ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ
РЕМЕОШМ
ИТОГИ
153
Людмила ЕВТУШЕНКО, «Профессиональные издания», Республика Беларусь
Тенденции развития фармацевтической индустрии
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2014 ГОДУ
В 2014 г. фармацевтический рынок Беларуси, как и экономика страны в целом, был подвержен внешним и внутренним воздействиям. Аналитики дают сдержанную оценку, не называя год успешным. Экономика развивалась более медленными темпами. По данным Национального статистического комитета, ВВП вырос на 1,6% по сравнению с 2013 г. Фармацевтический рынок страны, по данным Министерства здравоохранения Республики Беларусь, достиг миллиардного рубежа, продемонстрировав прирост в пределах 7% по сравнению с предыдущим периодом.
реннем, так и на внешнем рынках. Борьба за потребителя разворачивается в основном между гигантами — РУП «Белмедпрепараты» и ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов» (рис. 1). Удельный вес этих предприятий оставляет скромные шансы на успех другим участникам рынка.
• НАДЛЕЖАЩАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
По доле рынка в денежном выражении по-прежнему доминируют импортные лекарственные средства, в натуральном — отечественные. Такая тенденция сохраняется много лет подряд.
И все же минувший год ознаменован некоторыми принципиальными изменениями, которые, судя по всему, будут нарастать в будущем. Речь идет о росте доли отечественных лекарственных средств и планируемом достижении отметки 50% объема в денежном выражении.
Цель амбициозная, как всякая сверхзадача, требующая критической оценки не только производственных мощностей, но и других факторов, косвенно влияющих на ее достижение.
• ПРОИЗВОДСТВО
В Беларуси фармацевтическая промышленность названа стратегической отраслью. Однако ее удельный вес в экономике страны весьма незначителен. Поэтому данные о производстве лекарственных средств, как правило, не фигурируют в открытой отчетности Национального статистического комитета. В стране работает 28 фармацевтических предприятий, из которых 8 — государственные, 6 — с долей государства в уставном фонде и 14 — частной формы собственности. По данным РУП «Центр экспертиз и испытаний в здравоохра-
нении» на 01.04.2015, производимая ими продукция составляет 1 398 наименований генерических лекарственных средств, и весьма значительная часть этой продукции «дублируется». С одной стороны, одинаковый ассортимент является страховкой — система здравоохранения не останется без жизненно важных лекарственных средств в непредвиденных или экстренных ситуациях. С другой стороны, это чуть ли не сознательная конкуренция как на внут-
В Беларуси действуют национальные требования GMP, унифицированные с требованиями GMP EC По данным Департамента фармацевтической промышленности Министерства Здравоохранения на 01.01.2015, 12 заводов имели 30 сертификатов соответствия производственных участков Национальным требованиям GMP. Планируется, что в текущем году будет завершена сертификация всех предприятий. Безусловно, это дополнительная гарантия каче-
рисунок Структура производства лекарственных средств в Республике Беларусь
1 — ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов», 32,4%
2 — РУП «Белмедпрепараты», 35,9%
3 — иные фармацевтические препараты, 23,0%
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ
154 1 И!:1| 41 ПШЕОииМ
ства препаратов и «входной билет» на зарубежные рынки. Товаропроводящая сеть белорусских предприятий представлена в 30 странах мира 220 субъектами. За последние годы освоены рынки таких стран, как Афганистан, Вьетнам, Монголия, Сирия. Объем экспортируемой продукции колеблется в пределах 100—110 млн долл. До 95% экспорта обеспечивается государственными предприятиями.
• СТОИМОСТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Одно из наиболее существенных преимуществ отечественных лекарств перед импортными (при сопоставимом качестве) — доступная цена. В Беларуси торговые наценки на медицинские препараты регулируются государством. По данным аналитического агентства «Инфофарм», около 50% производимых в Беларуси лекарственных средств находятся в ценовой категории до 5 долл., еще 20% — до 10 долл. Общеизвестно, что стоимость продукции, производимой внутри страны, ниже, чем ввозимой извне. В цену не входят таможенные, транспортные и другие расходы. Весьма умеренная реклама и недорогая упаковка не оказывают существенного влияния на конечную стоимость продукта. Ценовая политика в отечественной фарминдустрии является, скорее, социально ориентированной, нежели направленной на извлечение экономической выгоды.
• КАЧЕСТВО
ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
В последнее время в средствах массовой информации набирает обороты дискуссия о качестве отечественных препаратов. По мнению представителей Министерства здравоохранения, у потребителя нет оснований для претензий к качеству белорусских лекарств. Выявляемый в контрольно-аналитических лабораториях республики процент брака белорусских лекарств не превышает доли брака импортных. Однако претензии у потребителей все же возникают, но часто они не имеют отношения к качеству самих лекарственных препаратов.
Эта проблема не нова. С ней сталкиваются государства, берущие курс на лекарственное обеспечение систем здравоохранения отечественными препаратами. Безусловно, не следует исключать отдельные факты обоснованных претензий, но, по мнению ряда специалистов, проблема кроется не столько в качестве лекарств, сколько в жестком регулировании рынка, в слабом марке-
тинге и «постной» рекламе, а также в «первоочередной» рекомендации отечественных лекарств врачами и фармацевтами.
По данным Министерства здравоохранения, госпитальный сектор в стране обеспечен на 90% препаратами белорусского производства. Граждане, имеющие право на льготное получение лекарств, также на 90% обеспечиваются отечественной фармпродукцией. Но потребитель-пациент, занимающийся самолечением или получивший консультацию и рекомендации у врача, претендует на право выбора лекарственного средства в категории отечественное/импортное. И формально, и фактически такое право у него есть. Регулятор предлагает умело и корректно им воспользоваться. Но, как показывает практика, это удается не всем. Конфликтные ситуации такого рода косвенно и, как правило, необоснованно
воспринимаются членами общества как претензии к качеству белорусских лекарств.
• ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
Реализация государственной программы поддержки отечественной фарм-промышленности уже в 2014 г. дала заметные результаты. По данным Минис-
терства здравоохранения Республики Беларусь, объем отечественного производства лекарственных средств в период с 2011 по 2014 г. вырос в 1,8 раза — с 245,4 до 452,4 млн долл. Доля отечественных лекарств на внутреннем рынке выросла с 23,8 до 37,2%. За указанный период освоено 488 новых лекарственных средств, в текущем году планируется освоение еще 140 новых наименований. Рентабельность отрасли составила чуть более 20%. Реализуются инвестиционные проекты.
На этом фоне перспективы импорта лекарственных средств, уровень которого едва достиг 100% относительно показателя 2013 г., озадачивают. Зарубежные производители, успешно работавшие на рынке Беларуси, в последние годы сталкиваются с рядом трудностей, не способствующих увеличению их доли в сегментах, особенно в тех, где действует программа импортозамещения.
рисунок Соотношение деньги — упаковки, 2012 г.
800 700 600 500 400 300 200 100 0
- 429,0
- 199,6
—
300,0
- 1 200,0 1
упаковок, млн шт.
сумма, млн долл.
| | — отечественные — импортные
РАЗВИТИЕ ФАРМИНДУСТРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2014 ГОДУ
РЕМЕШШМ
ИТОГИ 2 0 14
155
Тем не менее и в 2014 г. соотношение деньги/упаковки осталось в пользу зарубежных производителей (рис. 2).
• АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВЗГЛЯД
Белорусский фармацевтический рынок развивается в строго определенном направлении. Но любопытно посмотреть на ситуацию под другим углом, используя при этом иные методики расчетов. Если применить показатель «средневзвешенной стоимости упаковки» к количеству отечественных и импортных упаковок, то получается, что белорусские производители далеко перешагнули 50%-ный рубеж в денежном выражении. Но в реальности задача остается, и она не из простых, так как ее составля-
ющие входят в противоречие друг с другом. С одной стороны, белорусская фарминдустрия должна поставлять на рынок недорогие и качественные препараты для населения, с другой — демонстрировать финансовый рост и коммерческий успех.
• ВЕРОЯТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Глубокая проработка темы маркетологами может дать желанный результат. Ведь кроме обеспечения внутреннего рынка фармацевтическая отрасль Беларуси намерена до конца 2015 г. увеличить экспорт без малого в 4 раза. Как полагают регуляторы, это возможно при условии выполнения текущих задач, а именно:
+ модернизации действующих производств и строительства новых фармацевтических предприятий; + внедрения стандартов GMP на фармацевтических производствах; 4 создания условий для импортозаме-щения в результате производства фармацевтической и медицинской продукции на базе современных технологий в соответствии с международными стандартами GMP;
4 обеспечения отрасли квалифицированными кадрами.
Помимо этого, до конца 2017 г. предстоит освоить 35 инвестиционных проектов, которые уже фигурируют в планах ведомства.
?
ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ