Научная статья на тему 'Мотивация студентов на самостоятельные занятия физической культурой и спортом'

Мотивация студентов на самостоятельные занятия физической культурой и спортом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
673
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / СПОРТ / SPORT / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / SELF-STUDY / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / РHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савкина Наталья Валентиновна, Глобенко Демид Павлович

Низкий уровень знаний о здоровье, активном образе жизни у студенческой молодежи приводит к отсутствию мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. Знание мотивов, которыми руководствуются юноши и девушки, позволит определить возможности повышения физической активности и учесть их при формировании программы физвоспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The motivation of students to independent occupations by physical culture and sports

A low level of knowledge about health, a healthy lifestyle, proper nutrition, prevention of illness in student youth leads to a lack of motivation for independent physical training and sports. Knowledge of the motives guided by young men and women will allow to determine the opportunities for increasing activity and take them into account when forming a program of physical education.

Текст научной работы на тему «Мотивация студентов на самостоятельные занятия физической культурой и спортом»

УДК 796-057.875:316.628

МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ НА САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

THE MOTIVATION OF STUDENTS TO INDEPENDENT OCCUPATIONS BY PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Савкина Наталья Валентиновна

старший преподаватель кафедра «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Savkina Natalia Valentinovna senior lecturer department of applied physical culture Orel state sniversity named after I S. Turgenev,

Orel, Russia

Глобенко Демид Павлович

кафедра «(Прикладная физическая культура»> Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Globenko Demid Pavlovich department of applied physical culture Orel state sniversity named after I S. Turgenev,

Orel, Russia

Аннотация. Низкий уровень знаний о здоровье, активном образе жизни у студенческой молодежи приводит к отсутствию мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. Знание мотивов, которыми руководствуются юноши и девушки, позволит определить возможности повышения физической активности и учесть их при формировании программы физвоспитания.

Abstract. A low level of knowledge about health, a healthy lifestyle, proper nutrition, prevention of illness in student youth leads to a lack of motivation for independent physical training and sports. Knowledge of the motives guided by young men and women will allow to determine the opportunities for increasing activity and take them into account when forming a program of physical education.

Ключевые слова: физическая культура, мотивация, спорт, самостоятельные занятия, студенты.

Keywords: рhysical education, motivation, sport, the self-study, the students.

Физическая культура представлена в законодательстве Российской Федерации, и как учебная дисциплина и как неотъемлемый элемент развития личностного потенциала. Физическая культура - это часть профессиональной подготовки студентов, которая формируется в обязательном порядке на протяжении всего периода обучения. Значимость данной подготовки проявляется через развитие у человека духовной и физической культуры,

формирование общекультурных ценностей, в виде психического здоровья, и внешнего совершенства.

В настоящее время любая трудовая деятельность требует от специалистов высокого уровня физического развития и особенно это относится к молодежи, так как обществу требуется молодой потенциал, имеющий высокую физическую и интеллектуальную работоспособность.

Студенческая молодежь - потенциальный трудовой резерв, определяющий перспективу развития страны. Именно от её физического воспитания и развития зависит здоровье и благополучие нации в целом.

Многие студенты не видят значимости занятий физической культурой и спортом или же не желают заниматься вообще. Это связано с низким уровнем знаний о здоровье, активном образе жизни, правильном питании, профилактике заболеваний и отсутствием мотивация к занятиям физической культурой и спортом.

На желание самостоятельно заниматься физической культурой и спортом, помимо обязательных занятий в Вузе, влияют различные факторы, начиная от формирования мотивации в детстве родителями, в детском саду и школе педагогами, уровня их развитии, определенной социальной среды и принятия норм этой среды (в виде состязательности и самоопределения в подростковом возрасте) и заканчивая прохождением всех этапов и возможностей формирования мотивации к 17-18 годам.

Важная задача современной системы образования и физического воспитания в учебном заведении - сформировать у молодых людей потребность и необходимость в самостоятельных занятиях физкультурно-спортивной деятельностью. Развитие потребности, воздействует на мотивационную сферу, а та, в свою очередь, побуждает к активности.

В современной науке существуют различные подходы к проблеме мотивации. Доктор психологических наук Рудик П.А. рассматривает мотив, как осознанную потребность, сформированное обоснование своего поступка [4, стр. 89].

Морозова Л. В. и Загрядская О.В. отмечают, что слово «мотивация» происходит от латинского «movere» и означает движение, побуждение, процесс управления физиологическим и психологическим состоянием человека, определяющий его активность, устойчивость, целеустремленность, позволяющий добиться успеха [1, стр. 155].

Мотивация - это не один отдельно взятый фактор, мотив, а целый их набор. Мотивы тесно связаны с потребностями, а на потребности, как уже было сказано, может повлиять грамотная система физического воспитания.

Исследователи Головиных А. А. и Шатунов Д. А. приводят классификацию мотивов на основе их природы: биогенные мотивы (возникают в процессе самореализации), социогенные мотивы (создаются самим человеком под воздействием внешних факторов, среды (идеалы, убеждения, взгляды, мировоззрение и т.д.), стимулирующие мотивы (формируются под воздействием педагогической системы: педагог придаёт различные стимулы, основанные и рассчитанные на личной заинтересованности обучаемого) [2, стр. 650].

Цель мотивации - это всегда удовлетворение потребностей объекта. Она заключается именно в побуждении к действию, которое взаимо выгодно как

для субъекта, так и для объекта мотивации, где следствием этого действия определённо будет устойчивый интерес к деятельности [3, стр. 55].

Мотивация способствует приобщению студентов к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. Первым этапом в формировании мотивации является выявление потребности и мотивов самих студентов к активным занятиям. Основой формирования потребности является знание. Знание формирующим образом влияет на мотивы и интересы. Знания о значимости того или иного вида деятельности на индивида, формируют потребность в двигательной активности.

Необходимо сформировать образовательный процесс, в результате которого занятия физической культурой приобретают личностный смысл, создают устойчивость интереса, превращая внешние заданные мотивы деятельности, во внутренние потребности личности [6, стр. 94 - 95].

В настоящее время большое значение приобретает процесс донесения до студентов информации, необходимых сведений о взаимосвязи здоровья, здорового образа жизни и физически активных занятий. Необходимо информировать студентов о влиянии физических упражнений на организм, состояние здоровья и работоспособность.

Для начинающих студентов самостоятельные занятия должны иметь сначала базовый и ознакомительный характер. Ведь, прежде всего, нужно создать хороший фундамент для дальнейшей работы, испробовать различные виды и формы занятий, сформировать основные технические навыки, способности и морально - волевые качества.

Активность самостоятельных занятий зависит от внутренней позиции личности студентов и эмоциональных переживаний, получения удовольствия от процесса физкультурной активности, то есть удовлетворение от самого процесса занятий.

Удовлетворение от процесса занятий формирует внутреннюю мотивацию. Она стимулирует потребности и интерес к активным занятиям физической культурой и спортом [5]. Поэтому важно самоосознание значимости и необходимости самостоятельных занятий спортом и физической культурой. В настоящее время существует множество различных видов двигательной активности, физических упражнений, которые способны вызвать у студентов интерес к спортивным занятиям, учет индивидуальных возможностей, а также предпочтений студентов.

Повышение эффективности физического воспитания студенческой молодежи напрямую зависит от уровня положительной мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Основной задачей преподавателя физкультуры, и руководства вуза в целом, выработать потребность у студентов заниматься физическими упражнениями не только в период обучения, но и всю дальнейшую жизнь.

При формировании программы физвоспитания необходимо учитывать выявленные мотивы и индивидуальные предпочтения юношей и девушек, а также разнообразить занятия, увеличивая количество видов спорта и оздоровительной физической культуры, вызывающие и поддерживающие интерес студентов.

Знание мотивов, которыми руководствуются студенты, позволит определить возможности повышения активности студентов в области физической культуры и спорта.

Поддержке интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом, будет способствовать отбор заданий оптимальной сложности, так как чрезмерная легкость или трудность заданий угнетает активность в достижении результата.

Таким образом, теоретическая подготовка в области физической культуры и спорта позволит сформировать осознанную потребность студента в активных занятиях.

Молодые люди, у которых в период обучения в вузе сформирована мотивация к занятиям физической культурой и спортом, будут и в дальнейшем вести физически активный образ жизни, поддерживать своё здоровье с помощью средств физической культуры и спорта.

Литература

1. Морозова Л. В., Загрядская О. В. Проблема мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом // Управленческое консультирование. 2014. №8. С.155.

2. Головиных А. А., Шатунов Д. А. Формирование мотивации у детей школьного возраста к занятиям физической культуры и спорта // ScienceTime. 2014. №12(12). С. 649-652.

3. Ханевская Г. В. Проблема низкой мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом // Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. №56-3. С.55.

4. Рудик П. А. Психология : учебник для институтов физической культуры. М. : Академия, 2014. 464 с.

5. Важность мотивации студентов в самостоятельным занятиям физическими упражнениями [Электронный ресурс]. URL: http://chromosome2009.org/vazhnost-motivacii-studentov-v-samostojatelnym- zanjatijam-fizicheskimi - uprazhnenijami/ (Дата обращения: 21.02.2018).

6. Галич И. С., Слепова Л. Н.,. Хаирова Т. Н, Дижонова Л. Б. Личностная мотивация студентов к занятиям по физической культуре и спорту // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 94-95.

7. Маркова А. К., Матис Т. А. , Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М. : Академия, 2015. 191 с.

8. Лебедева М. П., Жукова А. Н. К проблеме формирования мотивационно-ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом студентов САФУ // Старт. 2015. № 2.

References

1. Morozova L. V., Zagryadskaya O. V. Problema motivacii studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom [The problem of students motivation to engage in physical culture and sports]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie - Administrative consulting, 2014, no. 8, pp.155.

2. Golovinyh A. A., Shatunov D. A. Formirovanie motivacii u detej shkol'nogo vozrasta k zanyatiyam fizicheskoj kul'tury i sporta [The formation of motivation in children of school

age to physical training and sports]. ScienceTime, 2014, no. 12(12), pp. 649-652.

3. Hanevskaya G. V. Problema nizkoj motivacii studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom [The problem of low student motivation to engage in physical culture and sports]. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii - Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, 2016, no. 56-3, pp.55.

4. Rudik P. A. Psihologiya [Psychology]. Moscow, Akademiya Publ., 2014, 464 p.

5. Vazhnost' motivacii studentov v samostoyatel'nym zanyatiyam fizicheskimi uprazhneniyami [Importance of motivation of students in independent physical exercises]. Access mode: http://chromosome2009.org/vazhnost-motivacii-studentov-v-samostojatelnym- zanjatijam-fizicheskimi - uprazhnenijami/ (available at: 21.02.2018).

6. Galich I. S., Slepova L. N.,. Hairova T. N, Dizhonova L. B. Lichnostnaya motivaciya studentov k zanyatiyam po fizicheskoj kul'ture i sportu [Personal motivation of students for physical training and sports]. Mezhdunarodnyj zhurnal ehksperimental'nogo obrazovaniya -International Journal of Experimental Education, 2014, no. 7-2, pp. 94-95.

7. Markova A. K., Matis T. A., Orlov A. B. Formirovanie motivacii ucheniya [Formation of the motivation of learning]. Moscow, Akademiya Publ., 2015, 191 p.

8. Lebedeva M. P., Zhukova A. N. K probleme formirovaniya motivacionno-cennostnogo otnosheniya k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom studentov SAFU [To the problem of the formation of the motivation-value attitude to the physical culture and sports of the students of the SAFU]. Start - Start, 2015, no. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.