Научная статья на тему 'Повышение качества ремонта дорожно-строительных машин с помощью анализа брака и рекламаций, распределенных по структурным подразделениям'

Повышение качества ремонта дорожно-строительных машин с помощью анализа брака и рекламаций, распределенных по структурным подразделениям Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
344
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГРАММА "ПАРЕТО" / ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ / КАЧЕСТВО РЕМОНТА / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / АНАЛИЗА БРАКА И РЕКЛАМАЦИЙ / "PARETO" DIAGRAMME / ROAD-BUILDING CARS / REPAIR QUALITY / QUALITY MONITORING / ANALYSIS OF DEFECTS AND CLAIMS

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Дулемба И. Л., Жариков В. В.

В статье рассматривается повышение качества ремонта дорожно-строительных машин с помощью анализа брака и рекламаций, распределенных по структурным подразделениям. Рассмотрены факторы, затрудняющие повышение качества продукции, а также проведен анализ качества выпускаемой продукции за несколько лет. С помощью диаграммы «Парето» сделаны выводы, которые позволяют выявить, каким структурным подразделениям требу-ется повысить качество выполняемых работ, чтобы улучшить уровень качества продукции исследуемого предприятия. В заключении авторами установлены принципы по обеспечение высокого качества ра-бот по ремонту техники с учетом наиболее полного удовлетворения потребностей заказчика, позволяющей обеспечить жизнеспособность предприятия и социальные гарантии трудовому коллективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF REPAIR QUALITY OF ROAD-BUILDING CARS BY MEANS OF THE ANALYSIS OF DEFECTS AND THE CLAIMS DISTRIBUTED AMONG STRUCTURAL DIVISIONS

In article the improvement of repair quality of road-building cars by means of the analysis of defects and the claims distributed among structural divisions is considered. The factors stopping improvement of production quality are described and the analysis of quality of let out production for some years is done. By means of «Pareto» diagramme is stated that structural divisions should raise the works quality in order to improve the degree of produc-tion quality of the investigated enterprise. As the result authors establish principles of quality ensuring of machinery repair works taking into account the fullest custom-ers' satisfaction, which allow providing viability of the enterprise and social guarantees to employees.

Текст научной работы на тему «Повышение качества ремонта дорожно-строительных машин с помощью анализа брака и рекламаций, распределенных по структурным подразделениям»

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА РЕМОНТА ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН С ПОМОЩЬЮ АНАЛИЗА БРАКА И РЕКЛАМАЦИЙ, РАСПРЕДЕЛЕННЫХ ПО СТРУКТУРНЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ

И. Л. ДУЛЕМБА, В. В. ЖАРИКОВ

В статье рассматривается повышение качества ремонта дорожно-строительных машин с помощью анализа брака и рекламаций, распределенных по структурным подразделениям. Рассмотрены факторы, затрудняющие повышение качества продукции, а также проведен анализ качества выпускаемой продукции за несколько лет. С помощью диаграммы «Парето» сделаны выводы, которые позволяют выявить, каким структурным подразделениям требуется повысить качество выполняемых работ, чтобы улучшить уровень качества продукции исследуемого предприятия.

В заключении авторами установлены принципы по обеспечение высокого качества работ по ремонту техники с учетом наиболее полного удовлетворения потребностей заказчика, позволяющей обеспечить жизнеспособность предприятия и социальные гарантии трудовому коллективу.

Ключевые слова: диаграмма «Парето», дорожно-строительные машины, качество ремонта, контроль качества, анализа брака и рекламаций.

Параллельно с развитием технологии машиностроения совершенствуется технология и организация ремонта машин. Показатели надежности и долговечности машин после ремонта, как правило, ниже таких же показателей новых машин. Поскольку ремонтное производство является частью машиностроительного комплекса, к нему должны предъявлять такие же требования и с точки зрения качества продукции, что будет определять его конкурентоспособность. С целью улучшения качества ремонта следует стремиться к доведению технического уровня технологии и организации машиноремонтного производства до уровня машиностроительного. На современном этапе машиностроительного и машиноремонтного производств дальнейшее повышение качества изготовления и ремонта дорожных и строительных машин (ДСМ) имеет большое народнохозяйственное значение [4].

Ремонтное производство относится к производству средств производства и является подотраслью машиностроения. Параллельно с развитием технологии машиностроения совершенствуются технологии и организация ремонта машин. Показатели надежности и долговечности машин после ремонта, как правило, ниже таких же показателей новых машин. Так как ремонтное производство является частью машиностроительного комплекса, то к нему должны предъявлять такие же требования,

как и в машиностроительной отрасли, с точки зрения качества продукции, что в дальнейшем будет определять его конкурентоспособность [2, 3].

Качество ремонта машин определяется множеством факторов, основными из которых являются: качество ремонтной документации; качество технологического оборудования и инструмента; совершенство планирования и организации технологических процессов; подбор и подготовка кадров; качество работы отдельных исполнителей; качество сырья, материалов, комплектующих элементов; организация контроля качества и др. Все эти факторы функционируют в тесной взаимосвязи и, естественно, должны рассматриваться как элементы общей системы. В настоящее время проблема качества не может быть решена путем разрозненного воздействия на отдельные элементы или группы факторов, определяющих уровень качества. Необходима организация постоянного комплексного воздействия на все факторы, формирующие общее качество ремонта машин, т. е. необходимо научное управление качеством на основе системного подхода к решению этой важнейшей проблемы.

Исследуемые ремонтные предприятия представляют собой специальную группу ремонтных предприятий - центральные инженерные базы (ЦИБ). Машиноремонтное производство рассматривается в статье на примере ОАО «2048 ЦИБ».

Повышение качества ремонта на ОАО «2048 ЦИБ» в ближайшие годы требует:

- обновления основных фондов;

- развития научного потенциала;

- развития информационной системы;

- развития производственной и финансовой инфраструктуры;

- воспроизводства и развития трудового потенциала;

- развития потенциала природно-сырьевых

ресурсов.

Рассмотрим факторы, затрудняющие повышение качества продукции, используя концепцию TQM:

1. Снижение качества комплектующих изделий, запасных частей, металлопроката и т. д., что является материальной основой и главным фактором качества ремонта ДСМ.

2. Постоянное повышение цен на энергоносители, материалы, комплектующие изделия, запасные части и т. д.

3. Старение активной части основных фондов. Анализ финансово-хозяйственной деятельности показал, что около половины станочного парка на ОАО «2048 ЦИБ» работает сверх нормативных сроков службы. При этом существующая амортизационная политика предприятия не способствует обновлению оборудования.

4. Из-за недостаточной квалификации значительного числа инжиниринговых служб предприятия, методологическое, научно-техническое и информационное обеспечение остается на низком уровне.

5. Внутрифирменное планирование по сторонним заказам ведется на протяжении всего года, что не позволяет обеспечить ритмичность производства и равномерную загрузку, а также негативно сказывается на принятии решений, что является главной функцией управления качества.

6. Отклонения в оплате персонала ремонтных участков не способствуют материальной заинтересованности рабочих в качестве выпускаемой продукции и росте производительности труда.

7. Старение работников и нежелание молодежи работать на промышленных предприятиях.

8. Структурная непропорциональность персонала на предприятии, что выражается в отставании темпов снижения численности руководителей от рабочих кадров.

9. Диверсификация производства, которая выражается в расширении видов деятельности, номенклатуры ремонтируемой техники и рынков сбыта.

10. Министерство обороны особое внимание уделяет машиностроительным предприятиям и недостаточно уделяет внимание ремонтным предприятиям.

Третий участок на ОАО «2048 ЦИБ» выполняет функцию ремонта, восстановления, доработки деталей, приспособлений, стрел, базовых деталей и т. д., а также обслуживает инструментальное хозяйство и инфраструктуру предприятия (табл. 1).

Таблица 1

Количество бракованных деталей на третьем ремонтном участке

Наименование Вид брака 2006 2007 2008

сумма (тыс. руб.) сумма (тыс. руб.) сумма (тыс. руб.)

Золотники, валы и оси испр. 2,45 2,73 1,15

неиспр. 8,42 6,45 0,72

Цилиндры гидросистем испр. 12,78 15,75 11,42

неиспр. 6,45 2,97 8,45

Зубчатые колеса и муфты испр. 12,42 11,24 9,42

неиспр. - 1,34 5,13

Рабочие органы испр. 6,47 5,28 4,58

неиспр. - - -

Другие детали, инструменты и приспособления испр. 11,65 12,54 9,75

неиспр. 3,12 1,42 8,54

Итого 63,76 59,72 59,16

Из таблицы 1 видно, что в стоимостном выражении величина брака в 2008 г. по наименованиям деталей третьего ремонтного участка снижается, что является хорошим результатом деятельности предприятия. По итогам в 2008 г. брак на третьем участке снизился на 4,6 тыс. руб. по сравнению с 2006 г., притом, что валовой продукции было выпущено на 13,4 % больше по годам соответственно.

Проведем анализ качества выпускаемой продукции за несколько лет (табл. 2). Процент сдачи продукции с первого предъявления за отчетный период составил 92,1 %, понизился по сравнению с прошлым годом 94,9 %; внутризаводской брак в течение 2008 г. составил 302,54 тыс. руб. (0,23 % от общего выпуска товарной продукции), а в 2007 г. - 254,23 тыс. руб. (0,24 % от общего выпуска товарной продукции).

По результатам проверок в течение исследуемого периода не были составлены ни акты, ни разработаны мероприятия по устранению выявленных замечаний с указанием ответственных исполнителей и сроков исполнения, не изданы приказы о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных в нарушении исполнительской дисциплины, ни одного из работников завода не привлечено к ответственности за выпуск некачественной продукции.

Таблица 2

Анализ рекламаций и внутризаводского брака

Наименование показателей 2006 г. 2007 г. 2008 г.

по- луч. прин. по- луч. прин. по- луч. прин.

1. Претензии на ремонт:

ЭКСКАВАТОРЫ 2 1 2 1 2 2

АВТОГРЕИДЕРЫ 1 0 2 2 2 0

АВТОКРАНЫ 5 3 4 2 3 2

АБШ 4 2 5 4 3 3

Другая инженерная техника 2 1 2 0 1 1

ВСЕГО ПРЕТЕНЗИИ 14 7 15 9 11 8

2. Внутризаводской брак (тыс. руб.) 241,56 254,23 302,54

3. Внутризаводской брак к общ. выпуску (%) 0,27 0,24 0,23

4. Сдача продукции с первого предъявления (%) 94,9 93,2 92,1

В течение 2008 г. предприятием получено 11 претензий на качество выпускаемой продукции, из них две - на экскаваторы, две - на автогрейдеры, три - на автокраны, три - на АБШ (автомобильное базовое шасси), одна - на автовышку, из них отклонены предприятием - три. Внутризаводской брак в 2008 г., по сравнению с 2007 г., увеличился на 48,31 тыс. руб., но доля его в общем выпуске снизилась на 0,01 % соответственно.

По случаям отказов вышедших из строя в гарантийный период ДСМ за 2008 г. было организовано две командировки представителей предприятия. Командировочные расходы по выявлению причин брака за 2008 г. составили 32,74 тыс. руб.

Проведем анализ, который позволяет сделать вывод, каким структурным подразделениям требуется повысить качество выполняемых работ, чтобы улучшить уровень качества продукции исследуемого предприятия (табл. 3).

Таблица 3

Распределение рекламаций по структурным подразделениям на ОАО «2048 ЦИБ» за 2006-2008 гг.

№ Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. Итого рекла- маций Удельный вес (%)

1. Производство 2 4 3 9 37,5

2. Материально- техническое снабжение 1 3 2 6 25,0

3. Инжиниринг 2 1 1 4 16,7

4. ОТК 2 1 2 5 20,8

Всего 7 9 8 24 100

Применим для анализа дефектов диаграмму «Парето» (рис. 1). Диаграмма Парето показывает (по убывающей) относительный вклад каждого пункта в общее воздействие. Относительный вклад может быть определен на основе количества явлений или связанных с каждым пунктом затрат, или других мер влияния на воздействие. Для демонстрации относительного вклада каждого пункта используются блоки. Линия суммарной частоты показывает суммарный вклад всех пунктов.

Количество

рекламаций (шт.) %

Рис. 1. Диаграмма «Парето» анализа качества продукции ОАО «2048 ЦИБ»

Из рисунка 1 видно, что основное негативное влияние на качество продукции ОАО «2048 ЦИБ» оказывают ремонтные участки предприятия -37,5 %. Уровень влияния на качество материальнотехнического снабжения и ОТК примерно равный, ориентировочно по 20 % по диаграмме «Парето». Инженерно-консультационные услуги исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического характера, подготовка технико-экономических обоснований предложений, подготовка и обеспечение процесса производства, реализации продукции, инжиниринг оказывают меньшее влияние на уровень качества и составляют 16,7 % по диаграмме.

Понимая, что повышение конкурентоспособности продукции по ценовому показателю зависит от непроизводительных затрат и потерь предприятия, нами был проведен анализ таких потерь. Традиционно причины потерь, связанных с браком продукции, анализировались в соответствии с процедурами СМК, и определялись мероприятия, исключавшие их повторение. А вот по остальным потерям, которые многократно превышают потери от брака, такая работа не проводилась. Вот некоторые примеры:

1. Из-за того, что владелец «Процесса, связанного с потребителем» иногда недостаточно оценивал финансовую устойчивость заказчика, приходилось останавливать производство изделий на стадиях от 20 % до 60 % от их полной готовности. Только финансовые потери от этого превысили затраты на исправление производственного брака в несколько раз. Для уменьшения непроизводительных затрат в отдельные процессы, связанные с потребителем, нужно дополнительно включить показатели эффективности и критерии эффективности по снижению затрат на незавершенное производство остановленных заказов.

2. Отдел материально-технического обеспечения поставляет вместо толстостенной трубы круг, тем самым повышая годовые затраты на обработку заготовок и труд. Или закупаются сырье и материалы в то время, как могут использоваться их заменители, имеющиеся в наличие на предприятии. Описанные потери отражают недостаточное качество учета и анализа, информации на складах и на предприятии в целом.

Обеспечение высокого качества работ по ремонту техники с учетом наиболее полного удовлетворения потребностей заказчика является основной задачей деятельности ОАО «2048 ЦИБ», позволяющей обеспечить жизнеспособность предприятия и социальные гарантии трудовому коллективу [1]. Решение этой задачи авторы видят в соблюдении следующих принципов:

- комплексный подход к удовлетворению потребностей заказчика - основа будущего предприятия;

- каждый сотрудник предприятия от рабочего до директора отвечает за качество выполняемой работы;

- безупречное выполнение работ и устранение предпосылок брака повышает не только качество, но и снижает издержки;

- взаимоотношения между структурными подразделениями строятся по принципу «работа на единый конечный результат»;

- заинтересованный поставщик и подрядчик - обязательное условие деятельности;

- сотрудники предприятия, обладающие специальными технологическими знаниями, являются носителями ноу-хау предприятия;

- сохранение стабильности коллектива и обеспечение преемственности - гарантия высокого качества работ;

- совершенствование и оптимизация системы управления предприятием, ориентированной на стратегические цели;

- поддержание в рабочем состоянии системы менеджмента качества, соответствующей требованиям постоянного повышения ее результативности;

- создание необходимых условий для качественного выполнения работ;

- построение между подразделениями взаимоотношений, основанных на доверии и принятии совместных решений для достижения поставленной цели;

- обеспечение партнерских отношений как с заказчиками, так и с поставщиками;

- подготовка и переподготовка персонала всех уровней и по всем направлениям деятельности предприятия;

- обеспечение мотивации качественного труда и заинтересованности сотрудников в повышении уровня профессиональных знаний и квалификации.

Литература

1. Дулемба И. Л. О снижении качества послере-монтной продукции // Прогрессивные технологии развития: сб. ст. 4-й междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2007. С. 183.

2. Марченко А. Д., Гуренков С. Т., Терешен-ко В. И. [и др.] Основы управления качеством ремонта вооружения. М., 1981.

3. Организация ремонта автомобилей, гусеничных тягачей, транспортеров и тракторов в стационарных ремонтных заводах. М., 1977.

4. Тетюхин В. И., Чекстер Г. Я. Оценка качества отремонтированных машин и оборудования. Рига, 1987. С. 21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* * *

IMPROVEMENT OF REPAIR QUALITY OF ROAD-BUILDING CARS BY MEANS OF THE ANALYSIS OF DEFECTS AND THE CLAIMS

DISTRIBUTED AMONG STRUCTURAL DIVISIONS

I. L. Dulemba, V. V. Zharikov

In article the improvement of repair quality of road-building cars by means of the analysis of defects and the claims distributed among structural divisions is considered. The factors stopping improvement of production quality are described and the analysis of quality of let out production for some years is done. By means of «Pareto» diagramme is stated that structural divisions should raise the works quality in order to improve the degree of production quality of the investigated enterprise.

As the result authors establish principles of quality ensuring of machinery repair works taking into account the fullest customers’ satisfaction, which allow providing viability of the enterprise and social guarantees to employees.

Key words: «Pareto» diagramme, road-building cars, repair quality, quality monitoring, analysis of defects and claims.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.