Научная статья на тему 'Ориентиры образовательной политики государства в соответствии с особенностями экономического развития и общественными потребностями'

Ориентиры образовательной политики государства в соответствии с особенностями экономического развития и общественными потребностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
534
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ТЕНДЕНЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL POLICY / EDUCATION TRENDS / EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION / POTENTIAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудакова Елена Николаевна

Рассмотрены основные тенденции в сфере образовании и специфика непрерывного профессионального образования, определены направления обеспечения качества и доступности образования. Акцентируется внимание на том, что образование должно являться таким социальным институтом, который был бы способен предъявлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, создавать условия для формирования гибких образовательных траекторий, соответствовать требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUIDELINES OF EDUCATIONAL POLICY OF THE STATE IN ACCORDANCE WITH THE CHARACTERISTICS ECONOMIC DEVELOPMENT AND PUBLIC NEEDS

The main trends in the field of education and specific continuing professional education, the directions of ensuring the quality and accessibility of education. Focuses on the fact that education should be a social institution that would be able to coerce people, a diverse set of educational services, to create conditions for the development of a flexible educational pathway to meet the requirements of innovative economic development, the current needs of society and every citizen.

Текст научной работы на тему «Ориентиры образовательной политики государства в соответствии с особенностями экономического развития и общественными потребностями»

21.Мемориал, Карагодин и все-все-все. [Электронный ресурс]. URL: https://colonelcassad.liveiournal.com/3089387.html (дата обращения: 10.11.2017).

Бубнов Александр Юрьевич, канд. филос. наук., доц., alexantlr-hHhnov a mail.ru, Россия, Москва, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

HISTORICAL POLITICS AND STRUGGLE OF INTERPRETATIONS OF COLLECTIVE PAST IN

THE PUBLIC SPHERE

A. Yh. Buhnov

The paper examines different approaches to understanding the politics of history. It is shown that not only the state hut also civil society is involved in the formation of collective memory, which is the result of competition of different interpretations of the collective past. Russian segment of the Internet is analyzed as a space collision of historical narratives ofpowerful social groups.

Key words: historical politics, the policy of the past, symbolic politics, collective memory, puhlic sphere, memory studies.

Buhnov Alexander Yurievich., candidate of philosophical sciences, docent, alexandr-huhnov a mail.ru, Russia, Moscow State University

УДК 32.001

ОРИЕНТИРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

ГОСУДАРСТВА В СООТВЕТСТВИИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ

ПОТРЕБНОСТЯМИ

Е.Н. Рудакова

Рассмотрены основные тенденции в сфере образовании и специфика непрерывного профессионального образования, определены направления обеспечения качества и доступности образования. Акцентируется внимание на том, что образование должно являться таким социальным институтом, который был бы способен предъявлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, создавать условия для формирования гибких образовательных траекторий, соответствовать требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Ключевые слова: образовательная политика, тенденции образования, образовательное пространство, качество образования, потенциал образования.

Образовательная система России, несмотря на экономические трудности и многочисленные организационно-правовые перемены, остается уникальной по своим масштабам и потенциальным возможностям частью мирового образования. В новых социально-экономических условиях все более

очевидными становятся противоречия между содержанием общего и высшего образования, с одной стороны, и изменением потребностей отраслей экономики и социальной сферы в развитии наукоемких и информационных технологий, с другой; уровнем общего и профессионального образования и возможностью трудоустройства молодежи в обществе; свободой обучающихся в выборе содержания и форм образования и обеспечением государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования.

Отсюда вытекает и приоритет образования не только в социальной, но и в экономической политике современного государства. На практике этот приоритет означает целенаправленное развитие образования в интересах роста человеческого капитала, а на этой основе - в интересах управления будущим, разрешения существующих и предотвращения возникновения новых социальных и экономических проблем, в интересах безопасности страны, укрепления международных позиций государства и обеспечения роста конкурентоспособности национального народного хозяйства, что отвечает основным принципам государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.

Все экономические программы, политические решения имеют в своем основании определенный тип самосознания, познания человека, заложенный соответствующей системой образования. Современная цивилизация - это не только продукт достижений технологии, но, прежде всего, продукт определенного мировоззрения, в центре которого был рационализм. Сегодня уже абсолютно очевидно, что господствовавшая прежде в мире и обеспечившая достаточно высокий уровень жизни небольшой группе стран форма рациональности - не универсальна, поскольку не отвечает всем культурным и ценностным ориентациям не только на уровне гармоничного развития цивилизации, но и на уровне просто ее выживания. Вероятно, именно это и имел в виду Н.А. Бердяев, отмечая, что «Экономизм нашей исторической эпохи и есть нарушение истинного иерархизма человеческого общества, утеря духовного центра» [1]. Признание этого факта нашло закрепление и в документах крупнейших международных организаций: «Мир, основанный лишь на экономических и политических соглашениях правительств, - говорится в преамбуле Устава ЮНЕСКО - не сможет завоевать единодушной, прочной и искренней поддержки народов; он должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества» [2], поэтому современное образование как один из главных общественных институтов, ответственных за организацию общего духовного пространства и обеспечение возможности самореализации личности независимо от национальной принадлежности, должно решать задаваемую этнокультурной спецификой полиэтнического общества воспитательную задачу интегративного характера: найти пути достижения (культурной конвергенции, консолидации) надэтнического культурно-ценностного единства на базе национально-государственной идеи,

обеспечивающей и общегражданскую самоидентификацию, и реализацию этнокультурной идентичности индивида.

Потенциал образования всегда будет выражаться в том, что в центре находится человек во множестве его взаимодействий с другими людьми, соответственно вне зависимости от эпохи социальный потенциал образования как системы будет состоять в ее фактическом воздействии на образ жизни индивидов, которое выражается в подготовке их к освоению нового для них содержания различных форм жизнедеятельности, развитии духовных потребностей и формировании концепции жизни.

В последние годы все большее внимание привлекает концепция гуманистической направленности научно-технического прогресса, когда «Человек становится неисчезающей целью, исторической константой, основой общественного развития» [3]. Такой переход невозможен без адекватного интеллектуального потенциала, формирование которого и является одной из задач современного образования. В. Кинелев определил ее, как фундаментализацию образования на основе органичного единства его естественнонаучной и гуманитарной составляющих. Ее реализация потребует возврата, хотя и на более высоком витке развития, «к целостному знанию, единому мироустройству» [4]. Специфика выполнения этой задачи состоит в том, что образование должно обеспечить человечеству не усвоение какой-либо одной политической идеи, не определенную узкую ценностную ориентацию, а одновременное освоение трех основных уровней ценностей: этнокультурных, национальных и общечеловеческих.

Функционирование сфер культуры и образования в каждой конкретной стране или регионе открывает богатейшие возможности для взаимодействия, сближения национальных образовательных пространств и их постепенной консолидации, создавая мультикультурное пространство образования. Мультикультурное пространство образования - динамичная система разновеликих и разносодержательных культурных полей взаимовлияний и взаимодействий субъектов образования, которые являются носителями определенного культурного и субкультурного опыта [5]. Интеграция России в мультикультурное и международное образовательное пространство становится не только неизбежным процессом, но и фактором жизнеспособности российской системы высшего образования. Вопрос заключается в эффективном обеспечении интеграции российской высшей школы в пространство европейского высшего образования, а также в европейское исследовательское пространство.

Другая общая тенденция образования - его демократизация, проявляющаяся в реальных мерах по созданию равных шансов для всех в получении качественного образования, в его растущей дифференциации и индивидуализациип как одном из способов удовлетворения разнообразных интересов и склонностей обучающихся.

Тенденция непрерывности образования - это один из стержневых ценностных ориентиров каждого общественного индивида. Ее интегрирующая функция проистекает из необходимости обеспечить каждому человеку профессиональную компетентность и мобильность, как маятниковую, так и линейную, возможность постоянного расширения кругозора и повышения уровня культуры. Непрерывное образование предполагает воспитание и самовоспитание личности, развитие всевозможных способностей и талантов у человека, стремление к непрерывному совершенствованию интеллекта через реализацию собственных потребностей, умений и навыков учиться, приобретать и систематизировать знания. Кроме этого, специфика непрерывного профессионального образования связана с необходимостью учёта возрастных характеристик обучаемых применительно к различным ступеням образования, дозирования профессиональных знаний, раскрытия творческого потенциала в процессе личностного и профессионального роста.

Развитие системы непрерывного образования позволяет создать условия для формирования гибких образовательных траекторий, обеспечить реакцию системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики. Одновременно появятся возможности для выравнивания доступа к качественному образованию на всех уровнях образовательной системы.

Общероссийская система оценки качества образования строится на принципах охвата всех ступеней общего образования процедурами оценки качества образования, участия в построении этой системы (в части, касающейся общего образования) органов управления образованием всех уровней (федеральных, региональных и муниципальных) и непосредственно образовательных учреждений [6]. Во всех нормативно-правовых документах качество образования декларируется как ведущий приоритет в области науки, культуры и образования. Страны, осуществляющие государственные программы развития человеческих ресурсов, в которых образование лидирует в системе приоритетов социальной, экономической инвестиционной политики, достигают впечатляющих показателей экономического и социального развития.

В целом в процессе обеспечения качества образования можно выделить следующие направления:

Первое - это государственная политика в сфере образования, направленная на повышение его качества. Данная политика нашла свое отражение в ряде федеральных законов и федеральных программ (ФЗ «Об образовании»; ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Федеральная программа развития образования и др.). В этих документах задача повышения качества образования поставлена во всей ее полноте и значимости [7].

Второе - это установленные государством и признанные обществом критерии, нормативы, стандарты качества образования. В настоящее время

важным средством обеспечения качества высшего образования (в содержательном аспекте) является федеральный государственный образовательный стандарт, представляющий собой комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание образовательных программ. Введение федерального государственного образовательного стандарта создало условия для сбалансированного отражения интересов всех субъектов образования в условиях расширения академических свобод, развития вариативности и гибкости содержания образования, повышения требований к уровню образованности, профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускников. Федеральный государственный образовательный стандарт отражает основные условия, ценностные, культурно-исторические параметры современного образования, устанавливает государственные гарантии прав граждан на качественное образование, выдвигает требования к результатам образования, но при этом оставляет образовательному учебному заведению свободу в выборе средств и способов их достижения.

Третье - это объективные условия, способствующие достижению определенного качества образования. Здесь имеется в виду профессионализм научно-педагогических кадров, качество учебных программ, качество учебно-методических материалов, уровень развития материально-технической базы учебного заведения, разработанность информационной инфраструктуры.

Четвертое - это конкретные технологии учебного процесса, формы и методы воспитательной работы, методы оценки качества обучения на различных этапах.

Пятое - это механизмы управления качеством в учебном заведении.

Повышение качества образования в современных условиях возможно только на основе активизации инновационных процессов в данной сфере, обеспечения интеграции образовательной, научной и практической деятельности. Это снимет проблему замкнутости системы образования, откроет ее внешним воздействиям, приведет к постоянному обновлению содержания образования и технологий обучения.

Обеспечение доступности качественного общего образования в первую очередь должно быть направлено на выравнивание стартовых возможностей получения общего образования - это позволит снизить социальную дифференциацию, заложить необходимую основу для повышения качества образования, социальной, территориальной и образовательной мобильности детей и молодежи.

Повышение инвестиционной привлекательности системы образования позволит решить проблему дефицита квалифицированных кадров в системе образования, повысить ее управленческий потенциал, обеспечить развитие

ресурсной базы, а также внедрение новых технологий в образовательный процесс. Повсеместно модернизируется классно-урочная система, массово внедряются формы обучения, развивающие самостоятельность, ответственность, стимулирующие активность (деловые игры, дискуссии, школьные советы по различным направлениям и т. п.), идет активная педагогизация новейших технических средств, всемерно поощряется опытно-экспериментальная деятельность. Одним из принципов российской высшей школы является фундаментальность образования, и одна из самых сильных сторон российской системы образования в том, что студенты с младших курсов начинают заниматься наукой под руководством ученых. Они с самого начала становятся частью научной школы и получают возможность общаться с учеными разных поколений и возрастов. Продуктивное сотрудничество с молодежью закладывается еще в средней школе, где ведущие профессора университетов учат талантливых детей, готовя, таким образом, будущих абитуриентов, а потом и студентов российских вузов.

Безусловно, прослеживается и общая тенденция к превращению образования в приоритетный объект финансирования. Ее развитие важно как с точки зрения усиления общего потенциала мирового образования, так и с точки зрения качественного выравнивания отдельных, составляющих его элементов. Так ,реализация инновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общих расходов на образование с 4,8 процента валового внутреннего продукта (в 2007 — 2008 годах) до 7 процентов в 2020 году, в том числе увеличение расходов бюджетной системы — с 4,1 процента до 5,5 - 6 процентов валового внутреннего продукта [8].

Тенденции к превращению современного образования в сложную специализированную систему, имеющую свои собственные закономерности функционирования и развития, привели к пониманию образования как системного фактора преобразования общества с существующей в нем общей, единой системой общечеловеческих ценностей, но обладающих спецификой своего проявления в зависимости от конкретных условий развития, а также определили стратегическую цель государственной политики в области образования: «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина»

[9].

Список литературы

1. Бердяев Н.А. Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы. М.: Феникс-ХДС-Пресс, 1990. С. 18.

2. Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/unesco (дата обращения: 08.09.2017).

3. Андреев Э.М. Новая социальная реальность: основные черты и способы движения // Социально-политический журнал. 1994. № 8. С. 318.

4. Кинелев В. Образование и цивилизация // Высшее образование в России. 1996. № 3. С. 4-12.

5. Лиферов А.П. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании: дис .... д-ра пед. наук. Рязань, 1997. С. 86

6. Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70183566/#ixzz4xiFQJBuB (дата обращения: 08.09.2017).

7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru.html (дата обращения: 08.09.2017).

8. Распоряжение! Правительства РФ! от! 17.11.20081 №| 1662-р! (ред. от 10.02.2017)! «Концепции! долгосрочного! социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс].! URL:! http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi7req! (дата обращения: 08.09.2017).

9. Там же.

Рудакова Елена Николаевна, д-р полит. наук., доцент,elena_nikolaevna_rf@mail.ru, Россия, Москва, Московский государственный областной университет

GUIDELINES OF EDUCATIONAL POLICY OF THE STATE IN ACCORDANCE WITH THE CHARACTERISTICS ECONOMIC DEVELOPMENT AND PUBLIC NEEDS

E. N. Rudakova

The main trends in the field of education and specific continuing professional education, the directions of ensuring the quality and accessibility of education. Focuses on the fact that education should be a social institution that would be able to coerce people, a diverse set of educational services, to create conditions for the development of a flexible educational pathway to meet the requirements of innovative economic development, the current needs of society and every citizen.

Key words: educational policy, education trends, education, quality of education, potential education.

Elena Nikolaevna Rudakova, doctor of political science, docent, elena_nikolaevna_rf@mail.ru, Russia, Moscow, Moscow State Region University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.