УДК 378.1
DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2022)1.06
профессиональные компетенции преподавателя физической культуры и спорта в сфере высшего медицинского образования
киселев Ярослав вячеславович^3™
Преподаватель кафедры физической культуры и спорта, Приволжский исследовательский медицинский университет, нижний новгород, россия. E-mail.ru: [email protected]. ORCID: 0000-0002-4050-6386.
Гурьянов Максим СергеевичАВИ
Доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедры физической культуры и спорта, Приволжский исследовательский медицинский университет, нижний новгород, россия. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0001-9910-5141
Малкина Алина Сергеевнавс
Студентка направления «Лечебное дело», Приволжский исследовательский медицинский университет, нижний новгород, россия. E-mail: [email protected] 0RCID:0000-0002-5275-8863
PROFESSIONAL COMPETENCIES OF THE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE SPHERE OF HIGHER MEDICAL EDUCATION
Kiseliv Yaroslav VyacheslavovichABCD
Lecturer at the Department of «Physical Culture and Sports», Privolzhsky Research Medical University, Nizhny Novgorod, Russia. E-mail.ru: [email protected]. ORCID: 0000-0002-4050-6386.
Guryanov Maxim Sergeevich ABCD
Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Head of the «Department of Physical Culture and Sports», Privolzhsky Research Medical University, Nizhny Novgorod, Russia. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0001-9910-5141.
Malkina Alina SergeevnaBC
4th year student, direction «General medicine», Privolzhsky Research Medical University, NizhnyNovgorod, Russia.
E-mail: [email protected] ORCID:0000-0002-5275-8863
следует цитировать / Citation:
Киселев Я. В., Гурьянов М. С., Малкина А. С. Профессиональные компетенции преподавателя физической культуры и спорта в сфере высшего медицинского образования // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2022. № 1 (25). С. 45-53. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh. DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2022)1.06
Kiseliv Ya. V., Guryanov M. S., Malkina A. S. Professional competencies of the teacher of physical culture and sports in the sphere of higher medical education. Health, Physical Culture and Sports, 2022, №1 (25), р. 45-53 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh. DOI: https://doi. org/10.14258/zosh(2022)1.06
Поступило в редакцию / Submitted 14.12.2021
Принято к публикации / Accepted 13.01.2022
Аннотация. Актуальностью статьи в настоящее время является возрастающее стремление преподавателей к вовлечению занятиями по физической культуре и спорту граждан Российской Федерации разных возрастных групп и состояния здоровья. С каждым годом спрос на высококвалифицированных врачей, в частности в области спортивной медицины, возрастает. Поэтому важной необходимостью является подготовка качественных медицинских кадров, выявление профессиональных компетенций у преподавателей по физической культуре и спорту в высшем учебном медицинском заведении. В работе проводится исследование профессиональных компетенций педагога по физической культуре в высшем учебном медицинском заведении с точки зрения обучающихся - будущих врачей. Поднимаются проблемы восприятия данной дисциплины в зависимости от курса обучения студентов-медиков. В результате исследования определяются личностные качества, научно-методические навыки, которыми должны обладать профессиональные педагоги по физической культуре и спорту в медицинском университете. Проведенное авторами исследование поможет в будущем улучшить качество преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт», а также теоретическую и практическую подготовку студентов-медиков.
ключевые слова: физическая культура, высшее образование, студенты-медики, компетенции, педагогика.
Abstract. The current relevance of the article is the increasing involvement of citizens of the Russian Federation of different age groups and health conditions in physical education and sports classes. Every year, the demand for highly qualified doctors, in particular, in the field of sports medicine, is increasing. Therefore, it is important for the training of quality medical personnel to identify professional competencies of teachers in physical education and sports in a higher educational medical institution. In the work, a study of the professional competencies of a teacher on physical culture in a higher educational medical institution is carried out from the point of view of future doctors studying. Problems of perception of this discipline are raised depending on the course of study of medical students. As a result of the study, what personal qualities, scientific and methodological skills should be possessed by a professional teacher in physical culture and sports at a medical university. The research conducted by the authors of the article will help in the future to improve the quality of teaching the discipline of physical culture and sports, as well as the theoretical and practical training of medical students.
Keywords: physical culture, higher education, medical students, competencies, pedagogy.
Введение. Одной из приоритетных задач Российской Федерации является подготовка профессиональных медицинских кадров. Именно в высшем учебном заведении готовят грамотных врачей. Однако немаловажной задачей становится подготовка и владение профессиональными учебными компетенциями преподавателей по дисциплине «Физическая культура и спорт» в высших учебных медицинских заведениях (Бгуашев, Иоакимиди, Карягина, Шрам, 2017, с. 93; Черная, Захарова, 2020, с. 178).
В современном мире с каждым годом в различные области профессионального и любительского спорта вступают все больше людей различного возраста и пола, в связи с чем возрастают требования к медицинскому персоналу и более глубоким знаниям, связанным со спортивной медициной и физической культурой. Все больше спортивных врачей начинают появляться в городских поликлиниках. В связи с этим возникает необходимость выявить, какими профессиональными компетенциями по физической культуре должен обладать педагог системы высшего медицинского образования.
Профессиональная компетентность преподавателя-тренера по физической культуре и спорту как необходимая составляющая профессионализма субъекта рассматривается как критерий профессиональной подготовки. В педагогической деятельности одновременно присутствуют преобразующая и управляющая составляющие. Следовательно, для управления ходом развития личности обязательно наличие компетентности (Челнокова, Фролова, Те-рехина, 2018, с. 154).
В рамках обучения в современном медицинском университете педагог по физической культуре играет значительную роль. Физическая культура направлена на развитие целостной личности, ее способности и готовности реализовать свои сущностные силы в здоровом стиле жизни, профессиональной деятельности, построении социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза. Она обеспечивает ориентацию на гуманитарно-духовное развитие, создание предпосылок физического и психического благополучия (Галкин, 2015, с. 796).
В работе идет речь о взгляде студентов-медиков на преподавание дисциплины «Физическая культура и спорт» в высшем учебном заведении. Поднимаются вопросы о том, какими качествами должен обладать педагог, какими научными навыками и методическим потенциалом он должен владеть.
Результаты и их обсуждение. Исследование проводились в осеннем семестре 2021 г. на базе Приволжского исследовательского медицинского университета Нижнего Новгорода. Студентам предлагалось заполнить анкету, которая называлась «Профессиональные компетенции преподавателя физической культуры», и ответить на пять вопросов. Участие в анкетировании принимали 90 студентов разных факультетов с первого по третий курс: фармацевтического, педиатрического, лечебного и медико-профилактического. Не случайно опрос будущих врачей проводился на разных учебных курсах, так как студенты первого и третьего курсов имеют разное представление о преподавании дисциплины «Физическая культура и спорт». Нередко преподаватели данной дисциплины сталкиваются у студентов первого курса с формированием стереотипа «физрука». В начале учебного года студенты несерьезно относятся к занятиям, считая, что тренировки по физической культуре должны проводиться только в практической части, без объяснения каких-либо медицинских, физиологических, физкультурных аспектов работы организма человека. Новички бывают удивлены, когда узнают, что преподаватели ведут научно-исследовательскую работу в разных направлениях, пишут учебно-методические пособия и курируют ряд проектов, связанных со здоровым образом жизни. Авторы считают, что это связано с резким снижением качества преподавания предмета в последние годы в общеобразовательных школах.
Будущие врачи приходят на первый курс медицинского университета в очень ослабленном физическом состоянии и без хорошей теоретической базы знаний (Игнатьева, Киселев, 2020, с. 61-64). Студенты-медики второго и третьего курсов относятся к дисциплине «Физическая культура и спорт» более серьезно: занимаются научной работой с препода-
вателями в области спортивной физиологии, психологи, педагогики, медицинского менеджмента и здравоохранения. Активно участвуют в проектах, проводимых вузом в области физической культуры и спорта. Энергично интересуются рядом аспектов работы человеческого организма под воздействием физических нагрузок, особенно это интересно студентам педиатрического факультета, которые в будущем будут работать с подрастающим поколением нашей страны.
Студенты при ответе на первый вопрос разработанной нами анкеты формировали на основе своих знаний определение понятия «профессиональная компетенция» (Киселев, Быстрицкая, Григорьева, 2020, с. 151; Кузнецова, 2013, с. 20). Все 90 опрошенных студентов четко понимают, что такое профессиональная компетенция и дают полноценные ответы на этот вопрос. Мы выделили лучшее, на наш взгляд, определение, которые мог дать студент медицинского вуза. Профессиональные компетенции - это «владение основами теории физического воспитания, знание биологических
основ двигательной деятельности, знание правил по технике безопасности, развитое мышление, воображение, умение ставить задачи и использовать обратную связь с обучающимися».
Во втором вопросе будущим врачам предлагалась выделить и распределить по степени значимости качества, которыми должен обладать преподаватель по физической культуре в медицинском университете. Исследователями было предложено обучающимся на выбор 13 качеств: стрессоустойчивость, трудолюбие, толерантность, эрудиция, честность, доброта (доброжелательность), грамотность (профессиональная), развитие коммуникационных навыков, индивидуальный подход к каждому студенту, трансляция собственного педагогического опыта, поддержка собственной физической формы, способность решать конфликтные ситуации, требовательность в рамках исполнения задач. Авторы разбили качества, упоминающиеся в анкетах, по наиболее высокой шкале достоверности, средней достоверности, низкой достоверности и малым количеством ответов в анкетах.
я Грамотность (профессиональная) Доброта, доброжелательность ■ Трудолюбие - Стрессоустойчивость
S3 °-с
97%
80%
Рис. 1. Высокая достоверность качеств преподавателя физической культуры
На основе проведенного анкетирования студентов высшего учебного медицинского заведения авторы работы выделяют следующие степени достоверности качеств преподавателя физической культуры в медицинском университете. На высшей ступени, по мнению студентов-медиков, расположились следующие качества: грамотность (профессиональная), доброта, доброжелательность, трудолюбие, стрессоустой-чивость. Чаще всего в анкетах обучающихся упоминаются доброта, доброжелательность
(88 упоминаний), на втором месте расположилась профессиональная грамотность (87 упоминаний), на третьем - трудолюбие (85 упоминаний) и на четвертом — стрессоустойчивость (83 упоминания). Немного другую картину исследователи наблюдают по рейтингу значимости качеств. Самое значимое качество, которое выделяют студенты медицинского вуза, является грамотность (профессиональная) - 97%, далее идут трудолюбие - 90%, стрессоустойчивость -83% и доброта, доброжелательность - 80%.
По мнению будущих врачей, профессиональный педагог по дисциплине «Физическая культура и спорт» в медицинском вузе должен быть очень доброжелательным к студентам, относиться с «фанатизмом» к своей работе, обладать большим трудолюбием. Владеть множественными профессиональными знаниями в области физиологии, медицины, педагогики, психологии, изучать и внедрять новые методики обучения, а также быть крайне стрессоустойчивым и готовым к решению нестандартных ситуаций на занятиях.
Во вторую группу средней достоверности качеств преподавателя физической культуры вошли следующие: толерантность, развитие коммуникационных навыков, трансляция собственного педагогического опыта и поддержка собственной физической формы. По количеству больших упоминаний средней достоверности авторы исследования ставят на пятое место толерантность - 74 упоминания, на шестом месте расположилась поддержка собственной физической формы - 73 упоминания,
на седьмом - развитие коммуникационных навыков - 72 упоминания, на восьмом - трансляция собственного педагогического опыта -70 упоминаний.
По степени значимости в группе средней достоверности студенты-медики распределили качества следующим образом: самым значимым в данной группе являлось качество толерантности (78%). Будущие врачи отмечали это связи с тем, что в Приволжском исследовательском медицинском университете на сегодняшний день учится 1400 иностранных студентов. Иностранные студенты могут обучаться как на русском, так и на английском отделениях. Важной особенностью, которую выделяют студенты-медики, является обладание преподавателями по физической культуре и спорту знаний по особенностям культуры жизни и верований студентов, прибывающих из других стран. Для примера, это ношение мусульманскими девушками хиджабов на занятиях, громко говорящих обучающихся из Индии и многое другое.
■ Толератность ■ Развкше комыуннкацнйзных ¡мвыков
74 Трансляция собственного педагогического опыта Поддержка собственной фшичской формы
66%
Рис. 2. Средняя достоверность качеств преподавателя физической культуры
Следующим качеством по степени значимости является развитие коммуникационных навыков (66%). Студенты-медики считают, что преподаватели по физической культуре и спорту в хорошей степени должны владеть своей речью. Уметь правильно и интересно преподносить теоретический материал, доступно объяснять физические упражнения, а также активно коммуницировать с обучающими и иметь с ними обратную связь (Набойченко, Мехович, Кунышева, Гончарова, 2016, с. 117-123; Фролов, 2020, с. 295). Такому качеству, как трансляция
собственного педагогического опыта, отдали предпочтение 65% студентов-медиков. Обучающие выделяют, что преподаватель, который добился весомых достижений в своей профессиональной спортивной карьере, может рассказать достаточно много нюансов в избранном виде спорта или использовании той или иной спортивной методики. Также приветствуются педагоги с опытом, ведущие занятия в вузе на протяжении длительного времени. На последнем месте по значимости средней достоверности качеств преподавателя физической куль-
туры расположилась поддержка собственной физической формы (58%). В этом качестве студенты-медики разделились на два лагеря. Обучающиеся считают, что преподаватели по физической культуре не должны иметь лишнего веса, обладать стройной фигурой, тем самым своим примером мотивировать к занятиям по физической культуре и спорту. Другие имеют мнение,
что профессиональные педагоги в вузе должны двигаться больше в плане ментального, а не физического развития, так как множество преподавателей дисциплины «Физическая культура и спорт» - бывшие спортсмены, имеющие много травм, проблем со здоровьем, что мешает полноценно заниматься спортом, в особенности возрастным педагогам.
Индивидуапьный подход к каждому студенту "Способность решать конфликтные ситуации ■ Честность ■Требовательность в ршках исполнений гадач
V Эрудиция
Рис. 3. Низкая достоверность качеств преподавателя физической культуры
В самую последнюю группу низкой достоверности качеств преподавателя физической культуры попали следующие: способность решать конфликтные ситуации, индивидуальный подход к каждому студенту, требовательность в рамках исполнения задач, честность и эрудиция. По степени упоминания в анкетах студентов качества расположились следующим образом: способность решать конфликтные ситуации - 57 упоминаний, индивидуальный подход к каждому студенту - 56 упоминаний, требовательность в рамках исполнения задач - 54 упоминания, честность - 50 упоминаний и эрудиция - 47 упоминаний в анкетах. По рейтингу значимости качества низкой достоверности преподавателя физической культуры расположились иначе, чем упоминания. Студенты-медики поставили на первое место в данной группе индивидуальный подход к каждому студенту (57%), на второе - способность решать конфликтные ситуации (56%), на третье - честность (50%), на четвертое - требовательность в рамках исполнения задач (41%), на последнее место обучающиеся отнесли эрудицию (37%).
Третий вопрос студентам-медикам: «Какими научно-исследовательскими навыка-
ми должен обладать преподаватель высшего учебного заведения?» Из 90 опрошенных студентов 76 считают, что преподаватели должны проводить научные исследования в своей области. Одним из важных научных навыков 70 обучающихся выделили ведение научно-исследовательской работы со студентами в статусе научного руководителя. Для будущих врачей этот навык является крайне серьезным, так как в вузе многие студенты хотят попробовать себя в роли исследователя, проделывать ряд научных экспериментов, познакомится с множеством приборов, оценивающих функциональное состояние здоровья спортсменов, научиться писать научные статьи и поучаствовать в грантах и крупных исследованиях. Исходя из предыдущего навыка 55 будущих врачей считают, что для преподавателя высшего учебного медицинского заведения по физической культуре необходимо уметь писать научные статьи, входящие в разные базы (РИНЦ, ВАК, Scopus и WebofScience). Для 48 обучающихся важное значение имеет то, что педагоги участвуют в различных грантах, инициируемых университетом и фондами РФ. Владение высоким индексом Хирша принципиально только для 35 опрошенных студентов. И самым не-
значительным научным навыком, который был выделен только 18 обучающимися, для преподавателя по физической культуре является изобретение новых приборов и систем.
В четвертом вопросе будущие врачи оценивали то, каким методическим потенциалом должен владеть преподаватель по физической культуре в медицинском университете. Анализ анкет обучающихся показал следующее: 50% студентов считают важным методическим навыком, которым может обладать педагог по физической культуре в медицинском вузе, является запись видеолекций. В связи с пандемией коронавируса множество вузов нашей страны переходили полностью либо частично в формат дистанционного образования. Данный навык является очень важным для современного образования во всем мире. Также обучающие выделяют, что преподаватель по физической культуре должен уметь создавать типовые образовательные программы (20%). Это важно для образовательного процесса. К примеру, обучение на кафедре физической культуры и спорту в нашем вузе происходит в разных направлениях. Студентов-медиков разделяют по физкультурным группам и состоянию здоровья. В обучении применяется ряд адаптивных программ для обучающихся в специальных медицинских физкультурных группах. Также на кафедре реализуется ряд новых проектов в следующих элективных курсах: снижение веса у студентов с избыточной массой тела, северная (скандинавская) ходьба, outdoor тренировки на свежем воздухе с использованием уличных тренажеров. Актуальным на сегодняшний день для 11% будущих врачей является создание электронных образовательным модулей по многим видам спорта. Данный формат успешно помогает приобретать в режиме онлайн теоретические и практические навыки. Разработка методических пособий важна только для 10% обучающихся в медицинском вузе. И самым незначительным навыком, который выделили студенты-медики, является владение иностранными языками - всего 9% в анкетах.
На пятый вопрос (Какие бы профессиональные навыки вы хотели видеть, помимо вышеперечисленных, у преподавателя физической культуры в медицинском университе-
те?) студенты-медики дали следующие ответы: педагог по физической культуре системы высшего медицинского образования должен иметь креативный и творческий подход к проведению занятий, использовать современные методики обучения (Серебровская, Канатьев, Бочарин, Дорошенко, 2020, с. 176-184; Рыжов, Соколовская, 2020, с. 8), быть оптимистом, обладать отзывчивостью, дисциплинированностью, хорошим чувством юмора, уважительно относиться к подопечным и уметь находить подход к студентам и решению их проблем на учебных парах. Ему важно использовать обратную связь на занятиях и иметь развитые коммуникационные умения, получить психологическую подготовку. Очень важны для будущих врачей знания по педагоге, психологии, основам спортивной медицины. Преподаватели должны уметь оказать первую доврачебную медицинскую помощь на занятиях в случаях возникновения экстренных ситуаций, а также обладать способностью мотивировать обучающихся к занятиям физической культуры и спорту. Также студентам хотелось бы видеть, чтобы преподаватели проводили больше интерактивных лекций, ориентированных на большое количество людей, выступали перед определенной аудиторией, осуществлять генерацию интересных заданий и применение метода «мозгового штурма». Профессиональный педагог должен осуществлять непрерывный профессиональный рост, совершенствоваться в избранной области, проходить курсы повышения квалификации, владеть личностным культурным кругозором, выступать с презентациями научных работ и вести собственные проекты.
Выводы. На основании опроса студентов-медиков можно сделать следующие заключения. Профессиональный педагог по физической культуре и спорту должен иметь профессиональную грамотность ведения профильной дисциплины, отличаться большим трудолюбием в работе, быть стрессоустойчивым и уметь решать ряд нестандартных и конфликтных ситуаций на занятиях, а также относиться доброжелательно к своим подопечным.
В плане научно-исследовательских навыков, которые важны для будущих врачей, ав-
торы работы выделяют следующие: проведение исследований с своей сфере компетенций, к примеру, исследовать с помощью приборов физиологические показатели спортсменов, проводить ряд педагогических экспериментов для улучшения процесса обучения, анализировать работу медицинских организаций. Важным аспектом для студентов-медиков является то, чтобы преподаватель вел с ними научно-исследовательскую работу. Учащиеся хотят себя попробовать в роли ученого, проводить ряд на-
учных экспериментов, научиться создавать научные статьи, участвовать в разных проектах, реализуемых университетом. Современным методическим трендом для студентов-медиков в условиях пандемии коронавируса является запись видеолекций.
Проведенное исследование является очень важным, так как поможет в будущем улучшить качество профессиональных компетенций преподавателя по физической культуре в высшем учебном медицинском заведении.
библиографический список
Бгуашев А. Б., Иоакимиди Ю. А., Карягина Н. В., Шрам В. П. Профессиональные компетенции педагогов высшей школы системы подготовки специалистов физической культуры и спорта // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. № 1 (193).
Галкин В. А. Роль преподавателя по физической культуре в образовательном пространстве университета // Молодой ученый. 2015. № 9 (89).
Игнатьева А. М., Киселев Я. В. Проблема физической неподготовленности студентов первого курса // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и здорового образа жизни на современном этапе : сборник статей X Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2020. С. 61-64.
Киселев Я. В., Быстрицкая Е. В., Григорьева Е. Л. К проблеме развития информационо-комун-никативного компонента культуры здоровья у студентов медицинского вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, №4 (33).
Кузнецова Н. А. Профессионально-педагогическая компетентность учителя физической культуры // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2013. № 3 (19).
Набойченко Е. С., Мехович Г. И., Кунышева С. Д., Гончарова Е. А. Повышение профессиональной компетенции преподавателя физической культуры в процессе формирования коммуникативных навыков // Актуальные проблемы психологического знания. 2016. № 3 (40). С. 117-123.
Рыжов В. В., Соколовская С. В. Формирование компетентности профессионала физкультур-но-спортивной сферы // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4.
Серебровская Н. Е., Канатьев К. Н., Бочарин И. В., Дорошенко А. А. Новый взгляд на подготовку тренера в системе высшего профессионального образования // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта : сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 176-184.
Фролов В. В. Психологический портрет педагога по физической культуре и спорту: сравнительный анализ требований ФГОС и опрос экспертов // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. №8 (186).
Челнокова Е. А., Фролова Н. В., Терехина А. Е. Профессиональные компетенции преподавателя-тренера по физической культуре и спорту в высшей школе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2018. № 4 (46).
Черная Е. В., Захарова Н. А. Формирование профессиональных компетенций учителя по физической культуре // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 4 (157).
references
Bguashev A. B., JoakimidiU. A., Karyagina N. V., Scar V.P. (2017) Professional competencies of teachers of higher education of the system of training of specialists in physical education and sports. [Bulletin of Adygea State University. Series 3: Pedagogy and Psychology] No 1 (193) (in Russian).
Galkin V. A. (2015) The role of a teacher in physical education in the educational space of the university. [Young scientist] No 9 (89) (in Russian).
Ignatieva A. M, Kiseliv Y. V. (2020) The problem of physical unprepared first-year students. In the collection:Topical problems of physical culture, sports and a healthy lifestyle at the present stage. Collection of articles X of the International Scientific and Practical Conference. P. 61-64 (in Russian).
Kiseliv Y. V., Bystritskaya E. V., Grigorieva E. L. (2020) To the problem of the development of the information and communal component of health culture among students of a medical university. [Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology] Vol. 9. No. 4 (33) (in Russian).
Kuznetsova N. A. (2013) Professional and pedagogical competence of a physical education teacher. [Bulletin of the Shadrinsky State Pedagogical Institute] No 3 (19) (in Russian).
Naboychenko E. S., Mekhovich G. I., Kunysheva S. D., Goncharova E. A. (2016) Enhancing the professional competence of a physical education teacher in the process of developing communication skills. [Topical problems of psychological knowledge] No 3 (40). P.117-123. (in Russian).
Ryzhov V. V., Sokolovskaya S.V. (2020) Formation of competence of a professional in the physical and sports sphere. [ Current problems of science and education] No 4 (in Russian).
Serebrovskaya N. E., Kanatiev K. N., Bocharin I. V., Doroshenko A. A. (2020) A new view on the training of a trainer in the system of higher professional education. In the collection:Topical issues of physical education of youth and student sports.Collection of works of the All-Russian Scientific and Practical Conference. P. 176-184 (in Russian).
Frolov V. V. (2020) Psychological portrait of a teacher in physical culture and sports: a comparative analysis of GEF requirements and a survey of experts. [Uchenyezapiskiuniversitetaimeni P.F. Lesgafta] No 8 (186) (in Russian).
Chelnokova E. A., Frolova N. V., Terekhina A. E. (2018) Professional competencies of teacher-trainer in physical education and sports in higher school. [ News of the Baltic State Academy of Fishing Fleet: Psychological and Pedagogical Sciences] No 4 (46) (in Russian).
Black E. V., Zakharova N. A. (2020) Formation of teacher's professional competencies in physical education. [ Bulletin of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University] No 4 (157). P. 178 (in Russian).