Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)'

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
924
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРЕСЫ / МОТИВЫ / ПОТРЕБНОСТИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / INTERESTS / MOTIVES / NEEDS / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / ORGANIZATION OF CLASSES / STUDENTS / SOCIOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Черкасов Алексей Юрьевич, Мерзликин Дмитрий Михайлович

Статья посвящена изучению влияния интересов, потребностей и мотивов студенческой молодежи на занятия физической культурой. Физическая культура рассматривается автором как фактор сохранения здоровья и трудового потенциала личности. На основе анализа эмпирических данных предлагаются практические рекомендации для совершенствования процесса физического воспитания студенческой молодежи в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF STUDENTS TO ENGAGE IN PHYSICAL CULTURE (BASED ON SOCIOLOGICAL RESEARCH)

The article is devoted to the study of the influence of interests, needs and motives of students on physical culture. Physical culture is considered by the author as a factor of preserving the health and labor potential of the individual. Based on the analysis of empirical data, practical recommendations are offered for improving the process of physical education of students at the University.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)»

УДК 796.011

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

MOTIVATION OF STUDENTS TO ENGAGE IN PHYSICAL CULTURE (BASED ON

SOCIOLOGICAL RESEARCH)

Черкасов Алексей Юрьевич

кандидат технических наук, доцент кафедра «Физического воспитания» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Cherkasov Alexey Yurievich candidate of technical Sciences, associate professor department «Physical education» Oryol state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Мерзликин Дмитрий Михайлович

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Физического воспитания» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Merzlikin Dmitry Mikhailovich candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Department of «Physical education» Oryol state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Статья посвящена изучению влияния интересов, потребностей и мотивов студенческой молодежи на занятия физической культурой. Физическая культура рассматривается автором как фактор сохранения здоровья и трудового потенциала личности. На основе анализа эмпирических данных предлагаются практические рекомендации для совершенствования процесса физического воспитания студенческой молодежи в вузе.

Abstract. The article is devoted to the study of the influence of interests, needs and motives of students on physical culture. Physical culture is considered by the author as a factor of preserving the health and labor potential of the individual. Based on the analysis of empirical data, practical recommendations are offered for improving the process of physical education of students at the University.

Ключевые слова: интересы, мотивы, потребности, физическая культура и спорт, организация занятий, студенческая молодежь, социологическое исследование.

Keywords: interests, motives, needs, physical culture and sports, organization of classes, students, sociological research.

Интерес к физической культуре и спорту, как фактору укрепления здоровья и удовлетворения личных потребностей в физической нагрузке, на сегодняшний день является однозначно позитивным фактором в российском обществе. Занятия физической культурой играют огромную роль в совершенствовании функциональных, двигательных и эмоционально-волевых качеств молодого поколения и определяет здоровье и благополучие нашего общества.

Принято считать, что студенческая молодежь является одной из наиболее здоровых и благополучных социальных групп. СМИ тиражируют призывы ко всеобщему здоровому образу жизни, но реальная ситуация несколько иная. Статистика свидетельствуют об ухудшении здоровья студенческой молодежи, высоком уровне хронических, инфекционных заболеваний и разнообразных патологий. По данным Минздрава только 15% студентов России имеют первую группу здоровья, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40 имеют хронические заболевания. Отклонения функционального состояния нервной системы регистрируется у 33 % девушек и 16 % юношей, количество абитуриентов, отнесенных к специальной медицинской группе, находится на уровне 23-25 %.

Современный уровень цифровизации образования, вынужденная самоизоляция, комфорт - являются причиной двигательной гиподинамии. При этом четко наблюдается накапливание отрицательных эмоций без физической нагрузки, неспособность справиться с учебной нагрузкой, неправильное питание, нарушение режима работы и отдыха, пассивная позиция студенческой молодежи к своему здоровью - отсутствие знаний в области валеологии, низкая мотивация к регулярным занятиям физической культурой и спортом [4].

Студенческая молодежь в первые годы обучения в вузе является наиболее уязвимой, т.к. сталкивается с рядом трудностей адаптации к новым условиям, связанным с увеличением учебной нагрузки, невысокой двигательной активностью, относительной свободой студенческой жизни, проблемами в социальном и межличностном общении.

Анализ подготовки по физической культуре абитуриентов показывает, что их отношение к физкультуре варьируется от положительно-пассивного до негативного. У будущих студентов нет потребности в физической активности, отмечается низкий уровень мотивации к физическому совершенствованию. Исследователями констатируется тот факт, что студенческая молодежь, в общей массе, не имеет представления о себе как субъекте трудовой деятельности и трудового потенциала общества с необходимым уровнем физической и умственной работоспособности [5,6].

В связи с этим изучение потребностей, интересов и мотивов к занятиям физической культурой и спортом в вузе необходимо для эффективной организации занятий по физическому воспитанию, а также для создания условий формирования у студентов устойчивого мотивационного компонента к активной физической деятельности на всем протяжении обучения.

Многогранный образовательный процесс физического воспитания должен быть направлен на осознание студенческой молодежью потребности в занятиях физической культурой и спортом, на осмысление их психологических основ, развитие физических сил, волевых, нравственных качеств и умственных способ-

ностей, а также на соблюдение санитарно-гигиенических норм и привычек здорового образа жизни [9].

На сегодняшний день в Орловском государственном университете имени И. С. Тургенева (далее ОГУ имени И.С. Тургенева) коэффициент посещаемости студентами занятий по физической культуре и спорту находится на одном уровне. Однако желающих участвовать в спортивно-массовых, внутривузовских и региональных соревнованиях становится все меньше, увеличивается число студентов, отнесенных к специальной группе или полностью освобожденных от занятий физической культурой.

С целью изучения потребностей, интересов и мотивов в сфере физической культуры автором было проведено социологическое исследование (анкетирование) среди студентов ОГУ имени И.С. Тургенева. Объем выборки составил 90 человек, в числе которых 76,7% девушек и 23,3% юношей в возрасте 18-20 лет (81,4%) и 21-23 года (17,4%). Среди респондентов первокурсники составляли 69,8%, второкурсники - 29,1%

Исследование показало, что 26 % студенческой молодежи имеют разного рода ограничения на занятиях по физической культуре, 5 % полностью освобождены от физической нагрузки. Хронические заболевания имеют 13 % респондентов, из них по специальной программе физического развития занимаются 5 % студентов (рисунок 1).

■ имеют ограничения

■ особождены от физической нагрузки

имеют хронические заболевания

■ занимаются по специальной программе

Рис. 1. Группы студентов по состоянию здоровья.

Около 26% опрошенных студентов в течение года болеют простудными заболеваниями три и более раз, при этом к физической культуре относятся в целом отрицательно. Распределение ответов студентов об отношении к занятиям по физической культуре представлено на рисунке 2.

На вопрос о видах деятельности на практических занятиях по физической культуре, которые используют преподаватели, студенты указали: физические упражнения (94,2%), спортивные игры (54,7%), выполнение двигательных задач на зачет (65,1%), измерение пульса (56%) и лекции (51,2%). Отсюда можно сделать вывод, что преподаватели используют ограниченный набор видов деятельности, что приводит к однообразию занятий и, как следствие, понижению мотивации среди студенческой молодежи, для которой важно постоянно осваивать новые виды двигательных действий.

7% 1,20%

■ положительно

■ скорее

отрицательно скорее отрицательно.

положительно, чем

чем положительно

Рис. 2. Распределение ответов респондентов об отношении к занятиям физической культурой

Тем не менее, 54,7% опрошенных полностью удовлетворены занятиями по физической культуре и только 6% - полностью не удовлетворены (рисунок 3).

Анализируя ответы студентов об уровне напряженности занятия по физической культуре, а также факторов, влияющих на результативность занятий, можно сделать вывод о том, что организация процесса обучения (расписание занятий, расположения учебных корпусов) сильно влияет на мотивацию к занятиям. На избыточность двигательной активности на занятиях физической культурой пожаловались 33,6% респондентов, и одна из причин этого состоит в необходимости после занятия ехать в другой корпус (рисунок 4).

■ полностью удовлетворен

■ частично удовлетворен

полностью не удовлетворен

■ затрудняюсь ответить

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос об удовлетворенности занятиями физической культурой

1,10%

■ я выполняю все упражнения без проблем

■ некоторые виды упражнений для меня сложны

Рис. 4. Мнение респондентов о напряженности занятий по физической культуре

Демотивирующим фактором является и неудовлетворенность студенческой молодежью количеством и состоянием спортивных объектов и сооружений. Согласно результатам исследования, только четверть опрошенных (44,2%) полностью удовлетворены качеством спортивных объектов и сооружений.

Цели посещения студентами занятий по физической культуре распределились следующим образом (таблица 1).

Таблица 1

Цели посещения студентами занятий по физической культуре

Цели % опрошенных

Получение зачета 71

Укреплять и поддерживать здоровье 38,4

Соблюдение формальных требований к 30

образовательному процессу

Привлекательно выглядеть 24,4

Развивать и совершенствовать двигательные 19,1

умения и навыки

Получать положительные эмоции 15,3

Как видно из таблицы 1, «формальные» цели занятий физической культурой доминируют у студентов, однако для почти четверти опрошенных важное значение имеет укрепление и поддержание здоровья, эстетический мотив также выглядит позитивным, как и получение положительных эмоций в процессе занятий физической культурой.

Большинство студенческой молодежи отметили собственную относительно низкую физическую активность и нейтральное отношение к физической культуре. Как показало исследование, половина респондентов посещали бы занятия только при наличии желания, а 11,6 % вообще бы не посещали занятий физической культуры при условии их необязательности (рисунок 5).

■да

■ да, но если будет желание

■ нет

■ затрудняюсь ответить

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «Посещали бы Вы занятия по физкультуре, если бы они были необязательны?»

Треть студентов даже в условиях существующей системы контроля и зачетных требований пропускаю занятия без уважительной причины (рисунок 6).

Рис. 6. Распределение ответов респондентов на вопрос:

«Пропускаете ли Вы занятия по физкультуре без уважительной причины?»

Четверть опрошенных (39,5%) в качестве внешнего стимула, повышающего интерес к занятиям физической культурой, назвали возможность самостоятельно выбирать вид деятельности и спортивную секцию (плавание, настольный теннис, фитнесс, тренажерный зал и др.). Индивидуальный подход и личность преподавателя для 28% респондентов играет немаловажную роль, также как и новые формы проведения занятий.

Поэтому можно сделать вывод о том, что организация в вузе учебного процесса по физической культуре и спорту, внедрение новых форм и возможностей выбора видов деятельности, авторитет преподавателя являются важными факторами, повышающими интерес у студентов к занятиям.

На вопрос о том, участвуют ли студенты в физкультурно-спортивных мероприятиях (днях здоровья, спортивных праздниках, соревнованиях и др.), ответы распределились следующим образом: 58,1% опрошенных, если отсутствует факт административного принуждения, стараются не участвовать, 28% участвуют с удовольствием и 14% студентов принимают участие, но без особого энтузиазма. Девушки в отличии от юношей более неохотно соглашаются на участие в соревнованиях, по причине психологического дискомфорта, связанного с внешним оцениваем результатов и физической формы.

Исследование показало, что 57% опрошенных предпочитают заниматься самостоятельно (дома, в городских спортивных секциях и др.), только 9% студентов посещают секции и спортивные группы в университете, 20% вообще не занимаются спортивно-физической деятельностью свободное время. При этом 36% респондентов отмечают недостаток физической активности в свободное время.

По мнению 42% опрошенных, нормальная жизнь не возможна без физической культуры, что говорит о положительной установке почти у половины студентов на ведение здорового образа жизни.

Интересным, с точки зрения изучения мотивации студенческой молодежи к занятиям физической культурой, являются ответы на вопрос о том, что может повлиять на физическую активность в свободное время (таблица 2).

■ не пропускаю занятий

■ пропускаю

Таблица 2

Мнения респондентов о факторах, влияющих на их физическую активность в

свободное время

Факторы % опрошенных

Личный пример друзей 27

Возможность заниматься интересным видом 42

спорта

Материальное благополучие 8

Доступность физкультурно-спортивных объектов 36

Резкое ухудшение здоровья 9

Моральная поддержка со стороны друзей и 10

родственников

Увеличение количества свободного времени 48

Осознание ценности здоровья и личной 43

ответственности за него

Анализ данных, представленных в таблице 2, позволяет выделить главные факторы, от которых зависит физическая активность в свободное время у студентов. Таковыми являются: увеличение количества свободного времени, осознание ценности здоровья и личной ответственности за него, возможность заниматься интересным видом спорта и доступность физкультурно-спортивных объектов. Как это ни парадоксально, но фактор материального благополучия занимает последнее место. Данную ситуацию можно объяснить тем, что подавляющее большинство опрошенных - это молодые люди в возрасте 18-20 лет, которые находятся в настоящее время на обеспечении родительской семьи, и потому материальный вопрос не имеет для них принципиального значения.

В качестве основных выводов по результатам социологического исследования выступают следующие.

- Физкультурно-спортивная деятельность студентов обусловлена разными потребностями, а именно:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) потребностями в двигательной активности,

2) потребностями в выполнении учебно-образовательных требований,

3) потребностями в сохранении и укреплении здоровья, а также хорошей физической и эстетической формы. Причем потребности второго порядка более характерны для студентов первого курса.

- Мотивация юношей и девушек различается. Для большинства девушек занятия физической культурой и спортом необходимы, в первую очередь, для формирования красивой фигуры и правильной осанки. Для юношей занятия физической культурой - это способ развития физической выносливости, воли, соревновательность.

- Большинство студентов не заинтересованы в занятиях физической культурой и спортом, а также получению новых знаний в области укрепления и сохранения

здоровья. Отсутствие у студенческой молодежи знаний о разнообразии двигательных действий, влиянии физической нагрузки на организм, неумение планировать самостоятельные занятия свидетельствует о несформированной глубокой потребности в физической культуре. Поэтому знания можно рассматривать как важное средство педагогического воздействия на мотивационную сферу студенческой молодежи. Сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями наблюдаются, как правило, у тех, кто четко понимает цели занятий и ориентирован на получение позитивного эффекта в перспективе.

- Традиционная система физического воспитания не является мотивирующим фактором к занятиям физической культурой. Нормативный подход без учета интересов студентов подавляет интерес к физической культуре, снижается посещаемость и эффективность занятий. Современные программы физического воспитания предусматривают использование внешних мотивов (адми-нистративных).

Корректировка учебных программ с учетом интересов и потребностей студенческой молодежи и уровня ее физической подготовленности и индивидуальных возможностей, способствуют формированию долговременной мотивации к занятиям физической культурой, способствует устойчивой посещаемости, успе-ваемости и способствует дальнейшим самостоятельным занятиям физкультурой после окончания обучения в вузе [7].

Педагогический опыт автора позволяет говорить о необходимости формирования процесса обучения со стороны педагога таким образом, чтобы занятия приобретали личностный смысл и создавали устойчивый интерес у студента. Важной целью для преподавателя физической культуры является преобразование внешних заданных мотивов деятельности у студентов во внутреннюю потребность к саморазвитию.

Необходимо выстраивать теоретическое и практическое обучение студенческой молодежи в рамках концепции целесообразности физической культуры наровне с обыденными гигиеническими процедурами. Личный пример преподавателя и результат занятий в коллективе в форме эффективной, слаженной работы мышц и систем организма за счет систематических занятий физическими упражнениями является лучшим стимулом.

Заинтересованность студентов в укреплении своего здоровья и развитии физических способностей повышается при объяснении и показе личного отношения преподавателя к занятиям физической культурой и спортом. Миф о спорте как смысле жизни не отражает действительности, физкультура призвана содействовать формированию осознанного поведения человека к своему здоровью, а также отношению к себе как субъекту трудового потенциала общества.

Литература

1. Бурцев В. А., Бурцева Е. В., Никоноров В. Т. Экспериментальное исследование мотивов занятий физическими упражнениями у занимающихся спортом, с учетом уровня спортивной квалификации // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-2. С. 369-371.

2. Ильин Е. П. Мотивы занятий спортом. Автор методики: Шаболтас А. В. -2000. URL: http://www.magma-team.ru/testy/motivy-zanyatiy-sportom (дата обращения: 16.04.2020).

3. Наговицын Р. С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Фундаментальные исследования. М. : Академия Естествознания. 2011. № 8(2). С. 293-298.

4. Петров А. Н., Цветкова Е. В., Жиглова Н. М., Байрамова С. М-К. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом студентов Башкирского государственного университета //Доклады Башкирского университета. 2018. Том 3. №2. С. 253-256.

5. Ревтова О. А. Исследование мотивации студентов к занятиям физической культурой // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования: сборник статей по материалам XXII международной студенческой научно-практической конференции. Новосибирск : АНС «СибАК». 2017. № 11(22). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/11(22).pdf (дата обращения: 20.04.2020)

6. Слепченко А. Л., Краснов Р. К., Вольский В. В. Мотивация как компонент занятий физической культурой // Молодой ученый. 2019. № 19 (257). С. 388-390. URL: https://moluch.ru/archive/257/58864/ (дата обращения: 21.04.2020).

7. Сизова Н. В. Семиглазова Е. П. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Челябинск, 2015. № 2. С. 35-39.

8. Суриков А. А., Кожанов В. И. Исследование интереса и мотивации студентов к занятиям физической культурой // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-interesa-i-motivatsii-studentov-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy (дата обращения: 20.04.2020).

9. Яковлев Ю. В. Повышение эффективности физкультурно-спортивной деятельности студентов в вузе на основе мотивационно-потребностного подхода: на примере подготовки работников горныхспециальностей: автореф. дис. ... канд. пед. Наук: 13.00.04/ Ю. В. Яковлев. Санкт-Петербург: 2015. 22 с.

10. Уэйнберг Р. С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. Киев : Олимпийская литература. 1998. 335 с.

References

1. Burcev V. A., Burceva E. V., Nikonorov V. T. Jeksperimental'noe issledovanie motivov zanjatij fizicheskimi uprazhnenijami u zanimajushhihsja sportom, s uchetom urovnja sportivnoj kvalifikacii [Experimental study of motives for physical exercise in sports, taking into account the level of sports qualifications]. Fundamental'nye issledovanija - Fundamental research, 2015, no. 2-2, pp. 369-371.

2. Il'in E. P. Motivy zanjatij sportom. Avtor metodiki: Shaboltas A. V. [Motives of sports activities. Author of the method: A.V. Shaboltas]. 2000. Available at: http://www.magma-team.ru/testy/motivy-zanyatiy-sportom (accessed: 16.04.2020).

3. Nagovicyn R. S. Motivacija studentov k zanjatijam fizicheskoj kul'turoj v vuze [Motivation of students to engage in physical culture in higher education]. Fundamental'nye issledovanija - Fundamental research, 2011, no. 8(2), pp. 293-298.

4. Petrov A. N., Tsvetkova E. V., Zhiglova N. M., Bayramova S. M-K. Motivacija k zanjatijam fizicheskoj kul'turoj i sportom studentov Bashkirskogo gosudarstvennogo universiteta

ABTOHOMMA ^MHHOCTM. 2020. № 3(23)

[Motivation of students of Bashkir state University to engage in physical culture and sports]. Doklady Bashkirskogo universiteta - Reports of the Bashkir University, 2018, Volume 3, no. 2, pp. 253-256.

5. Revtova O. A. Issledovanie motivacii studentov k zanjatijam fizicheskoj kul'turoj [Research of students ' motivation to physical culture classes]. Nauchnoe soobshhestvo studentov. Mezhdisciplinarnye issledovanija: sbornik statej po materialam XXII mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [The scientific community students: Interdisciplinary research: collection of articles on the Mat. XXII international.stud. nauch. -prakt. konf.]. 2017, no. 11(22). Available at: https://sibac.info/archive/meghdis/11(22).pdf (accessed: 20.04.2020). (In Russ.).

6. Slepchenko A. L., Krasnov R. K., Vol'skij V. V. Motivacija kak komponent zanjatij fizicheskoj kul'turoj [Motivation as a component of physical culture classes]. Molodoj uchenyj -Young scientist, 2019, no. 19(257), pp. 388-390. Available at: https://moluch.ru/archive/257/ 58864/ (accessed: 21.04.2020).

7. Sizova N. V. Semiglazova E. P. Formirovanie motivacii studentov k zanjatijam fizicheskoj kul'turoj i sportom [Formation of students ' motivation to physical culture and sports]. Perspektivy razvitija nauki v oblasti pedagogiki i psihologii. Sbornik nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii - Prospects for the development of science in the field of pedagogy and psychology. Collection of scientific papers on the results of the international scientific and practical conference, no. 2. Chelyabinsk, 2015, pp. 35-39. (In Russ.).

8. Surikov A. A., Kozhanov V. I. Issledovanie interesa i motivacii studentov k zanjatijam fizicheskoj kul'turoj [Research of students ' interest and motivation to physical culture classes]. Izvestija TulGU. Fizicheskaja kul'tura. Sport. - News OfTulsu. Physical Culture. Sport, 2016, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-interesa-i-motivatsii-studentov-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy (accessed: 20.04.2020).

9. Yakovlev Yu. V. Povyshenie jeffektivnosti fizkul'turno-sportivnoj dejatel'nosti studentov v vuze na osnove motivacionno-potrebnostnogo podhoda: na primere podgotovki rabotnikov gornyhspecial'nostej. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Improving the effectiveness of physical culture and sports activities of students in higher education on the basis of motivational and need-based approach: on the example of training employees of mining specialties. Author. dis. cand. ped. sci.]. St. Petersburg, 2015, 22 p.

10. Ujejnberg R. S., Gould D. Osnovy psihologii sporta i fizicheskoj kul'tury [Fundamentals of psychology of sport and physical culture]. Kiev, Olympic literature Publ., 1998, 335 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.