Научная статья на тему 'Педагогическое проектирование физкультурно-спортивной деятельности будущих специалистов'

Педагогическое проектирование физкультурно-спортивной деятельности будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
614
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА / КОМПЕТЕНЦИИ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Светлана Адольфовна

Физкультурно-спортивная деятельность в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности будущего специалиста. Процесс физического воспитания, решая задачи профессионально-прикладной физической подготовки, формирует профессионально важные физические и психофизиологические качества студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DESIGN OF PHYSICAL-SPORTS ACTIVITY OF FUTURE SPECIALISTS

Sports activities in higher education is an integral part of the formation of General and professional culture of the future specialist. The process of physical education, solving the problem of professional and applied physical training, forms a professionally important physical and psychophysiological qualities of the student.

Текст научной работы на тему «Педагогическое проектирование физкультурно-спортивной деятельности будущих специалистов»

Решение текстовых задач дело трудоемкое и требует от учителя подготовки учащихся к составлению задач. Необходимо обогатить опыт детей по конкретной тематике, вооружить их числовыми данными, подготовить демонстрационный материал, вовлечь в процесс сбора материала родителей детей, организовать выпуск соответствующей рубрики в классном уголке.

Все перечисленное и многое другое зависит от профессионализма учителя, его увлеченности предметом и профессией.

Большие возможности для формирования духовно-нравственного развития младших школьников имеют и кружки по отдельным предметам. В программу кружков по математике учителя включают такие темы как «Нумерология калмыков», «Система старинных мер у калмыков», «Загадки- триады», «Старинные занимательные задачи калмыков» и другие.

Что бы воспитать в детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям, то всё лучшее, что создано веками предками народов заселяющих территорию, край, необходимо возвратить подрастающему поколению все богатство культуры, традиций, нравственный уклад народа. Регионализация образования располагает для этого большими возможностями.

Российское государство многонационально. Расширяющиеся границы поликультурного взаимодействия востребуют на сегодняшний день формирование личности, способной осуществлять учебную и дальнейшую профессиональную деятельность в полиэтнической среде. Реализация новых образовательных стандартов через систему урочной и внеурочной деятельности показала, что учителя начальной школы воспитывают у учащихся такие качества как понимание значения духовности, нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества; формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям. Перед педагогами стоит задача, заключающаяся в формировании у детей нравственных и эстетических ценностей, которые помогают раскрыть национальные богатства и моральные устои своего народа. Только сохраняя память и передавая подрастающему поколению традиции прошлых поколений, народ может выстоять в этом мире и поддержать ту нравственную планку, без осознания которой не может существовать нация.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что регионализация содержания образования необходима уже в начальной школе, именно у обучающихся начальных классов, когда ребенок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности, когда еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей. Большую значимость имеет и тот факт, что когда школьники осуществляют мыслительные действия, аналогичные тем, что исторически складывались в народе, воспитание и обучение формируют целостную развивающуюся личность.

Литература:

1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. - М.: Академия, 2009. - 168 с.

2. Лебедев, К. Н. Из записок сенатора К. Н. Лебедева, 1848 г. // Русский архив. - 1910. - № 10. - С. 237.

3. Панькин, А. Б. Этнокультурный парадокс современного образования / А. Б. Панькин // Монография. - Волгоград, изд. Перемена, 2001. - 446 с.

4. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. - Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948.

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://base.garant.ru/182563/ свободный (Дата обращения 12.02.2019 г.)

Педагогика

УДК: 378.037.1

кандидат педагогических наук, доцент Медведева Светлана Адольфовна

Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация. Физкультурно-спортивная деятельность в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности будущего специалиста. Процесс физического воспитания, решая задачи профессионально-прикладной физической подготовки, формирует профессионально важные физические и психофизиологические качества студента.

Ключевые слова: образовательный процесс вуза, компетенции, здоровье, физкультурно-спортивная деятельность, здоровьесберегающие технологии, мониторинг.

Annotation. Sports activities in higher education is an integral part of the formation of General and professional culture of the future specialist. The process of physical education, solving the problem of professional and applied physical training, forms a professionally important physical and psychophysiological qualities of the student.

Keywords: the educational process of the University, competence, health, sports activities, health-saving technologies, monitoring.

Введение. Повышение качества образования является актуальной проблемой современной России. Решение этой проблемы связано с модернизацией образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, переосмыслением его цели и результата.

В основе модернизации образования лежит компетентностный подход с системными, интегративными характеристиками, объединяющими теоретическую и практическую составляющие. Исходя из этого, компетенции рассматриваются как метапредметные образования, интегрирующие не только традиционные знания, но и обобщенные интеллектуальные, коммуникативные, методологические и мировоззренческие умения [3].

При использовании компетентностного подхода физическая культура обретает свойства высокомотивированной личностно-ориентированной деятельности, обеспечивающей максимальную

востребованность личностного потенциала, признание личности и осознание ею собственной значимости. При этом компетентностный подход наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса модернизации, давая возможность реализовать запросы современной производственной сферы [3].

Однако в условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития экономики, здоровье человека также становится неотъемлемым фактором профессионального роста. Ухудшение физической подготовленности и состояния здоровья значительной части студенческой молодежи является закономерным следствием недостаточной двигательной активности на фоне высоких интеллектуальных нагрузок.

Физическая культура студента выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования.

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, в настоящее время количество практически здоровых выпускников российской школы составляет менее 20 %. Здоровьесбережение студентов сегодня становится важнейшей социально-педагогической задачей. Однако физическое воспитание в вузе обладает недостаточной оздоровительной эффективностью, так как удовлетворяет двигательный режим студентов только на 20-25 %. Поэтому необходимо вводить дополнительные занятия в спортивных секция и клубах, мотивировать студентов к участию в спортивных соревнованиях и фестивалях различного уровня [6].

В практике физического воспитания студентов специально направленное использование средств физической культуры и спорта при подготовке специалиста к будущей профессиональной деятельности получило название профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). ППФП должна быть направлена на формирование высокого уровня компетентности будущих специалистов, способствовать эффективному профессиональному становлению студентов, оптимизировать формирование качеств, необходимых для реализации компетенций в любой сфере деятельности [5].

Таким образом, физическая культура в вузе направлена на решение как здоровьесберегающих так и профессионально-образовательных задач. При этом, оптимизация физического воспитания возможна только на основе педагогического проектирования физкультурно-спортивной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Физкультурно-спортивная деятельность в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста. При этом физическое воспитание выступает одним из средств всестороннего развития личности, фактором укрепления здоровья и поддержания здорового образа жизни, оптимизации физического и психологического состояния студента в процессе профессиональной подготовки, приобретения знаний и умений по использованию средств и методов физической культуры для повышения умственной и физической работоспособности.

Здоровьесберегающая педагогика по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводя воспитание в рамки жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья студента.

Здоровьесберегающие компетенции будущего специалиста - это комплекс систематизированных знаний и представлений о позитивных и негативных изменениях в состоянии здоровья. В данный комплекс входят знания и умения по разработке и использованию программ сохранения здоровья как в быту, так и в профессиональной деятельности [1].

Личностно-ориентированная деятельность педагога преобразует образовательный процесс в индивидуальную траекторию физического развития студентов в соответствии с их потребностями, способностями, степенью готовности к освоению учебного материала. Разработка индивидуальной траектории двигательной активности - многоплановый процесс, призванный обеспечить развитие самостоятельности и инициативы, возможность наиболее полной реализации творческого потенциала студентов. Достигаемая предметно-центрированная направленность образовательного процесса обеспечивает повышение его качества за счет дифференциации программ физического воспитания подготовительного, основного, специального учебных отделений, имеющих точно заданные цели и методическое обеспечение.

Физкультурно-спортивная деятельность и достигнутый уровень физического совершенства эффективно влияют на овладение профессионально-прикладными умениями и навыками, физическое состояние и дальнейшую дееспособность. Процесс физического воспитания, решая задачи профессионально-прикладной физической подготовки, формирует профессионально важные физические и психофизиологические качества, такие как настойчивость, целеустремленность, решительность, смелость, выдержка, самообладание.

Здоровьесберегающие технологии в образовании есть не что иное, как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью студента с целью сохранения и укрепления здоровья. Определяя концепцию системы здоровьесбережения, следует учитывать овладение необходимым объемом знаний об организме, формирование потребности в здоровом образе жизни, соответствующих мотивов и убеждений. Доминирующую позицию при этом занимает объем двигательной активности, так как гиподинамия приводит к снижению иммунитета, нарушениям функционального состояния организма, понижению умственной и физической работоспособности [1].

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности. Принципы обучения, образуя систему, выражают закономерности педагогики оздоровления.

Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий понимают способы применения педагогических средств, позволяющие решать задачи оздоровления. Применяют две группы методов: специфические (характерны только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (используются во всех случаях обучения и воспитания). Ни одним из методов в педагогике оздоровления нельзя ограничиваться как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесбережения.

Использование технологий еще не гарантирует успех, большую роль играет личностный фактор. Педагогическая практика - процесс творческий. Как отмечал А. А. Леонтьев, «нельзя выучить технологии и стать педагогом, любые технологии следует применять творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, и одновременно на культурной ситуации, с которой

приходится сталкиваться педагогу, а также особенностях собственной личности и личности своих учеников» [2].

В качестве структурообразующих компонентов здоровьесберегающих технологий можно выделить [4]:

• аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности здоровья, в убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни. У студентов развивается осознанное отношение к здоровью, основанное на положительном самосохранительном поведении;

• гносеологический, связанный с приобретением необходимых для здоровьесбережения знаний и умений, обусловленных интересом к вопросам собственного здоровья, к литературе по этой теме и различным методикам оздоровления и укрепления организма;

• здоровьесберегающий, включающий в себя систему ценностей и установок, которые формируют потребность в повышении двигательной активности, предупреждении гиподинамии и приобретении гигиенических навыков. При этом особая роль отводится физкультурно-оздоровительной деятельности, соблюдению режима дня, качеству питания, чередованию труда и отдыха, что способствует предупреждению возникновения вредных привычек и различных заболеваний;

• эмоционально-волевой, предполагающий проявление эмоциональных и волевых психологических механизмов, которые закрепляют желание вести здоровый образ жизни;

• экологический, позволяющий внести в содержание здравотворческого процесса экологическую составляющую.

В современной педагогике существует несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Некоторые из них носят преимущественно информационный характер. Наиболее широко применяемой в российских образовательных организациях является классификация, предложенная Н. К. Смирновым [7]. Среди здоровьесберегающих технологий он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно и разные формы работы.

К первой группе относятся медико-гигиенические технологии. Они предлагают совместную деятельность администрации учебных заведений, преподавателей и медицинских работников, а также контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий. Это, прежде всего, организация медицинских кабинетов в вузах, которые осуществляют проведение прививок обучающимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся, проводят мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению, организуют профилактические мероприятия в преддверии эпидемий и решают ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

Вторую группу составляют физкультурно-оздоровительные технологии, которые направлены на физическое развитие студентов. Они реализуются на занятиях физической культурой и в секциях, на внеурочных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях.

Третья группа представлена экологическими технологиями. Они направлены на создание гармоничных с природой, экологически оптимальных условий жизнедеятельности людей.

В четвертую группу включены технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители учебных корпусов, инженерно-технические службы, пожарные инспекции.

К пятой группе относятся здоровьесберегающие образовательные технологии, которые делятся на три подгруппы:

• организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, способствующие предотвращению возникновения состояния переутомления, гиподинамии и др.;

• психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой на занятиях физической культурой. Сюда же входит психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

• учебно-воспитательные технологии, включающие в себя программы, в рамках которых студентов обучают заботиться о своем здоровье, вести правильный образ жизни, отказываться от вредных привычек. Эти технологии предусматривают также проведение организационно-воспитательной работы со студентами после занятий.

Отдельное место в классификации Н. К. Смирнова занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемых вне образовательной организации, но в последнее время все чаще включаемых во внеурочную работу вуза.

Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии направлены на формирование и укрепление психологического здоровья студентов, повышение ресурсов психологической адаптации личности (социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики).

Лечебно-оздоровительные технологии составляют самостоятельные медико-педагогические области знания: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья учащихся.

Все вышеперечисленные здоровьесберегающие технологии дают положительный результат только при использовании их системно и в комплексе.

Одним из основополагающих элементов здоровьесберегающих технологий является мониторинг психофизического здоровья учащихся, который заключается в использовании данных медицинских осмотров. Осуществление мониторинга позволяет выявить факторы риска, определить адаптационные возможности организма, сформировать индивидуальные нормативы и установить необходимый объем медицинского участия.

Мониторинг психофизического здоровья студентов осуществляется путем сдачи функциональных тестов и тестов, определяющих уровень физической подготовленности. Нормативные требования тестирования едины с требованиями Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Мониторинг в процессе физического воспитания заключается в проведении наблюдений, анализа, оценки и прогноза состояния развития физических качеств. На основе мониторинга осуществляется коррекция имеющихся отклонений. Лишь регулярное получение информации о состоянии физической подготовленности делает процесс коррекции управляемым. Это объясняется тем, что в процессе физического воспитания мониторинг тесно связан со всеми функциями управления: планированием, организацией, контролем, стимулированием.

Часто планирование в физическом воспитании сводится к формальному составлению годового плана. Мониторинг же позволяет осуществлять с учетом информации о физической подготовленности целевое планирование при проведении коррекционной работы. Целевое планирование ориентировано на конкретный конечный измеряемый результат. Показатели физической подготовленности, фиксируемые в конкретных системах измерения (минутах, секундах, метрах и др.) отвечают этому требованию.

При реализации функции планирования с использованием результатов мониторинга становится возможным осуществление функции контроля, что позволяет преподавателю осуществлять систематический контроль за достижениями студентов. Это, в свою очередь, дает возможность самим занимающимся знать свои результаты, сравнивать их с нормативными требованиями и, таким образом, объективно оценивать свои достижения.

Осуществление контроля обусловливает реализацию стимулирующей и организационной функций управления коррекцией. Сущность функции стимулирования состоит в обеспечении внешнего побуждающего механизма мотивации, без которой любая деятельность не может быть эффективной. Получение студентами информации о своих недостатках и достижениях уже само по себе является хорошим стимулом. При этом необходимо создание таких условий, при которых будет осуществляться обратная связь. На основе информации, полученной при проведении мониторинга, совершенствуются существующие формы организации занятий.

Наряду со значимостью мониторинга для обеспечения управляемости процесса коррекции в ходе физического воспитания следует выделить еще один аспект, тесно связанный с открывающимися перспективами реализации всех функций управления физическим воспитанием, особенно функции стимулирования. Это возможность осуществления коррекционного влияния на основе личностно-ориентированного подхода.

Мониторинг позволяет каждому студенту систематически получать информацию о своем физическом состоянии и анализировать ее. Задаваемые нормативные требования в этом случае при соответствующих условиях и установках станут осознаваемыми, личностно значимыми. Установленные нормативы могут использоваться для постановки личных целей, собственного физического развития. Кроме того, нормативы могут являться не столько целью, сколько средством, определяющим направление коррекции физического состояния.

Рейтинговая система контроля в высшем учебном заведении строится как составляющая педагогической системы, основное назначение которой заключается в управлении качеством подготовки специалиста на всех стадиях процесса обучения. Целью внедрения рейтинговой системы контроля в учебный процесс по физическому воспитанию является обеспечение преподавателей и студентов объективной и достоверной информацией, необходимой для создания у студентов положительной мотивации к физкультурно-спортивной деятельности. Кроме того, рейтинговая система оценки является эффективным способом контроля преподавателя за учебной деятельностью студентов и, следовательно, действенным средством управления учебным процессом. Введение рейтинговой системы в процесс физического воспитания студентов преследует следующие цели:

• регулярный текущий, промежуточный и итоговый контроль качества учебной деятельности студентов;

• объективизация оценки знаний, умений и навыков, получаемых студентами на занятиях;

• повышение надежности данных мониторинга физической подготовленности студентов, полученных в ходе тестирования;

• обеспечение обратной связи в учебном процессе по физическому воспитанию;

• стимулирование самостоятельной работы студентов по совершенствованию уровня подготовленности посредством введения элемента состязательности в процесс занятий физической культурой;

• повышение качества педагогической деятельности преподавателей физического воспитания.

Для студентов, временно освобожденных от занятий физической культурой, формами контроля могут служить выполнение творческих теоретических заданий, написание и защита реферативной работы, написание статей и тезисов для участия в конференциях.

Внедрение в образовательный процесс вуза рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков позволяет повысить мотивацию к занятиям физической культурой, сформировать компетентность студентов в вопросах здоровьесбережения, что, в свою очередь, положительно отразится на эффективности профессионального образования будущих специалистов.

Выводы. Являясь субъектом физкультурно-спортивной деятельности, студент осуществляет свободное целеполагание, производит конструктивную коррекцию действий в изменяющихся условиях, инициативно и критически относится к выдвижению новых задач, рефлексирует и прогнозирует результаты деятельности. Все это в рамках профессионально направленной физической культуры и профессионально-прикладной физической подготовки будет способствовать укреплению психофизического здоровья, формированию способности к проведению профилактики профессиональных заболеваний и предупреждению деструкций личности, а также позволит успешно формировать компетенции будущих специалистов.

Литература:

1. Барчуков И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / И. С. Барчуков. Москва: КноРус, 2012. 368 с.

2. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: учебное пособие / Л. В. Куликов. Санкт-Петербург: Питер, 2004. 464 с.

3. Медведева С.А., Басистов Д.Г. Формирование устойчивой мотивации к физкультурно-спортивной деятельности в образовательном процессе вуза [Текст] / Педагогические инновации физической культуры в профильном и профессиональном образовании: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2017. С. 108-112.

4. Новиков Б. И. Физическая культура в системе ценностных ориентаций студентов / Б. И. Новиков, А. Г. Лушников // Спорт. Культура. Воспитание / отв. ред. В. И. Столяров. Москва: Советский спорт, 2008. С. 113-117.

5. Ольховская Е. Б. Профессионально-образовательный потенциал физической культуры в высших учебных заведениях: монография / Е. Б. Ольховская, Т. А. Сапегина. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2008. 103 с.

6. Сапегина Т. А. Адаптация студентов к факторам профессионально-образовательной среды / Т. А. Сапегина, Е. Б. Ольховская // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 6. С. 57-63.

7. Щербина В. А. Применение инновационных технологий физического воспитания для формирования здорового образа и стиля жизни студентов технического вуза / В. А. Щербина. Москва: МПА Пресс, 2007. 319 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат физико-математических наук,

доцент кафедры естественнонаучных дисциплин Меликов Зейнедин Ахмедович

Дагестанская академия образования и культуры (г. Дербент)

ИСПРОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

Аннотация. В статье рассмотрены методические аспекты изучения моделей систем управления в рамках курса компьютерного моделирования. Затронуты вопросы математического описания элементарных звеньев систем управления, расчета и анализа систем управления в пакете математического компьютерного моделирования VisSim.

Ключевые слова: системы управления, математические модели, компьютерное моделирование.

Annotation. The article describes the methodological aspects of the study of models of control systems in the course of computer modeling. The questions of mathematical description of elementary units of control systems, calculation and analysis of control systems in the package of mathematical computer modeling VisSim are touched upon.

Keywords: control systems, mathematical models, computer modeling.

Введение. Государственный стандарт общего образования - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования; единства образовательного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования; социальной защищенности обучающихся; социальной и профессиональной защищенности педагогических работников; прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений; основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Изложение основного материала статьи. Государственный стандарт общего образования является основой разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам; объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; объективной оценки деятельности образовательных учреждений; определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации; установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации; установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В образовательном стандарте и примерной программе курса «Информатика и ИКТ» для основной школы тема, относящаяся к моделированию, стоит после темы «Алгоритмы». Такой порядок изучения отличается от принятого в стандартных учебниках по базовому курсу и в методических пособиях, где принят обратный порядок. Логика изложения базового курса и степень трудности учебного материала говорят о том, что вначале лучше изучать модели, а затем изучать алгоритмы и сразу после этого - основы программирования. В такой последовательности базовый курс изложен в учебнике. Моделирование является теоретической основой базового курса информатики, выступает важным методом научных исследований, средством решения широкого класса информационных задач.

Применение математических моделей необходимо в тех случаях, когда проблема сложна, зависит от большого числа факторов, по-разному влияющих на ее решение. В этом случае непродуманное и научно не обоснованное решение может привести к серьезным последствиям. Примеров этому в нашей жизни имеется немало, в частности в экономике. Использование математических моделей позволяет осуществить предварительный выбор оптимальных или близких к ним вариантов решений по определенным критериям. Они научно обоснованы, и лицо, принимающее решения, может руководствоваться ими при выборе окончательного решения. Следует понимать, что не существует решений, оптимальных «вообще». Любое решение, полученное при расчете математической модели, оптимально по одному или нескольким критериям, предложенным постановщиком задачи и исследователем.

Практика показывает, что заниматься операционными исследованиями и построением математических моделей лучше всего не «чистым» математикам, не всегда представляющим себе сущность изучаемой проблемы и уделяющим большее внимание различным математическим тонкостям построения и расчета, и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.