Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

101
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
готовность / инновационная деятельность / информационные технологии / будущие педагоги дошкольного образования / readiness / innovative activity / information technologies / future teachers of preschool education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Равшанжон Солижонович Маматкулов

В статье рассматривается актуальность исследования формирования готовности будущих педагогов к инновационной деятельности средствами информационных технологий. Дана характеристика основных понятий «готовность», «инновационная деятельность», «информационные технологии» с позиции разных авторов. Рассмотрены компоненты готовности к инновационной деятельности обучающихся, а также описаны типы программного обеспечения, которые используются в вузе при подготовке студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS TO INNOVATIVE ACTIVITIES BY MEANS OF INFORMATION TECHNOLOGIES

The article discusses the relevance of the study the formation of the readiness of future teachers to innovative activities using information technology. The characteristic of the basic concepts of “readiness”, “innovative activity”, “information technology” from the position of different authors is given. The components of readiness for innovative activity of students are considered, and the types of software that are used at the university in preparing students are described.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Равшанжон Солижонович Маматкулов

Чирчик давлат педагогика институти

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается актуальность исследования формирования готовности будущих педагогов к инновационной деятельности средствами информационных технологий. Дана характеристика основных понятий «готовность», «инновационная деятельность», «информационные технологии» с позиции разных авторов. Рассмотрены компоненты готовности к инновационной деятельности обучающихся, а также описаны типы программного обеспечения, которые используются в вузе при подготовке студентов.

Ключевые слова: готовность, инновационная деятельность, информационные технологии, будущие педагоги дошкольного образования.

FEATURES OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS TO INNOVATIVE ACTIVITIES BY MEANS OF INFORMATION

TECHNOLOGIES

Ravshanjon Solijonovich Mamatkulov

Chirchik State Pedagogical Institute

ABSTRACT

The article discusses the relevance of the study the formation of the readiness of future teachers to innovative activities using information technology. The characteristic of the basic concepts of "readiness", "innovative activity", "information technology" from the position of different authors is given. The components of readiness for innovative activity of students are considered, and the types of software that are used at the university in preparing students are described.

Keywords: readiness, innovative activity, information technologies, future teachers of preschool education.

'r m

ВВЕДЕНИЕ

Современная региональная система дошкольного образования представляет собой поле высокой инновационной активности. Имеют место как радикальные (базовые) нововведения, так и комбинаторные, модифицирующие новшества, связанные с рационализацией прежних подходов и форм.

Готовность к инновационной деятельности, в том числе деятельности педагога, на протяжении многих лет не утрачивает своей актуальности. Однако в условиях модернизации нашего образования, когда появляются новые возможности для создания и реализации инновационных технологий, когда изменяется сама система подготовки специалистов, под влиянием новых требований общества преобразуется и структура готовности к инновационной деятельности.Следовательно, появляется необходимость подробного ее изучения с учетом происходящих изменений. Исследование вопросов формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности в образовательном процессе вуза является актуальным и выступает ориентиром для реализации инновационных технологий.

МЕТОДОЛОГИЯ

По определению A.B. Хуторского, инновационная деятельность -комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении [4].

К.А. Абульханова-Славская замечает, что организация личностью своей активности сводится к ее мобилизации, согласованию с требованиями деятельности, сопряжению с активностью других людей, в результате чего выявляются психологические качества личности, необходимые для осуществления инновационной деятельности [1].

Разделяя представленные утверждения, мы отмечаем личностную природу инновационной деятельности педагога, необходимость формирования у него определенного комплекса психологопедагогических качеств, позволяющих эффективно реализовывать свой инновационный потенциал в профессиональной деятельности. В свою очередь, данный комплекс качеств, или интегративное качество, в нашем исследовании представляет собой готовность будущего педагога к инновационной деятельности.

Формирование готовности к инновационной деятельности - это целенаправленный, организованный процесс по изменению содержания и

структуры подготовки педагога с тем, чтобы способствовать приобретению им совокупности личностных качеств, а также знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления инновационной деятельности (как личностной категории, как созидательного процесса и результата творческой деятельности).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Готовность педагога к инновационной деятельности имеет многослойную структуру и формируется еще на этапе подготовки педагога в вузе путем специально организованного процесса работы с инновационными технологиями, вовлечения в инновационную деятельность.

Под информационной технологией в нашем исследовании подразумевается «совокупность приемов, методов, способов обработки, хранения, передачи информации» [3, с. 382].

В нормативных документах, регулирующих подготовку педагога к информационной деятельности, различных уровней есть указание на то, что педагог не только должен овладеть умениями по работе со средствами ПК, но и уметь самостоятельно предлагать идеи по усовершенствованию процесса обучения с помощью ИКТ: «педагогическая ИКТ-компетенция означает способность осуществлять образовательный процесс в соответствии с целями, которые ставятся информационным обществом перед системой образования, и продуктивно использовать ИКТ в этом процессе».

ОБСУЖДЕНИЕ

В то же время при использовании информационных технологий необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного. А для реализации всех этих потенциалов на достаточно высоком уровне, в свою очередь, необходима педагогическая готовность к применению информационных технологий, которую следует формировать еще в вузе при обучении будущего педагога.

Составными компонентами данного вида готовности B.C. Кукушин и М.В. Буланова-Топоркова считают следующие характеристики: способность к оценке и интеграции опыта деятельности в современной инфосреде; стремление к развитию личных творческих качеств; наличие высокого уровня общей коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации информационного взаимодействия; наличие потребности в саморефлексии; освоение культуры получения, отбора, хранения,

воспроизведения, преобразования способов представления, передачи и интеграции информации [2, с. 145].

При подготовке будущего педагога в вузах используется программное обеспечение (ПО) трех основных типов:

-Специализированное программное обеспечение (ПО), соответствующее особенностям специальности студентов; -ПО «общего назначения»;

-Программные средства для организации самого учебного процесса. В своем исследовании мы рассматриваем второй тип программного обеспечения. Ко второму типу программного обеспечения следует отнести, прежде всего, Microsoft Office 2013 и Power Point как основу для создания электронных документов и презентаций. Это программное обеспечение является базой для подготовки специалиста в сфере высшего образования, а, соответственно и педагогического. В настоящее время практически все программы адаптированы к операционной среде Windows, поэтому для успешного использования их необходимо иметь не только навыки работы на компьютере, но и определенные знания об операционной системе Windows.

ВЫВОД

Процесс формирования готовности педагога к инновационной деятельности происходит поэтапно. В блоке этапов нами выделены следующие этапы формирования готовности педагога к инновационной деятельности в процессе обучения: адаптивно-ориентационный (формирование представлений об инновациях в образовании и инновационных технологиях в выбранной специальности), познавательно-рефлексивный (формирование навыков прогностической деятельности, опора на анализ собственной инновационной деятельности), креативно-продуктивный (формирование навыков системной организации работы с инновационными средствами и технологиями) [5].

Таким образом, формирование готовности будущего педагога к инновационной деятельности средствами информационных технологий - это система становления личности будущего педагога, способного актуализировать состояние готовности и в любых измененных условиях сохранить свой индивидуальный стиль работы, добиться значимых результатов, создать и внедрить новшество, найти пути самореализации.

'г m

REFERENCES

1. Атабеков, Ф. У., Худойберганов, Ж. С., & Шукурллаев, Ж. М. (2020). Жисмоний тарбия дарсларида волейбол спорт турини уРгатишДа харакатли уйинлардан фойдаланиш. Малака ошириш тизимида спорт буйича мутахассисларнинг касбий компетентл иги механ измин и такомиллаштириш: муаммолар ва ечимлар, 212-214.

2. Ачилов, Т. С. (2020). Оздоровительный бег, принципы самостоятельной тренировки. Maktab va hayot, -/(152), 43-44.

3. Ачилов, Т. С., & Журабоев, М. М. (2020). Профессиональная подготовленность специалиста по физической культуре и спорту. Мугаллим %эм узликсиз билимлендириу, 7(1), 156-159.

4. Ачилов, Т. С., Нурматов, Ф. А., & Зуфаров, Т. У. (2019). ФОРМИРОВАНИЕ Технической подготовленности школьников как средство повышения эффективности процесса их физического воспитания. Maktab va hayot, -/(144), 40-43.

5. Жумаев, А. Т. (2020). Янги даврда спортнинг ижтимоийлаштирувчи мавкеи. Мугаллим уэм узликсиз билимлендириу, (1), 159-164.

6. Жумаев, А. Т., & Юсупбаева, А. С. (2020). Диагностика актуального уровня сформированности готовности будущих педагогов доу к научно-исследовательской деятельности. European research: innovation in science, education and technology, 9597.

7. Зуфаров, Т. У., & Джаналиева, С. П. (2020). Инновационный подход к начальному образованию на примре таксономии блума, как фактора повышения специальных знаний учителей. "Boshlang'ich ta'Iimga innovatsion va kompetensiyaviy yondashuvning dolzarb masalalari", 91-95.

8. Зуфаров, Т. У., & Хашимова, Н. А. (2020). Бошлангич синф укигувчиларининг педагогик компетентлиги. "Boshlang'ich ta'Iimga innovatsion va kompetensiyaviy yondashuvning dolzarb masalalari", 3-6.

9. Ишонкулов, M. У., & Жумаев, A. T. (2020). Таълим жараёнида замонавий педагогик технологиялардан фойдаланиш. Педагогика ва психологияда инноваъщялар, (2), 584-588.

10. Караев, В. (2020). Физкультурно-спортивная деятельность как средство оптимизации подготовки профессионально-педагогических кадров. ACTA NUUz, 7(4), 79-81.

11. Караев, В. Ш. (2020). Педагогические условия как фактор повышения профессиональной компетентности педагога физической культуры. Проблемы современной науки и образования, <5(151), 55-58.

12. Караев, В. Ш. (2020). Развитие профессиональной компетенции тренера в образовательном пространстве повышение квалификации. The World Of Science And Innovation, 7(1), 236-241.

13. Маматкулов, P. C. (2018). Жисмоний тарбия мутахассисларини тайёрлашда кластер усулининг ахамияти. Мугаллим %эм узликсиз билимлендириу, (4), 153-155.

'г »

14. Маматкулов, P. C. (2020). Особенности формирования готовности будущих педагоговк инновационной деятельности средствами информационных технологий. European research: innovation in science, education and technology, 97-99.

15. Маматкулов, P. С., & Хамраева, M. T. (2020). Практическая подготовка и особенности его организаций в педагогических университетах. Мугаллим %эм узликсиз билимлендириу, 7(1), 151-155.

16. Нурматов, Ф. (2019). Пути преодоления стресса спортсменами в спортивной соревновательной деятельности. ACTA NUUz, 7(2), 36-39.

17. Нурматов, Ф. А. (2020). Использование средств профессионально-прикладной физической культуры для улучшения уровня подготовки студентов вузов. Мугаллим, 2(1), 165-169.

18. Султанов, А. П., & Исламбоев, С. А. (2020). Вариативность физической подготовки дзюдоистов на этапе углубленной специализации. Вестник науки и образования, 70(88), 82-85.

19. Ханкелдиев, Ш. X., & Закиров, У. (2019). Оздоровительная направленность занятий физической культурой в сельских общеобразовательных школах в республике Узбекистан. Наука сегодня реальность и перспективы, 7(1), 113-114.

20. Хонкелдиев, Ш. X., Закиров, У., & Меликузиев, А. А. (2020). Эффективность разработанной методики повышения физической подготовленности юных борцов вольного стиля. Наука сегодня вызовы и решения, 7(1), 114-115.

21. Худойберганов, Ж. С., & Хабибуллаев, С. X. (2020). Спортда тарбия ва унинг хусусиятларини тарбиялаш йуллари (спорт уйинлари мисолида). Мугаллим, 7(1), 164168.

22. Чориев, И. Р. (2019). Готовность к педагогическому проектированию в условиях информационно-коммуникационных технологий. Проблемы современной науки и образования, 70(143), 61-64.

23. Юсупбаева, А. С. (2020). Совершенствование педагогических механизмов формирования здорового образа жизни в дошкольном образовании на основе физического воспитания. Мактаб вауаёт, 3(151), 37-39.

24. Юсупбаева, А. С., & Умаралиева, Д. У. (2020). Научные основы эколого-валеологий в подготовке будущих педагогов к оздоровительной деятельности.

25. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. 335 с.

26. Педагогические технологии: / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, B.C. Кукушин, Г.В. Сучков, под общ. ред. B.C. Кукушина. М.: ИКЦ МарТ, 2004. 336 с.

27. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. 448 с.

28. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание / А.В. Хуторской. М.: Изд-во У1Щ ДО, 2005. 222 с.

29. Щербаков А.И. Основы инновационного образования / А.И. Щербаков. Новосибирск: МАН, 2004. 323 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.