9. Нишонов Усмонхон Ибрагимович, Парпиева Махсуда Махмуджановна. Лингвистические проблемы перевода: текст как объект переводческой деятельности // Проблемы Науки, 2019. № 11-2 (144). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberlenmka.m/artide/nЛmgvisticheskie-problemy-perevoda-tekst-kak-obekt-perevodcheskoy-deyatelnosti/ (дата обращения: 05.12.2021).
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ -ОСНОВНОЙ ФАКТОР НЕОБХОДИМОСТИ В ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТАХ
Парпиева Махсудахон Махмуджановна - старший преподаватель, кафедра узбекского языка и литературы, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматривается актуальность повышения качества образования как основного фактора необходимости в
высококвалифицированных специалистах, анализируются нормативные и законодательные документы, касающиеся образования. В том числе задачи высшего образования -обеспечения высокого уровня компетентностей и формирования социально-личностных характеристик выпускников. А также говорится о принятой Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан.
Ключевые слова: качество образования, бизнес-школы, профессиональные курсы, высококвалифицированные специалисты.
Стремительное вхождение Узбекистана в мировое сообщество, интеграционные процессы в различных сферах политики, экономики, культуры, идеологии, смешение и
49
перемещение народов и языков поднимают проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным культурам. Одним из ведущих приоритетных направлений государственной политики нашей республики стала работа по коренному реформированию системы образования, доведению ее до уровня современных требований, и по воспитанию гармонично развитого поколения. форм - формирование в нашей стране здорового и развитого поколения, образованного, с высокими духовно-нравственными качествами. Для достижения этой цели Указ Президента Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёева «О Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы» и Государственной программы по реализации «Года диалога с народом и интересов человека», а также Постановление от 20 апреля 2017 года «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» являются одним из важных приоритетов в подготовке высококвалифицированных специалистов, живущих в новой эпохе, с новым мышлением, в новом производстве, с современными профессиональными навыками работающих в новых социальных условиях. После объявления Узбекистаном Независимости, своей главной стратегической целью Узбекистан выбрал путь построения демократического правового государства, одной из главных задач которой является формирование всесторонне развитой свободной личности. Средством решения этой задачи является проведение целенаправленной государственной политики в области образования. Большой вклад в решение этой задачи вложил глава нашего государства Шавкат Миромонович Мирзиёев. С первых дней своей деятельности на посту главы государства, он уделяет большое внимание образованию. В своём выступлении на торжественном собрании, посвященном Дню учителей и наставников, Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев, привёл пример жизненного кредо джадидов-просветителей, которыми «... были слова священного хадиса: «Нет и не
может быть иного спасения, кроме знания». Они считали, что добиться национальной независимости, развития и процветания можно только путем просветительства, глубокого овладения светскими и духовными знаниями, современными науками и профессиями». Так, в статье 41 Конституции Республики Узбекистан закреплено, что «Каждый имеет право на образование». В сфере среднего специального образования характерной особенностью стало открытие на местах бизнес-школ, профессиональных курсов для начальной и средней школы, обучение новым специальностям, исходя из требований рыночной экономики. В сфере высшего образования необходимо отметить введение кредитно-модульного обучения; преобразование педагогических институтов в областных центрах в университеты, создание техникумов, придание учебным заведениям на местах более высокого статуса; отправление за рубеж студентов и специалистов для учебы и обмена опытом за счет различных организаций и международных фондов, привлечение в учебные заведения республики иностранных специалистов, выполнение конкретных работ, направленных на переподготовку специалистов и преподавателей в сфере экономики и бизнеса. Но в последнее время система образования столкнулась с некоторыми проблемами, которые стали принципиально новыми, не имеющими уже отработанных путей решения [7]. Эти проблемы были продиктованы современным этапом развития общества, они обусловлены внутриполитическими, социально-
экономическими, мировоззренческими, философскими факторами. Особое место, среди них занимает фактор необходимости повышения качества образования, так как появляется надобность в высококвалифицированных специалистах разных отраслей экономики. Как сказал Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в своей книге «Стратегия Нового Узбекистана» «Народ поверил в нас. Теперь он ждёт от нас новых планов и программ», — сказал он. Среди её направлений — сохранение мира и стабильности в стране; укрепление атмосферы дружбы и
согласия между гражданами и нациями дальнейшее развитие духовного мира народа; защита прав и свобод, законных интересов каждого жителя Узбекистана, независимо от его нации, языка и религии, обеспечение их гарантированными источником дохода, медицинскими услугами и жильём, качественным образованием; ...... При организации
учебно-воспитательного процесса в учебных заведений используются следующие организационно-правовые документы: законодательство об образовании, подзаконные акты, в том числе указы, приказы, постановления. Учебный план, реализуемый указанными выше нормативными документами, теоретические и практические проблемы преподавания русского языка для неспециалистов, нововведения в преподавании данной дисциплины, учебные планы, методы и методические пособия для проведения практических занятий, сборники тестов и контрольные вопросы не были досконально изучены. Всё это свидетельствуют об актуальности комплексного теоретического и практического изучения и анализа организационно-правовых документов образовательного процесса преподавания в образовательных заведениях и разрабатываемых на их основе локальных документов. Речевая (коммуникативная) ситуация - это те обстоятельства, которые вызывают необходимость использовать устное высказывание с целью взаимного влияния двух или нескольких коммуникантов в ходе взаимодействия [6]. Значение грамматики для практики говорения и понимания русской речи в условиях национальной группы выдвигается на первый план среди мотивов, обусловливающих важность овладения грамматикой [4]. Профессиональное самоопределение играет важную роль в жизни молодого человека, а особенно абитуриента и недавнего выпускника школы, так как оно совпадает с серьезными переменами в жизни, которые обусловлены началом самостоятельной, так называемой «взрослой. жизни [5].
Список литературы
1. Конституция РУ.
2. Мирзиёев Ш.М. «Стратегия Нового Узбекистана».
3. Указ Президента Республики Узбекистан «О внедрении системы непрерывного повышения квалификации руководящих и педагогических кадров в высших образовательных учреждений». Ташкент, 2019.
4. Умарова Дилмура Закировна. Методика изучения грамматики русского языка в национальных группах неязыковых вузов // Вопросы науки и образования, 2018. № 3 (15). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/artide/n/metodika-izuchemya-grammatiki-russkogo-yazyka-v-natsюnalnyh-gruppah-neyazykovyh-vuzov/ (дата обращения: 05.12.2021).
5. Умарова Дилмура Закировна. Профессиональное самоопределение и профессиональная направленность личности // Вопросы науки и образования, 2018. № 7 (19). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/artide/n/pшfessюnalme-samoopredelenie-i-professionalnaya-napravlennost-lichnosti/ (дата обращения: 05.12.2021).
6. Парпиева Махсудахон Махмуджановна. Речевые ситуации в обучении иноязычному говорению // Вопросы науки и образования, 2017. № 3 (4). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleшnka.ru/artide/n/rechevye-situatsп-v-obuchenii-inoyazychnomu-govoreniyu/ (дата обращения: 05.12.2021).
7. Парпиева Махсуда Махмуджановна. Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения русскому языку как неродному // Вопросы науки и образования, 2018. № 7 (19). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberlemnka.m/artide/n/mformatsюnш-kommunikatsionnye-tehnologii-v-protsesse-obucheniya-russkomu-yazyku-kak-nerodnomu/ (дата обращения: 05.12.2021).
8. Холматова Дилором Абдусамиевна. Теоретические аспекты изучения этнографии как научной дисциплины // Бюллетень науки и практики, 2020. № 8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-izucheniya-etnografii-kak-nauchnoy-distsipliny/ (дата обращения: 05.12.2021).
9. Рахматова Одина Кадыржановна, Косимова Дилбархон Рузибаевна. Актуальные проблемы преподавания русского языка в технических вузах // Проблемы Науки, 2019. № 122 (145). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-pшЫemy-prepodavaniya-russkogo-yazyka-v-tehnicheskih-vuzah/ (дата обращения: 05.12.2021).