Научная статья на тему 'Современные теории качества образования в решении проблемы оценки качества школьного воспитания'

Современные теории качества образования в решении проблемы оценки качества школьного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1314
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION QUALITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL / ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ / MORAL EDUCATION POTENTIAL / КАЧЕСТВО ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ / CRITERIA AND INDICATORS OF SCHOOL MORAL EDUCATION QUALITY / SCHOOL MORAL EDUCATION QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаев М.П.

В статье рассматриваются современные теории качества образования, анализируется многообразие подходов исследований. На этой основе определяются и раскрываются критерии и показатели качества школьного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines modern theories of education quality and analyzes the various approaches. On this basis the author defines and explains the criteria and indicators of quality of school moral education.

Текст научной работы на тему «Современные теории качества образования в решении проблемы оценки качества школьного воспитания»

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

I М. П. Нечаев

Аннотация. В статье рассматриваются современные теории качества образования, анализируется многообразие подходов исследований. На этой основе определяются и раскрываются критерии и показатели качества школьного воспитания.

Ключевые слова: качество образования, образовательная среда школы, воспитывающий потенциал, качество школьного воспитания, критерии и показатели качества школьного воспитания.

Summary. The article examines modern theories of education quality and analyzes the various approaches. On this basis the author defines and explains the criteria and indicators of quality of school moral education.

Keywords: education quality, educational environment of the school, moral education potential, school moral education quality, criteria and indicators of school moral education quality.

24

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Основной задачей образовательной политики на современном этапе становится достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Одновременно в новой модели устойчивого развития общества ведущим законом становится закон опережающего развития качества человека, качества образовательных систем и качества общественного интеллекта. «...Качество становится символом тех изменений, которые дают ориентиры к стратегии выживания человечества»

[1]. Проблема качества начинает пониматься и решаться на путях идеологии «всеобщего управления качеством», охватывающей все виды деятельности в образовательной системе, начиная от качества воспитания, качества образовательных программ, качества содержания, качества образовательного процесса и кончая качеством самого управления.

В современных теориях управления образованием (Ю. К. Бабанский, Ю. А. Конаржевский, В. Ю. Кричев-ский, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др.) и его качества (В. Л. Кальней, О. В. Лебедев, В. П. Панасюк, М. М. Поташник, Н. А. Селезнева, А. И. Субет-то, С. Е. Шишов и др.) качество образования рассматривается в нескольких плоскостях:

ЕК

• качество как дидактическая проблема;

• качество как проблема развития и воспитания школьников;

• качество как социальная проблема;

• качество как управленческая проблема.

Наибольшую актуальность эти исследования приобретают на фоне вариативности образования. Инновационные процессы, интегрируя традиции и новаторство, выступают механизмом разработки новых целей, содержания, форм, методов, технологий организации и управления качеством образования, жизнедеятельности развивающейся школы.

Под качеством образования понимается его динамическое соответствие современным запросам со стороны всех заинтересованных субъектов - непосредственных и опосредованных заказчиков, в первую очередь, учащихся и их родителей (законных представителей), работодателей, государства; адекватность содержания образования современным социальным условиям [2].

Таким образом, качество образования - синтетическая категория, отражающая все компоненты и аспекты развития образования как системы. Современный этап развития качества образования отражается в становлении новых социальных функций образования, где качество человека в центре понимания качества образования.

Проблема качества за последние 40-50 лет претерпела эволюцию: произошла своеобразная метаморфоза проблемы качества товаров и труда в проблему качества жизни, качества человека, качества культуры и качества образования. Наряду с идеологи-

ей развития (Total Quality Management) всеобщего качества управления и стандартов, ориентированных на создание систем сертификации, в конце 1980-х гг. разворачивается идеология качества человека, качества образования и качества жизни. Согласно Л. И. Субетто, «появился новый тип конкуренции - конкуренции надры-ночного, надтоварного, межгосударственного характера по качеству интеллектуальных ресурсов общества и качества образования» [1].

В мониторинговых исследованиях, по утверждению В. А. Исаева, качество образования в узком смысле рассматривается как категория, характеризующая результат не только образовательного, но и воспитательного процесса, отражающего:

• уровень сформированности общетеоретических знаний, практических умений и навыков выпускников;

• уровень интеллектуального развития, нравственных качеств личности;

• особенности ценностных ори-ентаций, определяющих мировоззрение;

• активность и ответственное творческое отношение к действительности, проявляющееся в деятельности [3].

При решении задачи выявления критериев, определяющих состояние качества образования, мы посчитали целесообразным проанализировать многообразие подходов исследований и их основания. В связи с этим следует обратить внимание на широкий спектр основных характеристик в понимании качества образования и как следствие на разброс определений феномена «качество образования»:

25

26

• первая группа исследователей в своей трактовке качества образования ориентирована на соответствие ожиданиям и потребностям личности и общества (А. И. Моисеев и М. М. Поташник, С. Е. Шишов и В. А. Кальней, Е. В. Яковлев). При этом качество образования определяется по совокупности показателей результативности и состояния процесса образования (содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническая база, кадровый состав и пр.);

• вторая группа - на сформированный уровень знаний, умений, навыков и социально значимые качества личности (Е. В. Бондаревская, Л. А. Санкин и Е. П. Тонконогая и др.). Параметрами качества образования выступают социально-педагогические характеристики (цели, технологии, условия, личностное развитие);

• третья группа - на соответствие совокупности свойств образовательного процесса и его результата требованиям стандарта, социальным нормам общества, личности (В. И. Бай-денко, В. А. Исаев, А. И. Субетто и др.). Определяется качество образования интегральной характеристикой и процесса, и результата, и системы;

• четвертая группа - на соответствие результата целям образования, спрогнозированным на зону потенциального развития личности (М. М. Поташник, В. М. Полонский, А. П. Крах-малев и др.). Качество образования рассматривается как совокупность характеристик образованности выпускника;

• пятая группа - на способность образовательного учреждения удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности (Г. А. Бордов-ский, П. И. Третьяков, Т. Н. Шамова и др.). Качество образования здесь рас-

сматривается как свойство, обуславливающее способность школы удовлетворять запросы потребителей разных уровней.

Приведенный анализ подходов к определению «качество образования» позволяет выявить основания к их систематизации относительно методологических подходов к организации школьной образовательной среды и ее воспитывающего потенциала (см. табл.). Из этого анализа также следует, что качество образования рассматривается, с позиций различных уровней:

• с позиции субъектов образовательного процесса с учетом иерархии социально значимых характеристик, параметров;

• с позиции самого образовательного учреждения (поставщика), предоставляющего комплекс услуг, адекватных требованиям государственного образовательного стандарта, запросам личности и общества (потребителей) с учетом прогноза его деятельности в будущем.

Таким образом, к ключевым направлениям развития системы управления качеством образования относятся:

• качество содержания образования, методов обучения, организации образования;

• качество используемых материальных ресурсов, квалификационного ресурса учителей;

• качество целеполагания образовательной деятельности;

• качество управления образовательным процессом или образовательной средой.

Многочисленные научные исследования по проблемам качества и управления качеством школьного образования на сегодняшний день не в полной мере учитывают особенности

Таблица

Критерии и показатели качества школьного воспитания

Критерии Показатели Методики изучения

1. Качество результатов воспитания

Уровень воспитанности учащегося

1. Мировоззрение Принятие идеологии российского государства, культуры мира, системы общечеловеческих ценностей. Устойчивость взглядов, убеждений, умение их отстаивать Размышления, сочинения, беседы, опросники, тесты, анкеты, наблюдения

2. Патриотизм и гражданственность Уровень идейно-политического сознания. Уважение Конституции Российской Федерации, за-конопослушание. Чувство любви и гордости за свою Родину, готовность ее защищать. Участие в социально значимых проектах Наблюдения, ситуации поведенческого выбора, анкеты, тесты («Я-пози-ция», «Веер суждений»), опросники, сочинения, интервью

3. Коллективизм Участие в делах коллектива. Осознание товарищеского долга. Способность трудиться для блага общества, коллектива, других людей Методики диагностики сформированности коллектива, социометрия, анкеты («Наши отношения» и др.), опросники, наблюдения

4. Трудолюбие Добросовестное отношение к учению, труду, обязанностям. Участие в общественно-полезном труде. Владение основами экономики, экологии, культуры труда. Способность к саморазвитию и самореализации Наблюдения, анкеты, опросники для выявления готовности учащихся к выбору профессии, анализ участия в творческой и трудовой деятельности

5. Нравственность Гуманное отношение к окружающему миру. Проявление заботы о ветеранах войны и труда. Сформированность нравственных качеств (совестливость, милосердие, порядочность и др.). Способность к саморегуляции, дисциплинированность. Социальная адаптированность, способность противостоять негативным тенденциям. Отношение к российской культуре. Умение видеть и ценить прекрасное, искусство Наблюдения, квалиме-трические методики (ситуация поведенческого выбора, оценка поведения), интервью и самоинтервью, тесты (выборочного решения, ранжирование, «Когда вижу, я...», «Размышляем о жизненном опыте» и др.), методики изучения мотивов участия в деятельности

6. Навыки здорового образа жизни Отношение к своему здоровью как к ценности. Регулярные занятия физкультурой и спортом. Опрятный внешний вид и правильная осанка. Сформированность гигиенических навыков и привычек. Владение принципами культуры питания. Отсутствие вредных привычек. Динамика физического развития и состояния здоровья Наблюдения, беседы, анкеты, самооценка, опросники, результаты традиционного контроля, статистический меди-цицинский анализ состояния здоровья учащихся

7. Готовность к семейной жизни Усвоение культуры семейных отношений, тендерной культуры. Уважение своей родословной, традиций семьи. Чувство ответственности за свою семью. Уважение к старшим. Забота о младших Беседы, игры, сочинения, тесты (графические методики, рисунок сюжетного содержания и др.), наблюдения

27

28

2. Качество воспитательной системы (среды) образовательного учреждения

1. Педагогическое целеполагание и принципы эффективного функционирования системы Соответствие целей и задач Концепции и Программе воспитания детей и учащейся молодежи, потребностям государства и общества, ориентации на развитие личности. Согласованность содержания, целей и задач на всех уровнях функционирования системы в учреждении. Эффективность инновационных подходов. Использование современных технологий воспитания. Присутствие духа идейности и патриотизма в учебном заведении Анализ результатов контроля, анализ результатов деятельности, беседы, анкеты, педагогический консилиум. Наблюдения, опросники, анкеты, методики изучения отношений, тесты

2. Воспитательные отношения в процессе педагогического взаимодействия Гуманное творческое взаимодействие участников воспитательного процесса. Сформированность коллектива учебного заведения. Удовлетворенность состоянием эмоционально-психологических, деловых отношений учащихся, педагогов, родителей. Нравственно-психологический климат

3. Управление процессом воспитания Наличие структуры, функционально ответственной за воспитательную работу. Профессиональная компетентность руководителей учреждения образования. Система мониторинга качества воспитания. Наличие эффективных механизмов стимулирования творческой деятельности

4. Организационно-воспитательная деятельность Наличие системообразующего вида деятельности, общественно значимых традиций в коллективе. Участие в общественно полезных акциях. Системная организация информационной работы. Организация работы музеев, клубов. Организация кружковой и секционной работы. Эффективность деятельности органов ученического самоуправления. Организация культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и туристско-краеведческих мероприятий. Организация и уровень культуры питания учащихся. Система работы учреждения по охране здоровья учащихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм. Эффективность профилактики преступности, правонарушений, пьянства, курения, наркомании. Состояние травматизма. Организация общественно полезного труда. Профессиональная ориентация. Система посещения театров, музеев, библиотек, выставочных залов и др. Участие в разнообразных видах деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды. Деятельность социально-психологической службы в учебном заведении

5. Открытость воспитательной системы Уровень взаимодействия с заинтересованными структурами, коллективами, отдельными людьми в интересах воспитанника. Эффективность использования воспитательного пространства социума, поддержка полезных инициатив социума в воспитании детей. Оказание психолого-педагогической, социально-бытовой, юридической и другой помощи семье, воспитаннику, педагогу

3. Качество условий организации воспитательной среды

1. Нормативное и методическое обеспечение воспитательного процесса Наличие концептуальных и программных документов, планов воспитательной работы в учреждении образования. Наличие нормативной и методической базы по организации воспитательной работы и эффективность ее использования Анализ данных контроля, анкетирование, статистический анализ данных, беседы, опросы, наблюдения, анализ результатов деятельности

2. Ресурсное обеспечение воспитательного процесса Обеспеченность кадрами воспитательной работы. Уровень профессиональной, психолого-педагогической подготовки педагогов. Эффективность системы повышения квалификации кадров воспитательной работы и организация методической учебы. Наличие и эффективность использования материально-технической базы воспитательной работы (помещения для клубов, кружков, комнаты ученического самоуправления, общественных организаций, спортзалы, бассейны, компьютерные классы и т.д.). Обеспеченность техническими средствами. Состояние библиотечного фонда. Условия организации социально-психологической службы. Эффективность вложения финансовых средств в воспитательный процесс

современной образовательной среды школы. Эта среда реализует не только нормативные, но и маркетинговые цели образования, вытекающие из его миссии, направленной на удовлетворение запросов потребителей образовательных услуг. Именно качество задает достоверность любых управленческих решений, определяет проверяемость постановки и реализации целей, стратегий, программ, планов, задач образовательной среды в актуализации воспитательного потенциала.

Если исходить из цели воспитания и рассматривать школьную образовательную среду с точки зрения ее воспитательного потенциала, то интегратив-ным критерием качества воспитывающей среды школы является ее способность обеспечить всем субъектам воспитательного процесса возможности для интенсивного личностного саморазвития. Используя предоставленные школой возможности, соответствую-

щие их потребностям и интересам, учащиеся тем самым мотивируются к проявлению активности, то есть становятся реальными субъектами своего развития. Показателем высокого качества функционирования воспитательной среды служит ее способность с учетом предоставляемых возможностей обеспечивать удовлетворение потребностей всех субъектов процесса воспитания, создавая соответствующую мотивацию их активной деятельности.

При таких условиях оценки качества школьного воспитания составляющими определены:

• качество результатов воспитания;

• качество воспитательной среды школы;

• качество условий организации воспитания.

Критерием оценки качества результатов воспитания является уровень воспитанности. Критерии вос-

29

ВЕК

30

питанности учащихся соответствуют гуманистической парадигме воспитания и идеям личностно-ориенти-рованного подхода, где в качестве главной цели школы понимается личность ребенка.

Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении [4]. Воспитанность формируется с раннего детства и обусловлена развитием культуры в обществе, социальной средой, системами воспитания в семье, учреждении образования и т.д. Воспитанность выступает как интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, определяющая его отношение к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира.

Критериями качества воспитывающей среды школы являются:

• педагогическое целеполагание и принципы эффективного функционирования образовательной среды;

• воспитательные отношения в процессе педагогического взаимодействия;

• управление образовательной средой и ее воспитывающим потенциалом;

• организационно-воспитательная деятельность;

• открытость воспитывающей среды.

Качество условий организации воспитания определяется нормативным, методическим и ресурсным обеспечением образовательной и воспитывающей среды.

По справедливому утверждению Е. В. Бондаревской, основными субъ-

ектами, имеющими свой интерес в качестве школьного воспитания, являются личность, общество и государство. Интерес личности состоит в том, чтобы воспитание создавало условия для ее свободного саморазвития, помогало в решении жизненных проблем; интерес общества - в том, чтобы саморазвитие и самоопределение личности осуществлялось на нравственной основе, чтобы из детей вырастали общественно направленные люди; интерес государства - в том, чтобы воспитание помогло им стать достойными гражданами своего отечества [5]. С учетом названных интересов автор дает следующее первоначальное определение воспитанию: это социально обусловленный и педагогически управляемый процесс удовлетворения потребностей личности в свободном саморазвитии, общества - в нравственных людях, государства - в достойных гражданах.

В заключении отметим, что современные теории качества образования и концепции воспитания, так или иначе, отражаются на решении проблемы развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы. С одной стороны, хорошо спроектированная и качественно организованная образовательная среда школы, являющаяся сколком общества и учитывающая современные тенденции общественного развития, способствует развитию личности, отвечающей запросам этого общества. Чем выше качество самой образовательной среды, тем большим воспитывающим потенциалом она обладает, поскольку степень свободы в применении различных современных средств и способов, методов и методик воспитательной работы несоизмеримо возрастает. С

другой стороны обилие используемых концепций воспитания в современной образовательной среде школы приводит к мнению о том, что в настоящее время не существует единой государственной концепции, как и единой методологической платформы для осуществления образовательного и воспитательного процесса.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Субетто А. И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы. - СПб. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.

2. Давыдова Л. Н. Различные подходы к определению качества образования // Качество. Инновации. Образование. - 2005. - № 2. - С. 5-8.

3. Исаев В. А. Анализ основных подходов к определению качества образования [Элек-

тронный ресурс]. - URL: http://ipk.mmsk. edu.by/sm.aspx?uid=141647

4. Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьников. - М.: Педагогика, 2000.

5. Бондаревская Е. В. Развитие теории воспитания в современной России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mgopu.ru/ pvu.old/sobor/magazin/2/1.doc

6. Нечаев М. П. Диагностика результатов воспитательного процесса. - М.: Перспектива, 2008.

7. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. - М.: Владос, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

9. Яковлев Е. В. Управление качеством образования в высшей школе: теория и практика. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000.

10. Ясвин В. А. Экспертиза школьной образовательной среды. - М., 2000. Щ

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.