ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОИ
КУЛЬТУРЫ
С. X. Хабибуллаев
преподаватель ЧГПИ
Т. У. Зуфаров
преподаватель ЧГПИ
АННОТАЦИЯ
В статье анализируются факторы и условия профилактики первичного и вторичного заболевания, особенно с помощью средств физической культуры.
А так же в статье представлены результаты оценки изменений исследуемых функций при функциональных пробах на различных этапах производственной деятельности, позволяет составить представление о физиологических резервах организма и их изменениях в процессе работы.
Ключевые слова: здоровье, профилактика заболевания, уровень физической работоспособности, физиологические резервы организма, максимальная величина кислородного долга.
PREVENTION OF DISEASES BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE
S. X. Xabibullaev
Teacher of CSPI
T. U. Zufarov
Teacher of CSPI
ABSTRACT
In the article, we have analyses factors and conditions of the primary and secondary types of prophylactics of diseases, particularly by means of physical culture.
As well as the article presents the results of the evaluation of changes in the functions studied during functional tests at various stages of production, allows you to get an idea of the physiological reserves of the body and their changes in the process.
Keywords: health, disease prevention, level of physical performance, physiological reserves of the body, maximum oxygen deficiency.
ВВЕДЕНИЕ
В нашей стране осуществляются крупные экономические, социальные и культурно-образовательные реформы, играющие решающую роль в предотвращении и искоренении причин возникновения и развития различных форм патологии. Благодаря планомерному осуществлению социальной
политики постоянно растет благосостояние и культура населения, улучшаются условия труда и быта, развиваются медицинская наука и здравоохранение.
Основу системы здравоохранения составляет профилактическая деятельность, направленная на сохранение здоровья населения, начиная с самого раннего возраста. Успешное решение этих задач невозможно без тщательного изучения и внедрения профилактических мер.
Первичная профилактика-система социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мер, направленных на предотвращение заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды. В отличие от вторичной профилактики, нацеленной на раннее выявление заболевания, предупреждение рецидивов, прогрессирования болезненного процесса и возможных его осложнений, первичная профилактика призвана сохранять ненарушенное здоровье, не допускать воздействия факторов природной и социальной среды, способных вызывать патологические изменения.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ
Возникновение и развитие представлений о первичной профилактике неразрывно связано с поисками этиологического подхода к предупреждению наиболее распространенных неинфекционных заболеваний с осуществлением фундаментальных эпидемиологических, социально-гигиенических,
теоретических, экспериментальных и клинико-социальных исследований, проводимых с целью установления истинных масштабов распространенности неинфекционных болезней, выявления первичных отклонений от нормального течения процессов жизнедеятельности и пусковых механизмов развития патологических процессов, приводящих к возникновению различных форм неинфекционной патологии, а также установление их связи с воздействием различных факторов внутренней и внешней по отношению к организму среды.
Одним из критериев здоровья является уровень физической работоспособности. Физическая работоспособность — это «потенциальная способность человека проявить максимум физических усилий в статической, динамической или смешанной работе» [1].
Физическая работоспособность является показателем функции нескольких систем организма и, в частности, сердечнососудистой, дыхательной, нервной системы и т.п. К пробам, определяющим физическую работоспособность, относятся Гарвардский степ-тест (Р'\УС17о) и максимальное
поглощение кислорода (МПК). Неблагоприятное воздействие на организм оказывает гипокинезия.
Профилактика заключается в устранении малоподвижного образа жизни (занятия лечебной физкультурой дома, внедрение лечебно-физкультурных комплексов в трудовой режим и др.). Больным с ограничением движений рекомендуются занятия с методистом, а также постоянные движения здоровыми конечностями. У больных с параличами или парезами занятия лечебной физкультурой должны сочетаться с медикаментозным лечением (назначение препаратов, улучшающих нервно-мышечную проводимость, регулирующих мышечный тонус).
В процессе профессиональной деятельности человек никогда не работает на пределе своих возможностей. Обычная нагрузка работающего в нормальных условиях специалиста составляет лишь 30-50% от максимальной нагрузки, которую он может выполнять, мобилизуя свои физиологические резервы [2].
Мобилизация физиологических резервов связана с биологической значимостью реакций для организма. Заметное увеличение самих резервных возможностей основано на согласованных в интересах целостного организма реакциях отдельных органов и систем. Так, торможение деятельности пищеварительных желез и органов выделения при тяжелой мышечной работе или гипоксии играет положительную роль, сохраняя резервные силы организма для усиления функций дыхания и кровообращения, непосредственно обеспечивающих транспорт кислорода тканям организма. Мобилизация функциональных резервов идет по линии изменения интенсивности энергетических реакций, увеличения доли гормональных влияний, перестройки биохимических реакций, увеличения взаимодействия сопряженно функционирующих систем и т.д. [5].
РЕЗУЛЬТАТ
Практические мероприятия, направленные на повышение устойчивости человека к профессиональным нагрузкам и экстремальным факторам, заключаются в расширении диапазона физиологических резервов организма. Оно может обеспечиваться путем закаливания организма, общей и направленной физической подготовки, специальной тренировки к неблагоприятным факторам (термобарокамеры, экспериментальные стенды, тренажеры), в процессе трудовой деятельности и путем использования фармакологических средств и адаптогенов.
Влияние разумной физической тренировки на расширение диапазона физиологических резервов организма человека совершенно очевидно.
В физиологии труда хорошо известно, что кислородный предел (максимально возможное количество кислорода, которое способен потреблять человек при интенсивной работе) и максимальная величина кислородного долга определяют возможности длительного выполнения человеком интенсивной физической работы. У здоровых нетренированных лиц кислородный предел составляет 2,5—3,0 л/мин, а максимальный кислородный долг —10,0 л/мин, тогда как у физически тренированных они достигают соответственно 4,5—5,0 и 15,0—20,0 л/мин. [1].
Наличие физиологических резервов позволяет человеку в ряде случаев переносить без отрицательных последствий и при сохранении высокой работоспособности воздействие таких величин экстремальных факторов, которые значительно превышают принятые предельно допустимые уровни или концентрации. Различные данные о пределах устойчивости здорового человека к необычным факторам, составляющим специфику условий труда, в значительной степени объясняется различным диапазоном физиологических резервов у отдельных людей [8].
Мерой физиологических резервов организма и его выносливости к физической нагрузке может служить величина, которая характеризует способность человека выполнять физическую нагрузку.
Для выявления диапазона физиологических резервов организма человека применяются интенсивные, кратковременные, строго дозированные физические и умственные нагрузки, так называемые функциональные пробы.
Оценка изменений исследуемых функций при функциональных пробах на различных этапах производственной деятельности позволяет составить представление о физиологических резервах организма и их изменениях в процессе работы.
В настоящее время большое значение приобретает воспитание сознательного отношения к укреплению своего здоровья, повышение спортивного уровня и выявление спортивных наклонностей у студентов и учащихся. В свете этого можно выделить следующие задачи, формы и методы профилактической работы студенческой молодежи.
Задачи: развитие потребности к здоровому образу жизни, развитие потребности в собственном физическом совершенствовании, развитие ориентации на систематические занятия физкультурой и спортом, развитие интереса к знаниям об основах здорового образа жизни, совершенствование спортивных навыков, развитие негативных установок на вредные привычки.
Формы: мероприятия (беседы, встречи, диспуты, экскурсии, поход); дела, игры, (подвижные спортивные, познавательные).
Методы работы: самоанализ, поощрения, убеждения, взаимодействие, требование, оценка коллективных и групповых работ, беседы.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ставит целью не только сохранение того уровня здоровья, с которым студент пришел в вуз, но и решение глобальных социальных задач, стоящих в настоящее время перед обществом. Это профилактика наркомании, токсикомании, асоциальных форм поведения.
Основным условием в процессе усвоения всей суммы знаний современной жизни является четкое функционирование всех органов и систем юношеского организма, в частности, центральной нервной системы, обеспечивающее процесс адаптации молодого человека к взрослой жизни, и возможность усвоения им суммы знаний. Чем выше уровень зрелости центральной нервной системы, тем выше процент усвоения.
Однако показатели последних лет говорят о снижении этого уровня. 40% молодых людей имеют пограничные нервно-психические и соматические расстройства в виде нарушения адаптации, трудности усвоения образовательно-профессиональных программ [1, 2, 6].
ОБСУЖДЕНИЕ
В студенческом возрасте конфликт в коллективе перерастает в конфликт с обществом. Социально и нравственно незрелая личность реализуется не в созидательном процессе общественного развития, а в разрушительном для него процессе самоутверждения в безнравственном и асоциальном поведении. Растет наркомания и ВИЧ-инфекция.
Прогрессивная общественность должна понимать, что для оздоровления общества надо не столько создавать сеть учреждений для лечения и психологической реабилитации больных наркоманией, СПИДом, сколько создавать вокруг студента общественную среду, которая бы не провоцировала появление таких социально значимых болезней.
В вузах должна проводиться работа по внедрению здоровье-сберегающих технологий и по созданию единого образовательного, оздоровительного и социально реабилитирующего пространства. Каждый элемент среды, создаваемой в оздоровительных группах, направлен на предупреждение формирования хронической патологии, снятие утомления от интеллектуальной нагрузки, стабилизацию эмоционально-волевой сферы и, как следствие, улучшение усвоения школьной и вузовской программы.
При внедрении данной программы должен быть учтен один из немаловажных принципов в работе по оздоровлению - это принцип
возможности массового охвата при минимальных материальных затратах и активном участии взрослых в этом процессе.
Данные медицинского мониторинга, проводимого на протяжении нескольких лет в учебных заведениях, использующих данную программу, убедительно показывают эффективность оздоровительной среды, создаваемой в школах, колледжах и вузах.
Таким образом, для внедрения в широкую практику была предложена система оздоровления и воспитания, сознательного отношения к сохранению и укреплению здоровья.
Занятия физической культурой и спортом только тогда являются факторами, повышающими уровень здоровья, функционального состояния, когда при их применении соблюдаются определенные условия. К ним относятся правильное использование физической нагрузки, строгая ее индивидуализация, отсутствие физических и эмоциональных перегрузок, строгое выполнение режима (в том числе исключение курения и употребления алкоголя) и др.
Болезнь появляется обычно не сразу. Болезненному процессу может предшествовать определенное состояние, иногда продолжающееся длительное время. Это так называемое пред-патологическое, или преболезненное состояние, создающее благоприятные условия для возникновения и развития той или иной болезни. Изучение этого периода, своевременное его выявление имеют огромное значение для предупреждения возможного развития болезни.
Это заболевания, часто встречающиеся в повседневной врачебной практике: все инфекционные заболевания (вследствие проникновения инфекции в организм) и заболевания, связанные с отрицательным воздействием внешней среды, от которых никто, в том числе и лица, занимающиеся физической культурой и спортом, не застрахованы.
Однако из-за известного несовершенства существующих методов исследования врач подчас не может выявить скрытого бессимптомно протекающего заболевания. Этому может способствовать и недооценка человеком своих болезненных ощущений, а иногда и диссимуляция.
Чрезмерной следует считать такую нагрузку, которая, независимо от ее интенсивности, в данный момент превышает возможности выполняющего эту нагрузку лица. Это значит, что одна и та же физическая нагрузка может быть для одного небольшой, для другого чрезмерной, а для третьего оптимальной. Даже для одного и того же лица одинаковая нагрузка может быть различной по воздействию в зависимости от уровня его функционального состояния (например, при регулярных занятиях или после перерыва в тренировках).
Чрезмерная нагрузка может явиться причиной заболеваний различных органов и систем, иногда приводящих даже к смерти, особенно если она сочетается с нарушением режима, вредными привычками, наличием очагов хронической инфекции и т. д.
Следовательно, чрезмерность нагрузки обусловлена не столько ее степенью, сколько тем, кто эту нагрузку выполняет. Отсюда очевидно, какое огромное значение приобретает индивидуализация подхода к человеку, использование оптимальной нагрузки, соответствующей возможностям данного конкретного лица, т. е. отсутствие перегрузки.
Одна и та же физическая нагрузка, вызывающая у тренированного лица небольшие изменения функционального состояния, незначительное ощущение усталости, у нетренированного может быть причиной значительных функциональных сдвигов и выраженного утомления, причем эти изменения наступают гораздо раньше, чем у тренированного спортсмена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наиболее эффективным средством предупреждения состояния перетренированности являются строгая индивидуализация нагрузки и рационализация тренировочного процесса, достаточный отдых между тренировками, обеспечивающий восстановление после нагрузок, соблюдение режима и ликвидация очагов хронической инфекции.
Лечение заключается, прежде всего, в активном отдыхе, переключении на занятия другими видами спорта, строгом выполнении назначенного врачом режима и усиленном медикаментозном лечении. Обычно требуется длительное лечение (от 2—3 недель до 2 месяцев), а по выздоровлении-постепенное и под тщательным врачебным наблюдением включение в тренировки.
Итак, строгая индивидуализация тренировочной нагрузки, отсутствие перегрузки, достаточные интервалы отдыха, систематические врачебные наблюдения и неуклонное выполнение рекомендаций врача, ликвидация очагов хронической инфекции являются основными мерами профилактики заболеваний, травм и повреждений всех занимающихся физической культурой.
Большое значение имеют следующие формы профилактической работы: диспансеризация, профилактический осмотр, санитарное просвещение. Необходимость проведения широких профилактических мер в отношении детей и юношества, включая, прежде всего, меры воспитательного и санитарно-просветительного характера, увеличивается и в связи с тем, что в этом возрасте формируются основные поведенческие установки, взгляды, навыки, привычки, вкусы и т.п. — словом то, что определяет в дальнейшем образ жизни человека.
Именно в этот период можно предупреждать возникновение вредных привычек, эмоциональной невоздержанности, установки на пассивный отдых и нерациональное питание, которые в дальнейшем могут стать факторами риска неинфекционных заболеваний и с большим трудом, а порой болезненно изживаются в зрелом возрасте, сформировать привычку к двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, разнообразному и умеренному питанию, чуткости и вниманию к окружающим, рациональному режиму. Эти привычки будут способствовать противодействию влияниям факторов, обусловливающих возникновение и развитие различных форм неинфекционной патологии, коррекции, а возможно, и ликвидации имеющихся эндогенных факторов риска.
Изучение факторов риска показало, что многие из них повышают вероятность заболевания различными формами неинфекционной патологии (курение — один из ведущих факторов риска возникновения хронических неинфекционных заболеваний бронхолегочного аппарата, ишемической болезни сердца, злокачественных опухолей дыхательных путей и ряда других локализаций; нерациональное питание, избыточная масса тела приводит к ожирению, сахарному диабету, сердечнососудистым болезням), что роль отдельных факторов риска в возникновении и развитии конкретных заболеваний не одинакова.
Огромна роль различных гигиенических мероприятий в первичной и вторичной профилактике. Первичная и вторичная профилактика могут рассматриваться как две стадии единого профилактического процесса, призванного обеспечить высокий уровень общественного и индивидуального здоровья, на основе предупреждения заболеваемости и инвалидности.
Опыт нашей страны наглядно свидетельствует о том, что система первичных и вторичных профилактических мероприятий наиболее эффективна в медицинском, социальном и экономическом отношении, и поэтому в современных условиях она рассматривается как ведущее направление в области охраны и укрепления общественного здоровья. Дальнейшее повышение уровня здоровья, увеличение продолжительности жизни и активной трудоспособности, снижение заболеваемости и уменьшение потерь от временной и стойкой утраты трудоспособности во многом зависят от широкого и планомерного внедрения мер первичной профилактики в отношении всего населения.
Знания и практические навыки в области гигиены физической культуры и спорта позволяют включиться в решение важных задач по формированию здорового образа жизни.
REFERENCES
1. Атабеков, Ф. У., Худойберганов, Ж. С., & Шукурллаев, Ж. М. (2020). Жисмоний тарбия дарсларида волейбол спорт турини уРгатишДа харакатли уйинлардан фойдаланиш. Малака ошириш тизимида спорт буйича мутахассисларнинг касбий компетентл ига механ тмин и такомиллаштириш: муаммолар ва ечимлар, 212-214.
2. Ачилов, Т. С. (2020). Оздоровительный бег, принципы самостоятельной тренировки. Maktab va hayot, -/(152), 43-44.
3. Ачилов, Т. С., & Журабоев, М. М. (2020). Профессиональная подготовленность специалиста по физической культуре и спорту. Мугаллим %эм узликсиз билимлендириу, 7(1), 156-159.
4. Ачилов, Т. С., Нурматов, Ф. А., & Зуфаров, Т. У. (2019). ФОРМИРОВАНИЕ Технической подготовленности школьников как средство повышения эффективности процесса их физического воспитания. Maktab va hayot, -/(144), 40-43.
5. Жумаев, А. Т. (2020). Янги даврда спортнинг ижтимоийлаштирувчи мавкеи. Мугаллим уэм узликсиз билимлендириу, (1), 159-164.
6. Жумаев, А. Т., & Юсупбаева, А. С. (2020). Диагностика актуального уровня сформированности готовности будущих педагогов доу к научно-исследовательской деятельности. European research: innovation in science, education and technology, 95-97.
7. Зуфаров, Т. У., & Джаналиева, С. П. (2020). Инновационный подход к начальному образованию на примре таксономии блума, как фактора повышения специальных знаний учителей. "Boshlang'ich ta'Iimga innovatsion va kompetensiyaviy yondashuvning dolzarb masalalari", 91-95.
8. Зуфаров, Т. У., & Хашимова, Н. А. (2020). Бошлангич синф укнгувчиларининг педагогик компетентлиги. "Boshlang'ich ta'Iimga innovatsion va kompetensiyaviy yondashuvning dolzarb masalalari", 3-6.
9. Ишонкулов, M. У., & Жумаев, A. T. (2020). Таълим жараёнида замонавий педагогик технологиялардан фойдаланиш. Педагогика ва психологияда инноваъщялар, (2), 584588.
10. Караев, В. (2020). Физкультурно-спортивная деятельность как средство оптимизации подготовки профессионально-педагогических кадров. ACTA NUUz, 7(4), 79-81.
11. Караев, В. Ш. (2020). Педагогические условия как фактор повышения профессиональной компетентности педагога физической культуры. Проблемы современной науки и образования, <5(151), 55-58.
12. Караев, В. Ш. (2020). Развитие профессиональной компетенции тренера в образовательном пространстве повышение квалификации. The World Of Science And Innovation, 7(1), 236-241.
13. Маматкулов, P. C. (2018). Жисмоний тарбия мутахассисларини тайёрлашда кластер усулининг ахамияти. Мугаллим %эм узликсиз билимлендириу, (4), 153-155.
14. Маматкулов, P. C. (2020). Особенности формирования готовности будущих педагоговк инновационной деятельности средствами информационных технологий. European research: innovation in science, education and technology, 97-99.
15. Маматкулов, P. С., & Хамраева, M. T. (2020). Практическая подготовка и особенности его организаций в педагогических университетах. Мугаллим %эм узликсиз билимлендириу, 7(1), 151-155.
16. Нурматов, Ф. (2019). Пути преодоления стресса спортсменами в спортивной соревновательной деятельности. ACTA NUUz, 7(2), 36-39.
17. Нурматов, Ф. А. (2020). Использование средств профессионально-прикладной физической культуры для улучшения уровня подготовки студентов вузов. Мугаллим, 2(1), 165-169.
18. Султанов, А. П., & Исламбоев, С. А. (2020). Вариативность физической подготовки дзюдоистов на этапе углубленной специализации. Вестник науки и образования, 70(88), 82-85.
19. Ханкелдиев, Ш. X., & Закиров, У. (2019). Оздоровительная направленность занятий физической культурой в сельских общеобразовательных школах в республике Узбекистан. Наука сегодня реальность и перспективы, 7(1), 113-114.
20. Хонкелдиев, Ш. X., Закиров, У., & Меликузиев, А. А. (2020). Эффективность разработанной методики повышения физической подготовленности юных борцов вольного стиля. Наука сегодня вызовы и решения, 7(1), 114-115.
21. Худойберганов, Ж. С., & Хабибуллаев, С. X. (2020). Спортда тарбия ва унинг хусусиятларини тарбиялаш йуллари (спорт уйинлари мисолида). Мугаллим, 7(1), 164168.
22. Чориев, И. Р. (2019). Готовность к педагогическому проектированию в условиях информационно-коммуникационных технологий. Проблемы современной науки и образования, 70(143), 61-64.
23. Юсупбаева, А. С. (2020). Совершенствование педагогических механизмов формирования здорового образа жизни в дошкольном образовании на основе физического воспитания. Мактаб вауаёт, 3(151), 37-39.
24. Юсупбаева, А. С., & Умаралиева, Д. У. (2020). Научные основы эколого-валеологий в подготовке будущих педагогов к оздоровительной деятельности.
25. Аулик И.В. Физическая работоспособность человека. М.: Физкультура и спорт. 1979. - 149 с.
26. Богданов Я.М. Гигиена. М.: Физкультура и спорт. 1993. - 234 с.
27. Вопросы физического воспитания студентов. // Межвуз, сборник. Л.:ЛГУ. 1991. -179 с.