Научная статья на тему 'Повышение качества образования в Омане'

Повышение качества образования в Омане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITIES / ОБРАЗОВАНИЕ В ОМАНЕ / EDUCATION IN OMAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аль Сади Асила Саид Мохаммед

В статьe представлено современное понимание качества образования в Омане и определены проблемы обеспечения качественного школьного образования в этой стране в соответствии с идеологией программы ЮНЕСКО «Образование для всех». Основное внимание сосредоточено на определении роли Министерства образования Омана в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the modern understanding of quality education in Oman and defines the problems of maintenance of quality of school education in this country in accordance with the ideology of the UNESCO program Education for all. The main attention is paid to defining the role of the Ministry of education of Oman in this process.

Текст научной работы на тему «Повышение качества образования в Омане»

УДК 37 ББК 74.044.2

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОМАНЕ

Н Аль Сади Асила Саид Мохаммед

Аннотация. В статье представлено современное понимание качества образования в Омане и определены проблемы обеспечения качественного школьного образования в этой стране в соответствии с идеологией программы ЮНЕСКО «Образование для всех». Основное внимание сосредоточено на определении роли Министерства образования Омана в этом процессе.

Ключевые слова: образование, качество образования, профессиональная деятельность, образование в Омане.

Summary. The article presents the modern understanding of quality education in Oman and defines the problems of maintenance of quality of school education in this country in accordance with the ideology of the UNESCO program "Education for all". The main attention is paid to defining the role of the Ministry of education of Oman in this process.

Keywords: education, quality of education, professional activities, education in Oman.

Глубокие изменения, происходящие в мире, в том числе в Омане, привели к тому, что образование переживает сегодня глубокий кризис, выражающийся не только в дефиците ресурсов и административных процедур, но и в неопределенности роли самого образования, в том числе его целей и содержания. Сравнительный анализ стандартов качества образования в России и Омане является перспективным направлением исследования в контексте интеграции содержания, технологий и форм оценивания успешности обучения, формирования мобильности обучающихся, установления сетевого взаимодействия двух стран в сфере образования.

Образование в Омане играет значи- . __ тельную роль в жизни индивида, общества, формируя ценностно-смысловую основу жизнедеятельности. Процесс передачи социального опыта и знаний от поколения к поколению и распространение культуры и культурного наследия общества, его традиций происходит через образование, которое имеет первичную стадию (детский сад, начальная школа), стадию среднего образования и, наконец, высшее образование [1].

В последнее время социокультурная ситуация в Омане сильно изменилась. Оман становится открытой страной в области экономики, образования, свободы и ответственности человека за собственное благополучие и благополучие обще-

ства. А стало быть, страна нуждается в мобильных и высококвалифицированных специалистах, способных принимать самостоятельные ответственные решения в условиях неопределенности и быстро меняющегося мира, «получающих квалификационную подготовку в национальных университетах, обладающих высоким уровнем фундаментальности и универсальности» [2], что, безусловно, предъявляет особые требования к системе образования.

В настоящее время важным фактором развития образования в Омане становится его качество, что нашло свое выражение и в национальной доктрине оманского образования.

Отразим тенденции и специфику развития образования в Омане в аспекте повышения качества образования на каждом из ее этапов.

Первая стадия — основное образование детей дошкольного возраста — направлена на решение главной задачи: гармоничное развитие ребенка. В Омане дошкольное образование обычно начинается с шести лет. На 10П этой стадии образования дети приобре-130 тают первые необходимые знания об окружающей среде инавыки общения с окружающими. Здесь формируется и начинает развиваться личность ребенка, подчеркивается его важность для общества и государства.

В результате анализа предметного содержания основного образования в Омане ученики приобретают новые систематизированные знания, умения, навыки и осваивают новые способы деятельности. Усвоение этих способов социального опыта позволяет ученику успешно функционировать в обществе, развивать его профессиональные интересы и быть хорошим исполнителем. Младший школьник должен уметь

критически мыслить и наблюдать за объектами окружающего мира, описывать наблюдаемый объект, характеризовать происходящие с ним изменения и сравнивать два объекта, выявлять сходства и различия, отличать часть от целого, чтобы быть способным к использованию навыков логического анализа в своей творческой деятельности, своей карьере в будущей жизни.

На продвинутом уровне школа дает ученикам навыки проведения измерений простейшими измерительными приборами и инструментами, использование этих навыков для построения количественных отношений и решения задач. Такие умения и навыки важны для развития мышления учеников и формирования у них внутреннего плана действия, они отражают способность обучающихся к решению сложных научных проблем, с которыми сталкиваются люди разных профессий в науке и профессиональной деятельности.

Вторая стадия — это ступень основного образования, целями которой является создание условий для становления и формирования личности обучающегося, проявления творческой активности обучающегося, развитие его склонностей и интересов. Вторая ступень основного образования является необходимым этапом для получения среднегои начального профессионального образования и является обязательной для всех.

Стандарт основного образования в Омане направлен на реализацию качественно новой личностно-ориенти-рованной развивающей программы школ и призван обеспечить реализацию следующих основных целей:

• развитие личности школьника, что обеспечило бы ему возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным, его творческих спо-

собностей, формирования у него внутренней позиции, развитие интереса к учению, формирование привычек поведения в обществе, навыков к адаптации к современному обществу, стремления к самостоятельности, желания и умения учиться;

• воспитание нравственных и эстетических чувств, духовной жизни обучающегося и эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

• освоение системы знаний, умений и навыков, приобретение опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка в обществе.

Третья стадия - это стадия завершения образования в Омане, целями которой являются развитие творческих способностей обучающегося и формирование навыков самостоятельного обучения. В соответствии с Законом «Об образовании» (полное) образование является общедоступным и обязательным. Оно является необходимым этапом для получения высшего образования.

Школьное образование в Омане предполагает, что учащийся успешно овладевает разными учебными предметами на основе формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития логического мышления, воспитания и социализации учащихся. Содержание образования включает в себя следующие учебные предметы: чтение и письмо на родном языке, основные разделы исламского воспитания, иностранные языки, основы естествознания, математики, основы здорового образа жизни, общественные дисциплины, физическую культуру, технологии и

искусство. Поэтому министерство образования Омана стремится к принятию всех мер, связанных с улучшением содержания учебных программ, развитием профессионализма педагогов, обеспечения их техническими средствами обучения, лабораториями, спортивными залами, которые определяются в качестве необходимых системой здравоохранения и науки для учащихся [1].

Общеобразовательная школа, по мнению оманских учителей и экспертов, должна формировать умения, решать задачи творческого и поискового характера, развивать способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное качество содержания образования. Кроме этого, школа должна содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению молодыми поколениями базовых социальных способностей и умений, воспитанию гражданского сознания в рамках отдельных дисциплин.

В этой связи усиливается необходимость реализации субъектно-деятель-ностного подхода в обучении, направленного на создание условий и процедуры для развития способности каждого ученика к самореализации, самостоятельности ввыборе и конструировании своей учебной деятельности.

Анализ направлений модернизации образования в Омане показывает, что основным ожидаемым изменением для формирования и развития мотивации учащихся на обучение является достижение новых страндартов каче-

131

ства образования, которое выражается в следующих позициях:

• информатизация жизни общества (становление приоритета конструирования личностного знания на основе самостоятельной работы с разнообразной информацией);

• открытость другим культурам, что обеспечивает существенное расширение среды существования человека и многочисленные пересечения индивидуальных сред;

• приобщение гражданского общества к участию в образовательном процессе, что повышает меру свободы и, следовательно, ответственности человека в осуществлении жизнедеятельности;

• сохранение культурного своеобразия страны и консолидация понятий добра и гражданства у студентов;

• использование международного опыта, который служит сообществу, в целях формирования способности к глобальной конкуренции;

• профессионализация в течение всей жизни, которая подразумевает готовность человека учиться и переучи-

^ „п ваться в течение всей жизни. lut Очевидно, что эти факторы оказывают прямое влияние на содержание образования и его цели, на современное понимание культуры качества образования и, следовательно, на профессионально-педагогическую деятельность учителя.

Требования общества в области образовательной политики в Омане выражают общий постулат: соотносить качество образования с его результатами и личностными характеристиками человека (инициативность, самостоятельность в выборе жизненного пути, ответственность самого человека в принятии решений, мотивацию к процессу непрерывного образования и профессиональному росту).

Международные организации, занимающиеся стандартизацией на основе ИСО 9001, приняли определение, в котором качество трактуется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. В образовании качество обычно рассматривается не только как результат деятельности, но и как процесс, направленный на достижение запланированных результатов с учетом внутреннего потенциала и внешних условий объекта. В связи с этим, говоря о содержании термина «качество образования», всегда следует проводить четкую грань между процессом и результатом, дифференцируя уровни образования и разграничивая требования к качеству со стороны потребителей и заказчиков образовательных услуг.

Важным аспектом повышения качества образования является необходимость обеспечения качественного образования для всех обучающихся. Именно эти цели выдвигает программа ЮНЕСКО под названием «Образование дляв-сех». В Омане достижение цели программы «Образование для всех» имеет определенную стратегию, заключающуюся в создании комплексных условий для обеспечения базового качественного образования для всех, вне зависимости от социальных обстоятельств, места жительства, материальных доходов семьи, уровня обученности. Поэтому необходимы программы подготовки учителей и повышения их квалификации. Вполне очевидно, что в данном контексте важно установить необходимые изменения в сфере профессионального образованияи подготовки будущих учителей к решению задач обеспечения качества.

Качество образования определяется в Омане следующими показателя-

ми: определение особенностей образования на каждом этапе; отсутствие недостатков; преодоление педагогических проблем; способность к постоянному совершенствованию в образовательной деятельности и повышению квалификации кадров; адекватность цели; соответствие минимальным стандартам; способность к производству; конкурет-носпособность страны.

Сегодня качество обычно рассматривается в двух аспектах: практический аспект - удовлетворение запросов и ожиданий, требований работодателя; технический аспект — характер объекта, то есть полный набор реализованных характеристик качества и их значение, связанных с запросами и ожиданиями.

В 2000 г. в декларации конференции «Образование для всех» в Дакаре было четко определено, что качество образования является определяющим фактором вовлечения детей в образование. Был сделан вывод о том, что проблем с посещением школы и отсевом не возникает, если детей хорошо учат, и они делают успехи в обучении. Таким образом, высвечиваются новые аспекты качества образования, в частности, значимым представляется не только результат образования, но и обеспечение качественного процесса обучения, создание адекватных условий для получения качественного результата [3].

В понимании качества образования происходит смещение акцентов: если раньше низкие результаты образования можно было объяснить тем, что школьники не могутдостичь хороших результатов в силу своих способностей или низкой мотивации учения, то теперь акцентируются проблемы создания в первую очередь педагогических условий для того, чтобы каждый ребенок нашел свой путь в образова-

нии. Таким образом, становится очевидным изменение содержания результативного аспекта качества образования, которое демонстрирует не только обученность, фиксируемую баллом на выпускном экзамене.

В настоящее время для достижения качества образования очень важно рассматривать мотивацию учащихся к обучению и мнение их родителей относительно роли школы в развитии личности и творчества учащихся, которое отражает основной смысл образования — формирование потенциала личности и укрепление научного сотрудничества между школой и сообществом для достижения целей образования. Это актуализирует такие характеристики человека, как: инициативность, самостоятельность в принятии решений, мотивацию к образованию и профессиональному росту, которые показывают характеристики современного культурного типа личности для общества.

Кроме того, для адекватной оценки качества образования важно рассматривать результаты в широком социальном контексте, например, успешность выпускника после окончания школы — при продолжении образования или востребованности на рынке труда.

Оман как открытая странастремит-ся к использованию международного опыта в рамках развития способностей и успешности своих выпускников как критерия оценки качества образования. В связи с этим усиливается необходимость реализации принципов качества образования, обеспечения безусловного права каждого школьника активно выбирать вид деятельности и самостоятельно конструировать свою школьную жизнь. При этом существенно изменяется роль учителя: наряду с традиционной ролью он становится не

133

134

просто носителем знаний и способов деятельности, а принимает роль тьютора, консультанта проектирования индивидуального маршрута интеллектуального и личностного развития каждого школьника. Поэтому учебные программы в школьном образовании в Омане направлены на обеспечение разностороннего развития учащихся.

Поскольку развитие школьника не сводятся к усвоению конкретных знаний и навыков, а заключаются в формировании общих социальных умений и качеств, необходимых для развития личности школьника в целом, Министерство образования в Омане стремится к созданию условий для устойчивого развития учащихся путем введения административного ресурса, в том числе подготовки специалистов по управлению школьной деятельностью. Специалист по профориентации помогает школьникам и студентам в выборе соответствующих дисциплин для их научной и профессиональной деятельности.

Все это положительно влияет на формирование личности учащихся и их успеваемость. Но результаты изучения мнений учителей о деятельности студентов показывают, что она за последнее годы практически не изменилась, что не отражает усилия министерства в повышении качества образования.

Исходя из этого, очень важно отметить, что роль педагога в профессиональной деятельности оценивается через результаты, его желание помочь учащимся в самосовершенствовании, самоопределении и самореализации путем развития их личности и открытия для них путей достижения этих качеств. Таким образом, понятие результата образования связано с понятием его качества. При оценке качества образования следует иметь в виду, что на

процесс и результаты, достигнутые в обучении, могут оказывать существенное влияние следующие факторы: особенности обучающихся; особенности социокультурной среды; вложение в образование; особенности педагогического процесса; особенности результатов.

Таким образом, образование в Омане направлено не только на приобретение знаний, формирование профессиональных умений и навыков, но и на-гармоничное развитие личности и индивидуальности учащегося, творческих способностей, формирование ценностей и отношений, необходимых для активного и ответственного гражданина. Об-разованиеследует понимать как систему научных знаний, практических умений и навыков, как комплекс процессов и результатов, которые определяются с помощью категории качества.

Качество образования в Омане можно диагностировать через характеристики: учащихся (их здоровье, мотивацию к обучению, результаты обучения, которые учащиеся демонстрируют); содержание и технологии обучения (адекватные учебные планы и программы, интерактивные технологии), параметры образовательной среды; критерии выпускных экзаменов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Минстерство образования Омана [Электронный ресурс]. - URL: http://home.moe.gov.om (дата обращения: 22.01.2014).

2. Сластенин, В.А. Модели системной интеграции инновационной международной образовательной практики в систему национального образования России [Текст] / В.А. Сластенин, В.И. Жог, Н.Ю. Борисова, Л.С. Подымова // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 1.

3. UNESCO World Education Report, Education for All [Text]. - UNESCO, 2000. ■

ЕК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.