Научная статья на тему 'Резервы повышения качества машиностроительной продукции'

Резервы повышения качества машиностроительной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗЕРВЫ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА / ТЕНДЕНЦИИ / МОТИВАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОКУПАЕМОСТЬ / RESERVES / QUALITY IMPROVEMENT / TENDENCIES / MOTIVATION / COMPETITIVENESS / REPAYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миргородец Дмитрий Николаевич

Выявлены резервы повышения качества продукции на машиностроительном предприятии. Капитальные затраты на повышение качества продукции быстро окупаются за счет снижения брака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reserves of quality improvement of mechanical engineering production

Reserves of quality improvement of mechanical engineering production at a mechanical engineering enterprise have been revealed. Capital outlay for quality improvement of production is quickly repaid due to spoilage decrease.

Текст научной работы на тему «Резервы повышения качества машиностроительной продукции»

РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Д.Н. Миргородец

Выявлены резервы повышения качества продукции на машиностроительном предприятии. Капитальные затраты на повышение качества продукции быстро окупаются за счет снижения брака.

Ключевые слова: резервы, повышение качества, тенденции, мотивация, конкурентоспособность, окупаемость.

Повышение качества машиностроительной продукции требует формирования и развития системы менеджмента качества на предприятии. Разработка системы менеджмента качества на Тамбовском вагоноремонтном заводе (ВРЗ) ОАО «РЖД» в соответствии с требованиями МС ИСО 9001-96 позволила получить критерии оценки качества в феврале 2001 г. на изготавливаемые колесные пары типа РУ1Ш-950-А без буксового узла и корпус буксы механически обработанный для грузовых вагонов, а в ноябре 2001 г. - на башмаки тормозных колодок пассажирского и грузового подвижного состава. Это позволило обеспечить выпуск данного вида продукции, конкурентоспособной по отношению к аналогичной продукции других предприятий.

В 2005 г. Тамбовский ВРЗ ОАО «РЖД» приступил к созданию системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 [1].

На данный момент предприятие имеет сертификаты соответствия на 10 единиц продукции:

1) вагоны пассажирские модели 61-425 открытого типа, прошедшие капитальный ремонт с модернизацией с продлением срока службы;

2) вагоны пассажирские модели 61-425 открытого типа, прошедшие капитальный ремонт с модернизацией и продлением срока службы, оборудованные внутренним интерьером по проекту 9516 и системой кондиционирования воздуха;

3) вагоны - водонасосные станции пожарного поезда (переоборудование), прошедшие капитальный ремонт с модернизацией и продлением срока службы;

4) вагоны-хопперы четырехосные для минеральных удобрений модели 11-740, от-

ремонтированные капитальным ремонтом с продлением срока полезного использования;

5) вагоны-хопперы четырехосные для перевозки окатышей и горячего агломерата модели 20-471, прошедшие капитальный ремонт с продлением срока полезного использования;

6) колесные пары вагонные типа РУ1Ш-950-А без буксовых узлов;

7) оси чистовые вагонные типа РУ1Ш;

8) корпусы букс механически обработанные;

9) тележки двухосные модели 18-100 грузовых вагонов.

Задекларированы 3 единицы продукции:

1) башмаки тормозные неповоротные для грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм;

2) башмаки тормозные поворотные для пассажирских вагонов железных дорог колеи 1520 мм;

3) чеки тормозных колодок для вагонов магистральных железных дорог.

Тамбовский ВРЗ ОАО «РЖД» ведет разработку, документирование, внедрение и поддержание в рабочем состоянии системы менеджмента качества, постоянно улучшая ее результативность в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и руководства менеджмента качества [1, 2].

Система менеджмента качества распространяется на следующую продукцию, выпускаемую Тамбовским ВРЗ ОАО «РЖД»:

- ремонт и модернизация пассажирских вагонов;

- ремонт и модернизация грузовых вагонов;

- ремонт колесных пар РУ 1 и РУ 1Ш;

- новое формирование колесных пар РУ1Ш;

- изготовление запчастей для подвижного состава железных дорог РФ;

- изготовление продукции для сторонних организаций.

СМК охватывает все основные виды деятельности предприятия:

- управленческую деятельность руководства;

- обеспечение ресурсами;

- процессы жизненного цикла;

- процессы измерения и контроля.

Менеджмент данных процессов на предприятии осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001, «Политики предприятия в области качества», «Руководства по менеджменту качества», а также стандартов предприятия по СМК [2, 3].

Главной целью предприятия в области качества является постоянное повышение качества ремонта за счет внедрения новых технологий и технологических процессов, прогрессивных видов капитального ремонта подвижного состава, производства запасных частей.

Качество является стратегическим показателем конкурентоспособности, залогом привлечения новых заказчиков, улучшения экономического положения предприятия и всех его работников. Основными направлениями деятельности предприятия являются:

- удовлетворение запросов и ожиданий потребителей за счет изготовления продукции в точном соответствии с нормативной документацией и контрактами на поставку;

- обеспечение репутации у поставщика изготовлением качественной, надежной и конкурентоспособной продукции;

- стремление к уровню качества, позволяющему быть конкурентоспособными на внутреннем рынке;

- организация работ по управлению качеством, предусматривающая четко регламентированную ответственность за качество всего персонала, от директора до рабочего.

Принятая стратегия реализуется за счет:

- заинтересованности (мотивации) персонала в улучшении качества продукции;

- совершенствования технологических процессов, направленных на повышение качества выпускаемой продукции по требованию потребителей;

- снижения уровня претензий;

- снижения уровня брака ремонтируемой продукции;

- обеспечения ритмичности выпускаемой продукции;

- увеличения сдачи отремонтированной продукции с первого предъявления:

ОТК - до 97 %;

инспекции - до 96 %.

С целью дальнейшего повышения качества ремонта на предприятии необходимо решить следующие важнейшие задачи системы менеджмента качества, такие как:

- введение активного управления всеми процессами, влияющими на качество продукции, как средства предупреждения появления несоответствий;

- организация эффективного контроля (оценки) соответствия продукции требованиям потребителей и организация контроля состояния процессов;

- нормативно-методическое руководство работами по обеспечению качества.

Система менеджмента качества базируется на следующих основных принципах:

- приоритетное удовлетворение нужд и требований потребителей к качеству продукции;

- обеспечение качества - неотъемлемая составляющая производственного процесса;

- комплексность управления всеми процессами и факторами, влияющими на качество;

- распределение ответственности и полномочий руководителей всех уровней управления;

- однозначность требований нормативных документов системы менеджмента качества;

- постоянное управление процессами по принципу замкнутого контура от требований потребителя через реализацию процессов с введением обратной связи для определения его удовлетворенности полученными результатами;

- предупреждение вопросов и проблем в области качества;

- вовлечение всего персонала предприятия в работы по обеспечению качества продукции, поощрение инициативы и творчества исполнителей;

- система менеджмента качества оптимизируется по затратам на качество при имеющихся ограничениях по ресурсам [1].

Система менеджмента качества функционирует в комплексе со всеми видами деятельности предприятия (организационной, технической, технологической, экономической, правовой, социальной) и охватывает

деятельность персонала всех цехов и служб, обеспечивающих проектирование, материально-техническое снабжение (закупки), производство, контроль и испытания продукции, подготовку документации по качеству, маркировку, консервацию, упаковку, транспортировку, хранение и поставку.

Действующая система менеджмента качества распространяется на четыре аспекта качества:

- качество, обусловленное определением спроса на продукцию;

- качество, обусловленное проектированием продукции;

- качество, обусловленное соответствием проекту в процессе изготовления;

- качество, обусловленное поддержанием соответствия продукции на стадии эксплуатации.

С целью выявления резервов повышения качества машиностроительной продукции рассмотрим сложившиеся тенденции последних лет. К ним можно отнести следующие.

1. Рост цен на производственные ресурсы (постоянное повышение цен на материалы, энергоносители и комплектующие изделия, рост оплаты труда).

2. Рост цен на ресурсы и продолжительный производственный цикл ведет к значительным объемам отвлечения прибыли на прирост оборотных средств.

3. Старение кадров.

4. Несмотря на высокий уровень безработицы и сравнительно высокий уровень заработной платы, предприятие испытывает постоянный дефицит в рабочих станочниках.

5. Набор заказов ведется на протяжении всего года, что не позволяет обеспечить эффективное внутрифирменное планирование.

На основе тенденций, сложившихся за последние годы на предприятии, выявлены резервы повышения качества машиностроительной продукции.

Основными общими направлениями повышения качества машиностроительной продукции являются следующие.

1. Наиболее полное использование интеллектуального потенциала персонала предприятия в области управления, научных исследований, внедрения новых технологий в производство, сбыт и сервисное обслуживание.

2. Снижение внешнего брака за счет более тесных контактов с поставщиками ресурсов и организацией сплошного входного контроля поступающих на предприятие материалов и комплектующих изделий.

3. Снижение внутреннего брака за счет более высокой организации и соответствующей мотивации труда. Незначительные выплаты в виде премий за качество позволят снизить брак в несколько раз.

4. Постоянное обновление основных фондов, а также приобретение оборудования, непосредственно влияющего на качество продукции. Одним из основных производственных ресурсов являются машины, оборудование и транспортные средства, износ которых составляет порядка 50 %.

5. Мотивация повышения качества и конкурентоспособности машиностроительной продукции.

В рыночных условиях при ограниченности ресурсов качество продукции является одним из основных факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции и, в конечном итоге, на спрос. Естественно, что повышение качества не является самоцелью, а связано с повышением конкурентоспособности и, в конечном счете, с ростом объема продаж и получаемой прибыли.

Внедрение результатов исследования на предприятии способствует повышению качества продукции и конкурентоспособности предприятия на товарных рынках, что в свою очередь приводит к росту степени удовлетворенности клиентов, улучшению имиджа и репутации фирмы, и, как следствие, увеличению объема продаж и прибыли.

Конкретизация мероприятий повышения качества выпускаемой продукции на Тамбовском ВРЗ ОАО «РЖД».

1. Проведение организационных мероприятий по повышению качества продукции:

- обеспечение своевременного поступления материалов и комплектующих изделий согласно нормативной документации;

- систематическое проведение плановых проверок цехов и участков по обеспечению качества выпускаемой продукции;

- по каждому случаю внутризаводского и внешнего брака проводить выявление причин появления несоответствия и привлечение виновников к дисциплинарной и материальной ответственности;

- проведение обучения и прием экзаменов для работников особо ответственных профессий и повышающих квалификацию.

2. Покупка приборов для контроля качества продукции (табл. 1) окажет большое влияние на снижение брака.

3. Подготовка и переподготовка кадров.

Для работы с представленным перечнем

оборудования в таблице 1 необходимо организовать:

- обучение дефектоскопистов отдела неразрушающего контроля в Уральском центре аттестации, затраты на обучение которых составят 270 тыс. руб.;

- обучение работников метрологической службы в Академии стандартизации, метрологии и сертификации, затраты на обучение которых составят 160 тыс. руб.

4. Совершенствование технологии: приобретение алмазно-расточного станка для обработки роликовой буксы, высоковольтной универсальной пробойной установки для проверки прочности изоляции электрических машин и стенда для испытания генераторов (табл. 2).

В результате проведенных мероприятий по повышению качества продукции капитальные вложения (К ) составят:

К = 1562,3 + 270 +160 +1650 = 3642,3 (тыс. руб.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективность от повышения качества продукции заключается в первую очередь в снижении как внутреннего, так и внешнего брака (за 2007 г. брак составил в объеме 1099,153 тыс. руб.). Реализация резервов позволит сократить внутризаводской брак на 30 %, прежде всего это относится к литейному производству и рекламациям на ремонт вагонов.

Снижен. внутр. брака = 1099,153 х 0,3 =

= 329,75 (тыс. руб.)

Повышение качества ремонтов за счет внедрения результатов исследования приведет к росту прибыли (П) на 3 %, в 2007 г. она составила 52533 (тыс. руб.)

П = 52533 х 0,03 = 1575,99 (тыс. руб.)

Таблица 1

Стоимость приборов для отдела метрологического обеспечения и неразрушающего контроля

№ п/п Наименование оборудования Количество, единиц Цена, тыс. руб. Общая стоимость, тыс. руб.

1. Дефектоскоп для ВТК шкивов привода генератора 2 75 150

2. Дефектоскоп МД-12 ПС/1 для МПК осей 1 85 85

3. Электромагнит МЭД-40/120 для МПК осей 2 80 160

4. Прибор для определения межвиткового короткого замыкания электрических машин 1 705,6 705,6

5. Полуавтоматический прибор для контроля блоков роликовых подшипников 1 344 344

6. Ультразвуковой толщиномер типа УТ-93 П 3 24,9 74,7

7. Термопары для определения температуры металла в печах 20 0,75 15

8. Набор угловых мер для калибровки нестандартизирован-ных средств измерений 1 28 28

Всего - - 1562,3

Таблица 2

Стоимость оборудования

№ п/п Наименование оборудования Коли- чество, единиц Цена, тыс. руб. Стои- мость, тыс. руб.

1. 1. Алмазно-расточной станок 1 580 580

2. 2. Высоковольтная универсальная пробойная установка УПУ-10М 1 440 440

3. 3. Стенд ЭГВ мод. АСИГ-1 1 630 630

Всего - - 1650

Чистая прибыль (ПЧ) составит за год:

ПЧ = 1575,99 х 0,76 = 1197,75 (тыс. руб.)

Тогда срок окупаемости вложений, Т на повышение качества продукции составит:

Т = К/ПЧ = 3542,3/1197,75 + 329,75 = 2,4 (года)

Таким образом, использование резервов повышения качества машиностроительной продукции, во-первых, требует капитальных вложений, а, во-вторых, за счет снижения брака они быстро окупаются.

1. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. М., 2GG1.

2. Руководства по менеджменту качества. Система менеджмента качества на Тамбовском ВРЗ ОАО «РЖД». Тамбов, 2005.

3. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Политики предприятия в области качества. М., 2001.

Поступила в редакцию 11.04.2008 г.

Mirgorodets D.N. Reserves of quality improvement of mechanical engineering production. Reserves of quality improvement of mechanical engineering production at a mechanical engineering enterprise have been revealed. Capital outlay for quality improvement of production is quickly repaid due to spoilage decrease.

Key words: reserves, quality improvement, tendencies, motivation, competitiveness, repayment.

ТУРБО-АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НОВАЯ МЕТОДОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Е.Б. Герасимова

В статье рассмотрены проблемы поведения современных организаций в условиях непрерывно изменяющихся условий внутренней и внешней среды.

Ключевые слова: организация, качество, устойчивость.

Деятельность современных организаций протекает в условиях всеобщей нестабильности. Детерминированные связи между причиной (воздействием) и следствием (реакцией) уступают место неопределенности. Подобно турбине, преобразующей в механическую работу кинетическую энергию пара, газа или воды, современная организация получает вектор развития не только и не столько под воздействием управляющей системы, но и в большой мере под влиянием внешней среды. Эта новая турбо-среда превращает линейный процесс (действия которого выполняются строго последовательно) в нелинейный, турбулентный (протекающий со множеством перспективных траекторий эволюции).

Управление турбулентными процессами требует нового подхода к ведению бизнеса. Коль скоро среда нестабильна и враждебна, а риск - неизбежный элемент управляемой системы, основным инструментом менеджера

становится информация, которую он должен превратить в энергию изменений и роста.

Для современной организации информация является не только основным потребляемым ресурсом, но и зачастую конечным продуктом деятельности. В этом проявляется феномен информации как экономической категории. Если для производственной организации это верно лишь отчасти, а качество производимой продукции определяется, прежде всего, техническими и эргономическими характеристиками, то для сферы услуг именно информация выступает фактором конкурентоспособности. В ситуации, когда качество оказываемых услуг обеспечивается поставщиками услуг на достаточно высоком уровне, наилучшим образом удовлетворяет потребности клиента та услуга, информация о которой более достоверна и оперативна.

Современные тенденции развития экономических систем и их потребностей формируют информационную цивилизацию биз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.