Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1176
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СУБЪЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВОЙ РАЗРЫВ / КОМПОНЕНТЫ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / РИСКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хапаева Светлана Сергеевна

В статье раскрываются проблемы взаимодействия в цифровой образовательной среде. На основе опроса преподавателей были выявлены наиболее частые проблемы перехода на удаленную работу в связи с пандемией, самыми сложными из которых были отсутствие умений и опыта работы в цифровой образовательной среде, увеличение трудозатрат на подготовку к занятиям и проверку работ обучающихся, сложность преподавания практико-ориентированных предметов в удалённом режиме, отсутствие необходимого оборудования и достаточной скорости интернет у обучающихся, пагубное влияние на здоровье преподавателей и студентов длительной работы за компьютером. Часть из этих проблем являются педагогическими и методическими, связаны с вопросами организации педагогического процесса в цифровой образовательной среде. Цель исследования: изучить сущность понятия «цифровая образовательная среда», с применением дедуктивного метода от общего к частному (единичному) проанализировать родовидовые отношения между понятиями: среда, образовательная среда, цифровая образовательная среда. Провести анализ и сравнение разных подходов к определению понятия «цифровая образовательная среда», рассмотреть её компоненты. Методом исследования был теоретический анализ и сравнение подходов к определению понятия «цифровая образовательная среда». Для решения задач исследования автор вводит собственное определение понятия «цифровая образовательная среда» - подсистема образовательной среды, совокупность специально организованных педагогических условий обучения, воспитания и развития личности, реализуемых на основе цифровых технологий. В статье также уделяется большое внимание техническим и технологическим аспектам цифровой образовательной среды. Автор приходит к выводу о необходимости минимизации негативных изменений, спровоцированных цифровизацией, об актуальности изучения феномена взаимодействия субъектов педагогического процесса в цифровой образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хапаева Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL LEARNING ENVIRONMENT: THE PROBLEMS OF INTERACTION

The article reveals the problems of interaction in the digital learning environment. Based on a survey of teachers, the most frequent problems of switching to remote work in connection with the pandemic were identified, the most difficult of which were the lack of skills and experience in working in a digital learning environment, an increase in labor costs for preparing for classes and checking students' work, the complexity of teaching practice-oriented subjects remotely, lack of the necessary equipment and sufficient Internet speed for students, the detrimental effect on the health of teachers and students of long-term work at the computer. Some of these problems are pedagogical and methodological, related to the organization of the pedagogical process in the digital learning environment. Purpose of the research: to study the essence of the concept of "digital learning environment", using the deductive method from the general to the particular (individual) to analyze the generic relations between the concepts: environment, learning environment, digital learning environment. Analyze and compare different approaches to defining the concept of "digital learning environment", consider its components. The research method was theoretical analysis and comparison of approaches to the definition of the concept of "digital learning environment". To solve the research problems, the author introduces his own definition of the concept of "digital learning environment" - a subsystem of the learning environment, a set of specially organized pedagogical conditions for teaching, social learning, and personal development, implemented based on digital technologies. The article also pays great attention to the technical and technological aspects of the digital learning environment. The author concludes about the need to minimize negative changes provoked by digitalization, about the relevance of studying the phenomenon of interaction between subjects of the pedagogical process in the digital learning environment.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

E-LEARNING, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 37.062.2 ВДВ

DOI: 10.25559^тТО.17.202103.781-789

Цифровая образовательная среда: проблемы взаимодействия

С. С. Хапаева12

1 ГОУ ВО Московской области Московский государственный областной университет, г. Мытищи, Российская Федерация

141014, Российская Федерация, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24

2 ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет», г. Москва, Российская Федерация

119034, Российская Федерация, г. Москва, Остоженка 38, стр. 1 hapaeva@mail.ru

Аннотация

В статье раскрываются проблемы взаимодействия в цифровой образовательной среде. На основе опроса преподавателей были выявлены наиболее частые проблемы перехода на удаленную работу в связи с пандемией, самыми сложными из которых были отсутствие умений и опыта работы в цифровой образовательной среде, увеличение трудозатрат на подготовку к занятиям и проверку работ обучающихся, сложность преподавания практико-ориентирован-ных предметов в удалённом режиме, отсутствие необходимого оборудования и достаточной скорости интернет у обучающихся, пагубное влияние на здоровье преподавателей и студентов длительной работы за компьютером. Часть из этих проблем являются педагогическими и методическими, связаны с вопросами организации педагогического процесса в цифровой образовательной среде. Цель исследования: изучить сущность понятия «цифровая образовательная среда», с применением дедуктивного метода от общего к частному (единичному) проанализировать родовидовые отношения между понятиями: среда, образовательная среда, цифровая образовательная среда. Провести анализ и сравнение разных подходов к определению понятия «цифровая образовательная среда», рассмотреть её компоненты. Методом исследования был теоретический анализ и сравнение подходов к определению понятия «цифровая образовательная среда». Для решения задач исследования автор вводит собственное определение понятия «цифровая образовательная среда» - подсистема образовательной среды, совокупность специально организованных педагогических условий обучения, воспитания и развития личности, реализуемых на основе цифровых технологий. В статье также уделяется большое внимание техническим и технологическим аспектам цифровой образовательной среды. Автор приходит к выводу о необходимости минимизации негативных изменений, спровоцированных цифрови-зацией, об актуальности изучения феномена взаимодействия субъектов педагогического процесса в цифровой образовательной среде.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, субъекты взаимодействия, образовательная среда, цифровой разрыв, компоненты цифровой образовательной среды, риски цифро-визации в системе образования, цифровые платформы

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Хапаева, С. С. Цифровая образовательная среда: проблемы взаимодействия / С. С. Хапаева. - DOI 10.25559^ГПТО.17.202103.781-789 // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2021. - Т. 17, № 3. - С. 781-789.

G ®

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

Vol. 17, No. 3. 2021 ISSN 2411-1473 sitito.cs.msu.ru

Modern Information Technologies and IT-Education

E-LEARNING AND IT IN EDUCATION

Digital Learning Environment: the Problems of Interaction

S. S. Khapaevaa,b

a Moscow Region State University, Mytishi, Russian Federation

24 Very Voloshinoy St., Mytishi 141014, Moscow region, Russian Federation

b Moscow State Linguistic University, Moscow, Russian Federation

38 Ostozhenka St., building 1, Moscow 119034, Russian Federation

hapaeva@mail.ru

Abstract

The article reveals the problems of interaction in the digital learning environment. Based on a survey of teachers, the most frequent problems of switching to remote work in connection with the pandemic were identified, the most difficult of which were the lack of skills and experience in working in a digital learning environment, an increase in labor costs for preparing for classes and checking students' work, the complexity of teaching practice-oriented subjects remotely, lack of the necessary equipment and sufficient Internet speed for students, the detrimental effect on the health of teachers and students of long-term work at the computer. Some of these problems are pedagogical and methodological, related to the organization of the pedagogical process in the digital learning environment. Purpose of the research: to study the essence of the concept of "digital learning environment", using the deductive method from the general to the particular (individual) to analyze the generic relations between the concepts: environment, learning environment, digital learning environment. Analyze and compare different approaches to defining the concept of "digital learning environment", consider its components. The research method was theoretical analysis and comparison of approaches to the definition of the concept of "digital learning environment". To solve the research problems, the author introduces his own definition of the concept of "digital learning environment" - a subsystem of the learning environment, a set of specially organized pedagogical conditions for teaching, social learning, and personal development, implemented based on digital technologies. The article also pays great attention to the technical and technological aspects of the digital learning environment. The author concludes about the need to minimize negative changes provoked by digitalization, about the relevance of studying the phenomenon of interaction between subjects of the pedagogical process in the digital learning environment.

Keywords: digital learning environment, subjects of digital interaction, digital gap, learning environment, components of the digital learning environment, risks of digitalization in the learning system, digital platforms

The author declares no conflict of interest.

For citation: Khapaeva S.S. Digital Learning Environment: the Problems of Interaction. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie = Modern Information Technologies and IT-Education. 2021; 17(3):781-789. DOI: https://doi.org/10.25559/SITITO.17.202103.781-789

Современные информационные технологии и ИТ-образование

Том 17, № 3. 2021 ISSN 2411-1473 sitito.cs.msu.ru

Введение

Пандемия стала! серьёзным вызовом для системы образ ова-ния, обусловили птеотрвв неаделбннош режям 0—00ы. Многие образовательные о]раслк^^;рз^и ее были оорзвы о цифровлв трансформации, ео щоисклиср вожносллю этой надели и 1а настоящий момент зриклз°ы веютосе силы р ассседыванию новых условий тр^1^^1злбацис обучдния н прсврзыцонию их с новые возможности [ВЦ. ЛЫпрмл следи снесодюрасстсй авсесов опросе принималихласдне ТОЛ едодеызоaтeля из За oбобоoвa-тельных организаций) показал, что они столкнулись с целым

рядом проблем при переходе на удаленную работу в связи с пандсмис°, самымх сложнрши ое каторыл зыли отсутствие умение л опыта оыЛиыы вцлфроеов ебразаоепельной среде, увсличенмл арудозатлат ст ыадтеседру к злыятиям и провер-сл работ обуоеыщихся. Ысд^в^^о^^^е^^/^асоол о™етили: слож-лдсть ыреподдоанил праклоуо-о^езонрованных предметов з одадмнол тeжлмо; отоокствис нспдходимого оборудования 1т доcоaтoчлой скслостл онтымлет у оСустющихся; пагубное ауияныз наздбpoозспооц oолозо елей я студеляов длительной рабаты аы комтеюттром. Со схожими проблемами столкнулись преподаватели и обучающиеся других стран.

Проблем не было

Необходимость тратить большое количество

времени на проверку заданий Необходимость тратить большое количество времени на подготовку к занятиям

Отсутствие цифровых образовательных ресурсов

Отсутствие умений и опыта работы в цифровой среде

Отсутствие технических средств (компьютер, веб-камера, микрофон)

Трудности в работе с цифровой платформой Низкая скорость Интернет

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45%

Р и с. 1. Проблемы, с которыми столкнулись преподаватели при переходе на удалённый режим работы F i g. 1. Problems experienced by teachers when switching to remote work mode

Изучая влияние цифровизации на обучающихся, исследователи отмечают возможности появления дидактогений (разнообразных негативных реакций, вызывающей изменение настроения отдельного человека или группы людей, до болезненного состояния, вызванного обучением). Сравнительный анализ самодиагностики информационной перегрузки в образовательной среде студентов показал, что ощущают информационную перегрузку 41,2°% российских и 27,7°% венгерских студентов, а 11°% российских и 20,8°% венгерских студентов отмечают рост информационной нагрузки, но утверждают, что справляются с ней[2].

Согласно международным исследованиям, пандемия COVID-19 усугубила существующий цифровой разрыв между странами и внутри стран, связанный с возрастом, уровнем образования, доходами, инвалидностью, полом, географией и социально-экономическим статусом. Возникла реальная опасность того, что те, у кого нет доступа в Интернет, могут всё больше и больше отставать [3]. Появились новые термины, описывающие неравенство доступа групп людей к интернет и ИКТ: «цифровой разрыв» (digital gap), «цифровое неравенство» (digital divide) [4; 5]. Для решения этой проблемы необходимо преодолеть не только неравенство доступа к интернет, но и технические про-

блемы (оснащенность компьютерами и необходимыми техническими средствами), создать доступный и качественный цифровой контент, разработать регламенты цифрового взаимодействия, сформировать умения и навыки работы и учебы в цифровой образовательной среде. Немаловажное значение имеет обеспечение технологичности организационного процесса за счет использования современных технологий, применение которых должно привести к радикальным изменениям методологии и методики организации педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса1. Задачу создания и развития цифровой образовательной среды в настоящий момент по разному решают образовательные организации; нет единых подходов к определению данного поня-тия,описаниюегосущностии структуры.

Цель исследования: изучить сущность понятия «цифровая образовательная среда», с применением дедуктивного метода от общего к частному (единичному) проанализировать родовидовые отношения между понятиями: среда, образовательная среда, цифровая образовательная среда. Провести анализ и сравнение разных подходов к определению понятия «цифро-ваяобразовательная среда», рассмотреть её компоненты.

1 Рыблова А. Н. Разноуровневое управление иноязычным образовательным процессом подготовки переводчиков: традиции и новации. М.: МГЛУ, 2019. 212 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39192508 (дата обращения: 05.07.2021).

Vol. 17, No. 3. 2021 ISSN 2411-1473 sitito.cs.msu.ru

Modern Information Technologies and IT-Education

Теоретический анализ

Исследователи, работающие в сфере образования, называют среду одним из важнейших факторов формирования личности наряду с биологинескимифнктовами (наслтдстленноснт) и собственной активнотдсю ничиоетаа Человат форминуеаая т условиях социальной, хеографичеатой, алиматиаесиоф, ници-ональной, культурна1, информоцитннон и т.д.среды. Оброто-вательная среда должят обеспечиоате уснетио дли ренхития обучающихся, «онадмижна ф^^^'г^ слроектарована, хлр ошт организована и дажв нocтнвФно»2. ЯТpaетиоверьим-с—еда отку-чается от другихтред, тем, ото о неи целанаа^оленнохозда-ются условия дла о^з^'^^ник, втятилрния а резаитае .ор^чяс^^тк обучающегося.

Образовательные смстсмы рионых строи и радельвыз о»с разовательные кфгафизаяии нДсфмют ваихинин

созданию образовафорлной среды. Моделт oбpaeoвтоелткoф среды должна бв1ти 0ивт^1^01эиа как цслрзтнае нбразотаниет совокупности структурных и ктмпоионтота

Нормативные докуолнты ро-ссйск—го оТ»азовьиия ио сс^ден-жат определения пoнлмия«oброзocотeльиоя треда»1 Чистичнф требования к создааию oблвФтоатФЯлнoн сеан.^ы cохсcжноcи т требованиях Федераланых сocдфapсорхнФыx образоват-льим-х стандартов (далее о- ФООС) кyслoвиямpcaиизaцлинcосpaимоI (общесистемные т^брван!«0 трсбсванфя нмaвeфиaлaнo-теx-ническому и уче био-мет одинеп^а^м}? oеeспечeнлюе Единственный ит ФГОЛ (дошктльтого е^-^рааовфния) содержот характеристики ртевяйающ ей мредметно-пролтран ствофнон среды, которые скожна peаиизФвaтвнтжо нвcлвмирoв6е образования, но которыо олооормогуз ятужить о^ентя^ои дик любого уровня оТщего иоpoфлcситнyнтнргo тбрмФлранмя'Р

Образовательная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, основанной на применении пeрeдФвееxоexнoеaФHй [д; тИ

с! 2МТн г. возиках исснедтмтнии подлрдовкорганизации со-ент мвнкой орралтвательной феды5, асго,ы предложили середек-аие поновия «тбрретвательнли енeдa - система эле-млнтов, оиружающихучащихся и учипемай, предоставляю-щях им ерзможности длл 0бyчфиняlв0cпиaвфия и развития». На наш езгляе не еоесетр тирно, игдорроовать влияние самих субъектоввеаимодеИсотия юруг на ДРУ-а и выносить их ос сьобти «oрлaзcвaтеньнoй ток итк это влияние во

мтоыом тпределяру ефффнacтнтфть тссло образовательного кро»ссса. Влияние учителя, его отношения к ученику и про-фeФФеoлaдизмa, виияииф однторуппкфковна учебные резуль-т^'^ь^е подоверждено мотгочитленит-ми илcнедованиями [8; кф ведает рaкжeoтмвтнть. что важны не только элементы cpефы] оксмжоющит улегиниК7В педагогического процесса, но и хираитер ин взaкмодоЙФлeиH, ротерый, о еом числе, может быть авpaжен лореламентфе взoидoдеoстидя. вaкиив0paзoм, мыо истледоваяил опираею! на определение, нpeдложcФнoe С. Л] Ваиаровым, котоуыйопуаделяет образова-теланум либоу как «подсиатфмусмцимкфльтррной среды, сово-хдниocтьиссор-чести cлтжф0шиxcяфтеacрaв, обстоятельств, сир^ций, то рттн ^лттмнтсть зпeцинньяв организованных вздагогнаески х условий развития личности»6. СостаФлрющиН oбноеoвaтeиьнoИ epсиоIявлиeтся цифровая об-уазовртельиая треда (ЦДС). Ттким о—^^^о^ -ля понятия «цифровая образовательная среда» родовым будет являться поня-тиe«тбpтоoвaтcльфоя среда»» т сомым о^ит будет являться отпятят вcoци»иyльтурная среда формирования личности».

Социокультурная среда

Образовательная среда

Цифровая образовательная среда

Рис.2.Родовидовыесвязидляпонятия«цифровая образовательнаясреда» F ig. 2. Generic relationshipsfortheconceptof "digital educationalenvironment"

2 Педагогика / В. А. Сласттнин, И. Фс Исаев, Е. Н. Шиянов; ITIosi ред. В.А. Слдстенкна. М.: Академия, 2013. С. 105.

3 Рыблова А. Н., Фокеева К.. А. Регионильная образовательная среда формирования культуры профессионального общения будущего переводчика: проблемы, перспективы,опыт [Элрктронный // Вылшее № 1^0. С.ЗУ-^ URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=13003448 (датаобращенюгЮ .M7.2021).

4 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. № 6241. 25.11.2013.

5 Формирование современной образовательной среды / Е. М. Барсукова [и др.]. М.: Корпорация «Российский учебник», МГПУ, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://director.rosuchebnik.ru/upload/service/director/fsos.pdf?fbdid=IwAR2Pwxg5O_ZK7ZSf4sVKj8bmTdEkgSI-vwsGrgAerxhWFpV2XhfZ3y8HLRI (дата обращения: 05.07.2021).

6 Тарасов С. В. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2011. Т.

3, № 3. С. 133-138. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18935614 (дата обращения: 05.07.2021).

Современные информационные технологии и ИТ-образование

Том 17, № 3. 2021

ISSN 2411-1473

sitito.cs.msu.ru

Интересно, что не любая образовательная организация создаёт и применяет ЦОС, например, в вальдорфских школах принципиально отказываются от применения компьютеров и интернет в обучении, существуют также организации, не имеющие достаточных возможностей для создания ЦОС по разным причинам.

Методика эксперимента

Как нам определить, что такое ЦОС? Проанализируем существующие подходы.

Часто авторы, определяя понятия «цифровая образовательная среда», отталкиваются от её компонентов, перечисляют её составляющие, например, «цифровая образовательная среда - система условий и возможностей, подразумевающая наличие информационно-коммуникационной инфраструктуры и предоставляющая набор цифровых технологий и ресурсов для обучения, развития, социализации, воспитания человека»7. Или «цифровая образовательная среда - это совокупность информационных систем, цифровых устройств, источников, инструментов и сервисов, которые создаются и развиваются для обеспечения работы учебных заведений и решения задач, возникающих в ходе подготовки и осуществления образовательного процесса»8.

На наш взгляд такой подход никогда не совпадёт с практикой создания и применения цифровых образовательных сред, так как каждый регион и каждая образовательная организация уникальны и самостоятельно решают вопрос технического и технологического обеспечения образования, да и сами технологии, непрерывно совершенствуются, иногда перестают существовать или качественно изменяются. Подход к определению понятия «цифровая образовательная

среда» с опорой на принцип от общего к частному, на наш взгляд, более перспективный. Так, например при разработке федерального проекта «Цифровая образовательная среда» авторы определяют ЦОС как подсистему социокультурной среды: «цифровая образовательная среда - подсистема социокультурной среды, совокупность специально организованных педагогических условий развития личности, при которой инфраструктурный, содержательно-методический и коммуникационно-организационный компоненты функционируют на основе цифровых технологий»9. На наш взгляд такое определение лучше отражает сущность понятия, но в данном случае авторы опираются на понятие более общее «перешагивают» через уровень, то есть в определении понятия «цифровая образовательная среда» наиболее близким понятием будет «образовательная среда». Образовательная среда носит развивающий характер [10-13].

Полученные результаты

Для решения задач нашего исследования мы вводим собственное определение понятия «цифровая образовательная среда» - это подсистема образовательной среды, совокупность специально организованных педагогических условий обучения, воспитания и развития личности, реализуемых на основе цифровых технологий. В этом определении мы опираемся на родовое понятия - «образовательная среда» и отмечаем видовое отличие - совокупность специально организованных педагогических условий реализуемых на основе цифровых технологий.

Для сравнения различных подходов составим таблицу, позволяющую рассмотреть акценты, отмеченные авторами.

Т а б л и ц а 1. Сравнение определений понятия «цифровая образовательная среда», предлагаемых разными авторами T a b l e 1. Comparison of the definitions of the concept of "digital educational environment" proposed by different authors

Параметры сравнения П. Н. Биленко и др. А. Ю. Уваров и др. ФП ЦОС С.С.Хапаева

Родовой признак система условий и возможностей совокупность подсистема социокультурной среды подсистема образовательной среды

Видовой признак подразумевающая наличие информационно-коммуникационной инфраструктуры и предоставляющая набор цифровых технологий и ресурсов информационных систем цифровых устройств, источников, инструментов и сервисов, которые создаются и развиваются совокупность специально организованных педагогических условий, при которой инфраструктурный, содержательно-методический и коммуникационно-организационный компоненты функционируют на основе цифровых технологий совокупность специально организованных педагогических условий реализуемых на основе цифровых технологий

Цель создания ЦОС обучение, развитие, социализация, воспитание человека обеспечение работы учебных заведений и решения задач, возникающих в ходе подготовки и осуществления образовательного процесса развитие личности обучение, воспитание и развитие личности

7 Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев ; под науч. ред. В. И. Блинова. М.: Изд-во «Перо», 2019. 98 с.

8 Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект» (Москва, Россия, 26-27 сентября 2019 г.) / А. Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан [и др.]; отв. ред. И. В. Дворецкая; пер. с кит. Н. С. Кучмы. М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. 155 с. URL: https://aiedu.hse.ru/mirror/pubs/share/308201188 (дата обращения: 05.07.2021).

9 Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Приложение к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://edu-frn.spb.ru/files/iiMBxQ4cNH1BCsaWn2WqDgFinWeU3rVYpmO6sd33.pdf (дата обращения: 05.07.2021).

Vol. 17, No. 3. 2021 ISSN 2411-1473 sitito.cs.msu.ru

Modern Information Technologies and IT-Education

В ряде работ, посвященных проблемам изучения и создания ЦОС понятия «цифровое образовательное пространство» и «цифровая образовательная среда» используются как взаимозаменяемые. На наш взгляд термин «пространство» означает внимание к «внешнему контуру образовательного процесса», пространство - форма существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом, цифровое пространство характеризует потенциал, возможности, горизонты, а цифровая образовательная среда - специально организованные педагогические условия развития личности. Цифровое пространство многомерно. С одной стороны, для любых цифровых решений необходимо оборудование - многообразные технические средства, которые физически существуют, могут хранить и передавать некоторый объём данных, а с другой стороны применение технологии распределённой обработки данных позволяет использовать облачные хранилища для доступа, создания, обмена и поиска информации, что существенно расширяет цифровое пространство.

Основной сложностью в создании ЦОС является создание условий для взаимодействия участников. Как правило разработчики идут по пути создания и предоставления обучающимся официальных учебных материалов, контента (информационное содержание сайта, цифровой платформы) в завершённом виде и создания системы учета результатов обучения. А вопросы создания условий для взаимодействия - самые важные для обучения, воспитания и развития - остаются практически без внимания, поэтому преподаватели часто выбирают для взаимодействия с обучающимися многообразные цифровые инструменты и социальные сети [14; 15], которые позволяют:

• искать необходимую информацию (Yandex, Google, Алиса, Siri и др.),

• организовывать планирование педагогического процесса (инструменты совместной работы с документами Google, Miro, календари, ленты времени и др.),

• разрабатывать и предоставлять доступ к учебным материалам (текстовые редакторы: Microsoft Word, Google Документы и др.; инструменты для создания презентаций (Power Point, Prezi и др.); графические редакторы: Paint, Adobe Photoshop, Canva, Adobe Illustrator, Corel Draw и др.; видеоредакторы: Movavi, iMovie, Canva, Movie Maker и др.; инструменты для создания интерактивных заданий и игр: LearningApps, Quiz, Kahoot, Plickers и др.),

• поддерживать общение между участниками педагогического процесса ( Мираполис, Zoom, Skype и др),

• проводить контроль Quiz, Kahoot, Plickers.

Эти инструменты разнообразны [16; 17], но вместе с их применением приходится решать вопросы безопасности. Наиболее сложной и важной оставляющей ЦОС является цифровая платформа - это «автоматизированная информационная система особого класса, которая позволяет неограниченному (либо условно неограниченному) кругу лиц пользоваться ее возможностями посредством сети Интернет и решать свои технологические или функциональные задачи в авто-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

матизированном режиме (с точки зрения ИТ)»10. С помощью платформы решаются вопросы идентификации обучающихся, учета результатов обучения, безопасности. Образовательные организации идут разными путями создания цифровой платформы. Как правило, для общего образования этот вопрос решается на уровне региона, например в Москве создана «Московская электронная школа» (МЭШ), получить доступ к цифровым образовательным ресурсам которой может любой желающий, а вот информационными ресурсами и системами, такими как электронный дневник, журнал и другими могут только учителя и обучающиеся города Москвы. Многие педагоги применяют в работе такой цифровой сервис для общего образования, как «Российская электронная школа» (РЭШ).

Существуют профессиональные решения цифровые платформы, ориентированные на конкретный уровень образования, например Платформа «Цифровой колледж»11. Она представляет собой современное решение по организации образовательного процесса и формированию единого цифрового пространства взаимодействия колледжей региона. На уровень среднего профессионального образования ориентирован и программный продукт 1С: Колледж12, который разработан для автоматизации учебных, административных, финансовых процессов в колледжах. Программа является комплексным решением, позволяющим эффективно управлять деятельностью учебных заведений различного типа.

Большинство образовательных организаций высшего образования самостоятельно создают цифровые платформы для разработки и проведения онлайн курсов, создавая собственные системы, или адаптируя для своих нужд существующие системы [18; 19], такие как:

• Системы управления контентом (содержанием) учебных курсов (CMS). К данным системам относятся системы создания и размещения Web-сайтов, состоящих из набора страниц, организованных в соответствии с поставленной целью. Системы предоставляют возможности управления пользователями, такие как: создание и удаление учетных записей, назначение прав для работы с элементами контента.

• Система управления обучением (LMS) помогает управлять образовательной программой, оценивать успешность обучения. LMS - это программное обеспечение для создания системы дистанционного обучения (СДО). Одна из самых известных зарубежных разработок - Moodle, наиболее известной отечественной платформой является Ispring.

• Системы управления учебным контентом. (LCMS). Такие системы ориентированы на создание, хранение, и воспроизведение учебного контента (содержания), данные системы предоставляют возможности для эффективного создания учебных материалов.

Постепенно в образовании появляются новые типы цифровых платформ - платформы для обучения и опыта (LXP). Платфор-

10 Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить / под ред. Е. Г. Потаповой, П. М. Потеева, М. С. Шклярук. М.: РАНХиГС, 2021. 184 с.

11 Издательский центр «Академия» : офиц. сайт [Электронный ресурс]. 2021. URL: https://www.academia-moscow.ru (дата обращения: 05.07.2021).

12 1С:Колледж ПРОФ [Электронный ресурс] // Отраслевые и специализированные решения фирмы «1С», 2021. URL: https://solutions.1c.ru/catalog/college-prof/features (дата обращения: 05.07.2021).

Современные информационные технологии и ИТ-образование

Том 17, № 3. 2021

ISSN 2411-1473

sitito.cs.msu.ru

мы позволяют не только получать доступ к учебным материалам, но и поддерживать саморегулируемое обучение, проблемное обучение, участники могут отмечать понравившиеся фрагменты и темы, загружать собственные учебные материалы, свободно обмениваться информацией [20]. В настоящий момент границы между перечисленными системами размываются, так как разработчики стараются оснастить свои платформы всё большим числом разнообразных функций. В основе работы многих из этих инструментов находятся облачные технологии13. Большие надежды возлагаются на разработку и применения массовых открытых онлайн курсов [21; 22].

Дискуссионные вопросы

Цифровизация образования вместе с неоспоримыми преимуществами приводит к негативным изменениям, появлению новых проблем, требующих скорейшего решения, таких как: отсутствие «психолого-педагогической или собственно педагогической теории цифрового обучения; нет и доказательств, что цифровое обучение эффективнее традиционного, скорее наоборот, механическое встраивание цифрового обучения в традиционное без опоры на адекватную психологическую теорию приведет только к увеличению недостатков обоих»14. Существует множество рисков для преподавателей и обучающихся, связанных с информационной и психологической нагрузкой. Поэтому необходимы исследования и практические разработки в данном направлении, результаты которых позволят оценивать риски на ранних этапах и разрабатывать программы обучения, минимизирующие риски [23-25]. Часто преподаватели сетуют на ухудшение памяти студентов, снижение внимания, многие проблемы действительно существуют и вызваны широким применением цифровых технологий, человечество приспосабливается к изменениям. Зачем запоминать информацию, если она всегда под рукой? В этих условиях всё более возрастает роль педагога, который, понимая задачи развития, наполнит смыслом деятельность обучающихся, таким образом выстроит взаимодействие, что учебная деятельность станет осмысленной, важной, интересной для всех участников, наполнится новыми событиями и возможностями15. Разработке и апробации педагогических технологий взаимодействия в цифровой образовательной среде будут посвящены дальнейшие исследования.

Заключение

Таким образом среда является одним из важнейших факторов формирования личности наряду с биологическими факторами (наследственность) и собственной активностью личности. Влияние образовательной среды на формирование личности отличается тем, что она создаётся целенаправленно, как система условий для обучения, воспитания и развития личности

обучающегося. Переход процесса обучения в онлайн в условиях пандемии определил особую значимость цифровой образовательной среды. Для решения задач исследования нами было введено определение понятия «цифровая образовательная среда» - подсистема образовательной среды, совокупность специально организованных педагогических условий обучения, воспитания и развития личности, реализуемых на основе цифровых технологий. Широкое применение цифровых технологий приводит к множеству рисков, но и предоставляет новые возможности для обучения, воспитания, развития. В настоящий момент разработка новых подходов к организации взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе возможностей цифровой образовательной среды представляется нам чрезвычайно актуальной и социально-значимой задачей, стоящей перед международным педагогическим сообществом.

References

[1] Adedoyin O.B., Soykan E. Covid-19 pandemic and online learning: the challenges and opportunities. Interactive Learning Environments. 2020. (In Eng.) DOI: https://doi.or g/10.1080/10494820.2020.1813180

[2] Vladyko A., Rezer T. Digital Educational Environment: Are New Forms of Didactogeny Possible? EDULEARN20 Proceedings on 12th International Conference on Education and New Learning Technologies. IATED; 2020. p. 7217-7220. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.21125/edulearn.2020.1853

[3] Kuráková I., Vallusová A., Marasová J. Measuring the digital divide in the V4 countries using the digital divide index. Journal of Economics and Social Research. 2021; 22(1):77-93. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.24040/eas.2021.22.1.77-93

[4] de Vasconcellos S.L., da Silva Freitas, J.C., Junges F.M. Digital Capabilities: Bridging the Gap Between Creativity and Performance. In: Ed. by S. H. Park, M. A. Gonzalez-Perez, D. E. Floriani. The Palgrave Handbook of Corporate Sustainability in the Digital Era. Palgrave Macmillan, Cham; 2021. p. 411427. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-42412-1_21

[5] Hartenstein R. The digital divide of computing. Proceedings of the 1st conference on Computing frontiers (CF '04). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA; 2004. p. 357-362. (In Eng.) DOI: https://doi. org/10.1145/977091.977144

[6] Ilyashenko L., Markova S., Mironov A., Vaganova O., Smirnova Z. Educational environment as a development resource for the learning process. Amazonia Investiga. 2019; 8(18):303-312. Available at: https://amazoniainvestiga.info/index. php/amazonia/article/view/312 (accessed 05.07.2021). (In Eng.)

[7] Smirnova Z.V., Katkova O.V., Golubeva O.V., Romanovskaya E.V., Andryashina N.S. Innovative Technologies in the Train-

13 Облачные технологии как средство сетевого взаимодействия педагогов и обучающихся: методические рекомендации / авт.-сост.: Н. В. Шпарута, М. Б. Медведева, Л. И. Долинер. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2018. 60 с.

14 Вербицкий А. А. «Инклюзия» в контексте истории современного цифрового обучения [Электронный ресурс] // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. трудов. Екатеринбург: УрГПУ, 2020. С. 254-265. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44203963 (дата обращения: 05.07.2021).

15 Rossett A., Frazee R. V. Blended Learning Opportunities. New York, NY: American Management Association, 2006. 27 p.

Vol. 17, No. 3. 2021 ISSN 2411-1473 sitito.cs.msu.ru

Modern Information Technologies and IT-Education

ing of University Specialists. In: Ed. by E. G. Popkova, B. S. Sergi. "Smart Technologies" for Society, State and Economy. ISC 2020. Lecture Notes in Networks and Systems. 2021; 155:352-359. Springer, Cham. (In Eng.) DOI: https://doi. org/10.1007/978-3-030-59126-7_39

[8] Gray J.A., DiLoreto M. The Effects of Student Engagement, Student Satisfaction, and Perceived Learning in Online Learning Environments. International Journal of Educational Leadership Preparation. 2016; 11(1). Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1103654.pdf (accessed 05.07.2021). (In Eng.)

[9] Hattie J. Visible Learning: A Synthesis of Over 800 Metaanalyses Relating to Achievement. Routledge, Taylor & Francis Group; 2008. 392 p. (In Eng.)

[10] Albers P., et al. Critical Spaces for Critical Times: Global Conversations in Literacy Research as an Open Professional Development and Practices Resource. Global Education Review. 2015; 2(3):46-67. Available at: https://ger.mercy.edu/ index.php/ger/article/view/126 (accessed 05.07.2021). (In Eng.)

[11] Kop R., Fournier H. New dimensions to selfdirected learning in an open networked learning environment. International Journal of Self-Directed Learning. 2010; 7(2):1-20. Available at: https://6c02e432-3b93-4c90-8218-8b8267d6b37b. filesusr.com/ugd/dfdeaf_b1740fab6ad144a980da-1703639aeeb4.pdf (accessed 05.07.2021). (In Eng.)

[12] Eremenko Y., Zalata O. Psikhofiziologicheskie podkhody k proektirovaniyu obrazovatel'nogo kontenta v immersivnoy sre-de [Psyhophysiological Approaches to Instructional Design for Immersive Environments]. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. 2020; (4):207-231. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-4-207-231

[13] Sufianov V.V. Educational midst as a condition of the development a system of relations "subject-midst". Rossijskij psihologicheskij zhurnal = Russian Psychological Journal. 2007; 4(1):52-54. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.21702/ rpj.2007.1.10

[14] Khan A.S., Al-Subeiy M., Ali S.I., Khawaja R. Shifting from classic learning environment to digital learning environment in Arab culture. Hamdan Medical Journal. 2016; 9(2):147-150. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.7707/hmj.453

[15] Khapaeva S.S., Anisimova L.N. The experience of organizing blended learning at a university (using pedagogical disciplines as an example). 2019 17th International Conference on Emerging eLearning Technologies and Applications (ICETA). IEEE Press, Stary Smokovec, Slovakia; 2019. p. 366-371. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1109/ICE-TA48886.2019.9040058

[16] Gruzdeva M.L., Smirnova Z.V., Chaikina Z.V., Golubeva O.V., Cherney O.T. Using Internet Services in Teaching Methodology. In: Ed. by E. Popkova. The Future of the Global Financial System: Downfall or Harmony. ISC 2018. Lecture Notes in Networks and Systems. 2019; 57:1193-1199. Springer, Cham. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-00102-5_125

[17] Yoo Y., Henfridsson O., Lyytinen K., Lyytinen K. The new organizing logic of digital innovatio an agenda for information systems research. Information Systems Research. 2019;

21(4):724-735. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1287/ isre.ll00.0322

[18] Vieyra G.Q., Muñoz González L.F. Platforms for Online Learning: A Product Specification. European Journal of Social Science Education and Research. 2020; 7(3):112-120. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.26417/711yni40w

[19] Chansanam E., Tuamsuk E., Poonpon K., Ngootip T. Development of Online Learning Platform for Thai University Students. International Journal of Information and Education Technology. 2021; 11(8):348-355. (In Eng.) DOI: https:// doi.org/10.18178/ijiet.2021.11.8.1534

[20] Leasure D., Apple D., Beyerlein S., Ellis W., Utschig T. A system for learning by performance (LxP). International Journal of Process Education. 2020; 11(1):101-128. Available at: https://www.ijpe.online/2020/lxp.pdf (accessed 05.07.2021). (In Eng.)

[21] Deng R.Q., Benckendorff P., Gannaway D. Progress and new directions for teaching and learning in MOOCs. Computers & Education. 2019; 129:48-60. (In Eng.) DOI: https://doi. org/10.1016/j.compedu.2018.10.019

[22] Wu B. Influence of MOOC learners discussion forum social interactions on online reviews of MOOC. Education and Information Technologies. 2021; 26(3):3483-3496. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-020-10412-z

[23] Wischlitzki E., Amler N., Hiller J., Drexler H. Psychosocial Risk Management in the Teaching Profession: A Systematic Review. Safety and Health at Work. 2020; 11(4):385-396. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016/j.shaw.2020.09.007

[24] Metzler Y.A., von Groeling-Müller G., Bellingrath S. Better safe than sorry: methods for risk assessment of psychosocial hazards. Safety Science. 2019; 114:122-139. (In Eng.) DOI: https://doi.org/10.1016Zj.ssci.2019.01.003

[25] Seomun G., Noh W. Differences in Student Brain Activation from Digital Learning Based on Risk of Digital Media Addiction. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021; 18(21):11061. (In Eng.) DOI: https:// doi.org/10.3390/ijerph182111061

Поступила 05.07.2021; одобрена после рецензирования 12.08.2021; принята к публикации 26.08.2021.

Submitted 05.07.2021; approved after reviewing 12.08.2021; accepted for publication 26.08.2021.

|об авторе:|

Хапаева Светлана Сергеевна, доцент кафедры технологии профессионального образования, факультет технологии и предпринимательства, ГОУ ВО Московской области Московский государственный областной университет (141014, Российская Федерация, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24); соискатель кафедры психологии и педагогической антропологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет» (119034, Российская Федерация, г. Москва, Остоженка 38, стр. 1), кандидат педагогических наук, доцент, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9178-6413, hapaeva@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Современные информационные технологии и ИТ-образование

Том 17, № 3. 2021

ISSN 2411-1473

sitito.cs.msu.ru

Svetlana S. Khapaeva, Associate Professor of the Department of Professional Education Technologies, Faculty of Technology and Entrepreneurship, Moscow Region State University (24 Very Vo-loshinoy St., Mytishi 141014, Moscow region, Russian Federation); Applicant for the Department of Psychology and Pedagogical Anthropology, Moscow State Linguistic University (38 Ostozhenka St., building 1, Moscow 119034, Russian Federation), Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9178-6413, hapaeva@mail.ru

The author has read and approved the final manuscript.

Vol. 17, No. 3. 2021 ISSN 2411-1473 sitito.cs.msu.ru

Modern Information Technologies and IT-Education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.