Научная статья на тему 'Повышение качества обучения в рамках социального партнерства в информационно-образовательном пространстве (из опыта проектного управления)'

Повышение качества обучения в рамках социального партнерства в информационно-образовательном пространстве (из опыта проектного управления) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ / GOAL TREE / ДИАГРАММА ГАНТТА / GANTT DIAGRAM / МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ / MECHANISM OF THE OUTCOMES ASSESSMENT / СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ / SOCIAL PARTNERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Палкина Г.И.

В статье представлен социально значимый проект «Ближе к пониманию», который реализуется студентами разных специальностей: «программирование в компьютерных системах», «технологии машиностроения», «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». В инициативную группу по реализации проекта входят и студенты с ОВЗ. Представлено дерево целей и задачи для выполнения поставленных целей. Разработан план реализации заказов социальных партнеров. Также представлен механизм оценки результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Палкина Г.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF TEACHING QUALITY IN THE FRAMES OF SOCIAL PARTNERSHIP IN THE INFORMATION AND EDUCATIONAL SPACE (FROM THE EXPERIENCE OF PROJECT MANAGEMENT)

The paper presents socially significant project ‘Closer to understanding’ which is realized by the students studying at the following courses: ‘programming in computer systems’, ‘technologies of machine-building’, ‘arts and crafts and folk arts’, ‘economy and book-keeping (of a branch of industry)’. The project initiative group includes students with physical disabilities. The goal tree and tasks to achieve the goals are presented. The implementation plan of social partners orders is worked out. The mechanism of the outcomes assessment is also presented.

Текст научной работы на тему «Повышение качества обучения в рамках социального партнерства в информационно-образовательном пространстве (из опыта проектного управления)»

УДК 334/377 Г. И. Палкина, преподаватель Златоустовского

индустриального колледжа им. П. П. Аносова (ЗлатИК), Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: zlatik@anosov.ru

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

(ИЗ ОПЫТА ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ)

В статье представлен социально значимый проект «Ближе к пониманию», который реализуется студентами разных специальностей: «программирование в компьютерных системах», «технологии машиностроения», «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

В инициативную группу по реализации проекта входят и студенты с ОВЗ. Представлено дерево целей и задачи для выполнения поставленных целей. Разработан план реализации заказов социальных партнеров. Также представлен механизм оценки результатов.

Ключевые слова: дерево целей, диаграмма Гантта, механизм оценки результатов, социальные партнеры.

На базе ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П. П. Аносова» создан Аносовский молодежный центр инновационных инициатив.

Молодежный центр инновационных инициатив охватывает разные направления, такие как: инновационное прототипирование; 3Э-мо-делирование; мехатроника; 1Т-технологии и технологии машиностроения в помощь студентам с ограниченными возможностями здоровья (инклюзивное обучение).

Инициативная команда (СТЭК) из студентов колледжа второй год реализует социально значимый проект «Ближе к пониманию».

Реализация этого проекта направлена на безвозмездную помощь в освоении профессии глухим и слабослышащим студентам. В рамках реализации проекта была организована беседа инициативной группы со студентами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Студенты поделились своими проблемами и трудностями, с которыми они встречаются при обучении. Был составлен план реализации проекта, обговорены мероприятия, проводимые в его рамках.

Направление, в котором работает инициативная группа студентов, — «1Т-технологии и технологии машиностроения в помощь глухим и слабослышащим студентам». Безусловно, проект не может быть реализован без непосредственного участия студентов с ОВЗ.

Также активное участие в реализации проекта принимают выпускники, которые после окончания колледжа остались работать в нем: Ю. В. Денисова и С. Б. Бодров — сотрудники

информационно-вычислительного центра (с ограниченными возможностями по слуху).

Инициативная группа разработала дерево целей (рис. 1).

Для достижения поставленных целей и подцелей обозначены следующие задачи:

- исследовать интернет-ресурсы на предмет обозначенных проблем;

- создать рабочую группу из слышащих студентов и из студентов с нарушением слуха;

- разработать мультимедийный словарь же-стового языка с субтитрами и сурдопереводом;

- разработать мобильное приложение распознавания и синтеза речи;

- разработать электронные курсы по дистанционному обучению;

- изучить технологию гравирования;

- изучить и освоить материально-техническую базу;

- выполнить заказы социальных партнеров (дошкольные учреждения, школы, колледж, малый и средний бизнес и т. д.);

- осуществить межпредметную связь со специальностями «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «программирование в компьютерных системах», «технология машиностроения», «экономика и бухгалтерский учет»;

- организовать выставку выполненных работ;

- разработать буклеты по выполненным заказам;

- разместить информацию о полученных результатах в средствах массовой информации (официальный сайт, сайт «Преодоление», газета «Златоустовский рабочий» и другие СМИ).

§

С «

а

¡Блике к пошнашю - &\Б|иже к потна пнароЛ

0PENPR0J Правка ^ид Вставка Инструменты Проект Помощь

□ а в а а а* п % ч,

-вх

Нет фильтра

Нет сортировки

Нет группы

ш

ф

Г)

ч

СП

о

® Название _ Начало Окончание

1 Создание рабочей группы 21,09,15 11:00 21,09,15 14:00

2 Исследовать интернет-ресурсы 21,09,15 11:00 21,09,15 14:00

3 Разработка структуры мультимедиа,, 21,09,15 9:00 23,09,15 15:20

Ч Разработка голссария терминов 21,09,15 9:00 23,09,15 15:20

5 Снять видеоролики с сурдопереводе,, 30,09,15 9:00 24,11,15 14:00

6 Монтаж мультимедийного словаря ,, 10,05,16 9:00 20,05,16 9:00

7 сопровождение мультимедийного он,, 13,06,16 9:00 30,06,16 17:00

8 Изучить интегрирванною среду разр,, 09,11,15 9:00 29,12,15 9:00

9 Разработать программный код прогр,, 29,12,15 9:00 29,01,16 9:00

10 Апробировать мобильное приложени,, 29,01,16 9:00 29,02,16 17:00

И Изучить технология гравировки 07,10,15 9:00 22,10,15 9:00

12 Изучить устройство и настройку ста,, 07,10,15 9:00 19,10,15 11:00

13 Изучить устройство и настройку ста,, 07,10,15 9:00 19,10,15 11:00

14 Изучитьпрограммно-векторный реда,, 07,10,15 9:00 16,10,15 16:00

15 Научитьяс работать в САМ программ,, 18,11,15 9:00 24,11,15 16:12

16 Научиться работать в системе САО/С,, 21,12,15 9:00 25,12,15 14:36

17 Осуществить выбор инструмента и с,, 20,01,16 9:00 15,02,16 10:10

18 Выполнить настройку станков и обр;,, 20,01,16 9:00 26,02,16 10:45

19 Нанести рисунок на изделие 21,03,16 9:00 20,06,16 17:00

20 Разработать буклеты по выполнены,, 01,04,16 9:00 12,04,16 9:00

21 Разместить информацию о результат,, 01,04,16 9:00 01,07,16 9:00

22 организовать выставку по результа1,, 02,05,16 9:00 01,07,16 9:00

21 сен 15

28 сен 15

5 окт 15

12 окт 15

19 окт 15

26 окт 15

2 ноя 15

п 1с 1в 1п 1в 1с 1ч 1п 1с 1в 1п 1в 1с 1ч 1п 1с 1в 1п 1в 1с 1ч 1п 1с 1в 1п 1в 1с 1ч 1п 1с 1в 1п 1в 1с 1ч 1п 1с 1в 1п 1в 1с 1ч 1п 1с 1в 1п 1в 1с1

| Панкина Г,И,

| Кадочников П.;Лошкарёва А,;ПК;интнрнет НПО Сурков В,;Шарипова А,¡Панкина Г,И,;ПК;програнное обеспечение |ДШ Сурков В.;Шарипова А,¡Панкина Г,И,;ПК;програнное обеспечение

Цуканова И,Н,;Игошев Н,¡Малышев А Игошев Н,¡Малышев А,;Ханжин С.¡Бодров С Игошев Н,¡Малышев А,;Ханжин С.¡Бодров С Игошев Н,¡Малышев А,¡Ханжин С,;БодробС,Б,;ПК;п

Рис. 2. Диаграмма Гантта

►I

а

.0 с

-I

¡8 Е*

А V

щ

14

4 4

тп

ш

ш

ш

ш

щ

р

ш

ш

ш

щ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЦТ

щ

ш

ш

гит

И

Для эффективного управления проектом «Ближе к пониманию» с использованием табличного представления плана реализации проекта построена диаграмма Гантта (рис. 2; 3) [1].

Диаграмма Гантта состоит из полос, ориентированных вдоль оси времени. Каждая полоса на диаграмме представляет отдельную задачу в составе проекта (вид работы), ее концы соответствуют моментам начала и завершения работы, а ее протяженность — длительности работы. Вертикальной осью диаграммы служит перечень задач. Кроме того, на диаграмме могут быть отмечены совокупные задачи, проценты завершения, указатели последовательности и зависимости работ, метки ключевых моментов (вехи), метка текущего момента времени «сегодня», рисунки, детализация использования ресурсов, детализация использования задач, отчеты и многое другое.

Также инициативной группой разработан механизм оценки результатов ее деятельности.

Выработка механизма оценки результатов проекта важна по следующим причинам.

Во-первых, следует проанализировать степень эффективности всей выполненной работы, чтобы оценить качество достижения поставленных целей и задач.

Во-вторых, оценка может проводиться для получения сведений о ходе проекта, чтобы корректировать его недочеты или ошибки непосредственно в процессе выполнения. Проанализируем ход работы над проектом за период с сентября 2015 г. по ноябрь 2016 г.

1. Повышение образовательной и социальной мобильности.

1.1. Использование дистанционных технологий. Индикатором оценки результатов является количество разработанных электронных курсов по специальности «технология машиностроения» (десять).

1.2. Создание специального программного обеспечения. Индикатором оценки результатов является количество мультимедийных курсов с субтитрами и сурдопереводом. Разработано два электронных курса для станков с ЧПУ

2. Освоение общих компетенций. Индикатором является количество конференций, выставок, форумов (семь).

3. Максимальное использование материально-технической базы. В настоящее время применяют станки с ЧПУ, выполняющие несколько десятков операций и оснащенные инструментальными магазинами. Станки имеют системы числового программного управления FANUC Series 21, SINUMERIK 840D/810D, HEIDENHAIN. Чтобы студенты, обучающиеся рабочей профессии «гравер», приобретали необходимые навыки, знания и умения, администрация закупила станок ^-F^IOF [2].

4. Повышение эффективности взаимодействия с социальными партнерами. Индикатором оценки результатов является количество совместно выполненных заказов (табл. 1).

5. Повышение эффективности организации взаимодействия учреждений образования. Индикатором оценки результатов является количество площадок НПО, вовлеченных в этот проект (три).

6. Повышение преподавателями уровня владения технологиями коррекционного обучения. Индикатором оценки результатов является количество преподавателей, активно участвующих в подготовке студентов и прошедших курсы переподготовки. Один раз в месяц проводятся занятия в школе педмастерства по теме «Инклюзивное обучение» (количество занятий — восемь).

В таблице 1 представлена продукция, выполненная по заказам социальных партнеров.

Таблица 1

Продукция, выполненная по заказам социальных партнеров

№ Вид продукции Количество, шт. Время изготовления, ч. Общая стоимость работ, руб.

1 Проект «Домик» 1 8 3 205,92

2 Проект «Эйфелева башня» 1 32 12 823,68

3 Таблички на двери 2 801,48

4 Номерки для раздевалки 300 150 60 111,00

5 Эмблема МДОУ № 2 «Умка» 24 9 617,76

6 Коллаж «ЗлатИК» 8 3 205,92

7 Медаль для МДОУ № 2 16 6 411,84

8 Медаль для МДОУ № 34 16 6 411,84

9 Медали для конкурса «Суперстудент» 16 6 411,84

Окончание таблицы 1

№ Вид продукции Количество, шт. Время изготовления, ч. Общая стоимость работ, руб.

10 Шахматные доски 8 3 205,92

11 Пазлы для городского конкурса «Инфо-БЭБИ» 14 240 96 177,60

12 Медали для городских конкурсов «Папа, мама, я — компьютерная семья», «Поколение Web 2.0» 35 320 128 236,80

13 Детская игрушечная мебель (рис. 4) 1 комплект 4 1 700,00

Итого: 844 338 321,60

Рис. 4. Детская игрушечная мебель

Студент специальности «экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» рассчитал финансовую составляющую проекта, а также составил матрицу SWOT-анализа и представил анализ рисков выполнения проекта [3].

Выполненные работы дают основание сделать следующие выводы.

1. Разработанные дистанционные курсы по специальностям «технология машиностроения» и «программирование в компьютерных системах» дают возможность студентам с ОВЗ приобрести навыки и умения по профессиям.

2. Разработанное мобильное приложение позволяет студентам с ограниченными возможностями в какой-то степени компенсировать отсутствие понимания речи собеседника и расширить возможности общения с ним [4; 5].

3. Совместная работа слышащих студентов и студентов с ограниченными возможностями

здоровья над проектом направлена на формирование творчески развитой, социально ориентированной личности, способной к интеграции в полноценную жизнь общества.

4. Выполненные заказы для социальных партнеров позволяют повысить эффективность их взаимодействия и качество обучения.

5. Создание уникального информационного мультимедийного контента с субтитрами и сурдопереводом позволяет студентам с ограниченными возможностями повысить свой словарный запас и расширить понимание речи собеседника.

6. Студенты с ОВЗ осваивают рабочую профессию «гравер-фрезеровщик».

Организационная составляющая проекта и реализованные технологии обеспечат дальнейшее его развитие, а именно:

- формирование положительного отношения общественного мнения к вопросу социаль-

ной толерантности к студентам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

- совместные выступления на концертах, фестивалях (жестовое пение), а также совместная работа над проектом и выполнением социальных заказов;

- расширение сетевого взаимодействия образовательных организаций (заказы на изделия от социальных партнеров);

- обновление материально-технической ба зы (покупка видеокамеры, лицензионного ПО, мощных ПК и т. д.);

- участие студентов с ОВЗ в конкурсах, выставках, форумах, конференциях разного уровня (колледж, город, область, РФ);

- создание инклюзивной информационной образовательной среды для студентов с ОВЗ;

- повышение преподавателями уровня владения технологией коррекционного обучения;

- развитие межпредметных связей для специальностей «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «программирова-

Библиографический список

ние в компьютерных системах», «технология машиностроения», «экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»;

- разработка методического обеспечения по работе со студентами с ОВЗ.

Столь актуальный проект, несомненно, должен разрабатываться и в дальнейшем, поэтому итоги, наработки, анализ достижений и возможных недочетов данного проекта будут рекомендованы для совершенствования инклюзивного обучения.

Сохранение и расширение достижений данного проекта предполагается осуществить за счет:

- обмена опытом и материалами с другими образовательными организациями при личном общении на конференциях, круглых столах, слетах и других мероприятиях городского, областного, регионального и федерального уровня;

- размещения информации на официальном сайте колледжа и сайте «Преодоление», а также в средствах массовой информации.

1. Диаграмма Гантта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Википедия.

2. Ганевский, Г. М. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении [Текст] : учеб. для нач. проф. образования / Г. М. Ганевский, И. И. Гольдин. — М. : ПрофОбрИздат ; ИРПО, 2002. — 288 с.

3. Чечевицына, Л. Н. Микроэкономика : Экономика предприятия (фирмы) [Текст] / Л. Н. Че-чевицына. — Ростов н/Д : Феникс, 2001.

4. Леонович, А. А. Современные технологии распознавания речи [Электронный ресурс] / А. А. Леонович. — Режим доступа: http://sprc.w.pw/materials/Sovremennye%20 tehnologii%20raspoznavanija%20rechi.pdf.

5. Остеров, В. Поиск оптимальной аудиосистемы распознавания речи на базе открытого исходного кода [Электронный ресурс] / В. Остеров. — Режим доступа: http://www.habrahabr.ru/ post/230133/.

УДК 377 В. А. Спирин, преподаватель Южноуральского

энергетического техникума (ЮЭТ), Челябинская обл., г. Южноуральск, e-mail: lis3326@yandex.ru Э. Г. Сабитова, преподаватель, методист ЮЭТ, Челябинская обл., г. Южноуральск

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ ОТДЕЛЕНИИ ЮЖНОУРАЛЬСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА

В статье рассматриваются механизмы достижения современного качества образования, которое становится одной из главных целей развития образования. Качество образования определяется сегодня не уровнем полученных знаний, а компетентностью в различных сферах жизнедеятельности, устойчивой мотивацией к обучению в течение всей жизни, профессиональному и личностному росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.