Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА РЕЧЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ'

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА РЕЧЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / УЧРЕЖДЕНИЯ СПО / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / SPEECH / MONOLOGUE SPEECH / DIALOGICAL SPEECH / STRUCTURE / MONOLOGUE / DIALOGUE / VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS / TEACHING / LEARNERS / PROFESSIONALLY ORIENTED LEARNING / LITERACY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Стальмакова Ирина Константиновна

В статье освещается тема профессионально-ориентированного обучения монологической речи у обучающихся учреждений среднего профессионально образования, целью которого является повышение качества речевой подготовки обучающихся, также рассматриваются основные особенности, формы монологической речи, средства цепной связи предложений в монологическом высказывании, предпосылки формирования навыков монологической речи, а также важнейшие цели обучения монологической речи, где поверхностно монологическая речь сравнивается с диалогической.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Стальмакова Ирина Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE QUALITY OF SPEECH PREPARATION OF STUDENTS THROUGH PROFESSIONAL-ORIENTED TRAINING OF MONOLOGICAL SPEECH

The article highlights the topic of professionally-oriented teaching of monologue speech among students of secondary vocational education, the purpose of which is to improve the quality of speech training of students, the main features, forms, monologue speech, means of chain communication of sentences in a monologue statement, prerequisites for the formation of monologue speech skills are also considered , as well as the most important goals of teaching monologue speech, where superficially, monologue speech is compared with dialogic speech.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА РЕЧЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ»

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА РЕЧЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ Стальмакова И.К. Email: Stalmakova17156@scientifictext.ru

Стальмакова Ирина Константиновна - преподаватель русского языка и литературы, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Хакасия Абаканский строительный техникум, г. Абакан

Аннотация: в статье освещается тема профессионально-ориентированного обучения монологической речи у обучающихся учреждений среднего профессионально образования, целью которого является повышение качества речевой подготовки обучающихся, также рассматриваются основные особенности, формы монологической речи, средства цепной связи предложений в монологическом высказывании, предпосылки формирования навыков монологической речи, а также важнейшие цели обучения монологической речи, где поверхностно монологическая речь сравнивается с диалогической.

Ключевые слова: монологическая речь, диалогическая речь, учреждения СПО, профессионально-ориентированное обучение.

IMPROVING THE QUALITY OF SPEECH PREPARATION OF STUDENTS THROUGH PROFESSIONAL-ORIENTED TRAINING OF MONOLOGICAL SPEECH Stalmakova I.K.

Stalmakova Irina Konstantinovna - Teacher of Russian language and Literature, STATE BUDGETARY PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA ABAKAN CONSTRUCTION COLLEGE, ABAKAN

Abstract: the article highlights the topic of professionally-oriented teaching of monologue speech among students of secondary vocational education, the purpose of which is to improve the quality of speech training of students, the main features, forms, monologue speech, means of chain communication of sentences in a monologue statement, prerequisites for the formation of monologue speech skills are also considered , as well as the most important goals of teaching monologue speech, where superficially, monologue speech is compared with dialogic speech.

Keywords: speech, monologue speech, dialogical speech, structure, monologue, dialogue, vocational education institutions, teaching, learners, professionally oriented learning, literacy.

УДК 331.225

Повышение качества речевой подготовки обучающихся через профессионально-ориентированное обучение монологической речи.

I. Цели обучения монологической речи.

Важное место в профессиональном общении занимает монологическая речь. У обучающихся в учреждениях СПО должны быть сформированы умения логически последовательно и полно строить высказывание на специальную тему и выступить с ним, рассказать о той или иной профессии, охарактеризовать людей этой профессии. Выпускники учреждений СПО должны уметь дать описание профессионального объекта (станка, машины, средств и орудий своего труда и т.д.). [3, с. 31]

Перечислим основные умения и навыки монологической речи.

Обучающиеся первого курса должны уметь:

1) Строить монологическое высказывание, подготовленное заранее по содержанию и языковому материалу.

2) Пересказать содержание прочитанного текста подробно (кратко, выборочно), заменяя в случае необходимости одну временную форму другой, прямую речь -косвенной.

3) Пересказывать содержание прочитанного или прослушанного текста по опорным словам, узловым вопросам, по плану, иллюстрациям, слайдам.

4) Выступить перед группой с сообщением об изученном материале.

5) Описать помещение, внешность друзей, одногруппников.

6) Составить характеристику человека по данному плану.

7) Составить рассказ-описание и рассказ-повествование по картине.

8) Составить рассказ по данному началу.

9) Выступить с сообщением или небольшим докладом по данной теме.

10) Написать сочинение на основе готового или составленного плана.

11) Написать сочинение по данному началу.

12) Составить деловой документ (заявление, протокол, резюме и т. д.).

Обучающиеся второго и третьего курсов должны уметь:

1) Строить монологическое высказывание, как подготовленное, так и неподготовленное.

2) Строить высказывание на профессиональную тему на материале прочитанного или услышанного текста.

3) Рассказать о той или иной профессии, охарактеризовать людей этой профессии.

4) Дать техническое описание профессионального объекта (станка, машины, орудия своего труда).

5) Дать инструкцию по технике безопасности, правилам дорожного движения, рекомендацию по использованию в работе агрегатов, деталей машин, производственного процесса.

6) Выступить со связным высказыванием по составленному плану, тезисам на тему своей профессии.

7) Составить план высказывания на профессиональную тему с учетом реальных жизненных ситуаций.

8) Сделать доклад, сообщение по данной или самостоятельно выбранной теме о своей профессии.

9) Обобщить в своем высказывании различные мнения, различные подходы, сделать выводы.

10) Составить письменные рекомендации по технике безопасности, краткое руководство по работе машин и агрегатов.

11) Составить краткий, развернутый план прочитанного текста по специальности, передать его содержание.

Как видно из перечня основных умений и навыков монологической речи, она имеет две формы: устную и письменную, каждая из которых требует своей системы упражнений, однако в обучении им много общего. Это обусловлено тем, что устная монологическая речь приближается по своим характеристикам к речи письменной.

II. Основные особенности монологической речи.

Монологическая речь в отличие от диалогической - речь одного лица. В ней говорящий более последовательно, чем в диалоге, излагает свои мысли, намерения и т.д. Обычно это развернутое продолжительное высказывание. Монологическая речь характеризуется смысловой законченностью. Она обычно подготовлена, заранее обдумана по содержанию, последовательности изложения, языковым средствам, хотя возможны и неподготовленные высказывания. Формами устного монолога являются

пересказ, выступление, доклад, сообщение, часто монолог выступает в составе диалога. Формы письменного профессионального монолога - статья, инструкция, отчет.

Важной предпосылкой формирования навыков монологической речи является усвоение способов связи предложений. Методистами предлагаются для этого специальные упражнения типа:

1) Скажите, как связаны между собой данные предложения.

2) Прочитайте отрывки из текстов; повторяющиеся слова замените местоимением это.

3) Из данных предложений постройте связный текст, используя личные, указательные, притяжательные местоимения.

4) Из данных предложений постройте связный текст, используя вводные слова.

5) Из данных предложений постройте связный текст, употребив выделенные глаголы в нужной форме.

6) Докажите, что данные предложения образуют единый по смыслу текст. Скажите, какая связь между ними.

При обучении монологической речи необходимо учитывать структуру монолога. Как известно, монологическое высказывание строится по определенному плану. В нем обычно выделяются зачин, средняя часть и предложение - концовка.

Зачин - одно или несколько предложений, которые выражают тему высказывания. Далее следует средняя часть (среднее звено), в которой развивается тема, намеченная зачином. Наконец, завершающая часть - концовка, в которой подводится итог.

Монологические высказывания различны по своим логико-смысловым и структурным особенностям. Выделяются следующие типы высказываний -повествование, описание, рассуждение.

В связной речи эти типы монолога в чистом виде встречаются редко, они обычно реализуются в тесной взаимосвязи. Очень часто в монологическое высказывание включаются повествование и рассуждение или повествование и описание и т. д. Однако на первых этапах обучения профессионально ориентированной монологической речи целесообразно усваивать в первую очередь названные «чистые» типы, постепенно переходя к смешанным, более сложным.

Обучение различным типам монологических высказываний в учреждениях СПО следует проводить в двух направлениях:

1) Дальнейшее совершенствование навыков монологической речи, сформированных в школе;

2) Развитие профессионально ориентированной монологической речи.

В методической литературе при описании системы обучения монологическим высказываниям обычно определяют последовательность их усвоения. Так, высказывается мнение, что более легким является обучение повествованию в силу его большей конкретности.

В учреждениях СПО такая последовательность вряд ли целесообразна. Обучающиеся уже владеют навыками повествования и описания, поэтому совершенствование этих навыков может проводиться параллельно обучению рассуждению и смешанным типам речи.

Список литературы /References

1. Игнатьева Е.Ю. Технологии профессионально-ориентированного обучения: Учеб.-метод. пособие. Великий Новгород, 2002. 67 с.

2. Цатурова И.А. Элементы тестирования в методике обучения в технических вузах: Автореф. дис. к.п.н. М., 1971.

3. Шамов А.Н. Взаимосвязанное обучение лексическим навыкам устной речи и чтения: Монография. Н.Новгород, 2000. 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.