Научная статья на тему 'Проблема развития личности школьника в контексте обеспечения стандартов качества общего образования в России и Омане'

Проблема развития личности школьника в контексте обеспечения стандартов качества общего образования в России и Омане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY STANDARDS OF EDUCATION / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONAL DEVELOPMENT / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асила Аль Сади

В статье представлен сравнительный анализ стандартов качества образования в России и Омане по развитию личности учащихся. Определены, проблемы обеспечения качественного школьного образования в Омане в соответствии с российском опытом. Основное внимание сосредоточено на определении роли министерства образования в Омане в обеспечении качества школьного образования и подготовки учителей к его обеспечению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Development of Pupil''s Personality in the Context of Providing the Quality Standards of General Education in Russia and Oman

The article concerns a comparative analysis of the quality standards of education in Russia and Oman according to personal development of pupils. The problems of providing quality schooling in Oman by reference to Russian experience are defined. The special section concerns the present situation in education in Oman.

Текст научной работы на тему «Проблема развития личности школьника в контексте обеспечения стандартов качества общего образования в России и Омане»

1УДК 37

ББК 74.04(2), 74/04(3)

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ОМАНЕ

Асила Аль Сади

В статье представлен сравнительный анализ стандартов качества образования в России и Омане по развитию личности учащихся. Определены проблемы обеспечения качественного школьного образования в Омане в соответствии с российском опытом. Основное внимание сосредоточено на определении роли министерства образования в Омане в обеспечении качества школьного образования и подготовки учителей к его обеспечению.

Ключевые слова: образование, качество образования, стандарты качества образования, развитие личности, саморазвитие, самоопределение.

THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF PUPIL'S PERSONALITY IN THE CONTEXT OF PROVIDING THE QUALITY STANDARDS OF GENERAL EDUCATION IN RUSSIA AND OMAN

Aseela Al-Sadi

The article concerns a comparative analysis of the quality standards of education in Russia and Oman according to personal development of pupils. The problems of providing quality schooling in Oman by reference to Russian experience are defined. The special section concerns the present situation in education in Oman.

Keywords: education, quality of education, quality standards of education, personal development, self-development, self-determination.

Актуальность данной статьи вызвана проблемой определения международных стандартов качества в сфере образования. В начале XXI в. стало вполне очевидным, что состояние и динамика развития образования все существеннее определяют траекторию развития каждого государства. Знание постепенно трансформируется в ресурс, определяющий конкурентоспособность государства и его статус в мировом сообществе. В этом заключается одна из проблем повышения качества образования. От уровня и качества знаний, их практического внедрения зависит не только экономический рост, уровень благосостояния общества, но и качество жизни в целом.

Значимость образования и знаний в современном социуме повышает требования к их уровню, а также актуализирует необходимость адекватной оценки их качества и соответствия

социальному запросу. Исследования ученых свидетельствуют об усилении внимания к проблеме качества образования в современных условиях.

Анализ научных источников показал, что проблема функционирования системы образования находится в фокусе исследователей и представлена значительным количеством работ социологического, философского, педагогического и управленческого направлений. Однако современная ситуация в сфере образования убедительно доказывает, что однозначных ответов на вопросы о качестве современного образования, обусловливающих его факторов и критериев оценки нет.

В России и Омане, как и во всем мире, наметились политические, педагогические и социальные тенденции, которые привели к актуализации проблем качества образования, по-

иску новых подходов и компонентов к повышению его уровня. К числу таких тенденций в первую очередь следует отнести интенсивное реформирование, охватывающее практически все уровни образования и требующее систематического анализа тенденций в изменении качества образования, в частности, диверсификация образования, проявляющаяся в значительном расширении объема его содержания, введение новых методов обучения и информатизации на всех уровнях образования. Все перечисленное связано с решением главной проблемы - развитием личности учащихся. В управлении качеством образования диверсификация приводит к необходимости интенсивного развития механизмов управления и увеличения числа факторов, влияющих на устойчивость образовательных систем. Очевидно, что модернизация системы образования влияет на экономический рост и социальное развитие общества, благополучие граждан, безопасность страны. Конкуренция национальных систем требует постоянного обновления технологий; ускоренного освоения инноваций; быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира; доступности получения качественного образования [1].

Под качеством образования понимают интегральную характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям обучаемых. Несомненно, данное определение выполняет лишь ориентирующую функцию, поскольку компоненты интегральной характеристики меняются в соответствии с целями образовательного этапа, а их совокупность раскрывается в сочетании различных показателей и факторов, определяющих качество образования в зависимости от уровня его трактовки [2].

Сравнительный анализ стандартов качества образования в России и Омане является перспективным направлением исследования в контексте интеграции содержания, технологий и форм оценивания успешности обучения, формирования мобильности обучающихся, установления сетевого взаимодействия двух стран в сфере образования.

В этой статье представлен сравнительный анализ стандартов качества образования России и Омана в контексте развития личности. Стандарт основного общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования, образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, и включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям [3].

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся.

Российский стандарт устанавливает требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. В первую очередь, выделяются требования к готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Это связано с потребностью общества в постоянном развитии своих граждан в области профессиональной и общественной деятельности. Подчеркивается необходимость развития мотивации в познавательной деятельности, желания пополнять знания, приобретать опыт в течение жизни, способность ставить цели и строить жизненные планы.

Второе направление в личностном развитии обучающихся представлено в российском стандарте образования системой значимых социальных и межличностных отношений и ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Это направление отражает нравственную основу формирования личности в России.

Стандарт основного образования в Омане направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей программы школ и призван обеспечить реализацию следующих основных целей:

• развитие личности школьника, которое обеспечило бы ему возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным, его творческих способностей, формирования у него внутренней позиции, интереса к учению, привычек поведения в обществе, навыков адаптации к современному обществу, стремление к самостоятельности, формирование желания и умения учиться;

• воспитание нравственных и эстетических чувств, духовной и культурной жизни обучающегося и эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

• освоение системы знаний, умений и навыков, приобретение опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка в обществе.

В российском стандарте образования уделяется внимание осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. В законе об образовании в Омане это же требование выражается следующим образом: найти себя в жизни, быть полезным и востребованным. Сравнение этих позиций показывает, что и в том и в другом документе акцент делается на саморазвитие и самосовершенствование, самоопределение в мире профессий и в жизни с установкой на пользу обще-

ству. Требования к развитию личности в образовательных стандартах общего образования России и Омана можно разделить на три части.

Первая часть представлена требованиями к развитию ценностного отношения к Родине. Эти требования выражаются в формировании нравственных чувств и черт поведения, включающих любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

В законе об образовании Омана становление ценностного отношения к Родине у учащихся отражено через процесс осознания своей принадлежности к оманской идентификации. При этом необходимо опираться на основные положения исламской культуры, любовь к Родине, готовность к ее защите, гордость за достижения и культуру своей Родины, за свою историю, желание сохранять ее, поддерживать чувство лояльности к Родине, ощущать любовь к своей нации, понимание общности интересов представителей других народов [3].

Огромную роль в этом процессе выполняют история как наука и учебный предмет, общественно-научные предметы, литература и арабский язык. Компетентности, формируемые на уроках по этим предметам, особенно истории и общественно-научным дисциплинам, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью развития ценностного отношения обучающихся к своей Родине. Именно на компетентностном, практико-ориентирован-ном, деятельностном подходах к преподаванию дисциплин этого цикла основаны требования к развитию личности учащихся.

Эти требования представлены в следующих задачах (Российский стандарт образования):

1) формирование основ гражданской, эт-нонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений примененить исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэт-ничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и всего человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

В предмете «История» (Исламская цивилизация) в Омане обозначены следующие задачи: повышение уровня информирова нности уч а-щихся и их знаний о своей Родине через комплексный и согласованный подход к изучению разных предметов: географии (знакомство с географическим положением, особенностями рельефа и его влиянием на климат страны); истории (эволюция оманского общества с до-

исламских времен до наших дней); социологии (социальные отношения и роль семьи в обществе Султаната Оман); экономики (экономическое развитие цивилизации Оман в области торговли и других отраслях); менеджмента (управление современными государственными и административными учреждениями); культурологии (изучение культурного наследия Султаната).

В требованиях к стандартам качества Омана так же, как и в российском стандарте образования, отражена потребность в формировании личностных универсальных действий: овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; понимание моральных и нравственных качеств оманского народа, их развитие, истоков национальной культуры. Приобретение этих знаний, по мнению авторов закона об образовании в Омане, поможет понять место отечественной истории в мировом историческом процессе, вклад народа в мировую цивилизацию. Одним из аспектов формирования личностных универсальных действий является развитие у обучающихся исторического мышления, способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий.

Развитие эмоционально-ценностных отношений у детей оценивается через личностные ориентации (отношение к окружающему миру, людям, самому себе, нормам морали, мировоззренческим идеям и т. д.). Этот подход осуществляется в рамках внешкольных и внеурочных занятий (путешествия, участие в археологических раскопках, охрана памятников) как видов обучения в Омане.

В учебниках истории не просматривается нравственная сторона оценки поступков, поведения, событий. Процесс обучения в Омане в данном случае рассматривается как деятельность по развитию и самосовершенствованию личности.

Обобщая данную часть требований к личностному развитию обучающихся, в требованиях Оманского образовательного стандарта можно выделить три компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и мотивационно-поведенческий. Каждый компонент описывает-

ся совокупностью частных критериев и показателей. Когнитивный компонент характеризуется следующими критериями: обобщенность знаний о Родине и наполненность образа Родины; эмоционально-оценочный компонент выражен силой проявления эмоций, их полярностью и устойчивостью; мотивационно-поведен-ческий компонент обнаруживается через опыт проявления отношения, «одушевленность» образа Родины, наличие мотивации выбора ответа и соответствие знаний, эмоций и поведенческой реакции.

Вторая часть требований определяет сформированное^ отношения к обществу и окружающей среде. Требования к развитию личности по ценностному отношению к обществу и окружающей среде в российском стандарте образования отражены в виде следующих задач: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; развитие осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи [3]. Таким образом, акцент в данном стандарте делается на освоении социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и различных сообществах.

В законе общего образования Омана по данному аспекту развития личности также отражены социальные ценности: гражданская позиция и ответственное поведение в процес-

се учебной деятельности, усвоение социального опыта, основных социальных ролей в его семьи, норм и правил общественного поведения; положительное отношение к другим людям, уважение их точки зрения; поддержание разнообразных видов общности в основных сферах своей жизнедеятельности; формирование у обучающегося собственного общественного поведения для развития общества и защиты окружающей среды в ходе взаимодействия и педагогической деятельности; умение решать социально-культурные задачи и находить пути достижения интеграции в сообществе, развивать систему интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.

Таким образом, проблема формирования личности современного школьника, согласно стандартам качества образования, предполагает создание основ для становления социальной компетентности гражданина, включая такие основополагающие черты личности, как чувство сопричастности к своей Родине и ответственности за защиту своей среды. Соединение теоретических знаний, практических навыков и умений с формированием активной жизненной позиции помогает адаптации школьников к жизни в меняющемся обществе.

Третья часть требований к личностным результатам образования отражает позицию обучающегося в процессе учебной деятельности. В российском стандарте образования отражены в этой части следующие задачи:

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

В документах об образовании Омана отражены требования к осознанному выбору своей траектории развития на всех этапах становления личности: формирование у школьников мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развитие жизненного опыта и знаний с целью определения оптимального выбора соответствующего направления развития на протяжении всей жизнедеятельности. В последнее время в свете идеи реализации качества системы образования Омана все более утверждается личностно-ориентированный подход к определению сущности содержания образования. Согласно этому стандарту, учащиеся должны не только овладеть определенным учебным содержанием. У них должны быть сформированы ценностно-значимые запросы и намерения, такие личностные качества, как ответственность за свои действия, общество и страну, за охрану окружающей среды, гармонично развитая индивидуальность, творческие способности, ценности и отношения, необходимые для активного и ответственного гражданина [5].

Достижение требования к развитию личности в стандарте качества системы общего образования России и Омана представляется как педагогически адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте, состоящий из четырех элементов и представляющий собой опыт:

• познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов, знаний (о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности);

• осуществления известных способов деятельности , в форме умений действовать по образцу (интеллектуальные и практические умения и навыки);

• творческой деятельности, в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях (усвоение методики экспе-

римента, участие в художественном, техническом и социальном творчестве);

• осуществления эмоционально-ценностных отношений, в форме личностных ориента-ций (отношение к окружающему миру, людям, самому себе, нормам морали, мировоззренческим идеям и т. д).

Таким образом, министерства образования в Омане и России уделяют большое внимание роли школы в развитии личности будущего гражданина и дальнейшему его саморазвитию в обществе, формированию профессиональной элиты и научно-образовательных кадров.

Большое значение уделено духовно-нравственному воспитанию детей, которое заключается в создании базовой культуры личности, основ гуманизма, воспитании любви к земле, уважении других национальных традиций и выражается в умении творчески реализовы-вать себя в различных сферах деятельности. Все эти ценности включены в содержание учебной деятельности и внеурочных занятий.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Модели системной интеграции инновационной международной образовательной практики в систему национального образования России [Текст] / В. А. Сластенин, В. И. Жог, Н. Ю. Борисова, В. А. Плешаков, Л. С. По-дымова // Педагогическое образование и наука. - М.: МАНПО, 2010. - № 1. - С. 6.

2. Ефремова, Н. Ф. Тестовый контроль в образовании [Текст] / Н. Ф. Ефремова. - М.: Логос, 2007.

3. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

4. Приказ о Законе общего образования в Омане Министерства образования № 24 2012 г.

5. Educational portal / Ministry of Education. Sultanate of Oman [Electronic resource]. -URL: http://www.moe.gov.om (accessed: 29.10.2014).

REFERENCES

1. Slastenin V. A., Zhog V. I., Borisova N. Yu., Pleshakov V. A., Podymova L. S. Modeli sistemnoy integratsii innovatsionnoy mezhdun-arodnoy obrazovatelnoy praktiki v sistemu nat-sionalnogo obrazovaniya Rossii (Models of

system integration of innovative international educational practice into the system of national education in Russia). Pedagogicheskoe obra-zovanie i nauka (Pedagogical education and science). Moscow: MANPO, 2010, No. 1, p. 6.

2. Efremova N. F. Testovyy kontrol v obrazovanii (Test control in education). Moscow: Logos, 2007.

3. Prikaz ministerstva obrazovaniya i nauki Ros-siyskoy Federatsii ot 17 dekabrya 2010 g. №

1897 (Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 17, 2010, No. 1897).

4. Prikaz o Zakone obshchego obrazovaniya v Omane Ministerstva obrazovaniya № 24 2012 g. (Order of Law of General Education in Oman of the Ministry of Education. No. 24, 2012).

5. Educational portal. Ministry of Education. Sultanate of Oman. Available at: http://www.moe. gov.om (accessed 29.10.2014).

Асила Аль Сади, аспирантка Московского педагогического государственного университета e-mail: crestalmoon_22@yahoo.com.sg

Aseela Al-Sadi, Post-Graduate Student, Moscow State Pedagogical University e-mail: crestalmoon_22@yahoo.com.sg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.