Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

102
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс вуза / компетенции / здоровье / физкультурно-спортивная деятельность / здоровьесберегающие технологии / мониторинг. / the educational process of the University / competence / health / sports activities / health-saving technologies / monitoring

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илхом Рузибайович Чориев, Вохид Ширинбекович Караев

Физкультурно-спортивная деятельность в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности будущего специалиста. Процесс физического воспитания, решая задачи профессионально-прикладной физической подготовки, формирует профессионально важные физические и психофизиологические качества студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DESIGN OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES OF FUTURE SPECIALISTS

Sports activities in higher education is an integral part of the formation of General and professional culture of the future specialist. The process of physical education, solving the problem of professional and applied physical training, forms a professionally important physical and psychophysiological qualities of the student.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Илхом Рузибайович Чориев Вохид Ширинбекович Караев

Чирчикский государственный педагогический институт

АННОТАЦИЯ

Физкультурно-спортивная деятельность в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности будущего специалиста. Процесс физического воспитания, решая задачи профессионально-прикладной физической подготовки, формирует профессионально важные физические и психофизиологические качества студента.

Ключевые слова: образовательный процесс вуза, компетенции, здоровье, физкультурно-спортивная деятельность, здоровьесберегающие технологии, мониторинг.

PEDAGOGICAL DESIGN OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES OF FUTURE SPECIALISTS

Ilkhom Ruzibayovich Choriev Vokhid Shirinbekovich Karaev

Chirchik State Pedagogical Institute

ABSTRACT

Sports activities in higher education is an integral part of the formation of General and professional culture of the future specialist. The process of physical education, solving the problem of professional and applied physical training, forms a professionally important physical and psychophysiological qualities of the student.

Keywords: the educational process of the University, competence, health, sports activities, health-saving technologies, monitoring.

ВВЕДЕНИЕ

Повышение качества образования является актуальной проблемой современности. Решение этой проблемы связано с модернизацией образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, переосмыслением его цели и результата.

В основе модернизации образования лежит компетентностный подход с системными, интегративными характеристиками, объединяющими

теоретическую и практическую составляющие. Исходя из этого, компетенции рассматриваются как метапредметные образования, интегрирующие не только традиционные знания, но и обобщенные интеллектуальные, коммуникативные, методологические и мировоззренческие умения.

При использовании компетентностного подхода физическая культура обретает свойства высокомотивированной личностно-ориентированной деятельности, обеспечивающей максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности и осознание ею собственной значимости. При этом компетентностный подход наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса модернизации, давая возможность реализовать запросы современной производственной сферы.

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

Однако в условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития экономики, здоровье человека также становится неотъемлемым фактором профессионального роста. Ухудшение физической подготовленности и состояния здоровья значительной части студенческой молодежи является закономерным следствием недостаточной двигательной активности на фоне высоких интеллектуальных нагрузок.

Физическая культура студента выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования.

В практике физического воспитания студентов специально направленное использование средств физической культуры и спорта при подготовке специалиста к будущей профессиональной деятельности получило название профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). ППФП должна быть направлена на формирование высокого уровня компетентности будущих специалистов, способствовать эффективному профессиональному становлению студентов, оптимизировать формирование качеств, необходимых для реализации компетенций в любой сфере деятельности [2].

Таким образом, физическая культура в вузе направлена на решение как здоровьесберегающих так и профессионально-образовательных задач. При этом, оптимизация физического воспитания возможна только на основе педагогического проектирования физкультурно-спортивной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Физкультурно-спортивная деятельность в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного

специалиста. При этом физическое воспитание выступает одним из средств всестороннего развития личности, фактором укрепления здоровья и поддержания здорового образа жизни, оптимизации физического и психологического состояния студента в процессе профессиональной подготовки, приобретения знаний и умений по использованию средств и методов физической культуры для повышения умственной и физической работоспособности.

Здоровьесберегающая педагогика по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводя воспитание в рамки жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья студента.

Здоровьесберегающие компетенции будущего специалиста - это комплекс систематизированных знаний и представлений о позитивных и негативных изменениях в состоянии здоровья. В данный комплекс входят знания и умения по разработке и использованию программ сохранения здоровья как в быту, так и в профессиональной деятельности [1].

РЕЗУЛЬТАТ

В качестве структурообразующих компонентов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

• аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности здоровья, в убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни. У студентов развивается осознанное отношение к здоровью, основанное на положительном самосохранительном поведении;

• гносеологический, связанный с приобретением необходимых для здоровьесбережения знаний и умений, обусловленных интересом к вопросам собственного здоровья, к литературе по этой теме и различным методикам оздоровления и укрепления организма;

• здоровьесберегающий, включающий в себя систему ценностей и установок, которые формируют потребность в повышении двигательной активности, предупреждении гиподинамии и приобретении гигиенических навыков. При этом особая роль отводится физкультурно-оздоровительной деятельности, соблюдению режима дня, качеству питания, чередованию труда и отдыха, что способствует предупреждению возникновения вредных привычек и различных заболеваний;

• эмоционально-волевой, предполагающий проявление эмоциональных и волевых психологических механизмов, которые закрепляют желание вести здоровый образ жизни;

• экологический, позволяющий внести в содержание здравотворческого процесса экологическую составляющую [3].

В современной педагогике существует несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Некоторые из них носят преимущественно информационный характер. Наиболее широко применяемой в российских образовательных организациях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым. Среди здоровьесберегающих технологий он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно и разные формы работы.

К первой группе относятся медико-гигиенические технологии. Они предлагают совместную деятельность администрации учебных заведений, преподавателей и медицинских работников, а также контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий. Это, прежде всего, организация медицинских кабинетов в вузах, которые осуществляют проведение прививок обучающимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся, проводят мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению, организуют профилактические мероприятия в преддверии эпидемий и решают ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

ОБСУЖДЕНИЕ

Вторую группу составляют физкультурно-оздоровительные технологии, которые направлены на физическое развитие студентов. Они реализуются на занятиях физической культурой и в секциях, на внеурочных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях.

Третья группа представлена экологическими технологиями. Они направлены на создание гармоничных с природой, экологически оптимальных условий жизнедеятельности людей.

В четвертую группу включены технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители учебных корпусов, инженерно-технические службы, пожарные инспекции.

К пятой группе относятся здоровьесберегающие образовательные технологии, которые делятся на три подгруппы:

• организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, способствующие предотвращению возникновения состояния переутомления, гиподинамии и др.;

• психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой на занятиях физической культурой. Сюда же входит психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

• учебно-воспитательные технологии, включающие в себя программы, в рамках которых студентов обучают заботиться о своем здоровье, вести правильный образ жизни, отказываться от вредных привычек. Эти технологии предусматривают также проведение организационно-воспитательной работы со студентами после занятий.

Отдельное место в классификации Н. К. Смирнова занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемых вне образовательной организации, но в последнее время все чаще включаемых во внеурочную работу вуза.

Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии направлены на формирование и укрепление психологического здоровья студентов, повышение ресурсов психологической адаптации личности (социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики).

Лечебно-оздоровительные технологии составляют самостоятельные медико-педагогические области знания: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья учащихся.

Все вышеперечисленные здоровьесберегающие технологии дают положительный результат только при использовании их системно и в комплексе.

Одним из основополагающих элементов здоровьесберегающих технологий является мониторинг психофизического здоровья учащихся, который заключается в использовании данных медицинских осмотров. Осуществление мониторинга позволяет выявить факторы риска, определить адаптационные возможности организма, сформировать индивидуальные нормативы и установить необходимый объем медицинского участия.

Рейтинговая система контроля в высшем учебном заведении строится как составляющая педагогической системы, основное назначение которой заключается в управлении качеством подготовки специалиста на всех стадиях процесса обучения. Целью внедрения рейтинговой системы контроля в учебный процесс по физическому воспитанию является обеспечение преподавателей и студентов объективной и достоверной информацией, необходимой для создания у студентов положительной мотивации к физкультурно-спортивной деятельности. Кроме того, рейтинговая система

оценки является эффективным способом контроля преподавателя за учебной деятельностью студентов и, следовательно, действенным средством управления учебным процессом. Введение рейтинговой системы в процесс физического воспитания студентов преследует следующие цели:

• регулярный текущий, промежуточный и итоговый контроль качества учебной деятельности студентов;

• объективизация оценки знаний, умений и навыков, получаемых студентами на занятиях;

• повышение надежности данных мониторинга физической подготовленности студентов, полученных в ходе тестирования;

• обеспечение обратной связи в учебном процессе по физическому воспитанию;

• стимулирование самостоятельной работы студентов по совершенствованию уровня подготовленности посредством введения элемента состязательности в процесс занятий физической культурой;

• повышение качества педагогической деятельности преподавателей физического воспитания [4].

Для студентов, временно освобожденных от занятий физической культурой, формами контроля могут служить выполнение творческих теоретических заданий, написание и защита реферативной работы, написание статей и тезисов для участия в конференциях.

Внедрение в образовательный процесс вуза рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков позволяет повысить мотивацию к занятиям физической культурой, сформировать компетентность студентов в вопросах здоровьесбережения, что, в свою очередь, положительно отразится на эффективности профессионального образования будущих специалистов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Являясь субъектом физкультурно-спортивной деятельности, студент осуществляет свободное целеполагание, производит конструктивную коррекцию действий в изменяющихся условиях, инициативно и критически относится к выдвижению новых задач, рефлексирует и прогнозирует результаты деятельности. Все это в рамках профессионально направленной физической культуры и профессионально-прикладной физической подготовки будет способствовать укреплению психофизического здоровья, формированию способности к проведению профилактики профессиональных заболеваний и предупреждению деструкций личности, а также позволит успешно формировать компетенции будущих специалистов.

REFERENCES

1. Атабеков, Ф. У., Худойберганов, Ж. С., & Шукурллаев, Ж. М. (2020). Жисмоний тарбия дарсларида волейбол спорт турини ургатишда харакатли уйинлардан фойдаланиш. Малака ouiupuui тизимида спорт буйича мутахассисларнинг касбий компетентлиги мехаиизмиии такомиллаштириш: муаммолар ва ечимлар, 212-214.

2. Ачплов, Т. С. (2020). Оздоровительный бег, принципы самостоятельной тренировки. Maktab va hayot, -/(152), 43-44.

3. Ачилов, Т. С., & Журабоев, М. М. (2020). Профессиональная подготовленность специалиста по физической культуре и спорту. Мугаллим %эм узликсиз билимлендириу, 7(1), 156-159.

4. Ачилов, Т. С., Нурматов, Ф. А., & Зуфаров, Т. У. (2019). ФОРМИРОВАНИЕ Технической подготовленности школьников как средство повышения эффективности процесса их физического воспитания. Maktab va hayot, -/(144), 40-43.

5. Жумаев, А. Т. (2020). Янги даврда спортнинг ижтимоийлаштирувчи мавкеи. Мугаллим %эм узликсиз билимлендириу, (1), 159-164.

6. Жумаев, А. Т., & Юсупбаева, А. С. (2020). Диагностика актуального уровня сформированности готовности будущих педагогов доу к научно-исследовательской деятельности. European research: innovation in science, education and technology, 95-97.

7. Зуфаров, Т. У., & Джаналиева, С. П. (2020). Инновационный подход к начальному образованию на примре таксономии блума, как фактора повышения специальных знаний учителей. "Boshlang'ich ta'limga innovatsion va kompetensiyaviy yondashuvning dolzarb masalalari", 91-95.

8. Зуфаров, Т. У., & Хашимова, Н. А. (2020). Бошлангич синф укитувчиларининг педагогик компетентлиги. "Boshlang'ich ta'limga innovatsion va kompetensiyaviy yondashuvning dolzarb masalalari", 3-6.

9. Ишонцулов, M. У., & Жумаев, A. T. (2020). Таълим жараёнида замонавий педагогик технологиялардан фойдаланиш. Педагогика ва психологияда инновациялар, (2), 584-588.

10. Караев, В. (2020). Физкультурно-спортивная деятельность как средство оптимизации подготовки профессионально-педагогических кадров. ACTA NUUz, 7(4), 79-81.

11. Караев, В. Ш. (2020). Педагогические условия как фактор повышения профессиональной компетентности педагога физической культуры. Проблемы современной науки и образования, 6(151), 55-58.

12. Караев, В. Ш. (2020). Развитие профессиональной компетенции тренера в образовательном пространстве повышение квалификации. The World Of Science And Innovation, 7(1), 236-241.

13. Маматкулов, P. C. (2018). Жисмоний тарбия мутахассисларини тайёрлашда кластер усулининг ахдмияти. Мугаллим %эм узликсиз билимлендириу, (4), 153155.

14. Маматкулов, Р. С. (2020). Особенности формирования готовности будущих педагоговк инновационной деятельности средствами информационных технологий. European research: innovation in science, education and technology, 97-99.

15. Маматкулов, P. С., & Хамраева, M. T. (2020). Практическая подготовка и особенности его организаций в педагогических университетах. Мугаллим %эм узликсиз билимлеидириу, 7(1), 151-155.

16. Нурматов, Ф. (2019). Пути преодоления стресса спортсменами в спортивной соревновательной деятельности. ACTA NUUz, 7(2), 36-39.

17. Нурматов, Ф. А. (2020). Использование средств профессионально-прикладной физической культуры для улучшения уровня подготовки студентов вузов .Мугаллим, 2(1), 165-169.

18. Султанов, А. И., & Исламбоев, С. А. (2020). Вариативность физической подготовки дзюдоистов на этапе углубленной специализации. Вестник пауки и образования, 70(88), 82-85.

19. Ханкелдиев, Ш. X., & Закиров, У. (2019). Оздоровительная направленность занятий физической культурой в сельских общеобразовательных школах в республике Узбекистан. Наука сегодня реальность и перспективы, 7(1), 113114.

20. Хонкелдиев, Ш. X., Закиров, У., & Меликузиев, А. А. (2020). Эффективность разработанной методики повышения физической подготовленности юных борцов вольного стиля. Наука сегодня вызовы и решения, 7(1), 114-115.

21. Худойберганов, Ж. С., & Хабибуллаев, С. X. (2020). Спортда тарбия ва унинг хусусиятларини тарбиялаш йуллари (спорт уйинлари мисолида). Мугаллим, 7(1), 164-168.

22. Чориев, И. Р. (2019). Готовность к педагогическому проектированию в условиях информационно-коммуникационных технологий. Проблемы современной науки и образования, 70(143), 61-64.

23. Юсупбаева, А. С. (2020). Совершенствование педагогических механизмов формирования здорового образа жизни в дошкольном образовании на основе физического воспитания. Мактаб ва уаёт, 5(151), 37-39.

24. Юсупбаева, А. С., & Умаралиева, Д. У. (2020). Научные основы эколого-валеологнй в подготовке будущих педагогов к оздоровительной деятельности.

25. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / И.С. Барчуков. Москва: Кно Рус, 2012. 368 с.

26. Ольховская Е.Б. Профессионально-образовательный потенциал физической культуры в высших учебных заведениях: монография / Е.Б. Ольховская, Т.А. Сапегина. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2008. 103 с.

27. Чориев И. Р. Готовность к педагогическому проектированию в условиях информационно-коммуникационных технологий // Проблемы современной науки и образования. - Москва. 2019. -№10 (143). - С. 61-63.

28. Ilkhom Choriev. Efficiency of the model of formation and development of readiness for pedagogical design in the conditions of information and communication technologies. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. - Vol. 7. - No. 12, 2019. - Pp. 624-629.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.