24.
8. О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства: постановление Правительства Рос. Федерации, 8 авг. 2009 г., № 654 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 33. - Ст. 4086.
9. Петрович, М.В. Теоретико-прикладные принципы двумерного измерения социально-экономических объектов и процессов / М.В. Петрович, М.В. Коцур // Вестник БГЭУ. - 2009. - № 5. - С. 49 - 55.
INCREASE COMPETITIVENESS OF PHARMACEUTICAL PRODUCTION AS ONE OF PRIORITY DIRECTIONS ON THE INNOVATION ECONOMIC DEVELOPMENT M.M. SHOLOMITSKAYA
Summary
In the article the basic factors promoting increase of competitiveness of pharmaceutical production are considered. The special place is given to a question of quality management and availability of medical products. The estimation of the competitiveness level of four enterprises in pharmaceutical sphere field is also presented.
© Шоломицкая М.М.
Поступила в редакцию 1 октября 2010г.