Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЗЕРНА'

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЗЕРНА Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕРНОВОЙ РЫНОК / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / КАНАЛЫ СБЫТА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / САМООБЕСПЕЧЕНИЕ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Потапов С.М.

В современных условиях для решения многочисленных вопросов повышения качества зерна важно выделить три основополагающих структурных элемента развития зернопродуктового подкомплекса страны: селекцию и семеноводство зерновых культур, производство и переработку зерна, которые объединяет общая технологическая схема реализации качественных характеристик тех или иных сортов и гибридов зерновых культур с учетом целевого использования их продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Потапов С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE QUALITY AND COMPETITIVENESS OF GRAIN

In modern conditions for solving numerous issues of improving the quality of grain, it is important to identify three fundamental structural elements of the development of the grain-producing subcomplex of the country: the selection and seed production of grain crops, production and processing of grain, which are united by a common technological scheme of the implementation of quality characteristics of various grades and hybrids of grain crops in view of targeted use of their products.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЗЕРНА»

DOI: 10.33049/11.052718.9

Applied Economic Researches. SA LLC. 2018

IMPROVING THE QUALITY AND COMPETITIVENESS OF GRAIN

Potapov S.M.

Federal Research Center for Agrarian Economics anil Social Development of Rural Territories - All-Russian Research

Institute of Agricultural Economics, Moscow, Russia

Abstract: in modern conditions for solving numerous issues of improving the quality of grain, it is important to identify three fundamental structural elements of the development of the grain-producing subcomplex of the country: the selection and seed production of grain crops, production and processing of grain, which are united by a common technological scheme of the implementation of quality characteristics of various grades and hybrids of grain crops in view of targeted use of their products.

Keywords: grain market, pricing, sales channels, investment policy, efficiency, self-sufficiency, innovation._

УДК 633.1

Прикладные экономические исследования, ООО «Научный консультант», 2018

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЗЕРНА

Потапов С.М.

ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий -Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства». Хорошевское шоссе _35/2, Москва_

Аннотация: в современных условиях для решения многочисленных вопросов повышения качества зерна важно выделить три основополагающих структурных элемента развития зернопродуктового подкомплекса страны: селекцию и семеноводство зерновых культур, производство и переработку зерна, которые объединяет общая технологическая схема реализации качественных характеристик тех или иных сортов и гибридов зерновых культур с учетом целевого использования их продукции.

Ключевые слова: зерновой рынок, ценообразование, каналы сбыта, инвестиционная политика, эффективность, самообеспечение, инновации._

Значение качества зерна как постоянного источника доходов для развития зернового производства изменялось вследствие нестыковки экономических интересов между отдельными звеньями зернопродуктового подкомплекса и участниками зернового рынка, а также отсутствия четко действующей государственной системы закупок высококачественного зерна в федеральный и региональные продовольственные фонды и осуществления ценовой политики на этот счет. Ценовые ориентиры на зерно оказались утерянными, особенно в урожайные годы. Например, в 2001-2003 гг., когда наценка разного рода посредников к стоимости зерна составляла от 30 до 60%, его качественные параметры практически не влияли на эффек-

тивность производства зерна. В такой ситуации рыночные регуляторы фактически оказались неэффективными для наращивания производства высококачественного зерна в стране, расширения его внутреннего спроса.

Сложившаяся на зерновом рынке система ценообразования свидетельствует, что несмотря на то, что за более качественное зерно его производители получают и более высокую цену, тем не менее это не служит значимым стимулирующим фактором для улучшения качества зерна, что объясняется следую щи м и обстоятел ьствам и:

цена увязывается с показателями качества зерна, как правило, при его продаже в федеральный и региональный продовольст-

венные фонды, зерноперерабатывающим предприятиям и крупным оптовикам;

сбыт зерна по каналам, в которых цена увязывается с его качественными показателями, занимает относительно незначительный удельный вес в общем объеме реализации зерна;

дополнительные издержки на повышение качества зерна не всегда пропорционально окупаются надбавкой к его цене.

Возрастающая технико-

технологическая отсталость и низкая экономическая эффективность ведения зерновой отрасли, недостатки в семеноводстве зерновых культур, неразвитость рынка сортовых семян, накладываясь на постоянно обостряющийся инвестиционный голод, многочисленные издержки осуществляемой аграрной политики и непредсказуемость погодных условий, во многом блокируют развитие зерновой отрасли, тем самым не дают возможности в полной мере реализовать генетический потенциал сорта, его положительные количественные и особенно качественные параметры.

Мобилизация внутренних резервов зернового хозяйства за счет реализации экстенсивных факторов производства при сохраняющемся несовершенном организационно-экономическом механизме и продолжающемся разрушении материально-технической базы зерновой отрасли, особенно семеноводства, оказалась относительно непродолжительной и недостаточной для улучшения качества зерна. Поэтому главным направлением в обеспечении устойчивых экономических условий для развития зернового хозяйства являются эффективная инвестиционная политика, усиление его инвестиционной привлекательности через поддержку государством расширенного воспроизводства в зерновой отрасли преимущественно инновационно-инвестиционного типа. Инвестиции следует направлять в первую очередь в эффективно работающие зернопроизводящие хозяйства в регионах зерновой специализации с относительно дешевым и высоким качеством зерна, в которых, как уже отмечалось, сосредоточено свыше половины валового сбора зерновых культур в стране.

Следует отметить, что уровень развития зернового хозяйства, как сложной, мно-

гофункциональной и динамично развивающейся системы, определяется стыковкой экономических интересов составляющих ее многочисленных структур. Однако современная реальность такова, что экономические интересы у производителей зерна, регионов и страны в целом далеко не совпадают и часто даже вступают в антагонистическое противоречие. Трудно рассчитывать на эффективное ведение зерновой отрасли и улучшение качества зерна, если отсутствует принцип сочетания экономических интересов. хотя источником самодвижения любых экономических процессов выступают единство и борьба интересов и противоречий между их участниками. Они пронизывают экономические отношения между людьми и служат сильными побудительными мотивами их деятельности. Поэтому и зерновой рынок следует рассматривать как совокупность разнонаправленных экономических интересов и определенных действий реальных и потенциальных продавцов и покупателей зерна, каждый из которых преследует сугубо свои экономические интересы, сообразуясь в основном со своими возможностями. Но поскольку зерновое хозяйство выполняет системообразующую функцию на всех иерархических уровнях, то очень важно обеспечить сочетание их интересов на федеральном и региональных уровнях с экономическим интересом конкретного производителя зерна и его потребителем.

Вместе с тем, являясь сложной и динамичной производственно-экономической системой, зерновое хозяйство состоит из многих разнородных субъектов, объединенных общей целью - удовлетворением потребностей страны, отдельного региона и конкретного потребителя в высококачественном зерне. В решении этой проблемы главную роль должно играть государство, его желание и возможность стимулировать развитие зернового хозяйства и рынка зерна, а также понимания, что центральной фигурой в этом важнейшем секторе аграрной сферы экономики должен быть производитель зерна. Как свидетельствует многолетний мировой опыт, достигается это за счет применения программно-целевого подхода к регулированию производства и сбыта зерна.

устраняющего во многом нерациональное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов, в максимальной степени сочетающего экономические интересы участников рынка зерна. Его регулирование осуществляется посредством ценовой политики, бюджетной поддержки, льготного налогообложения, страхования и кредитования путем применения взаимосвязанной системы нормативных правовых, организационно-экономических и административных мер, обеспечивающих необходимые условия для эффективного функционирования зернового рынка и его хозяйствующих субъектов и в первую очередь производителей зерна, их способности и возможности выращивать высококачественное зерно.

Немаловажное значение для повышения качества зерна имеют и нормативные правовые факторы, устанавливающие требования к качеству зерна как основе для производства качественных продуктов его переработки и связанные прежде всего с совершенствованием действующего нормативного фонда государственных стандартов, их постепенной гармонизации с международными стандартами. Именно несовершенство государственных стандартов на зерно и муку, устоявшаяся многолетняя практика частичной замены их техническими условиями с более низкими показателями качества способствовали снижению качественных параметров зерна и продуктов его переработки, ущемлению экономических интересов российских экспортеров зерна на внешнем рынке. Поэтому при разработке и принятии новых зерновых стандартов необходимо учесть особенности функционирования современного зернового рынка и гармонизировать их с международными требованиями по качеству и безопасности зерна и зерновой продукции на основе Федерального закона «О техническом регулировании» и норм, применяемых ВТО. В качестве приоритетного направления в совершенствовании фонда отечественных стандартов следует считать их обновление на методы испытаний, гармонизированных с международными требованиями.

В целях повышения конкурентоспособности отечественного зерна предстоит

совершенно по-другому подойти к системе оценки его качества, зафиксированной в стандарте, заменив показатели содержания клейковины на содержание белка, поскольку определение белка - более точный и объективный метод, чем сырой клейковины в зерне. Хотя этот вопрос для развития зернопро-дуктового подкомплекса довольно не простой, но его придется решать. Пока же сохраняется ситуация, которая вполне устраивает покупателей зерна, но только не его производителей, экономически заинтересованных в улучшении качественных характеристик зерна, а стало быть, устойчивом росте доходности зернового хозяйства.

При формировании государственных федерального и региональных фондов зерна целесообразно дифференцировать закупочные цены на него на основе коэффициентов качества, разработанных в соответствии с зафиксированным в стандарте содержанием белка. Объективная, доступная и своевременная рыночная информация, предоставляемая безвозмездно, должна стать базой для принятия системы мер по регулированию зернового рынка при проведении закупок зерна для федеральных и региональных нужд, осуществлению закупочных и товарных зерновых интервенций и залоговых операций, определению их объемов, сроков и цен на зерно и продукты его переработки, а также реализации других видов поддержки зернового хозяйства на федеральном и региональных уровнях. При этом мониторинг качества зерна с использованием современной аналитической базы должен стать одним из важнейших инструментов регулирования отечественного зернового рынка и развития российского зернового экспорта. Целесообразно все эти и другие вопросы улучшения качества зерна решать комплексно, для чего нужно прежде всего реанимировать базовый закон Российской Федерации «О зерне» и законодательно внести в него соответствующие изменения и дополнения, четко сформулировать конкретные меры по поддержке зерновой отрасли, государственному регулированию зернового рынка, способствующие повышению качества зерна на хо-

зяйственном, региональном и федеральном уровнях.

И наконец, для повышения качества зерна необходим учет организационных факторов, обусловленных проводимой государством политикой на самообеспечение регионов основными пищевыми продуктами и в первую очередь хлебом и хлебными изделиями. Как уже отмечалось, именно под постоянным давлением интересов самообеспечения регионов продовольственным зерном происходит процесс стирания ранее сложившейся территориально-отраслевой специализации зернового производства. С общегосударственных позиций такая тенденция является явно нерациональной, поскольку ведет к неэффективному использованию природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов страны, генетического потенциала сортов и гибридов зерновых культур, деспе-циализации зернового производства, сопровождаемой ухудшением размещения и снижением уровня специализации и концентрации производства в первую очередь отдельных дефицитных видов зерна в регионах с наиболее благоприятными природными и экономическими условиями, уменьшению их валового сбора, повышению издержек производства зерна и снижению его качества.

Поэтому в ближайшем будущем и в более отдаленной перспективе особое внимание следует уделить сдвигам в видовой и ассортиментной структуре зернового производства за счет повышения удельного веса зерна твердых и сильных пшениц, гречихи, пивова-

ренного ячменя, кукурузы, бобовых путем формирования их крупномасштабных специализированных зон производства в первую очередь через механизм закупки зерна в федеральный и региональные продовольственные фонды, которые в современных условиях являются наиболее реальным стабилизирующим фактором в гарантированном хлебофуражном снабжении страны, устойчивом развитии ее зернового рынка, расширении его емкости.

К первоочередным задачам на ближайший период следует отнести стабилизацию производства зерна, принятие системы мер по его наращиванию за счет восстановления в целесообразных размерах посевных площадей, повышения урожайности зерновых культур, улучшения качества зерна на основе использования эффективных ресурсосберегающих технологий возделывания зерновых культур. В этой связи предстоит осуществить меры по совершенствованию системы стимулирования роста валовых сборов зерновых культур, своевременно используя механизм закупочных и товарных интервенций, залоговых операций, позволяющий формировать экономически оправданные цены на зерно, закупки его для государственных нужд, предоставлять субсидии на развитие элитного семеноводства зерновых культур, а также иные формы поддержки, применяемые на региональном уровне, но не разрывающие функционирование единого национального зернового рынка.

Литература:

[1] Алтухов А.И. Экономика зернового хозяйства России: книга / А.И. Алтухов. - М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2010. - 800 с.

[2] Алтухов А.И. Повышение качества и конкурентоспособности зерна как необходимое условие эффективного функционирования российского зернового рынка / А.И. Алтухов // Аграрная Россия. - 2012. - № 4. - С. 17-21.

[3] Алтухов А.И. Зернопродуктовый подкомплекс страны: основные тенденции и проблемы развития / Продовольственный комплекс России: состояние и перспективы развития: монография / А.И. Алтухов, И.М. Куликов, А.Н. Сёмин и др. / под ред. А.И. Алтухова. - М.: ФГБНУ ВСТИСП, НО Фонд развития и поддержки садоводства»; Саратов: АМИРИТ, 2018. -С.23-77.

[4] Алтухов А.И. Совершенствование организационно-экономического механизма - необходимое условие увеличения производства высококачественного зерна пшеницы в стране /

А.И. Алтухов // Научные основы производства высококачественного зерна пшеницы. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2018. - С. 5-40.

[5] Приоритетные направления развития агропромышленного комплекса России / под общ. ред. А.Н. Ткачева. - М.: Технология ЦД, 2018. -416 с.

References:

[1] Altukhov A.I. ECONOMY OF GRAIN FARMING OF RUSSIA: BOOK / A.I. Altukhov. - M .: LLC "NIPKTS VOSKHOD-A'\ 2010. - 800 p.

[2] Altukhov A.I. IMPROVING THE QUALITY AND COMPETITIVENESS OF GRAIN AS A NECESSARY CONDITION FOR THE EFFECTIVE FUNCTIONING OF THE RUSSIAN GRAIN MARKET / A.I. Altukhov // AGRARIAN RUSSIA. - 2012. - № 4. - p. 17-21.

[3] Altukhov A.I. GRAINPRODUCT SUBCOMPLEX OF THE COUNTRY: THE MAIN TRENDS AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT / A.I. Altukhov // FOODSTUFFS COMPLEX OF RUSSIA: STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS: MONOGRAPH / Ed. A.l. Altukhov. - M.: FSBNU WSTISP. NO «FUND FOR THE DEVELOPMENT AND SUPPORT OF GARDENING"; SARATOV: AMIRIT. 2018. - P. 23-77.

[4] Altukhov A.I. IMPROVING THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM IS A NECESSARY CONDITION FOR INCREASING THE PRODUCTION OF HIGH-QUALITY WHEAT IN THE COUNTRY / A.I. Altukhov // SCIENTIFIC BASIS FOR THE PRODUCTION OF HIGH-QUALITY WHEAT GRAIN. - M .: FEDERAL STATE SCIENTIFIC INSTITUTION ROSINFORMAGROTEKH, 2018. - P. 5-40.

[5] PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA / edited by A.N. Tkacheva. - M.: CSD TECHNOLOGY, 2018. - 416 p._

DOI: 10.33049/11.052718.10

Applied Economic Researches. SA LLC. 2018

THE ORETICAL FOUNDATIONS OF THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF THE EURASIAN AGRICULTURAL

TECHNOLOGY PLATFORM

Pisarev S.L.

Federal Research Center for Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - All-Russian Researck1 Institute of Agricultural Economics, PhD, researcher, Moscow, Russia_

Abstract: the relevance of the research topic is due to the acceleration of integration cesses taking place in the agricultural sector of the Eurasian economic Union (hereinafter E the Union), as well as the widespread use of digital and information technologies.

Thus, the purpose of this study was to consider the methodological issues of organizatio and economic mechanism of development and improvement of technological platforms, in parti lar the Eurasian agricultural technology platform (hereinafter EATP) in the framework of the f mation of new economic systems and the transition of the agro-industrial complex of the EAJ countries to the most effective and environmentally safe technologies.

The main results of the study is the author's generalization of the views of leading dom and foreign scientists on the formation, development and effective functioning of the organizati and economic mechanism of the Eurasian agricultural technology platform.

According to the results of the study: the author's definition of the organizational and nomic mechanism of the EATP; the elements of the organizational mechanism; the author's sch of the organization of the projects coming for consideration in the EATP; proposals to improve organizational structure of the EATP.

Keywords: organizational and economic mechanism, Eurasian agricultural technology form, agro-industrial complex, development, innovation._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.