ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ Уалитханова А.С.
Уалитханова Айгерим Сакеновна - магистрант, направление: экономика.
Московский финансово-юридический университет, г. Москва
Аннотация: в данной статье раскрываются вопросы инвестиционной привлекательности российского рынка государственных эмиссионных ценных бумаг. В статье рассматриваются некоторые аспекты повышения инвестиционной привлекательности рынка ценных бумаг Российской Федерации.
Ключевые слова: фондовый рынок, российские депозитарные расписки, биржевые облигации, инфраструктурные облигации, инвестиционная привлекательность рынка ценных бумаг.
Так, правовым основанием для обращения данного вида ценной бумаги явилось принятие Государственной Думой в декабре 2006 года поправок в Федеральный Закон №39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» [1]. В развитие данных поправок Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) утвердила приказ о единых требованиях к классификации российских и иностранных ценных бумаг. С принятием этих документов зарубежные эмитенты получили возможность прямого доступа на российский рынок, российские фонды получили возможность инвестировать в иностранные финансовые инструменты, а депозитарии - расширить спектр услуг для зарубежных эмитентов и российских участников финансового рынка .
Развитие внутреннего рынка государственных ценных бумаг способствует расширению ассортимента финансовых инструментов и привлечению новых инвесторов. Таким образом, выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке способствует активизации финансового рынка, повысит его ликвидность.
Достаточно вероятные прогнозные значения капитализации содержатся и в «Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» (далее - Стратегия). На момент разработки Стратегии, учитывающей прогнозные оценки ВВП, инфляции и валютного курса, существовавшие в тот момент, прогнозные (именуемые, впрочем, целевыми) значения капитализации, выраженные в абсолютных цифрах и в процентах к ВВП, совпадали. Но на данный момент эти значения стали фактически двумя разными прогнозными значениями. Мы использовали прогноз капитализации в абсолютных цифрах как верхнюю границу диапазона возможных значений капитализации на период до 2020 г.
Таким образом, получился следующий набор прогнозных трендов капитализации (см. рис. 1):
Первые два тренда с большей вероятностью связаны со сбалансированным развитием финансового рынка, в то время как последний тренд достижим при условии существенного увеличения притока в страну иностранного капитала. Следует отметить, что целевые показатели Стратегии разрабатывались с учетом требований о сбалансированности рынка акций и о приоритете устойчивости этого рынка перед максимизацией роста. Поэтому целевой показатель капитализации на 2020 г., выраженный в процентах к ВВП, составляет 104%, отражая ориентацию на рынки с наиболее устойчивой динамикой развития рынка акций. Среди траекторий, ближе всего к этому значению значение 2020 г. Скорректированной траектории «Идеальной модели» (110,9%).
Рис. 1. Прогнозные темпы роста капитализации по наиболее вероятным трендам в сравнении
с темпами роста номинального ВВП
Траектория, заложенная в Стратегии, в сложившихся условиях задает «верхний предел» темпов роста капитализации. Траектория, получаемая в результате наложения на темп роста ВВП стандартного опережения роста капитализации на глобальном уровне, задает «нижнюю границу» диапазона возможных прогнозных значений темпов роста капитализации на период до 2020 г. В рамках этих границ находится лишь траектория роста капитализации, изначально описанная в «Идеальной модели», но скорректированная изменением тренда в течение кризиса 2008-2010 годов и преобразованная в тренд с постоянным темпом роста. Учитывая, что данная траектория изначально строилась исходя из предположения о сохранении и укреплении конкурентоспособности национального финансового рынка, а предположение настоящей работы - сохранение «статус-кво», не предусматривающее улучшения инвестиционного климата и, соответственно, повышения конкурентоспособности российского финансового рынка, то реально возможный диапазон прогнозных значений темпов роста капитализации находится между этой траекторией и траекторией «стандартного опережения ВВП» [2].
Первыми шагами к этому могут стать слияние двух крупнейших бирж нашей страны - Российской торговой системы и Московской межбанковской валютной биржи, создание Центрального депозитария на базе Национального депозитарного центра. Проработка законопроектов, обязывающих эмитентов предоставлять бухгалтерскую отчетность биржам, чтобы инвесторы в одном месте - на бирже -узнавали и о текущих котировках, и о состоянии эмитентов на бирже. Консолидация в банковской системе - не устоявшие в кризисные времена банки покупаются более крупными кредитными организациями.
Будущее же отечественного фондового рынка представляется нам в прозрачных и простых условиях для эмитентов и инвесторов; развитии и совершенствовании новых видов ценных бумаг; интегрированной инфраструктуре удобства расчетов (платежа и поставки ценных бумаг); доступной и достоверной информации о финансовом
положении эмитентов и т.д. Чем более развит будет российский рынок ценных бумаг, тем более устойчивым будет его положение в периоды кризисных явлений.
Таким образом, повышению привлекательности фондового рынка будут способствовать: появление новых видов ценных бумаг, развитие интернет-технологий торговли, создание в Москве Международного финансового центра[3].
Список литературы
1. Федеральный закон от 22 апреля 1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 138-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»; Федеральный Закон от 30 декабря 2006 г. № 282-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».
2. Прогноз развития финансовых рынков РФ до 2020 года. А. Ведев, Ю. Данилов.
3. Кривошеин А.Н. Управление инвестициями в субъекте Федерации (на примере Москвы): автореф. дис.. канд. эконом. наук. М., 1998.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОНДОВОГО
РЫНКА Садыкова Н.Р.
Садыкова Нурие Рустамовна - студент магистратуры, кафедра государственных финансов и банковского дела, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь
Аннотация: в статье анализируются теоретические аспекты государственного регулирования фондового рынка; статистические данные фондового рынка и его регулирования в РФ.
Ключевые слова: фондовый рынок, контроль, надзор, рынок ценных бумаг, регулирование рынка ценных бумаг, мегарегулятор, Банк России.
Фондовый рынок любой страны косвенно или прямо регулируется государственными органами, которые уполномочены упорядочить деятельность всех его участников: инвесторов, эмитентов, организаций инфраструктуры рынка, профессиональных посредников.
Государственное регулирование фондового рынка осуществляется с целью четкого исполнения всех законодательных требований и нормативных актов, которые определяют обязанности и права каждого профессионального участника по ряду направлений - от регистрации выпуска ЦБ, до прав государственного управления по регулированию рынка.
Система управления рынка ЦБ основывается на использовании как государственных, так и негосударственных методов регулирования. Различают две модели регулирования биржи: