Научная статья на тему 'Повышение качества образования в вузе на основе бинарно-рефлексивного мониторинга конкурентоспособности выпускника'

Повышение качества образования в вузе на основе бинарно-рефлексивного мониторинга конкурентоспособности выпускника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИНАРНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ МОНИТОРИНГ / BINARY-REFLEXIVE MONITORING / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галиахметова А.Т.

В статье рассматривается проблема комплексного мониторинга конкурентоспособности выпускника профессионального образовательного учреждения как средства повышения качества образования в вузе. Определяется сущность бинарно-рефлексивного мониторинга, его принципы, условия реализации, критерии конкурентоспособности выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галиахметова А.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION IN THE UNIVERSITY BASED ON BINARY-REFLEXIVE MONITORING OF COMPETITIVENESS OF GRADUATES

The article has to do with the problem of comprehensive monitoring of the competitiveness of graduates of vocational education institutions as a means of improving the quality of education at the university. It defines the essence of binary-reflexive monitoring, its principles, modalities of implementation, the criteria for the competitiveness of the graduate.

Текст научной работы на тему «Повышение качества образования в вузе на основе бинарно-рефлексивного мониторинга конкурентоспособности выпускника»

УДК 378

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ БИНАРНО - РЕФЛЕКСИВНОГО

МОНИТОРИНГА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА

Галиахметова А.Т., канд. пед. наук, доцент

ФГБОУ ВО «КГЭУ» Контакты: alta261@rambler.ru

В статье рассматривается проблема комплексного мониторинга конкурентоспособности выпускника профессионального образовательного учреждения как средства повышения качества образования в вузе. Определяется сущность бинарно -рефлексивного мониторинга, его принципы, условия реализации, критерии конкурентоспособности выпускника.

Ключевые слова: бинарно-рефлексивный мониторинг, рефлексия, конкурентоспособность, качество образования.

Развитие социально -экономических отношений в стране требует кардинального повышения качества и эффективности деятельности профессиональных образовательных организаций. Инновационное развитиепрофессионального образования в стране, модернизация образованияобуславливают особую актуальность проблемы повышения реального качества педагогического процесса в профессиональных образовательных учреждениях. Становится очевидным, что эффективность социализации личности определяется далеко не только качеством знаний выпускника образовательного учреждения. Одним из ключевых критериев повышения качества образования в профессиональной школе, успешности адапта-

119

ции личности в современное общество в условиях рыночной экономики становится ее конкурентоспособность, т.е. способность выпускника профессионального учебного заведения выдержать конкуренцию (соперничество) в процессе профессиональной деятельности.

Проблемами подготовки конкурентоспособных специалистов занимались А.Ф. Зубкова, В.А. Столярова, С.Я. Батышев, Г.И. Ибрагимов, А.В. Леонтьев, В.С. Безрукова, В.И. Андреев и др.

Эффективная организация учебного процесса, повышение качества учебного труда не могутпротекать без соответствующего систематического контроля и анализа процесса и результатов этой деятельности, оценки и самооценки труда студентови педагогических работников [1]. Проверенный способ оценки качества педагогического процесса, качества подготовки студентов - педагогический мониторинг. Однако на практике педагогический мониторинг часто сводится лишь к отслеживанию конечных результатов учебного процесса (качества знаний, уровня обученностиучащихся), либо - к отслеживанию отдельных аспектов педагогического процесса. Не отслеживаются во взаимосвязи с конечными результатами эффективность учебного (педагогического) процесса, качество ресурсного обеспечения образовательного процесса (качество кадровых, материально-финансовых, информационных и других ресурсов).

В практике мониторинга педагогического процесса в профессиональном образовательном учреждении осуществляется лишь диагностика учебной деятельности студентов, в то время как процесс обучения - это бинарный (двусторонний) процесс, т.е. процесс, состоящий из деятельности преподавателя (преподавания) и деятельности студентов (учения). Иначе говоря, в целях определения истинных механизмов повышения эффективности учебного процесса необходим мониторинг как учебно-познавательной деятельности студентов, так и профессионально-педагогической деятельности преподавателя. Необходимо активное участие в процессе диагностики пе-

120

дагогического процесса и его результатов как педагогических работников, так и студентов. Очень важна также в процессе мониторинга организация участниками педагогического процесса самоанализа, рефлексии своей деятельности. Таким образом, в целях реального повышения качестваобразования ввузе со всей остротой встала проблема формирования и реализации системы бинарно-рефлексивного мониторинга конкурентоспособности выпускника.

Сущность бинарно-рефлексивного мониторинга конкурентоспособности выпускника профессионального образовательного учреждения можно выразить в следующих положениях.

1. Главной целью новой системы педагогического мониторинга является отслеживание учебного процесса, обеспечивающего непрерывноеразвитие и саморазвитие студентов, высокое качество их подготовки, подготовку выпускников образовательного учреждения к успешному продолжению образования и труду в условиях рыночной конкуренции.

2. Технология бинарно-рефлексивного мониторинга опирается на сущность процесса обучения, представляющую собой бинарный (двусторонний) процесс, т.е. состоящий из деятельности преподавателя (преподавания) и деятельности студентов(учения) и в соответствии с этим основана на:

• оценке как учебно-познавательной деятельности студентов, так и профессионально-педагогической деятельности преподавателя;

• активном участии в процессе диагностики педагогического процесса и его результатов как педагогических работников, так ис-тудентов;

• организации участниками оценочной деятельности (преподавателем, студентами) самоанализа, рефлексии своей деятельности [2].

В основе бинарно-рефлексивного мониторинга лежит понятие «рефлексия». Рефлексия играет большую роль в различных сферах профессиональной деятельности, в том числе, и в педагогической деятельности [3]. Слово «рефлексия»произошло от латинского «геГ-

121

1ехю», что означает «обращение назад» - процесс самопознания субъектом внутренних психологических и педагогических актов и состояний.

Конкурентоспособный выпускник профессионального образовательного учреждения оценивается по следующим критериям:

1. направленность на профессию (наличие интереса к профес-сии,стремление к профессиональному росту);

2. профессиональнаякомпетентность;

3. социально- и профессионально-значимые качества (коммуникативные качества, организаторские способности, предприимчивость (включая и способность к разумному риску) и т.п.);

4. личностные качества (креативность - способность к творческому решению задач, способность к рефлексии, способность к самореализации, работоспособность (включая здоровье) и т.п.)» [4].

В процессе проектирования и реализации новой системы педагогического мониторинга мы опирались на:

• единство критериально-аналитической базы подсистем, входящих в общую систему оценки;

• оценку и самооценку ключевых компетенций попрофессио-нальным дисциплинам, направленности личности на профессию, оценку и самооценку, социально- и профессионально- значимых качеств личности;

• модульное построение контрольно-оценочной деятельности;

• реализацию методик комплексной диагностики педагогического процесса.

Принципами комплексного педагогического мониторинга на рефлексивной основе являются:

а) направленность мониторинга на комплексную диагностику ключевых компетенций и компонентов личности, способной к эффективной социализации;

122

б) полнота и достаточность показателей системы педагогического мониторинга, направленного на диагностику качества образования студента;

в) личностно-ориентированный подход к студентам и профессорско-преподавательскому составу в процессе их деятельности;

г) целестное и аналитическое изучение процесса формирования личности, способной эффективно адаптироваться в современном обществе;

д) единство информационной базы;

е) демократичность взаимоотношений и и паритетность статуса субъектов мониторинга;

ж) стандартизация и структурирование информации в процессе мониторинга;

з) автоматизация оценочной деятельности.

Эффективная реализация бинарно-рефлексивного мониторинга конкурентоспособности выпускника возможна при условии:

• актуализации Я-концепции и процесса самосовершенствования личности;

• реализации эффективных информационно-коммуникативных и педагогических технологий;

• осуществления мотивации и технологической подготовки студентовк новой системе контрольно-оценочной деятельности.

В эффективном функционировании системы комплексного педагогического мониторинга на основе бинарно-рефлексивного подхода важная роль принадлежит теоретической и технологической подготовке студентов и преподавателей к работеновых условиях. Субъектам инновационной системы контрольно-оценочной деятельности необходимо усвоение современных технологий педагогического мониторинга. Преподаватели и студенты должны овладеть технологиями психолого-педагогической диагностики, системного анализа образовательного процесса, его результатов, ресурсного обеспечения вуза. Важная роль принадлежит определе-

123

нию единых критериев оценки педагогической работы преподавателя и учебно-познавательной деятельности студентов и их результатов. В целях качественной подготовки к инновационной работе субъектов педагогического мониторинга необходимы специальные семинары и консультации.

Конкурентоспособность, а, следовательно, и новое качественное состояние выпускника можно отнести к числу стратегических ценностей, которые наряду с ориентацией на собственные силы, предприимчивостью способствует преодолению индивидуального психологического барьера, подавленности, пессимизма, неопределенности в жизненной перспективе, помогает упорядочить всю систему жизнедеятельности в условиях перехода к новым рыночным отношениям и, в конечном счете, выйти социуму из тупиковой ситуации [5].

Достижение нового качественного уровня деятельности вуза-невозможно на основе традиционных подходов и методики оценки качества профессиональнойподготовки. Правильно выстроенная система диагностических методик оценивания, комплексный (бинарно-рефлексивный) мониторинг конкурентоспособности выпускника позволяютповысить качество и эффективность подготовки конкурентоспособного выпускника профессионального образовательного учреждения, пользующегося повышенным спросом у общества, свободомыслящего, самостоятельно управляющего собственным выбором действия и сферы применения, с высокой степенью адаптивности и выживания в процессе изменения профессиональной пригодности и жизненных планов.

Источники

1. Андреев В.И. Педагогический мониторинг как системная диагностика качества образования. Казань: Изд-во КГУ, 1999.

2. Галиахметова А.Т. Повышение качества образования в вузе на основе педагогического рефлексивного мониторинга: монография. Казань: Казан.гос. энер. ун-т, 2012.

124

3. Азбукина Е.Ю. Рефлексивные умения как составляющая подготовки студента педагогического вуза. / Управление образовательными системами и процессами: материалы регион.науч-метод. конф. 27 марта 2003 г., г. Новосибирск. Томск-Новосибирск: Томский ЦНТИ, 2003.

4. Кара А.Н. Оценка конкурентоспособности специалистов на региональном рынке труда: дис. ... докт. коном.наук. Москва, 2012.

5. Тягуненко В.В. Проектирование и реализация технологии формирования рефлексивных умений обучающихся профессиональных учебных заведений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тольятти, 2001.

IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION IN THE UNIVERSITY BASED ON BINARY-REFLEXIVE MONITORING OF COMPETITIVENESS OF GRADUATES

GaliahmetovaA. T.

The article has to do with the problem of comprehensive monitoring of the competitiveness of graduates of vocational education institutions as a means of improving the quality of education at the university. It defines the essence of binary-reflexive monitoring, its principles, modalities of implementation, the criteria for the competitiveness of the graduate. Keywords: binary-reflexive monitoring, reflection, competitiveness, quality of education.

Дата поступления 06.04.2016.

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.