Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ'

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СЕМЬЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эльтемеров Аксар Альбертович

Введение. Важной задачей государственного уровня на сегодняшний день является цифровая трансформация образования, требующая использования новых форм взаимодействия с родителями. Семья и образовательная организация, осуществляя взаимодействие в реальном пространстве, порождают в среде своего обитания особое информационное пространство взаимодействия. В связи с этим актуальной становится проблема формирования информационного пространства взаимодействия семьи и образовательного учреждения, включающая в себя обмен между субъектами взаимодействия достоверной, актуальной социально-педагогической информацией. Цель исследования - обоснование эффективности форм взаимодействия с родителями в цифровой образовательной среде. Материалы и методы. В исследовании используется теоретический анализ научных публикаций по данной тематике и результаты анкетирования профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений по взаимодействию с родителями обучающихся в ЦОС. Объект исследования - формы взаимодействия педагогического коллектива образовательных учреждений с родителями обучающихся в условиях цифровой образовательной среды. Результаты исследования, обсуждение. В результате проведенного эмпирического исследования выявлено, что профессорско-преподавательский состав вузов практически не взаимодействует с родителями студентов, лишь 2 % опрошенных ответили положительно. 98 % опрошенных не используют родительскую помощь, но при этом 47 % считают, что удаленное взаимодействие с родителями посредством цифровой информационной среды, при грамотной организации в системе образования, не нарушающих юридических и социальных прав преподавателей, могло бы способствовать решению проблемы с неуспеваемостью и нарушением дисциплины отдельных студентов. Заключение. Цифровые ресурсы в системе образования позволяют организовывать взаимодействие с родителями обучающихся и решают задачи предоставления сведений об образовательном учреждении, информирования субъектов образовательного процесса об организации учебно-воспитательных мероприятий, оказания методической поддержки для родителей и преподавателей, предоставления информации об успеваемости и посещаемости обучающихся, организации общения с родителями в режиме онлайн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS THROUGH INTERACTION WITH PARENTS IN THE DIGITAL INFORMATION ENVIRONMENT

Introduction. An important task at the state level today is the digital transformation of education, which requires the use of new forms of interaction with parents. A family and an educational organization, by interacting in real space, generate in their environment a special information space of interaction. In this regard, the problem of forming an information space for interaction between a family and an educational institution, which includes the exchange of reliable, relevant socio-pedagogical information between the subjects of interaction, becomes relevant. The purpose of the study is to substantiate the effectiveness of forms of interaction with parents in the digital educational environment. Materials and methods. The study uses a theoretical analysis of scientific publications on this topic and the results of the survey of the teaching staff of educational institutions on interaction with students’ parents in the DEE. The object of the study is the forms of interaction between the teaching staff of educational institutions and students’ parents in the digital educational environment. Research results, discussion. As a result of the empirical study, it was revealed that the teaching staff of universities practically does not interact with students’ parents, only 2 % of respondents answered positively, 98 % of respondents do not use parental assistance. But at the same time 47 % believe that remote interaction with parents through the digital information environment, with proper organization in the education system that does not violate the legal and social rights of teachers, could help solve the problem of academic failure and violation of discipline of individual students. Conclusion. Digital resources in the education system make it possible to organize interaction with students’ parents and solve the problems of providing information about the educational institution, informing the subjects of the educational process about the organization of educational events, providing methodological support for parents and teachers, providing information on the progress and attendance of students, organizing communication with parents online.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОСРЕДСТВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ»

УДК 378

DOI 10.30914/2072-6783-2023-17-1 -49-54

Повышение качества образовательного процесса посредством

взаимодействия с родителями в цифровой информационной среде

А. А. Эльтемеров

Академия государственной противопожарной службы МЧС России, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. Введение. Важной задачей государственного уровня на сегодняшний день является цифровая трансформация образования, требующая использования новых форм взаимодействия с родителями. Семья и образовательная организация, осуществляя взаимодействие в реальном пространстве, порождают в среде своего обитания особое информационное пространство взаимодействия. В связи с этим актуальной становится проблема формирования информационного пространства взаимодействия семьи и образовательного учреждения, включающая в себя обмен между субъектами взаимодействия достоверной, актуальной социально-педагогической информацией. Цель исследования - обоснование эффективности форм взаимодействия с родителями в цифровой образовательной среде. Материалы и методы. В исследовании используется теоретический анализ научных публикаций по данной тематике и результаты анкетирования профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений по взаимодействию с родителями обучающихся в ЦОС. Объект исследования - формы взаимодействия педагогического коллектива образовательных учреждений с родителями обучающихся в условиях цифровой образовательной среды. Результаты исследования, обсуждение. В результате проведенного эмпирического исследования выявлено, что профессорско-преподавательский состав вузов практически не взаимодействует с родителями студентов, лишь 2 % опрошенных ответили положительно. 98 % опрошенных не используют родительскую помощь, но при этом 47 % считают, что удаленное взаимодействие с родителями посредством цифровой информационной среды, при грамотной организации в системе образования, не нарушающих юридических и социальных прав преподавателей, могло бы способствовать решению проблемы с неуспеваемостью и нарушением дисциплины отдельных студентов. Заключение. Цифровые ресурсы в системе образования позволяют организовывать взаимодействие с родителями обучающихся и решают задачи предоставления сведений об образовательном учреждении, информирования субъектов образовательного процесса об организации учебно-воспитательных мероприятий, оказания методической поддержки для родителей и преподавателей, предоставления информации об успеваемости и посещаемости обучающихся, организации общения с родителями в режиме онлайн.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования, цифровые технологии, педагогический процесс, семья, обучающиеся, преподаватели

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Эльтемеров А. А. Повышение качества образовательного процесса посредством взаимодействия с родителями в цифровой информационной среде // Вестник Марийского государственного университета. 2023. Т. 17. № 1. С. 49-54. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2023-17-1-49-54

Improving the quality of the educational process through interaction

with parents in the digital information environment

A. A. Eltemerov

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation

Abstract. Introduction. An important task at the state level today is the digital transformation of education, which requires the use of new forms of interaction with parents. A family and an educational organization, by interacting in real space, generate in their environment a special information space of interaction. In this regard, the problem of forming an information space for interaction between a family and an educational institution, which includes the exchange of reliable, relevant socio-pedagogical information between the subjects of interaction, becomes relevant. The purpose of the study is to substantiate the effectiveness of forms of interaction with parents in the digital educational environment. Materials and methods. The study uses a theoretical analysis of scientific publications on this topic and the results of the survey of the teaching staff of educational institutions on interaction with students' parents in the DEE. The object of the study is the forms

of interaction between the teaching staff of educational institutions and students' parents in the digital educational environment. Research results, discussion. As a result of the empirical study, it was revealed that the teaching staff of universities practically does not interact with students' parents, only 2 % of respondents answered positively, 98 % of respondents do not use parental assistance. But at the same time 47 % believe that remote interaction with parents through the digital information environment, with proper organization in the education system that does not violate the legal and social rights of teachers, could help solve the problem of academic failure and violation of discipline of individual students. Conclusion. Digital resources in the education system make it possible to organize interaction with students' parents and solve the problems of providing information about the educational institution, informing the subjects of the educational process about the organization of educational events, providing methodological support for parents and teachers, providing information on the progress and attendance of students, organizing communication with parents online.

Keywords: digital transformation of education, digital technologies, pedagogical process, family, students, teachers

The author declares no conflict of interest.

For citation: Eltemerov A. A. Improving the quality of the educational process through interaction with parents in the digital information environment. Vestnik of the Mari State University, 2023, vol. 17, no. 1, pp. 49-54. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2023-17-1-49-54

Введение

В рамках национального проекта «Образование»1 реализуется Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (ЦОС)2. Информационно-образовательное пространство рассматривается как «неразрывное единство информации, средств ее хранения и производства, методов и технологий работы, обеспечивающих получение информации субъектами в целях образования» [5]. Это комплекс отношений в образовательной деятельности, способствующих реализации субъектами образовательного процесса возможностей по освоению культуры, способов самореализации, выстраивания социальных отношений, нацеленных на формирование ответственного цифрового поведения гражданина современного общества [8]. Навыки владения продуктами цифровых технологий становятся все более актуальными во всех сферах деятельности человека. Для формирования теоретических представлений учеников и студентов активно используются различные сайты, электронные образовательные ресурсы, цифровые банки данных; для контроля усвоения знаний активно внедряются интернет-конкурсы,

1 Национальный проект «Образование» // Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/ national-project (дата обращения: 09.11.2022).

2 Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» // Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения: 09.11.2022).

олимпиады, веб-квесты; для закрепления практических умений предусматривается разработка программных продуктов, цифровых и видеоресурсов и так далее. Цифровые инструменты имеют огромные дидактические возможности, потенциал которых требует широкого применения в воспитательно-образовательном процессе [4]. Помимо самого процесса обучения, цифровые технологии раздвинули границы внешнего контроля образовательного процесса, удаленного посещения и анонимного наблюдения реализации образовательных задач в виртуальной среде, автоматические системы анализа статистических данных и разнообразные программы тестирования.

Цель исследования - обоснование эффективности форм взаимодействия с родителями в цифровой образовательной среде.

Материалы и методы

Педагогический процесс в настоящее время уже не может протекать без применения цифровых образовательных ресурсов. Новые подходы воспитания и обучения предполагают использование инновационных технологий, соответствующих персональным интересам обучающихся. Автоматизированные системы, компьютеры и смартфоны стали частью естественной жизнедеятельности человека практически во всех сферах его существования. Современная семья уверенно

пользуется достижениями науки и техники повсеместно. Важно также понимать тот факт, что новое поколение человечества воспринимает это явление как безусловную реальность, которая существовала всегда и потому для них может быть непонятным цифровая некомпетентность старших поколений. Привлечение родителей к образовательному процессу требует большого внимания на всех ступенях системы образования [7]. Среди зарубежных авторов тему поддержки родительства с помощью виртуальных технологий в цифровом образовательном пространстве исследовал Ф. M. Конрад [10]. В отечественной науке данная проблема исследована в трудах Е. И. Казаковой [6], И. С. Даниловой, Е. Я. Ореховой, Н. А. Шайденко [2] и других.

Несомненно, что прежние формы работы с родителями в образовательных организациях постепенно изживают себя. Особую значимость приобретает поиск таких форм взаимодействия педагогов и родителей, которые позволят педагогам значительно усовершенствовать отношения с семьями и вовлечь родителей в образовательный процесс, а также обеспечат открытость образовательного учреждения для родителей и повысят педагогическую культуру родителей [10].

Виртуальные формы взаимодействия педагога с родителями могут быть использованы в практике образовательных организаций как дополнительные каналы взаимодействия образовательной организации и семьи, повышающие качество и эффективность взаимного общения [3; 5; 8].

Вовлечение родителей в образовательный процесс особенно необходимо в случаях грубого нарушения дисциплины обучающимися, низких показателей их успеваемости, психоэмоциональных расстройствах и так далее [1]. В этих случаях можно использовать удаленное присутствие родителей в трех форматах: в режиме непосредственного присутствия (online), в режиме просмотра видеозаписи (offline) и посредством заочного участия через информационный портал образовательной организации.

Многие вузы в настоящее время активно взаимодействуют как с обучающимися, так и с их родителями путем коммуникации в групповых чатах социальных сетей. Многочисленные электронные журналы и всевозможные рейтинговые системы, доступные опекунам, родителям и тьюторам, направлены на повышение качества и эф-

PEDAGOGY •

фективности, а главное - прозрачности образовательного процесса.

Результаты исследования, обсуждение

Проанализируем результаты нашего исследования по взаимодействию преподавательского состава с родителями посредством инновационных форм. Были заданы вопросы типа:

1. Используете ли Вы в своей педагогической деятельности для взаимодействия с родителями обучающихся формы общения по телефону, через социальные сети или иные цифровые платформы для решения вопросов неуспеваемости или нарушения дисциплины?

2. Допустимо ли дистанционное анонимное присутствие родителей в учебном процессе?

3. Допустимо ли дистанционное присутствие родителей на зачетах и экзаменах?

4. Считаете ли Вы, что дистанционное взаимодействие с родителями в цифровой информационной среде поможет решить проблемы с неуспеваемостью и нарушением дисциплины студентов?

5. Считаете ли Вы, что дистанционное присутствие родителей в учебном процессе может навредить или снизить эффективность образовательного процесса?

Согласно проведенному опросу, профессорско-преподавательский состав вузов практически не взаимодействует с родителями студентов, лишь 2 % опрошенных ответили положительно. 98 % опрошенных не используют родительскую помощь, но при этом 47 % считают, что удаленное взаимодействие с родителями посредством цифровой информационной среды, при грамотной организации в системе образования, не нарушающих юридических и социальных прав преподавателей, могло бы способствовать решению проблемы с неуспеваемостью и нарушением дисциплины отдельных студентов. 33 % уверены, что на студенческом этапе жизни человек уже вполне самостоятелен, и 21 % из них уверен, что родители могут стать помехой взаимодействию «преподаватель - студент».

Для сравнения: педагоги дошкольных и школьных учреждений взаимодействуют с родителями на 97 %, и это является их нормой повседневной профессиональной деятельности, но они уверены в пользе взаимодействия с родителями лишь на 86 %. Нет необходимости при соответствующем педагогическом мастерстве -

A. A. Eltemerov

считают 14 %, из них 6 % утверждают о фактах негативного воздействия некоторых родителей на учебный процесс в целом и категорически «против».

Необходимо учитывать и то, что школьный учитель обязан взаимодействовать с родителем, ведь именно тесное взаимодействие педагога и родителя способствует формированию необходимых навыков для дальнейшего становления личности обучающегося. А студенты вузов, как правило, уже совершеннолетние люди со сформированным характером и имеющие необходимые знания для взрослой жизни, поэтому присутствие родителей в цепочке педагог -обучающийся - родитель сводится к минимуму.

Как в школах, так и в вузах, 92 % опрошенных высказались против анонимного дистанционного присутствия родителей на занятиях.

67 % педагогического состава школ отозвались положительно по поводу удаленного наблюдения родителей на открытых и контрольных занятиях, а в вузах эту идею поддержали лишь 32 %.

Возможно, это связано с тем, что практически все педагоги отмечают высокий дефицит рабочего времени, который постоянно растет в связи с цифровой трансформацией образования. Преподаватели всех уровней вынуждены заполнять различного рода материалы в виртуальном пространстве. Это и видеоролики, презентации, всевозможные 3D-модели, образовательные платформы, компьютерные программы, электронные журналы, рейтинги, опросы, чаты и так далее. Цифровизация образования удвоила нагрузку на основную единицу системы - педагога (воспитатель, учитель, преподаватель, научный руководитель). В результате одному человеку теперь необходимо обслуживать два круга процесса передачи знаний: фактический и виртуальный, что может снижать общую эффективность и мотивированность педагогического состава.

Привлечение родителей к образовательному процессу возможно несколькими путями. Наиболее перспективным в настоящее является информационные веб-сайты и цифровые платформы, как ЭИОС, ЦОС. Однако большая часть информации этих ресурсов скрыта для родителей по той простой причине, что, во-первых, они созданы для внутреннего контроля образовательного учреждения, во-вторых, эти ресурсы все еще находятся на стадии ассимиляции. В перспективе освоения ЭИОС, ЦОС и анало-

гичных ресурсов образовательными учреждениями разделы родительского контроля все же потребуют дополнительных разработок, так как спрос на объективную информацию неизбежно приведет к дальнейшей модернизации ЭИОС и ЦОС в вузах.

Одной из цифровых платформ является электронная информационная образовательная среда образовательной организации (далее ЭИОС). Согласно Федеральному закону № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. ЭИОС должно иметь любое образовательное учреждение. В большей степени подобные цифровые порталы направлены на организацию деятельности самой организации, на решение вопросов родителей и в меньшей степени - на защиту педагогического состава образовательных учреждений.

Заключение

Таким образом, цифровые ресурсы в системе образования позволяют организовывать взаимодействие с родителями обучающихся и решают задачи:

1. Предоставления сведений об образовательном учреждении: в информацию о педагогическом составе учебного заведения, месте нахождения и контактную информацию учреждения, а также его корпусов и общежитий, устав учебного заведения и др., что позволит родителям лучше узнать об учебном заведении, его коллективе и правилах, а также связаться при необходимости с руководством данного учреждения.

2. Информирования субъектов образовательного процесса об организации учебно-воспитательных мероприятий: о расписании занятий и практик, часов консультаций как для студентов, так и для родителей; плане воспитательных мероприятий, которые проходят в образовательном учреждении, расписании внеклассный занятий и другое.

3. Оказания методической поддержки для родителей и преподавателей: методические рекомендации по взаимодействию, информацию о возрастных особенностях обучающихся и другое.

4. Предоставления информации об успеваемости и посещаемости обучающихся: фиксируется преподавателем каждый день в электронном дневнике.

5. Организации общения с родителями в режиме онлайн: взаимодействие, в ходе которого родители всегда могут обсудить интересующие вопросы и пути их решения.

Разработка информационных веб-сайтов для родителей - это поэтапный процесс, направленный на организацию эффективного педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса.

1. Александрова Л. А., Лебедева А. А. Роль личности родителей в преодолении психологической травмы студентами с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2014. Т. 8. № 2. С. 97-102. URL: https://elibraiy.ru/item.asp?id=23133523 (дата обращения: 09.11.2022).

2. Данилова И. С., Орехова Е. Я., Шайденко Н. А. Поддержка родительства в информационную эпоху XXI века -месседж, который объединяет // Образовательное пространство в информационную эпоху - 2019: сборник научных трудов. Материалы Международной научно-практической конференции, Москава, 04-06 июня 2019 года / под ред. С. В. Ивановой. М. : Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2019. С. 411-425. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39692244 (дата обращения: 10.11.2022).

3. Журавлева Е. Ю. Новые компетенции педагога и родителя в условиях цифровой образовательной среды // Цифровая среда дошкольного детства: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, Москва, 25-26 февраля 2021 года. Киров : Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. С. 37-39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45786020&pff=1 (дата обращения: 08.11.2022).

4. Иванова Д. В. Цифровые инструменты в гражданско-патриотическом воспитании студентов вуза // Приоритетные направления психолого-педагогической деятельности в современной образовательной среде: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 21 октября 2021 года. Йошкар-Ола : Марийский государственный университет, 2021. С. 23-28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47415050&pff=1 (дата обращения: 08.11.2022).

5. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Дидактика в информационном обществе // Педагогика. 2009. № 10. С. 8-15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13046238 (дата обращения: 09.11.2022).

6. Казакова Е. И. Цифровая трансформация педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 8-14. DOI: https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-1-112-8-14

7. Калинова О. А. Использование средств ИКТ при взаимодействии педагогов и родителей // Молодой ученый, 2017. № 15.2 (149.2). С. 75-77.

8. Петраш Е. А., Сидорова Т. В. Виртуальные формы взаимодействия педагога с родителями в современной образовательной организации // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. № 5. С. 604-609. DOI: https://doi.org/10.30853/ped200144

9. Шилова О. Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд // Человек и образование. 2020. № 2 (63). C. 36-41. DOI: https://doi.org/10.54884/S181570410020772-4

10. Konrad F. M. Dеr Kindergarten: Seine Geschichte von den Anfängen bis in die Gegenwart. Freiburg : Lambertus Verlag, 2004. 251 p.

Статья поступила в редакцию 15.12.2022; одобрена после рецензирования 12.01.2022; принята к публикации 03.02.2022.

Об авторе

Эльтемеров Аксар Альбертович

старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта, Академия государственной противопожарной службы МЧС России (129366, Российская Федерация, г. Москва, ул. Бориса Галушкина, д. 4), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7839-5039, aksarus@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

1. Aleksandrova L. A., Lebedeva A. A. Rol' lichnosti roditelei v preodolenii psikhologicheskoi travmy studentami s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [The role of parents' personality in overcoming psychological trauma by students with disabilities]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya = Vestnik of Novosibirsk State University. Series: Psychology, 2014, vol. 8, no. 2, pp. 97-102. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23133523 (accessed 09.11.2022). (In Russ.).

2. Danilova I. S., Orekhova E. Ya., Shaydenko N. A. Podderzhka roditel'stva v informatsionnuyu epokhu XXI veka - messedzh, kotoryi ob"edinyaet [Parenting support in the information age of the 21st century - a message that unites]. Obrazovatel'noe prostranstvo v informatsionnuyu epokhu - 2019: sbornik nauchnykh trudov. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Moskva, 04-06 iyunya 2019 goda = Educational space in the information age - 2019: collection of scientific works. Materials of the International scientific and practical conference, Moscow, June 04-06, 2019, ed. by S. V. Ivanova, Moscow, Institute

for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, 2019, pp. 411-425. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=39692244 (accessed 10.11.2022). (In Russ.).

3. Zhuravleva E. Yu. Novye kompetentsii pedagoga i roditelya v usloviyakh tsifrovoi obrazovatel'noi sredy [New competencies of a teacher and a parent in the digital educational environment]. Tsifrovaya sreda doshkol'nogo detstva: sbornik materialov VI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Moskva, 25-26 fevralya 2021 goda = Digital environment of preschool childhood: Collection of materials of the VI International scientific and practical conference, Moscow, February 25-26, 2021, Kirov, Interregional Center for Innovative Technologies in Education, 2021, pp. 37-39. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=45786020&pff=1 (accessed 08.11.2022). (In Russ.).

4. Ivanova D. V. Tsifrovye instrumenty v grazhdansko-patrioticheskom vospitanii studentov vuza [Digital tools in the civil and patriotic education of university students]. Prioritetnye napravleniya psikhologo-pedagogicheskoi deyatel'nosti v sovremennoi obrazovatel'noi srede: sbornik materialov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Yoshkar-Ola, 21 oktyabrya 2021 goda = Priority areas of psychological and pedagogical activities in the modern educational environment: collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference, Yoshkar-Ola, October 21, 2021, Yoshkar-Ola, Mari State University, 2021, pp. 2328. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=47415050&pff=1 (accessed 08.11.2022). (In Russ.).

5. Ivanova E. O., Osmolovskaya I. M. Didaktika v informatsionnom obshchestve [Didactics in the information society]. Pedagogika = Pedagogy, 2009, no. 10, pp. 8-15. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=13046238 (accessed 09.11.2022). (In Russ.).

6. Kazakova E. I. Tsifrovaya transformatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya [Digital transformation of pedagogical education]. Yaroslavskii pedagogicheskii vestniK = Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2020, no. 1 (112), pp. 8-14. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-1-112-8-14

7. Kalinova O. A. Ispol'zovanie sredstv IKT pri vzaimodeistvii pedagogov i roditelei [The use of ICT tools in the interaction of teachers and parents]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2017, no. 15.2 (149.2), pp. 75-77. (In Russ.).

8. Petrash E. A., Sidorova T. V. Virtual'nye formy vzaimodeistviya pedagoga s roditelyami v sovremennoi obrazovatel'noi organ-izatsii [Virtual interaction between teacher and parents in modern educational institution]. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki = Pedagogy. Theory and practice, 2020, vol. 5, no. 5, pp. 604-609. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30853/ped200144

9. Shilova O. N. Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda: pedagogicheskii vzglyad [Digital learning environment: pedagogical comprehension]. Chelovek i obrazovanie = Man and Education, 2020, no. 2 (63), pp. 36-41. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.54884/S181570410020772-4

10. Konrad F. M. Der Kindergarten: Seine Geschichte von den Anfängen bis in die Gegenwart [The kindergarten: its history from the beginning to the present]. Freiburg, Lambertus Verlag, 2004, 251 p. (In Germ.).

The article was submitted 15.12.2022; approved after reviewing 12.01.2022; accepted for publication 03.02.2022.

About the author Aksar A. Eltemerov

Senior Lecturer of the Department of Physical Training and Sports, State Fire Academy of EMERCOM of Russia (4 Boris Galushkin St., Moscow 129366, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/ 0000-0001-7839-5039, aksarus@mail.ru

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.