ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ПРИКЛАДНАЯ НАУКА Нишонов У.И.
Нишонов Усмонхон Ибрагимович - заведующий кафедрой, кафедра узбекского языка и литературы, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы повышения качества образования, актуальности комплексного теоретического и практического изучения и анализа организационно-правовых документов
образовательного процесса преподавания русского языка в образовательных заведениях и разрабатываемых на их основе локальных документов. Поднимается проблема обучения грамматике русского языка студентов национальных групп неязыковых вузов. А также содержание обучения и изучение русской грамматики и других разделов курса русского языка.
Ключевые слова: методика обучения русского языка, проблемное обучение, коммуникативная компетентность, умения, навыки.
При подготовке выпускной квалификационной работы наряду с такими правовыми документами, как Конституция Республики Узбекистан, Закон об образовании, новая Национальная программа подготовки кадров, Государственная программа для молодежи, были использованы указы и постановления Президента
Республики Узбекистан, такие как Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису, о «Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года, Указ "О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в "Год активных
43
инвестиций и социального развития" от 17 января 2019 года и др. УП Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2019 года. Принято Постановление № 5847 «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года». Согласно ему, концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года должна, исходя из потребностей в социальной сфере и экономике, основываясь на укрепление интеграции науки, образования и производства повысить качества образования, подготовить конкурентоспособных кадров, эффективная организация научно-инновационной деятельности, а также целях развития международного сотрудничества, была разработано Постановление Президента Республики Узбекистан от 11 июля 2019 года № ПП-4391 «О мерах по внедрению новых принципов управления в системе высшего и среднего образования». Всё это свидетельствуют об актуальности комплексного теоретического и практического изучения и анализа организационно-правовых документов
образовательного процесса преподавания русского языка в образовательных заведениях и разрабатываемых на их основе локальных документов. Обучение довольно старый процесс, имеющий длинную и глубокую историю, в разное время он происходил по-разному, но именно в 70-х годах прошлого столетия стали предприниматься наиболее интенсивные попытки активизировать обучение. Систематические основы активного обучения были заложены в исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению (В. Оконь, А. М. Матюшкин, Т. В. Кудрявцев, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер и др.). Разработкой методов активного обучения на занятиях русского языка занималась В.В. Волина, О.С. Ушакова и другие методисты, но методических пособий, включающих в себя различные виды АМО, а не только какие-то конкретные недостаточно. В своей работе я использовала Активные методы обучения как средство развития субъектной позиции обучающегося, при этом я опиралась на научные исследования таких учёных как
Лобанова С.А., Н. А. Артёменко[4] и конечно учёных методистов нашей страны Азизходжаева Н.Н. «Педагогические технологии и педагогическое мастерство», Ж.Жалолова «Методика преподавания иностранных языков», Б. Л. Фарбермана «Передовые педагогические технологии» и очерки профессора Габдулхакова Ф.А. [5] В последние два десятилетия в Узбекистане вопросам обучения иностранным языкам уделяется пристальное внимание. Об этом свидетельствует принятие Национальной программы по подготовке кадров и ряда последующих документов, постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков», которые создали благоприятные условия для развития методики обучения языкам. На современном этапе развития общества главной задачей методической науки является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Направленность личности играет существенную роль в жизнедеятельности человека. И в профессиональном становлении связана, прежде всего, с познавательной деятельностью и проявляется в интересах, связанных с развитием профессионализма [7]. Чтобы воспитать такую личность, обучаемых необходимо научить коммуникативной компетентности, состоящей из речевой, лингвистической и социолингвистической компетенции. Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками? Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на занятиях русского языка как одно из условий развития творческого потенциала студентов, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи [6]. Воспитанный в таких условиях обучаемый в конечном итоге должен достичь уровня, определяемого как уровень «языковой личности». В результате преобразований, происходящих в республике, процесс обучения русскому
языку сегодня может развиваться с учетом потребностей людей и приобрести более ощутимую практическую и коммуникативную направленность. Подготовка человека к общению на изучаемом языке сегодня приравнивается к подготовке к межкультурному диалогу. Соответственно, практика обучения русскому языку должна оперативно реагировать на это обстоятельство и выработать пути оптимального решения возникающих проблем. Процесс обучения языкам протекал по-разному в разное время. В пределах стран постсоветского пространства этот процесс ранее имел свои специфические особенности. В частности, проблемой процесса обучения русскому и другим иностранным языкам являлось отсутствие риторики. Такой подход к изучению языка и его преподавания был обусловлен отменой в российской школе уроков риторики еще в конце XIX века. Хотя начиная с античных времен, обучение языкам велось и ведется в двух направлениях -формирование навыков красноречия и изучение теоретических основ языка. В ХХ веке методика обучения русскому языку в национальной школе, вслед за этим также иностранным языкам в школах всех типов сложилась на основе копирования методики обучения родному (русскому) языку. Это было обусловлено отсутствием аналогов. Несколько упрощенный вариант программы обучения родному языку объявлялось программой обучения русскому языку как неродному. Данное обстоятельство привело к появлению ощутимой разницы в подходах к проблемам обучения языкам у нас и в других странах. Все это отразилось и в практике обучения языкам — долгое время процесс обучения языкам повторял основные положения процесса обучения родному языку. Об этом свидетельствовали и конечные результаты процесса обучения языкам — многие выпускники, владея суммой теоретических знаний о языке, оказывались беспомощными в общении на нем. Это было характерно почти до конца ХХ века. В настоящее время перспективными направлениями развития методики обучения русскому и иностранным
языкам являются внедрение принципа коммуникативной направленности, инновационных технологий, личностно ориентированного подхода. Особо следует отметить значение гуманизации учебного процесса и демократизации взаимоотношений субъектов данного процесса. Методика обучения русскому языку - наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литературному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний, умений и навыков по русскому языку (речевых, орфографических, пунктуационных) в современной школе (М. Т. Баранов, А. В. Текучев). Мы понимаем методику обучения русскому языку как педагогическую науку, отрасль дидактики, изучающую закономерности обучения школьников русскому языку [8]. Методика изучает содержание обучения, методы работы учителя, учащихся, процессы усвоения материала, исследует эффективность рекомендуемых методов и приемов. Предмет методики - процесс обучения русскому языку. Понятие «обучение» включает в себя:
- содержание обучения, т.е. языковой материал, который изучается, языковые умения, которые должны быть усвоены; деятельность учителя по отбору и «подаче» материала учащимся, по организации их учебного труда, по выявлению знаний и умений школьников; деятельность учащихся по усвоению знаний, их творческий труд по применению знаний, выработка умений и навыков; результат обучения [9].
Список литературы
1. Конституция РУ.
2. Мирзиёев Ш.М. «Стратегия Нового Узбекистана».
3. Указ Президента Республики Узбекистан «О внедрении системы непрерывного повышения квалификации руководящих и педагогических кадров в высших образовательных учреждений». Ташкент, 2019.
4. Артёменко Н.А. Теория и методика обучения русскому языку: конспекты лекций, планы практических занятий, контрольные работы,тесты : учебно-методический комплекс; авт.-сост.; ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. 284 с.
5. Габдулхаков Ф.А. Развитие методики обучения русскому языку в Узбекистане. Наманган, 2013. Статья опубликована в альманахе ЭТНОДИАЛОГИ (изд. кафедры ЮНЕСКО).
6. Умарова Дилмура Закировна. Методика изучения грамматики русского языка в национальных группах неязыковых вузов // Вопросы науки и образования, 2018. № 3 (15). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-izucheniya-grammatiki-russkogo-yazyka-v-natsionalnyh-gruppah-neyazykovyh-vuzov/ (дата обращения: 05.12.2021).
7. Умарова Дилмура Закировна. Профессиональное самоопределение и профессиональная направленность личности // Вопросы науки и образования, 2018. № 7 (19). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-i-professionalnaya-napravlennost-lichnosti/ (дата обращения: 05.12.2021).
8. Парпиева Махсуда Махмуджановна. Самостоятельные задания поискового и творческого характера как способ активизации деятельности на уроках русского языка // Достижения науки и образования, 2018. № 16 (38). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/samostoyatelnye-zadaniya-poiskovogo-i-tvorcheskogo-haraktera-kak-sposob-aktivizatsii-deyatelnosti-na-urokah-russkogo-yazyka/ (дата обращения: 05.12.2021).
9. Нишонов Усмонхон Ибрагимович, Парпиева Махсуда Махмуджановна. Лингвистические проблемы перевода: текст как объект переводческой деятельности // Проблемы Науки, 2019. № 11-2 (144). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberlenmka.m/artide/nЛmgvisticheskie-problemy-perevoda-tekst-kak-obekt-perevodcheskoy-deyatelnosti/ (дата обращения: 05.12.2021).
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ -ОСНОВНОЙ ФАКТОР НЕОБХОДИМОСТИ В ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТАХ
Парпиева Махсудахон Махмуджановна - старший преподаватель, кафедра узбекского языка и литературы, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье рассматривается актуальность повышения качества образования как основного фактора необходимости в
высококвалифицированных специалистах, анализируются нормативные и законодательные документы, касающиеся образования. В том числе задачи высшего образования -обеспечения высокого уровня компетентностей и формирования социально-личностных характеристик выпускников. А также говорится о принятой Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан.
Ключевые слова: качество образования, бизнес-школы, профессиональные курсы, высококвалифицированные специалисты.
Стремительное вхождение Узбекистана в мировое сообщество, интеграционные процессы в различных сферах политики, экономики, культуры, идеологии, смешение и
49