Научная статья на тему 'Повышение качества физического воспитания школьников'

Повышение качества физического воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1431
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ ПЛАНИРОВАНИЯ / ГИПОКИНЕЗИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PLANNING TECHNOLOGIES / HYPOKINESIA / FUNCTIONAL ABILITIES / CLASSES OF PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Найданов Баир Намдакович, Цинкер Виталий Михайлович

В последние годы справедливо ставится под сомнение эффективность педагогического воздействия на развитие физических способностей и обучение учащихся в условиях проведения уроков физической культуры при традиционном их содержании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Найданов Баир Намдакович, Цинкер Виталий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF QUALITY OF SCHOOLCHILDREN PHYSICAL EDUCATION

In recent years the efficiency of pedagogic influence on the development of physical abilities and teaching students in conditions of physical education classes at their traditional content are reasonably questioned.

Текст научной работы на тему «Повышение качества физического воспитания школьников»

УДК 796.85

© Б. Н. Найданов, В. М. Цинкер ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В последние годы справедливо ставится под сомнение эффективность педагогического воздействия на развитие физических способностей и обучение учащихся в условиях проведения уроков физической культуры при традиционном их содержании.

Ключевые слова: технологии планирования, гипокинезия, функциональные возможности, уроки физической культуры.

B. N. Naidanov, V. M. Tsinker INCREASE OF QUALITY OF SCHOOLCHILDREN PHYSICAL EDUCATION

In recent years the efficiency of pedagogic influence on the development of physical abilities and teaching students in conditions of physical education classes at their traditional content are reasonably questioned.

Keywords: planning technologies, hypokinesia, functional abilities, classes of physical education.

Необходимым условием достижения нового, современного качества образования является оптимизация учебной, психической и физической нагрузки, создание в школах условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся за счет повышения удельного веса инноваций при занятиях физической культурой, организация мониторинга состояния здоровья детей и молодежи, развитие вариативных образовательных программ, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию обучения, а также внедрение современных здоровьеформирующих технологий [Бальсевич В.К., 2006; Безруких М.М., 2008; Лубышева Л.И., 2009].

При переводе школы в новое качественное состояние важное место отводится разработке и внедрению образовательных технологий с учетом регионального опыта и местных условий. В Госстандарте 2004 г., Примерной программе по физическому воспитанию 2006 г. [Матвеев А.П., 2006] с учетом трех уроков указывается, что одной из задач является отработка технологии планирования содержания учебного процесса материала по основным разделам программы, формам организации учебного процесса, их предметного насыщения и особенности его построения. Разработка и внедрение образовательных программ должны осуществляться с учетом той или иной модели обучения. Отечественная и зарубежная практика отдает предпочтение организации учебного процесса модульного планирования, которая характеризуется опережением изучения теоретического материала, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания на основе блоков-модулей [Обухова Н.Б., 2003; Чернякова Ю.С., 2003; Бальсевич В.К., 2006].

Одной из главных проблем XXI века все еще остается гипокинезия, являющаяся причиной многих заболеваний. Она существенно снижает устойчивость детского организма к вредным влияниям среды. Из данных возрастной физиологии и биохимии известно, что уровень обменных процессов в каждом возрастном периоде определяется особенностями работы скелетной мускулатуры. Организм, который больше находится в движении, отличается более высокими функциональными возможностями. Многочисленные наблюдения за спортсменами показывают их неспецифическую и специфическую устойчивость. Необходимо шире использовать средства физического воспитания для развития детского организма, повышения его резистентности по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды, для расширения защитных и адаптивных способностей организма [Черня-кова Ю. С., 2003].

В жизни ребенка двигательная деятельность является фактором активной биологической стимуляции, фактором совершенствования механизмов адаптации, главным фактором физического развития. Гармоничность физического развития - один из важнейших показателей здоровья. Растущий организм испытывает биологическую потребность в движениях. Удовлетворение такой потребности - главное условие развития организма [Обухова Н.Б., 2003]. Поэтому развитие двигательных способностей учащихся начальных классов является важным условием их жизнедеятельности. Известно, что уровень проявления двигательных качеств и здоровье ученика взаимосвязаны между собой. Кроме того, общее развитие школьников считается одной из задач общеобразовательной школы. Принцип

государственной политики в области образования провозглашает приоритет здоровья человека как одного из компонентов свободного развития личности.

Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей определяет развитие силы, выносливости, ловкости, гибкости, быстроты как путь всестороннего, гармонического развития школьника [Лях В.И., Мейксон Г.Б., 1993]. На развивающиеся двигательные действия направлено до 40 % школьной программы физического воспитания. Остальное время отводится на изучение физических упражнений.

В настоящее время отечественная система образования перешла на новые федеральные образовательные стандарты, которые определяют содержательное наполнение программ, а также контроль эффективности усвоения знаний. Разработка и внедрение образовательных стандартов нового поколения являются одним из самых ответственных этапов развития отечественной системы образования на ближайшую перспективу. Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии, и уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики [Балыхин Г.А., 2008; Кузнецов В.И., 2009].

В период, когда предлагаются наукоемкие технологии стимулируемого развития физического потенциала человека, важно исключить возможность использования образцов неуспешной педагогической деятельности, сложившихся в рамках традиционной системы физического воспитания [Спирин В.К., 2008]. Большинство учителей физической культуры работает по Комплексным программам физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы, в которых содержится около 450 образовательных задач на весь период обучения, и времени на их решение отводится недостаточно [Лях В.И., Мейксон Г.Б., 1993; Воробьева Н А., 2004].

В соответствии с этим на содержательном уровне не реализуется образовательно-инструктивная функция урока физической культуры в части обучения основам техники выполнения физических упражнений, формирования навыков самостоятельного повышения двигательной активности и развития физических качеств. Поэтому оптимизация объема образовательного материала до уровня качественного решения каждой поставленной образовательной

задачи является необходимым условием при переходе от традиционной системы физического воспитания к инновационным образовательным технологиям здоровьеформирующей направленности, модернизированного физического воспитания и формирования у школьников устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями [Апокин В.В., 2004].

Очевидно, что оптимизация объема образовательного материала должна базироваться на организационно-методических принципах, лежащих в основе функционирования наукоемких технологий оздоровительно-развивающей направленности, что требует от учителей физической культуры глубоких теоретических знаний в вопросах стимулируемого развития физического потенциала человека, которые до них необходимо целенаправленно доводить. Вместе с тем недостаточное количество времени занятий физическими упражнениями в учебно-воспитательном процессе школьников, большое количество каникулярных дней в году не обеспечивают преемственности тренировочных эффектов на уроках физической культуры. Иными словами, в рамках традиционной классно-урочной формы проведения занятий на базе стандартно-нормативного подхода бессмысленно делать ставку на стимулируемое развитие двигательных качеств учащихся. К этому заключению пришло большинство учителей физической культуры, и, как следствие этого, они перестали рассматривать урок физической культуры как основную форму стимулируемого развития физического потенциала школьников [Найданов Б.Н., 1996; Воробьева Н.А., 2004; Спирин В. К., 2008].

Если педагог не может построить урок физической культуры в соответствии с закономерностями стимулируемого развития двигательных качеств, то он не сможет научить учащихся понимать, а затем использовать эти закономерности при организации самодеятельных внеурочных занятий физическими упражнениями. В результате отмечается низкий уровень положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой, спортом, к здоровому образу жизни у школьников общеобразовательных школ.

Система стимулируемого развития физического потенциала детей, формирование положительной мотивации к самостоятельному выполнению физических упражнений должны реали-зовываться на основе использования личностно ориентированной модели физического воспитания. Важным элементом этой модели является

тестирование уровня физической подготовленности. Очевидно, что проверка эффективности применяемых педагогических воздействий будет качественнее, если показатели уровня физической подготовленности соотносить с показателями динамики физических кондиций школьников. Вместе с тем следует учитывать, что занятия физическими упражнениями должны оказывать стимулирующее влияние не только на двигательные способности человека, но и на развитие основных систем и всего организма [Спирин В. К., 2008].

Перспективными в стимулированном развитии физических качеств и их влиянии на организм детей являются морфофизиологические преобразования, в результате которых повышаются адаптационные ресурсы и, следовательно, растут резервы здоровья. Повышение адаптационного потенциала всех компонентов здоровья человека необходимо реализовать в процессе уроков физической культуры, когда развитие физических качеств и повышение адаптационных возможностей организма создает возможности для обучения двигательным действиям и навыкам, т.е. развитие создает возможности -обучение их реализует [Фролов С.В., Фролов С.С., 2008]. Это возможно с помощью модулирования.

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. К примеру, структура психомоторных способностей должна включать ряд сенсорных, моторных и когнитивно-мыслительных способностей, а именно:

1) эффективный самоконтроль и саморегуляцию двигательной деятельности;

2) отчетливое запоминание и воспроизведение движений по основным параметрам управления;

3) точную дифференцированную (различительную) чувствительность и корректировку движений по основным параметрам управления (время, пространство, усиление, темп, ритм);

4) отчетливое запоминание и воспроизведение движений по основным параметрам управления;

5) высокую реактивность и оперативность самооценки своих умственных действий;

6) уровень волевого усилия и максимальных моторных проявлений;

7) психомоторную надежность и работоспособность.

На наш взгляд, наиболее универсальное определение с учетом существующих понятий о

модуле дает Г. В. Лаврентьев: «Модуль - это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий, методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей» [Лаврентьев Г.В., 2002, с. 55]. Данное универсальное определение позволяет утверждать, что споры вокруг понятия «модуль» не имеют под собой общей основы; в разных науках «модуль» определяется по-разному.

Основным средством модульной технологии, кроме модуля как части программного материала учебной дисциплины, является сформированная модульная программа. На основе модулирования процесса по физической культуре в начальной школе с соотношением развития, а затем обучения требуется сначала вызвать, а затем, переводя на новый уровень, закрепить изменения в системах и функциях организма ученика. При этом физические упражнения на физиологическом уровне не только развивают новые возможности, но и совершенствуют механизмы адаптации в пределах возможностей организма детей [Бальсевич В.К., 2006].

Одним из направлений модулирования процесса физического воспитания в начальных классах является справедливость тезиса: «Развитие создает возможности - обучение их реализует». В связи с этим процесс развития идет впереди процесса обучения и диктует ему его содержание. Эффективность физического воспитания определяется отношением между физическими упражнениями и ответной реакцией организма детей на них.

В начальной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа:

с образовательно-формирующей направленностью;

с образовательно-обучающей направленностью;

с образовательно-тренировочной направленностью.

При этом они по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться и как комплексные уроки (т.е. с решением нескольких педагогических задач), и как целевые уроки (т.е. с преимущественным решением одной педагогической задачи).

На уроках с образовательно-формирующей направленностью детей знакомят с учебными знаниями, способами и правилами организации самостоятельных форм занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю.

Важной особенностью проведения этих уроков является активное использование детьми учебников по физической культуре, различных дидактических карточек и методологических разработок учителя. Уроки с образовательно-формирующей направленностью имеют и другие особенности.

Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5-6 мин); в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока организована фронтально.

Во-вторых, в основной части урока выделяют образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя сообщение ученикам учебных знаний и знакомство учащихся со способами физкультурной деятельности, разучивание комплексов утренней гимнастики, домашних заданий по основным физическим качествам, их тестирование. В зависимости от объема учебного материала продолжительность отведенного времени в начале основной части урока может составлять до 15-20 мин.

Двигательный компонент включает в себя совершенствование двигательных умений и навыков на основе подвижных игр, подготовительных к спорту игр. Продолжительность отведенного на это времени зависит от времени, требующегося на решение формирующей задачи, и составляет до 10 мин.

В-третьих, продолжительность заключительной части урока будет зависеть от продолжительности основной части, но не должна превышать 5-7 мин.

Уроки с образовательно-обучающей направленностью планируются в обучающих модулях в подлинии «Физическая подготовка с общераз-вивающей направленностью».

В начальной школе уроки проводятся по типу комплексных или комбинированных с решением нескольких педагогических задач.

Отличительные особенности планирования этих уроков следующие:

- планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка; начальное обучение; углубленное разучивание; совершенствование; контроль на основе серии уроков. При этом планируется главная образовательная задача по обу-

чению новому двигательному умению (начальное и углубленное разучивание) и дополнительная - по совершенствованию или контролю ранее изученных навыков;

- планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами развития физических качеств, а динамика нагрузки - с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения.

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для преимущественного развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки. В начальной школе такие уроки проводятся как целевые и планируются на основе принципов спортивной тренировки:

- во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и физической подготовке;

- во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки;

- в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем модуле тренировочных уроков.

Помимо целевого развития физических качеств на этих уроках необходимо давать детям соответствующие знания, формировать у них представление о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма, а также о функциональных возможностях и особенностях своего организма.

Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью детей обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.

Отличительными особенностями целевых уроков являются:

- обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;

- планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7-9 мин);

- использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд/мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд/мин) режимов;

- обеспечение индивидуального подбора учебных заданий, которые выполняются учащи-

мися самостоятельно на основе индивидуального самочувствия.

Для разработки модульной рабочей программы по физической культуре в начальной школе с направленным развитием двигательных способностей на основе принципа опережения, т.е. сначала развитие, а затем обучение, направленное на формирование культуры здоровья и развитие координированных и кондиционных возможностей, необходимо:

- на основе примерной учебной программы по физической культуре для учащихся начальной школы [Матвеев А.П., 2006] выполнить обоснование соотношения;

- определить учебно-тренировочные модули, которые будут использованы в развитии физических качеств;

- определить базовые виды 2-й содержательной линии.

Таким образом, наряду с формированием культуры здоровья посредством сообщения знаний, выполнением домашних заданий и, соответственно, повышением двигательной активности осуществляется воздействие на адаптационные способности организма детей в развивающих учебно-тренировочных и обучающих модулях, что, в свою очередь, способствует формированию долговременной адаптации к физическим нагрузкам.

Литература

1. Апокин В.В. Стимулируемое развитие быстроты у детей 9-10 лет с использованием специализированного учебного тренировочного модуля: автореф. канд. пед. наук. - Тула, 2004. - 23 с.

2. Балыхин Г.А. Роль системы образования в сохранении здоровья нации // Культура здоровой жизни. - 2008. - № 4. - С. 4.

3 . Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. - М.: АСТ, 2006. - 112 с.

4 . Вишневский В.А., Апокин В.В., Варин А.А. Системный практико-ориентированный мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся Югры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 3. - С. 23-30.

5. Воробьева Н.А. Управление дифференцированным физическим воспитанием детей младшего школьного возраста с разным уровнем физической подготовленности: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Смоленск, 2004. - 24 с.

6. Кузнецов В.И. Модульные рабочие программы по физической культуре в начальной школе в формировании культуры здоровья: учеб.-метод. пособие. -Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2009. - 66 с.

7. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н. Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. - Барнаул: Изд-во АлтГУ,

2002. - 156 с.

8. Лубышева Л.И. Спортизация в общеобразовательной школе. - М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2009. - 168 с.

9. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Программы общеобразовательных учебных заведений. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей. - М.: Просвещение, 1993. - 64 с.

10. Матвеев А.П. Программа общеобразовательных учреждений: физическая культура - начальные классы. - М.: Просвещение, 2006. - 25 с.

11. Найданов Б.Н. Особенности организации учебных занятий по физической культуре с учетом спортивных интересов учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы. - М.: Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 53-59.

12. Обухова Н.Б. Стимулируемое развитие скоро-стно-силовых качеств у детей 9-10 лет с использованием специализируемого учебно-тренировочного модуля: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень,

2003. - 24 с.

13. Спирин В.К. Организационно-методические условия неэффективного построения уроков физической культуры в рамках традиционной системы физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 6. -С. 11-14.

14. Фролов С.В., Фролов С.С. Об опережающем подходе в процессе физического воспитания школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 4. - С. 2-6.

15. Чернякова, Ю.С. Индивидуализация начального обучения баскетболу в общеобразовательной школе на основе модульной технологии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2003. - 24 с.

Найданов Баир Намдакович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивного менеджмента и туризма Бурятского государственного университета. г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел. 89835310677.

Цинкер Виталий Михайлович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры спортивной медицины Бурятского государственного университета. г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: bsu@bsu.ru

Naidanov Bair Namdakovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of sports management and tourism, Buryat State University, Ulan-Ude. Tel.89835310677. E-mail: bnaidanov@mail.ru

Tsinker Vitaly Mikhailovich, candidate of pedagogical sciences, professor, department of sports medicine, Buryat State University, Ulan-Ude, Tel. 89025630159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.