УДК 378.124:796
DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2022)2.05
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Коновалов Максим Юрьевич
Аспирант, Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия). E-mail: [email protected].
IMPROVING THE QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS
Konovalov Maksim Yurievich
Postgraduate student, Altai State University (Barnaul, Russia). E-mail: [email protected]. Следует цитировать / Citation:
Коновалов М. Ю. Повышение качества профессионального образования будущих педагогов физической культуры // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2022. 26 (2). С. 53-58. http://journal.asu.ru/index.php/zosh. DOI: https://doi.org/10.14258/ zosh(2022)2.05.
Konovalov M. Yu. (2022) Improving the quality of professional education of future physical education teachers. Health, Physical Culture and Sports, 26 (2):53-58 (in Russian). http://journal.asu. ru/index.php/zosh. DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2022)2.05. Поступило в редакцию / Submitted 21.02.2022 Принято к публикации / Accepted 11.04.2022
Аннотация. Актуализация современных проблем, связанных с необходимостью повышения качества профессионального образования будущих педагогов физической культуры, обусловлена многими факторами, и прежде всего, динамикой совершенствования современного образовательного процесса. Исходя из указанных проблем, обеспечение необходимого качества подготовки педагогов прямо связано с насущной необходимостью в высококвалифицированных преподавателях, наделенных необходимыми профессионально-значимыми личными качествами, способных успешно коммуницировать с обучаемыми, базирующихся на компетентно- и личностно-ориентированном подходе. Как представляется, исправление сложившейся ситуации, в частности, по вопросам повышения уровня профессиональной подготовки педагогов физической культуры требует принятия незамедлительных мер.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, образовательный процесс, профессиональная компетентность.
Abstract. The actualization of modern problems related to the need to improve the quality of professional education of future physical education teachers is due to many factors, and above all, the dynamics of improving the modern educational process. Based on these problems, ensuring the
necessary quality of teacher training is directly related to the urgent need to train highly qualified teachers who are endowed with the necessary professionally significant personal qualities, able to successfully communicate with students, based on a competent and student-oriented approach. It seems that the correction of the current situation, in particular, on the issues of increasing the level of professional training of physical education teachers, requires the adoption of immediate measures.
Keywords: quality of education, professional training, educational process, quality of physical education teacher training, professional competence.
Избранная Россией рыночная модель развития экономики, обусловливающая необходимость проведения серьезной социально-экономической трансформации, требует решения огромного количества накопившихся проблем, включая, в частности, и проблемы, связанные с совершенствованием и развитием системы физического воспитания и культуры и, соответственно, качественного повышения уровня профессионального образования будущих педагогов физической культуры.
Нельзя обойти вниманием и то, что современная система профессионального образования и повышения квалификации преподавательского состава не нацелена на подготовку педагогов, способных эффективно справляться с проблемами сохранения и укрепления здоровья учащихся (Сапегина, 2020).
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является приоритетной задачей, которая стоит перед высшим образованием. Самостоятельно справиться с этой задачей студентам не под силу. Педагогическому составу важно согласовывать применяемые в образовании современные технологии обучения, адекватно распределять объем и структуру учебного материала в рабочих планах, учитывать учебные возможности студентов (Миронова, 2019).
По данным Росстата за 2021 г., в нашей стране продолжается уже приобретший перманентный характер процесс ухудшения здоровья детей любого возраста, что проявляется в недопустимом уровне заболеваемости, масштабе выявленных хронических (18%) и морфофунк-циональных патологий (69%), постепенном снижении качественного уровня детского здоровья (Официальный портал Федеральной службы государственной статистики, 2022).
Кроме того, злободневность в рассматриваемой теме вопросов связана в том числе со значительно сокращенным перечнем бесплатно предоставляемых спортивных услуг, что усугубляет текущую ситуацию, характеризующуюся стремительным падением уровня здоровья молодых людей.
Указанная проблема тесным образом перекликается с вопросами недостаточной информированности будущих педагогов физической культуры о здоровьесберегающих технологиях, а также о возрастной физиологической и психологической специфике обучающихся (Попова, Данике, 2021).
Как представляется, указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости скорейшего исправления сложившейся ситуации по вопросам повышения уровня профессиональной подготовки педагогов по физической культуры. Не секрет, что уровень преподавания, его качества недостаточно мотивирует будущих педагогов к повышению профессиональных компетенций (Веремчук, 2020).
Таким образом, по нашему мнению, обеспечение необходимого качества подготовки указанных педагогов прямо связано с насущной необходимостью подготовки высококвалифицированных преподавателей, наделенных профессионально-значимыми личными качествами, способных успешно коммуницировать с обучаемыми, базирующихся на компетентно-и личностно-ориентированном подходе.
Личностно-ориентированным является то образование, которое ставит цель по формированию благоприятной среды для раскрытия индивидуальности будущего педагога.
Совершенствование основ отечественного образовательного процесса с учетом применения передовых коммуникативно-информаци-
онных технологий — насущная потребность решения проблемы обеспечения качественно иного уровня образования. В связи с этим совершенствование системы педагогического образования представляется трудно решаемой задачей без использования наиболее продвинутых информационно-телекоммуникационных возможностей.
Вместе с этим, по нашему мнению, традиционные, «коммуникативные» и «книжные», технологии в ближайшей перспективе своей актуальности не утратят. По этой причине повышение профессиональных компетенций педагога физической культуры должно базироваться на комплексной системе его самообразования, что подразумевает синергетический симбиоз как «компьютерной», так и «коммуникативной», а также «книжной» технологий.
Уровень компетенции, интерпретируемый в качестве основного итога образовательного процесса, проявляется в способности будущих педагогов брать на себя ответственность при решении значимых вопросов, опираясь на полученные ими знания, наработанный опыт, руководствуясь сформированными личностными установками. Думается, что такие качества позволят будущим педагогам физической культуры занимать активную жизненную позицию в профессиональном будущем.
Далее уделим внимание понятию «профессиональная компетентность педагога». Многие специалисты интерпретируют смысл указанного понятия в контексте деятельности (Вилен-ский, Образцов, Уман, 2008; Караев, 2020). Исследователи, занимающиеся разработкой этих вопросов, рассматривают понятие компетентности и в качестве личных характеристик педагога как эксперта, что, по их мнению, дает педагогу возможность успешно реализовать себя как профессионалу в своей сфере деятельности (Каршиева, 2021).
Не вдаваясь в детальный анализ имеющихся точек зрения на указанное понятие, можно предложить следующую его формулировку: профессиональная компетентность — единица профессиональных знаний, навыков и умений профессиональной, теоретической и практической подготовки для осуществления деятельности. Возникновение профессиональной
компетенции напрямую связано с такими понятиями, как профессиональные знания, информация, профессиональный опыт, подготовка к профессиональной деятельности, научные способности, профессиональная самоотдача.
В контексте рассматриваемой темы часто используется понятие «профессионально-педагогическая компетенция», которое определяет объем компетенций профессиональной педагогической деятельности.
Полагаем, что профессионально-педагогическая компетентность — результат личност-но-деятельностного подхода к обучению, так как связан с личностью педагога, формирующейся в ходе совершения им совокупности конкретных действий.
Приобретение профессиональной компетентности педагога заключается в наработке определенных интегративных, личностных, универсальных, особых и профессиональных качеств, определяющих готовность и способность к осуществлению педагогической деятельности, а также приобретение определенных знаний, навыков и соответствующих научных компетенций (Найн, Бирюкова, Виноградов, Гаинцев, 2015).
Таким образом, констатируем, что природа компетенций включает следующие аспекты:
1. Социальное направление: компетенция, как условие общественной интеграции.
2. Личностное направление — природа компетентности обусловливает возможность личностной самореализации.
3. Компетенция является характеристикой деятельности.
Не приходится сомневаться, что повышение качества профессионального образования рассматриваемой категории педагогов нуждается в благоприятных для этого условиях: гуманизации, гуманитаризации, социализации и ва-леологизации физкультурного образования.
В частности, гуманистическая доктрина вплетена во многие педагогические системы и часто анализируется в контексте профессионализма педагогов физической культуры. Фундамент профессионализма зиждется на творческом и инновационном подходах, самосовершенствовании и саморазвитии, перманентном личностном развитии и самореализа-
ции, что в рамках образовательного процесса формируется особым стилем гуманитарного мышления (Пархоменко, Сакович, 2021).
В связи с этим полагаем, что базовые методологические условия оптимальной конструкции системы физкультурного образования подразумевают следующие аспекты:
— оптимизация должна затрагивать всю систему указанного образования;
— выбор оптимальной конструкции системы должен быть обусловлен всей спецификой закономерностей образовательного процесса;
— необходим строгий учет всех нюансов потенциала оптимизируемых элементов системы;
— процесс оптимизации должен пониматься в качестве перманентного инновационного процесса, подразумевающего решение все более сложных задач с параллельным совершенствованием методов их решения.
Наибольшую важность в профессиональной подготовке рассматриваемой группы педагогов имеют теоретические и практические знания и наработанные навыки (Backman, Larsson, 2016). Особо значимыми являются медико-биологические дисциплины как базис подготовки такого педагога.
С целью повышения качества культуры здоровья будущих педагогов можно рекомендовать систему, представленную на рисунке.
К широко применяющимся методам активного обучения относятся: игровые формы, самостоятельное освоение дисциплины, проведение различных конференций, дискуссий и т. п.
Использование указанных методов обусловливает необходимость разработки соответствующего методического арсенала: диагностических карт, занятий с использованием компьютера, видеоуроков, контрольных и анкетных опросов, тестовых заданий и т. д.
Система опережающей подготовки педагогов физической культуры на основе непрерывного
здоровьеформирующего образования
Подводя общий итог, можно констатировать, что в структуру профессиональной компетентности должны входить следующие группы компетентности на основе личностного социально-деятельностного подхода: компетентность в деятельностном направлении;
компетентность в социальном направлении; компетентность в личностном направлении.
Развитие профессионализма педагога способствует достижению основной цели образовательного процесса — обеспечение формирования всесторонне образованного,
социально активного члена общества, осмысленно воспринимающего тонкие нюансы общественной жизни, обладающего сформированной системой нравственных, культурных и этических установок, правил общественного поведения, с искренним стремлением к непрерывному самообразованию и повышению своей профессиональной компетенции, что, на наш взгляд, целесообразно реализовывать не прерывая свою педагогическую деятельность.
Особенности повышения указанной компетентности педагога физической культуры обусловлены спецификой системы физической культуры и содержанием дополнительного образования специалистов. Перспектива потенциальных возможностей включает опережающий характер непрерывного самообразования, рассматриваемого в качестве приоритета при выработке стратегии саморазвития с учетом перманентного совершенствования системы физической культуры и спорта.
Как представляется, реализация поставленной цели потребует индивидуального подхода к профессиональному становлению педагогов физической культуры в педвузах, в ходе которого должен быть решен ряд важных задач:
1. Введение компетентно- и личностно-ориентированного подхода и обеспечение со-
временного качества подготовки будущих педагогов.
2. Разработка эффективных мер, направленных на совершенствование действующего законодательства, регламентирующего рассматриваемую сферу.
3. Сохранение и развитие соответствующей материально-технической базы.
4. Выработка новых подходов к организации образовательной среды.
5. Сохранение и развитие единой воспитательной среды.
6. Формирование высокопрофессионального уровня подготовки педагогов, способных на современном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания.
7. Развитие современной информационно-образовательной среды.
8. Совершенствование ключевых компе-тентностей будущего педагога физической культуры.
Таким образом, правильная постановка текущих задач и их своевременное решение, безусловно, будет способствовать достижению главной цели образовательной политики — обеспечению современного качественного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Веремчук А. С. О мотивации студентов как необходимом условии повышения качества обучения // Научное обозрение. 2020. № 2. С. 34-38.
Виленский М. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 033400 — Педагогика / под ред. В. А. Сластенина. Орел, 2008. 269 с.
Караев В. Ш. Педагогические условия как фактор повышения профессиональной компетентности педагога физической культуры // Проблемы современной науки и образования. 2020. № 6. С. 55-58.
Каршиева Д. Э. Педагогическая интерпретация профессиональной компетентности преподавателя // Большая педагогическая конференция : сборник статей Междун. научн.-практич. конференции. Пенза : МЦНС «НАУКА и просвещение». 2021. С. 17-20.
Миронова С. П. Инновационные технологии в профессиональной подготовке бакалавров: монография / С. П. Миронова, Е. Б. Ольховская, Т. А. Сапегина. Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2019. 171 с.
Найн А. Я., Бирюкова Т. А., Виноградов С. А., Гаинцев С. В. Педагогическое управление процессом развития учебно-познавательной ориентации педагогов в системе дополнительного про-
фессионального образования // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. Т. 10, № 1. С. 105-116.
Официальный портал Федеральной службы государственной статистики. https://rosstat.gov. ru/storage/mediabank/Zdravoohran-2021.pdf (дата обращения: 15.03.2022).
Пархоменко Е. Н., Сакович Н. В. Профессионализм педагога как условие обеспечения качества образования в целях устойчивого развития и критерии его оценки // Проблемы устойчивого развития регионов Республики Беларусь и сопредельных стран : сб. материалов X Междун. научн.-прак-тич. конференции (Могилев, 13-14 мая 2021 г.). Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2021. С. 316-320.
Попова Н. В., Данике К. К. Здоровьесберегающие технологии в работе со студенческой молодежью: анализ и пути совершенствования // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2021. Т. 6, № 3. С. 119-124.
Сапегина Т. А. Сохранение и укрепление здоровья молодого поколения в образовательном пространстве вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2020. С. 233-236.
Backman E. & Larsson H. What should a physical education teacher know? An analysis of learning outcomes for future physical education teachers in Sweden // Physical education and Sport Pedagogy. 2016;21 (2):185-200.
REFERENCES
Veremchuk A. S. O motivatsii studentov kak neobkhodimom uslovii povysheniia kachestva obucheniia // Nauchnoe obozrenie. 2020. № 2. S. 34-38.
Vilenskii M. Ia., Obraztsov P. I., Uman A. I. Tekhnologiia professional'no-orientirovannogo obucheniia v vysshei shkole: uchebnoe posobie dlia studentov vysshikh uchebnykh zavedenii, obuchaiushchikhsia po spetsial'nosti 033400 — Pedagogika / pod red. V. A. Slastenina. Orel, 2008. 269 s.
Karaev V. Sh. Pedagogicheskie usloviia kak faktor povysheniia professional'noi kompetentnosti pedagoga fizicheskoi kul'tury // Problemy sovremennoi nauki i obrazovaniia. 2020. № 6. S. 55-58.
Karshieva D. E. Pedagogicheskaia interpretatsiia professional'noi kompetentnosti prepodavatelia // Bol'shaia pedagogicheskaia konferentsiia: sbornik statei Mezhdun. nauchn.-praktich. konferentsii. Penza: MTsNS "NAUKA i prosveshchenie". 2021. S. 17-20.
Mironova S. P. Innovatsionnye tekhnologii v professional'noi podgotovke bakalavrov: monografiia / S. P. Mironova, E. B. Ol'khovskaia, T. A. Sapegina. Ekaterinburg: Ros. gos. prof-ped. un-t, 2019. 171 s.
Nain A. Ia., Biriukova T. A., Vinogradov S. A., Gaintsev S. V. Pedagogicheskoe upravlenie protsessom razvitiia uchebno-poznavatel'noi orientatsii pedagogov v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia // Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta. 2015. T. 10, № 1. S. 105-116.
Ofitsial'nyi portal Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/Zdravoohran-2021.pdf (data obrashchenia: 15.03.2022).
Parkhomenko E. N., Sakovich N. V. Professionalizm pedagoga kak uslovie obespecheniia kachestva obrazovaniia v tseliakh ustoichivogo razvitiia i kriterii ego otsenki // Problemy ustoichivogo razvitiia regionov Respubliki Belarus' i sopredel'nykh stran: sb. materialov X Mezhdun. nauchn.-praktich. konferentsii (Mogilev, 13-14 maia 2021 g.). Mogilev: MGU imeni A. A. Kuleshova, 2021. S. 316-320.
Popova N. V., Danike K. K. Zdorov'esberegaiushchie tekhnologii v rabote so studencheskoi molodezh'iu: analiz i puti sovershenstvovaniia // Fizicheskaia kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naia rekreatsiia. 2021. T. 6, № 3. S. 119-124.
Sapegina T. A. Sokhranenie i ukreplenie zdorov'ia molodogo pokoleniia v obrazovatel'nom prostranstve VUZa // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia. 2020. S. 233-236.
Backman E. & Larsson H. What should a physical education teacher know? An analysis of learning outcomes for future physical education teachers in Sweden // Physical education and Sport Pedagogy. 2016;21 (2):185-200.