Научная статья на тему 'Организационный и экономический механизмы повышения качества продукции ремонтного предприятия'

Организационный и экономический механизмы повышения качества продукции ремонтного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕМОНТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА РЕМОНТА / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМЫ / REPAIR SHOP / ROAD-BUILDING CARS / REPAIR IMPROVEMENT OF QUALITY / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дулемба Иван Леонидович, Жариков Валерий Викторович

Рассматриваются вопросы повышения качества продукции ремонтного предприятия за счет создания эффективного организационного и экономического механизмов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дулемба Иван Леонидович, Жариков Валерий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISMS OF IMPROVEMENT QUALITY OF PRODUCTION REPAIR SHOP

Questions of quality production of repair shop, at the expense of creation effective organizational and economic mechanisms are considered

Текст научной работы на тему «Организационный и экономический механизмы повышения качества продукции ремонтного предприятия»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ РЕМОНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И.Л. Дулемба, аспирант,

В.В. Жариков, канд. техн. наук, д-р экон. наук, профессор Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов

Рассматриваются вопросы повышения качества продукции ремонтного предприятия за счет создания эффективного организационного и экономического механизмов

В ходе доработки концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в условиях глобального финансово-экономического кризиса, перерастающего в системный, который уже повлиял и на развитие России, проблемы повышения качества продукции машиноремонтных предприятий становятся наиболее актуальными [1].

Одним из главных вопросов остается сохранение инженерной техники, поддержание ее боеготовности и продление сроков эксплуатации. В этих целях проводится комплекс организационно-технических мероприятий, позволяющий сохранить существующий парк специальных машин. Развернут комплексный ремонт средств инженерного вооружения, увеличена номенклатура и объемы производства запасных частей. Дальнейшее развитие получает практика направления в войска выездных бригад для ремонта наиболее сложной техники. Увеличены объемы текущего и среднего ремонта на готовых агрегатах непосредственно в подразделениях и частях.

Из-за недостаточности бюджетных средств своевременно не проводилась замена устаревших образцов инженерной техники, практически полностью прекращены закупки дорожно-строительных машин (ДСМ).

В российских условиях ДСМ выходят из строя после 7-9 лет жесткой эксплуатации. Они не просто ломаются, а изнашиваются. У этой проблемы есть два решения: первое - приобретение новой ДСМ, второе -капитальный полнокомплектный ремонт, при котором возможна замена до 90% изношенных деталей. Второй вариант решения обойдется значительно дешевле, и это немаловажно.

Восстановлением сейчас занимаются многие предприятия, но далеко не все берутся за ДСМ. К тому же предприятие, осуществляющее ремонт, должно давать гарантию на эксплуатацию машин в определенный период времени. Предприятий, дорожащих собственной репутацией и работающих добросовест-

но, становится все больше. По сравнению с крупными заводами у них свои преимущества - большая гибкость, мобильность, индивидуальный подход к клиентам. Здесь быстрее внедряются рационализаторские предложения, реализуются технические новшества. У малых предприятий ниже трудозатратная часть работ, а соответственно ниже и себестоимость продукции.

Сейчас многие сервисные и ремонтные предприятия России оперативно реагируют на нужды рынка, ведь потребность в использовании ДСМ продолжает расти, соответственно и спрос на нее увеличивается [2]. По информации министерства промышленности и энергетики Российской Федерации на период январь-август 2007 года рост производства машин и оборудования составил 125,4%. Только в производстве специализированного оборудования и оборудования общего назначения опережающий рост выпуска достигнут в производстве бульдозеров (на 56%), кранов башенных (на 35,2%) и кранов на автомобильном ходу (на 29,5%), автогрейдеров (на 24,8%), экскаваторов (на 24,9%), тракторов на колесном ходу (на 19,4%).

Исследуемые ремонтные предприятия представляют собой специальную группу ремонтных предприятий - центральные инженерные базы (ЦИБ). Машиноремонтное производство рассматривается в работе на примере ОАО «2048 ЦИБ»

В отличие от сборочных заводов, ЦИБы проводят разборку, дефектацию, ремонт и изготовление деталей, комплектацию и последующую сборку инженерной техники, в том числе и ДСМ.

Работа в условиях рыночной системы хозяйствования и реформы в ВС РФ привели к тому, что существенно снизился объем государственных оборонных заказов (ГОЗ). ЦИБы оказались вовлеченными в работу со сторонними заказами, где стало необходимым решать проблемы обеспечения рентабельности ремонтного производства, обеспечения предприятия заказами сторонних организаций и повышением показателей конкурентоспособности (таблица).

Динамика объема выпуска продукции ОАО «2048 ЦИБ» г . Тамбов.

Показатели Ед. изм. 2006 г. 2007 г. 2008 г. Изменение 08/06 (+,-) Темп роста 08/06, %

1. Объем товарной продукции и услуг тыс. руб 89736 106348 132930 43194 148,1

2. Объем ремонта ДСМ по ГОЗ тыс. руб 75795,2 90536,9 108842 33046,5 143,6

3. Объем сторонних заказов тыс. руб 13940,8 15811,1 24088,3 10147,5 172,8

4.Удельный вес сторонних работ % 15,5 13,5 18,1 2,6 116,8

5.Рентабельность ТП всего в т. ч.: % 11,6 4,6 12,3 0,7 106,0

-ГОЗ % 8,6 2,6 7,7 -0,9 89,5

-сторонние % 31,7 18,2 38 6,3 119,9

Объем сторонних заказов определяется особенностями рыночных условий, выбором целевого сегмента рынка сбыта, условиями обслуживания потребителей и качеством работ. Эффективность работы ЦИБов обусловливается оперативностью решения задач, изучением рынка сбыта, числом сильных и слабых сторон конкурентов, точностью прогноза спроса на продукцию предприятия, оценкой ее качества и надежности. После распада СССР ЦИБы, как и многие предприятия, связанные с ремонтом военной техники, оказались в совершенно иных экономических условиях функционирования.

Выявим факторы, влияющие на снижение качества продукции исследуемых предприятий [3].

1. Снижение качества комплектующих изделий, запасных частей, металлопроката и т. д., что является материальной основой и главным фактором качества ремонта ДСМ.

2. Постоянное повышение цен на энергоносители, материалы, комплектующие изделия, запасные части.

3. Старение активной части основных фондов. Анализ финансово-хозяйственной деятельности показал, что около половины станочного парка на ОАО «2048 ЦИБ» работает сверх нормативных сроков службы. При этом существующая амортизационная политика предприятия не способствует обновлению оборудования.

4. Из-за недостаточной квалификации значительного числа инжиниринговых служб предприятия, методологическое, научно-техническое и информационное обеспечение остается на низком уровне.

5. Внутрифирменное планирование по сторонним заказам ведется на протяжении всего года, что не

позволяет обеспечить ритмичность производства и равномерную загрузку, а так же негативно сказывается на принятии решений, что является главной функцией управления качества.

6. Низкая оплата персонала ремонтных участков не способствует материальной заинтересованности рабочих в качестве выпускаемой продукции и росте производительности труда.

7. Старение работников и нежелание молодежи работать на промышленных предприятиях.

8. Структурная непропорциональность персонала на предприятии, что выражается в отставании темпов снижения численности руководителей от рабочих кадров.

9. Диверсификация производства, которая выражается в расширении видов деятельности, номенклатуры ремонтируемой техники и рынков сбыта.

10. Министерство обороны особое внимание уделяет машиностроительным предприятиям, производящим ДСМ и недостаточно уделяет внимание предприятиям, ремонтирующим ее.

С целью беспрерывной эксплуатации ДСМ необходимо осуществлять все виды профилактических мероприятий по уходу и ремонту техники: осмотры, текущие, средние, капитальные и восстановительные ремонты. Все они проводятся периодически в определенном порядке. Кроме текущего, среднего и капитального различают ремонты: аварийный, выполняемый вне плановых ремонтов и предназначенный для устранения последствий аварии; восстановительный, осуществляемый по специальному разрешению. При восстановительном ремонте машина часто подвергается модернизации.

Ремонт, в отличие от технического обслуживания, представляет собой комплекс работ, направленных на поддержание и восстановление исправности или работоспособности машины или ее составных частей с заданным восстановлением ресурса. Ремонты, осуществляемые с целью восстановления работоспособности машины или ее конструктивных элементов, должны обеспечивать их использование с заданной эффективностью в соответствующие межремонтные периоды при условии, что установленные виды технического обслуживания в соответствующих межремонтных периодах строго выполняются.

При эксплуатации машины подвергаются различным внешним воздействиям, под влиянием которых их надежность снижается из-за появления неисправностей. В результате этого рабочие процессы в машинах либо нарушаются, либо становятся невозможными. Поддержание и восстановление исправности или работоспособности машины достигается ее техническим обслуживанием и ремонтом. Техническое обслуживание машин направлено на предупреждение преждевременного сверхнормативного износа деталей и сопряжений путем своевременного проведения регулировочных работ, смазки машин, выявления возникающих дефектов и устранения их.

Ремонтное производство относится к производству средств производства и является подотраслью машиностроения. ДСМ в состоянии нормально эксплуатироваться только при условии, что все эти элементы находятся в нормальном состоянии. ДСМ -сложное в конструктивном отношении средство труда, составные части которого только в сборе придают ему новое качество - потребительную ценность как средства труда. Выход из строя хотя бы одного суще-

ственного элемента, влечет за собой потерю работоспособности. Потребительная ценность ДСМ как средства труда в этот момент утрачивается.

Качество техники - это совокупность циклов «исследование - производство - сервис»:

- проектирование. В процессе проектирования закладывается до 60-70% качества продукции;

- производство (обеспечивается 30-20% качества);

- сбыт (5-3% качества);

- сервис (5-7% качества).

Классификация профилактических мероприятий изменяющих качество продукции ремонтных предприятий, выглядит следующим образом:

1.Поддерживающие уровень качества продукции:

-осмотры и регулировки;

-текущий ремонт.

2.Восстанавливающие качество продукции после физического износа:

-средний ремонт;

-капитальный ремонт;

-восстановительный ремонт.

3. Повышающие качество продукции: -капитальный ремонт с модернизацией; -восстановительный ремонт с модернизацией; -замена изношенной и устаревшей машины на

новую более производительную.

Поддержание и повышение качества продукции происходит по спирали (рисунок 1). При этом цикл завершается утилизацией с заменой используемой машины на новую.

Рис. 1. Спираль качества продукции ремонтных предприятий

По мнению некоторых ученых, для обеспечения качества продукции требуется три основных фактора: необходимая материальная база, квалифицированный и заинтересованный в хорошей работе персонал и четкая организация работ, в том числе управление качеством продукции [4].

По отношению к ремонтному производству такое утверждение можно считать поверхностным. В процессе ремонта продукции ремонтных предприятий одну из ключевых составляющих качества играет качество комплектующих (сырье, материалы, детали и т. д.). Поэтому основным резервов повышения качества продукции исследуемых предприятий является доверительное и взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками.

Концепция управления качеством продукции ремонтных предприятий нами определена следующим образом: «В процессе профилактических мероприятий ремонтное предприятие должно входить в доверительные отношения с поставщиками комплектующих (сырье, материалы, детали и т. д.) на взаимовыгодных началах. При этом отношения должны включать не только прямые, но и «моральные издержки» связанные с ответственностью за качество комплектующих. В этом случае эти издержки должны покрывать все потери, а также затраты на устранение отказов техники по вине комплектующих»

На сегодняшний день большинство управленцев на предприятиях промышленности сходятся к одному общему мнению, что СМК не заменяет, а лишь дополняет другие организационные и технические формы обеспечения качества выпускаемой продукции. В этой связи необходимо затронуть, на наш взгляд, ряд наиболее существенных системных вопросов, в значительной мере влияющих на качество продукции, проводимой по ГОС, включающих, в том числе, и определение роли и места в этом процессе СМК.

1. Небольшие, неустойчивые по годам объемы заказов не позволяют обеспечить достаточно четкий ритм производства по всей технологической цепочке. Это приводит к образованию узких мест, а нередко и к разрыву устоявшихся кооперативных связей, резким колебаниям и, как правило, росту цен на сырье и комплектующие изделия при устоявшейся тенденции снижения их качества. Следует отметить, что введение 100% входного контроля на многих головных предприятиях не решает проблемы повышения качества продукции, поскольку часто невозможно выявить скрытые производственные и конструкторские дефекты.

2. Низкий уровень подготовки производства на многих предприятиях. Коэффициент сменяемости технологического оборудования, особенно специального, составляет 1-2% в год. Во времена СССР он доходил до 5-10 %, а в ведущих странах мира, например в Китае, он составляет 15-20%. По большинству видов продукции специальных программ и целевых инвестиций на технологическую подготовку производства

нет. Заказчик на эти цели средств не имеет. Профильные агентства хотя и имеют небольшие бюджетные объемы на развитие предприятий, но серьезного внимания этой проблеме не уделяют и не несут никакой ответственности за подготовку производства.

3. Формальное конкурсное размещение заказа, не гарантирующее устойчивой долгосрочной программы производства, где главный критерий - снижение цены на конкретный заказ, что никак не стимулирует интерес к технологическому перевооружению. В технологической цепочке создания продукции на предприятиях имеют место различные виды собственности на технологическое оборудование, при этом с отсутствием или малой доли государственной собственности, что сильно усложняет выделение целевых инвестиций на развитие.

4. Практика работы в условиях Федерального закона (ФЗ) № 94 2005 г. показала непродуманно низкий уровень законодательной базы и нормативного регулирования отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Особенно это касается ГОЗ на оборонную продукцию. Об этом свидетельствует хотя бы многочисленные редакционные изменения и дополнения к ФЗ № 94, в том числе ФЗ 2006 г. № 102, 2007 г. № 53, № 218 и № 257, 2008 г. № 160, № 225, № 308 и № 323, в которых сложно разобраться. По-нашему мнению, попытка создать единый универсальный нормативный механизм регулирования отношений в области всех видов государственных заказов, в том числе и по ГОЗ, обречена хотя бы потому, что все процессы создания всей инженерной техники, являются исключительной монополией государства, практически не имеющей ничего общего с конкурентным рыночным механизмом, а, наоборот, требующей прямого государственного регулирования. В США, например, на сегодняшний день, существует сильный и достаточно отлаженный, с учетом национальной специфики, механизм государственного регулирования в этой области.

5. Болезненные процессы реформирования, а по сути сокращения, профессионального аппарата государственного заказчика и его представительства на местах, существенно снижает их возможность по обеспечению контроля качества продукции по ГОЗ. Уже не приходится говорить о тех возможностях, которыми они когда-то обладали, и не только в части прямого влияния на качество принимаемой продукции, но и на отработку технологической документации и технологических процессов на предприятиях. Сегодня такая глубина контроля не обеспечивается даже на головных предприятиях.

6. Сильно ослаблена система нормативного регулирования по всему жизненному циклу создания инженерной техники в части обеспечения общими и специальными стандартам. Многие стандарты требуют, по меньшей мере, актуализации с учетом изме-

нившихся условий. По ряду других технических норм требуется фактически разработка новых стандартов.

Надо сказать, что работа эта была в значительной мере ослаблена с принятием ФЗ «О техническом регулировании» Авторы этого закона часто отождествляли понятия обязательных стандартов и регламентов. Согласно законодательству можно разделить эти понятия так: регламенты устанавливают обязательные требования, прежде всего, по безопасности (экологии, здоровья и т.д.), а стандарты (как общие, так и специальные) - требования по потребительским качествам продукции, методам их проверки, контроля и испытаний. В этом отношении следует отметить еще один вопрос - несоответствие старых требований и методик оценки качества продукции в условиях малых объемов заказов. Нередко бывает, что количество заказываемой по ГОЗ продукции недостаточно для всего необходимого объема испытаний и проверок по существующим в технических условиях методикам и требованиям, приведенным в ГОСТах. В этих случаях необходимо вырабатывать иные подходы к оценке качества, в том числе с привлечением методов моделирования и оценок по всей технологической цепочке.

7. Необходимо отметить отдельно, влияние кооперативных связей на качество продукции. Проблема эта многоплановая и включает потребность централизованного регулирования, развития базовых и критических технологий, создания унифицированных комплектующих изделий и компонентной базы, а также поддержку узкоспециализированных технологий для высокотехнологичных образцов техники. Сегодня ряд головных предприятий, осознавая эти проблемы для себя, уделяет достаточно серьезное значение системному подходу, сохранению развития кооперативных связей по технологическим процессам. Однако по очень многим предприятиям и видам техники эта проблема остается болезненной.

Решение вышеперечисленных проблем, являются достаточно многоплановыми, сложными и требуют специальной проработки. Но вместе с тем хотелось бы подчеркнуть, что в данных реальных условиях роль и значение СМК предприятий-исполнителей ГОЗ только возрастает. СМК разработки и производства продукции по ГОЗ существенно дополняет сис-

тему контроля качества продукции государственного заказчика. Сертификат соответствия предприятия по СМК мог бы стать одним из превалирующих условием при размещении ГОЗ и оценке способности предприятия выполнять заказ по продукции ремонтных предприятий.

Выявленные факторы позволяют постоянно совершенствовать систему менеджмента качества на предприятии и формировать качество ремонта с учетом концепции всеобщего управления качеством.

С учетом вышеизложенного, нами разработан организационный и экономический механизмы повышения качества продукции ремонтных предприятий.

Из рисунка 2 видно, что организационный механизм включает в себя весь комплекс ремонтных работ от оценки состояния поступивших в ремонт техники до оценки качества ремонта и позволяет проводить профилактические мероприятия или модернизацию техники на высоком научно-техническом уровне с привлечением к организации работ конструкторов и технологов, обеспечивающих разработку типовых проектов на каждый вид техники. При этом за счет параллельности выполняемых работ значительно сокращается время простоя в ремонте [5].

В настоящее время фонды развития ремонтных предприятий создаются в основном за счет снижения себестоимости выпускаемой продукции. В связи с этим систематическое снижение себестоимости находится в центре внимания всех отделов предприятия и особенно управления в целом. Однако снижение себестоимости продукции допустимо и необходимо только при одновременном повышении ее качества. Снижение себестоимости за счет снижения качества отремонтированной продукции недопустимо. Наоборот, во многих случаях целесообразно некоторое повышение себестоимости при одновременном значительном улучшении показателей отремонтированной техники, чтобы сократить затраты на единицу пробега и/или единицу временной работы техники.

Рис. 2. Организационный механизм повышения качества продукции ремонтного предприятия.

Рис. 3. Экономический механизм повышения качества продукции ремонтного предприятия.

Экономический механизм (рисунок 3) позволяет создать дополнительный фонд материального стимулирования и развития ремонтного предприятия. При этом 60-70% от полученной суммы должно расходоваться на проведение научно-исследовательских работ по повышению качества ремонта, а остальные на поощрение работников, обеспечивающих выпуск продукции повышенного качества.

Литература

1. http://www.kremlin.ru/

2. http://www.kdst.ru/o-kompanii/novosti/08-10-2007.html

3. Дулемба И. Л. О снижении качества послере-монтной продукции / И. Л. Дулемба // Прогрессивные технологии развития: сборник статей 4-й междунар. научно-практической конф. Тамбов, 2007. С. 183.

4. Окрепилов В. В. Управление качеством: учебник для вузов / В.В. Окрепилов. - 2-е изд., доп. и пере-раб. - М.: ОАО Изд-во "Экономика", 1998.

5. Дулемба И.Л., Жариков В.В.Основные пути повышения уровня качества услуг ремонтных предприятий / Дулемба И. Л., // Проблемы и перспективы развития российской экономики: материалы всероссийской науч.-практ. конф. Каменск-Уральский, 2007. С. 18-20.

Э 89158800880

Ключевые слова: ремонтное предприятие, дорожностроительные машины, повышение качества ремонта, организационный и экономический механизмы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.