Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Издепская Дарина Юрьевна

Цель физического воспитания - формирование потребности в занятиях физическими упражнениями, а также положительном отношении к физической культуре. К сожалению, не все студенты предпочитают посещать такие занятия по разным причинам. В данной статье рассматривается важность физической культуры, как универсальной дисциплины, и предложены рекомендации по повышению интереса к данным занятиям у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE INTEREST OF STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION

The purpose of physical education is the formation of the need for physical exercises, as well as a positive attitude towards physical culture. Unfortunately, not all students choose to attend such classes for various reasons. This article examines the importance of physical culture as a universal discipline, and offers recommendations for increasing students' interest in these activities.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ INCREASING THE INTEREST OF STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION

Издепская Дарина Юрьевна

студент

Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС

г. Орел, Россия Izdepskaya Darina Yurievna

student

Central Russian Institute of Management - branch of RANEPA

Orel, Russia

Аннотация. Цель физического воспитания - формирование потребности в занятиях физическими упражнениями, а также положительном отношении к физической культуре. К сожалению, не все студенты предпочитают посещать такие занятия по разным причинам. В данной статье рассматривается важность физической культуры, как универсальной дисциплины, и предложены рекомендации по повышению интереса к данным занятиям у студентов.

Abstract. The purpose of physical education is the formation of the need for physical exercises, as well as a positive attitude towards physical culture. Unfortunately, not all students choose to attend such classes for various reasons. This article examines the importance of physical culture as a universal discipline, and offers recommendations for increasing students' interest in these activities.

Ключевые слова: физическая культура, физическая активность, студенты, преподаватели, учебная дисциплина

Keywords: physical education, physical activity, students, teachers, academic discipline

Высококачественно и эффективно составленная учебная программа по такой дисциплине как физическая культура позволяет всем студентам получать удовольствие от занятий, и также в дальнейшем, возможно, преуспевать во многих видах спортивных активностей. Занятия по физической культуре позволяют развить широкий спектр навыков и способностей, в том числе использовать тактику и стратегию, и комбинировать идеи, что необходимо для будущего успешного построения карьеры.

Принимая участия в различных физических активностях и соревнованиях, студенты учатся анализировать различные ситуации и принимают верные решения. Они размышляют о своих достижениях и достижениях других и находят способы улучшить свои личные навыки. В результате этого у студентов появляется внутренняя уверенность в том, что они смогут преодолеть различные физические нагрузки, что в свою очередь способствует привитию ценностей здорового и активного образа жизни. Осознание того, что студенту нравится делать и каковы его физические способности, помогает ему делать осознанный выбор в отношении физической активности на протяжении всей жизни.

Также физическая культура помогает студентам развиваться в личностном

и социальном плане. Они работают индивидуально, в группах и в командах, развивая чувства справедливости, личной и социальной ответственности, навыки работать в команде и сообща. Студентам приходится брать на себя разные роли и обязанности, включая лидерство, наставничество и судейство. Благодаря разнообразному жизненному опыту, который предлагает физическая культура, они узнают, как быть конкурентоспособными в сложных ситуациях.

Таким образом, цели физической культуры как универсальной дисциплины следующие:

- поощрять здоровый и активный образ жизни студентов;

- расширить спортивный опыт студентов;

- создать интерес к активному отдыху и спорту среди студентов;

- помогать студентам в развитии их физического потенциала в различных спортивных сферах [2, с. 555].

Хотя популярность спорта неоспорима, это не означает, что все учащиеся будут естественным образом или сразу же вовлечены в занятие по физической культуре или проявят интерес к ним. Первоначальное нежелание или незаинтересованность некоторых студентов не должно как-то повлияет на решение руководства (начиная с вуза и заканчивая Министерством образования) включения физической культуры в университетские программы. В конце концов, не все студенты, например, сразу же интересуются математикой, хотя она входит в программу большинства изучаемых направлений в российских вузах.

Занятия по физической культуре очень важны, поэтому интерес к этим занятиям необходимо воспитывать у всех студентов, даже самых упертых или скептически настроенных. Рассмотрим несколько рекомендаций для популяризации занятий по физической культуре.

1. Необходимо использовать спортивную литературу, научные работы и образование. Спортивное образование - это учебная программа и модель обучения, разработанные для создания подлинного спортивного опыта в контексте физического воспитания. Преподаватели физической культуры должны найти время, чтобы изучить и научиться эффективно, применять полученные знания на практике.

2. Руководство и преподаватели должны быть терпеливыми, но в то же время настойчивыми. Для большинства студентов появление интереса к конкретному виду спорта требует времени и усилий. Преподаватели и студенты должны совместно участвовать в данном процессе и быть терпеливыми во время обучения и изучения навыков. Студентов также следует учить тому, что занятия физической культурой не всегда приносят удовольствия: требуются последовательные и согласованные усилия, чтобы спорт стал чем-то значимым для каждого из студентов.

3. Привлечь студентов, которые уже заинтересованы в спорте. Некоторые студенты, занимающиеся на занятиях по физической культуре, уже проявляют интерес к определенному виду спорта. Их интерес, знания и навыки могут быть использованы для повышения интереса у всех учащихся. Когда такие студенты знают, что их цель состоит в том, чтобы помочь другим, менее знакомым со спортом, они, скорее всего, предложат идеи, связанные с повышением интереса и улучшением физических навыков. Это один из способов показать студентам, что обучение (в том

числе самообучение) являются обязанностью не только преподавателя, но и каждого студента.

4. Распределять студентов в подходящие группы. Например, то, как учащихся распределяют по группам для спортивной игры, является очень важным фактором. Иногда для студента может быть лучше заниматься спортом с другими людьми со схожими навыками и опытом (однородная группа); в других случаях для учеников может быть лучше и заниматься с другими, у кого больше навыков и опыта (разнородная группировка). Смысл в том, чтобы найти время и вдумчиво подготовить групповые комбинации, что даст студентам возможность получить различный опыт.

5. Создать множество возможностей для занятий физической культурой. Есть несколько способов, которыми преподаватели физической культуры могут создавать возможности для студентов заниматься спортом вне занятий по физической культуре, например, создание внеурочных спортивных клубов. Хотя эти программы потребуют некоторой предварительной работы, они могут стать отличным способом для многих студентов повысить свою заинтересованность в физической активности. Отметим, что делегирование административных и контролирующих функций другим преподавателям и даже студентам может сделать администрирование этих программ более управляемым.

6. Делиться возможностями дополнительно заниматься физической культурой. Преподавателям стоит рассказывать о возможностях участия в физической активности за пределами университета, например, участие в городских турнирах. Необходимо уделять несколько минут в начале пары, чтобы рассказать об этих возможностях. Также можно разместить листовки в спортзале и на стендах в вузе, в том числе размещать информацию в социальных сетях. Все эти стратегии повысят осведомленность студентов о проводимых мероприятиях и увеличат участие студентов в них. Суть в том, что учащимся нужно постоянно напоминать о возможностях заниматься спортом. Кроме того, преподаватели должны поощрять студентов периодически обсуждать свой опыт в различных спортивных программах во время занятий по физической культуре [3, с. 3].

Очень важно разобраться в причинах, которые побуждают студентов не ходить на занятия по физической культуре, чтобы предложить возможные варианты решения данной проблемы. Рассмотрим основные из них, которые были названы самими студентами (рисунок 1).

Причины непосещения занятий по физкультуре студентами вузов

ничего не ,пзот ■-,о эффект

плохая программа

7%

принудительность 7%

не интересно 36%

плохой инвентарь 8%

лень

9%

13%

освобожден(а)

14%

Рис. 1. Причины непосещения занятий по физкультуре студентами вузов

Как и предполагалась самая популярная причина, что студентам просто не интересно. Это не значат, что студенты вообще не занимаются физическими активностями вне учебы (по крайней мере, зачастую это не так). Чаще всего студентам не нравится устаревшие стандарты образовательной программы и методик преподавания.

Вторая популярная причина (хотя эту причину назвали в два раза меньше студентов, чем первую), что студент просто освобожден от занятий (причем чаще всего это освобождение, которое, по сути, лишь частично освобождает от некоторого вида физических активностей).

Третья по популярности причина - мало игровых видов спорта. Опять же, это вопрос скорее к составленной учебной программе.

Среди прочих причин студенты назвали: лень, плохой инвентарь, принудительность посещения занятий по физической культуре, не эффективность самих занятий и плохо составленная учебная программа [1, с. 22].

Таким образом, чтобы повысить интерес студентов к занятиям по физкультурно-спортивной деятельности, можно предложить следующие мероприятия:

- возможность выбора вида спорта и занятий самими студентами в процессе планового учебного процесса;

- наличие современно оборудованной спортивной базы;

- необходима более эффективная и развернутая реклама занятий по физической культуре и ведения здорового образа жизни [2, с. 556].

Стоит отметить, что интересы студентов к занятиям по физической культуре бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, и желание развить двигательные и волевые качества. Причем у юношей и девушек они различны:

- девушки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, реже о развитии быстроты, выносливости, силы;

- юноши же хотят развить силу, выносливость, быстроту, ловкость.

По мнению студентов, они хотели бы получать от преподавателей следующую информацию во время занятий по физической культуре:

- о рациональном питании;

- как контролировать вес тела;

- о методике психотренировки;

- о применении тренажеров и прочие [2, с. 557].

Очень важно дать эту информацию студентам, что в дальнейшем может поспособствовать к популяризации здорового образа жизни, и, тем самым, занятиям по физической культуре.

Таким образом, занятия по физической культуре сопровождают людей на многих стадиях получения образования: в школе, в вузе. Но не все студенты считают эти занятия важными. Преподаватели физического воспитания должны способствовать тому, чтобы проявить интерес у студентов любого уровня подготовки к занятиям по физической культуре. Также очень важно принять правильную и эффективную учебную программу по данной дисциплине, чтобы она удовлетворяла государственным стандартам, но и при этом интересам самих студентов.

Литература

1. Герега Н. Н. Студенты и их отношение к занятиям физической культурой и спортом // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 5 (147) С. 22 - 26.

2. Самотаева В. С. Занятия по физической культуре в вузе как путь формирования физической культуры у человека // Российская наука: актуальные исследования и разработки. Сборник научных статей IX Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. Самара : Самарский государственный экономический университет, 2020. С. 555-557.

3. Тайлер Дж. Джонсон. «Товары для спорта» и физического воспитания // Физическое воспитание, отдых и танцы. 2019. № 2. С. 3-5.

References

1. Gerega N. N. Studenty i ih otnoshenie k zanjatijam fizicheskoj kul'turoj i sportom [Students and their attitude to physical culture and sports]. Uchenye zapiski universitet im. P. F. Lesgaft - Scientific notes of the University. P. F. Lesgaft, 2017, no. 5 (147), pp. 22 - 26.

2. Samotaeva V. S. Zanjatija po fizicheskoj kul'ture v vuze kak put' formirovanija fizicheskoj kul'tury u cheloveka [Physical culture classes at a university as a way of developing physical culture in a person]. Rossijskaja nauka: aktual'nye issledovanija i razrabotki. Sbornik nauchnyh statej IX Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2-h chastjah [Russian science: actual research and development. Collection of scientific articles of the IX All-Russian scientific-practical conference. In 2 parts]. Samara, Samara State University of Economics Publ., 2020, pp. 555-557. (In Russia).

3. Tajler Dzh. Dzhonson. «Tovary dlja sporta» i fizicheskogo vospitanija ["Goods for sport" and physical education]. Fizicheskoe vospitanie, otdyh i tancy -/ Physical education, rest and dancing, 2019, no 2, pp. 3-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.