Научная статья на тему 'Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом'

Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1091
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
cтуденты / физическая культура и спорт / мотивация / мотив / двигательная активность студентов / students / physical culture and sports / motivation / motive / students’ motor activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. В. Никулин, И. Н. Катканова, В. Л. Коновалов

В статье вопрос отношения студенческой молодежи к занятиям физической культурой и спортом рассматривается как актуальная социально-педагогическая проблема. Обоснована необходимость повышения мотивации обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом в образовательном пространстве вуза. Определены важнейшие виды деятельности студентов в свободное от учебы время, сформулированы основные мотивы студентов к занятиям физической культурой и спортом, представлены результаты исследования, проведенного в Вологодском государственном университете. В работе дана авторская интерпретация причин снижения интереса студентов к регулярным занятиям физической культурой и спортом и предложены пути решения данной проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. В. Никулин, И. Н. Катканова, В. Л. Коновалов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ ATTITUDE TO PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

In the article, the problem of students’ attitude to physical culture and sports is considered as an actual socio-pedagogical problem. The necessity of increasing the motivation of students for systematic physical culture and sports in the educational space of the University is justified. The main activities of students in their free time are defined, the main motivations of students to engage in physical culture and sports are formulated, and the results of a study conducted at the Vologda State University are presented. The paper gives the author’s interpretation of the reasons for the decrease in students’ interest in regular physical education and sports, and suggests ways to solve this problem

Текст научной работы на тему «Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом»

11. Кашицына Ю.Н. Использование возможностей программы «Живая математика» в процессе дистанционного обучения геометрии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Москва: АСОУ, 2018; Выпуск 1: 1048 - 1055.

12. Васильева М.В., Мардахаева Е.Л. Геометрические модели при изучении задач на движение с использованием возможностей компьютерного моделирования. ЦИТИСЭ. 2017; № 2 (11): 16.

13. Кашицына Ю.Н. Методика формирования коммуникативных учебных действий при обучении решению задач на составление уравнений. Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Москва: АСОУ, 2015; Выпуск 1: 2995 - 3003. Available at: http://e.asou-mo.ru/index.php/en/explore/ elektronnye-sborniki-asou?limitstart=0

References

1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obschego obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki RF ot 17.12.2010 № 1897 (red. ot 31.12.2015). Available at: http://www.rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html

2. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego obschego obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki RF ot 17.05.2012 № 413 (red. ot 29.06.2017). Available at: http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html

3. Prioritetnyj nacional'nyj proekt «Obrazovanie». Utverzhden prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam (protokol ot 24.12.2018 № 16).

4. Stefanova N.L., Podhodova N.S. Metodika i tehnologiya obucheniya matematike. Kurs lekcij: posobie dlya vuzov. Moskva: Drofa, 2008.

5. Fridman L.M. Syuzhetnye zadachi po matematike. Istoriya, teoriya, metodika: uchebnoe posobie dlya uchitelej i studentov pedagogicheskih vuzov i kolledzhej. Moskva: Shk. Pressa, 2002.

6. Vserossijskieproverochnyeraboty. Informacionnyj portal. Available at: https://vpr.statgrad.org/#vpr2017/

7. Kashicyna Yu.N. Vozmozhnosti programmy «Zhivaya matematika» v processe resheniya zadach po geometrii na dokazatel'stvo. Aktual'nye problemy obucheniya matematike v shkole i vuze: mezhvuzovskij sbornik trudov. Moskva, 2018; Vypusk 26: 107 - 112.

8. Vasil'eva M.V. Ispol'zovanie i realizaciya sredstv sovremennyh informacionnyh tehnologij pri obuchenii matematike. Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. Moskva: ASOU, 2016; Vypusk 2: 1104 - 1112.

9. Ivanova E.O., Osmolovskaya I.M. Teoriya obucheniya v informacionnom obschestve. Moskva: Prosveschenie, 2011.

10. Vasil'eva M.V., Alekseeva E.E., Kashicyna Yu.N. Ispol'zovanie interaktivnyh sred pri reshenii matematicheskih zadach. Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. Moskva: ASOU, 2019; Vypusk 3, Ch. 1: 155 - 164. Available at: http://new.asou-mo.ru/index.php/ru/izdaniya-asou

11. Kashicyna Yu.N. Ispol'zovanie vozmozhnostej programmy «Zhivaya matematika» v processe distancionnogo obucheniya geometrii obuchayuschihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. Moskva: ASOU, 2018; Vypusk 1: 1048 - 1055.

12. Vasil'eva M.V., Mardahaeva E.L. Geometricheskie modeli pri izuchenii zadach na dvizhenie s ispol'zovaniem vozmozhnostej komp'yuternogo modelirovaniya. CITIS'E. 2017; № 2 (11): 16.

13. Kashicyna Yu.N. Metodika formirovaniya kommunikativnyh uchebnyh dejstvij pri obuchenii resheniyu zadach na sostavlenie uravnenij. Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. Moskva: ASOU, 2015; Vypusk 1: 2995 - 3003. Available at: http://e.asou-mo.ru/index.php/en/explore/elektronnye-sborniki-asou?limitstart=0

Статья поступила в редакцию 06.02.20

УДК 378.183

Nikulin A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Vologda State University (Vologda, Russia), E-mail: nikulinav74@yandex.ru

Katkanova I.N., senior teacher, Vologda State University (Vologda, Russia), E-mail: sport@vogu35.ru

Konovalov V.L., senior teacher, Vologda State University (Vologda, Russia), E-mail: ksport@vogu35.ru

STUDENTS' ATTITUDE TO PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS. In the article, the problem of students' attitude to physical culture and sports is considered as an actual socio-pedagogical problem. The necessity of increasing the motivation of students for systematic physical culture and sports in the educational space of the University is justified. The main activities of students in their free time are defined, the main motivations of students to engage in physical culture and sports are formulated, and the results of a study conducted at the Vologda State University are presented. The paper gives the author's interpretation of the reasons for the decrease in students' interest in regular physical education and sports, and suggests ways to solve this problem.

Key words: students, physical culture and sports, motivation, motive, students' motor activity.

A.В. Никулин, канд. пед. наук, доц., Вологодский государственный университет, г. Вологда, E-mail: nikulinav74@yandex.ru

И.Н. Катканова, ст. преп., Вологодский государственный университет, г. Вологда, E-mail: sport@vogu35.ru

B.Л. Коновалов, ст. преп., Вологодский государственный университет, г. Вологда, E-mail: ksport@vogu35.ru

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

В статье вопрос отношения студенческой молодежи к занятиям физической культурой и спортом рассматривается как актуальная социально-педагогическая проблема. Обоснована необходимость повышения мотивации обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом в образовательном пространстве вуза. Определены важнейшие виды деятельности студентов в свободное от учебы время, сформулированы основные мотивы студентов к занятиям физической культурой и спортом, представлены результаты исследования, проведенного в Вологодском государственном университете. В работе дана авторская интерпретация причин снижения интереса студентов к регулярным занятиям физической культурой и спортом и предложены пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: студенты, физическая культура и спорт, мотивация, мотив, двигательная активность студентов.

Высокая учебная нагрузка, трудовая занятость в режиме рабочего дня, «уход» из реального в виртуальное пространство общения и, как следствие, вытекающие из этого проблемы в межличностном общении приводят к снижению уровня здоровья, умственной и физической работоспособности [1, с. 23].

Одной из приоритетных задач, стоящих перед высшей школой, является повышение мотивации у студенческой молодежи в регулярных, целенаправленно организованных занятиях физической культурой и спортом. Формирование мотивации и на ее основе организация регулярных занятий физической культурой и спортом позволит не только эффективно решать задачу сохранения и укрепления здоровья обучающихся, но и создать условия для всестороннего развития личности, повышения успеваемости, организации досуга [2, 3].

Анализ теоретической литературы по исследуемой проблеме и ее современное состояние позволили выявить основные противоречия: с одной стороны, реализуется целенаправленная государственной политика по созданию условий для занятий физической культурой и спортом всех групп населения, в том числе

и студенческой молодежи, с другой стороны, в образовательном пространстве вуза отсутствует системно организованная работа по созданию комфортной среды для реализации потребностей в области физической культуры и спорта; в вузе имеются возможности по формированию мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом, и отсутствует системно организованная работа в данном направлении; признается необходимость формирования мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом, и отсутствует научно-методическое обеспечение подготовки в образовательной деятельности вуза.

Отмеченные противоречия обусловили обращение к настоящей теме исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы оптимальные педагогические условия формирования мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в образовательном пространстве вуза?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Поиск эффективных путей разрешения обозначенных выше противоречий привел нас к постановке следующих задач: изучить отношение студентов Во-

логодскогогосударственногоун иверснтетакюанятиям фи^ч^чисюй кул^т^у^с^й и ооордо милпуеюилить в ходт^у^уо^^<^пдрт^97нтаг^со^(Г г^сИнсы псдагоиичесаие условия повышения мотивации студентов к данному виду занятий.

НеоДходдмосеьглубогсгс езкнония ооношенодсдудеетквгганятиям фит зической культурой и спортом потребовала использование комплекса разноо-фтзнт1х мегадоднсслсдования: тио^^г^ид^с^кшандх^кз сооторнпя ь^<^у^ьдны д новуыреннеег простите физнндутчгнсгоибуаудвапдтчгудс.набеюсзнит.Оереды, опытно-экспериментальная работа, обобщение цельного авторского опыта рабо-ды, анкетирование. Любой из методов выполнял по отношению к другим компенсирующую и контролирующую роль.

Пссродсувол анкедьровидня выскотзсь ^н^лер^с^д^ед^о Лизу^иудей кульнузоНи сг^орн^л/^.

Результаты анкетирования были обработаны и представлены в виде диа-гр дум.

Результаты

В 20Ю - кую ^нз9имгл/^%Веотгодсчолгосуд^нтаддд^тороиверситете eдoнсниe,иклтлpoм7pиыулийчтcрир 126 отудеатоиТ-у ^р^у^^кнота^\^днмдшэмлроесгки сутaнткoртoз угсоидрта митлма-оео нынсклуикютсенаlx оaук.Пpимтукono9ене на студедтов (л ьмдн-но 48%) относятся к основной медицинской группе, 25% - к подготовительной, 13%-купeдмеоыдИи 8%дрля%тсяп7лнocткюорв7бoжыонкымк от нанятиё ееЗЬПууЫ.

°ндодя изпозимсния, чко «эфрекдивнднтдoтral^кноумк paбoтызуьиcду ок деч ьноroуpoкнск7клeьессocти вдвдгонeльнтмск7имндcдьноулкные тсоенд времени» [4, с. 65], респондентам необходимо было ответить на вопрос: «Как аacдoBыйaмчмeотeк1ф93»иe ской культурой и спортом?»

50%

45%

40°%

35%

30%

25%

20%

15%

10%

5%

0%

Готовлюсь к учёбе

Общаюсь в соц. сетях

Гуляю

Играю в ком п. игры

Сплю

Рис.1.Занятия студентов всвободноеотучебывремя (выбираосьнесколско наиболее значимых вариантов)

Сезультатыпоказали, что реюлярно занилаютсс физиссокойкультурой и опорвв^зллзс^тпол^1^1^^ы оУуоающпхсл(4а%сзанемрюися физкультррос только на учебном процессе в университете 29%, каждый пятый периодически уделя-аемреас заеслияо,7% имеют желание, но, по собственному мнению, не имеют возможности. 80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

Желание улучшить Необходимость Желание снять Желание повысить

фигуру получить зачёт по усталость и повысить физическую

предмету работоспособность подготовленность

Рис. 2. Ведущие мотивы занятий физической культурой и спортом (выбиралосьнескольконаиболеезначимыхмотивов)

Особы°интерас в ызывают ответы на вопрос «Сколько, по вашему мнению, в реыеси деоСхкномо заниматься в день (в неделю)? (Не считая академических часов)». 32% опрошенных считают, что в день необходимо заниматься 1 час, С9/о - Тьдса, окталдные воздержались от ответа. Касательно недельного режима, 39% считают, что нужно заниматься 3 - 5 часов, 61% - 6 - 8 часов. Из полуденных отметов еожно сделать вывод, что студенты признают и понимают кeлеxoдимитти регдлер ных занятий физической культурой.

Вместе с тем анализ ответов на следующий вопрос «Планируете ли Вы в режиме дня время для занятий физической культурой?» вызывает тревогу: только 38% респондентов выбрали ответ «да». Почти две трети опрошенных целе-oaмpoвмeнкo7e птокируют свои занятия: 20% - не планируют, 36% - редко и И% - виыхдоные.

Отвечая на вопрос «Нравятся ли Вам занятия в вузе?» 75% считают, что и-нуочимяя пьеин^дл 10% - не нравится, 15% не определились, что говорит о достаточно высокой степени удовлетворенности проводимыми учебными занятиями в вузе.

На вoпнспчИщтщаете ли Вы оздоровительный эффект от занятий физи-часьой ^лот^ойьстчение семестра?» 83% опрашиваемых ответили «да», 7% иувeдили«нoр» дгадже 7% ответили «не знаю».

Наиболее распространенными ответами на вопрос «Как вы проводите свободное от учёбы время?» были связанные с работой на компьютере: «готовлюсь тучебе», кифаю г кемпьютерные игры», «общаюсь в социальных сетях», что кичышaeт апуельндеть занятий физической культурой и спортом как основного фуктоpлвп роожюкти ке заболеваний, связанных с гиподинамией (рис. 1).

На вопрос «Ходите ли вы на какие-либо спортивные секции/кружки?» 10% студентов ответили, что ходят в секции/кружки в вузе и 27% ходят в городские секции/кружки (рис. 2).

66% опрашиваемых находят смысл занятий в желании улучшить фигуру, 29% видят причину в необходимости получить зачёт по предмету, 39% желают снять усталость и повысить работоспособность, 51% хочет воспитать волю, характер, занимаясь на занятиях физической культуры и 70% желают повысить физическую подготовленность.

На вопрос «Какие причины препятствуют занятиям физической культурой и спортом?» 7% опрашиваемых ответили, что нехватка денежных средств препятствует занятиям физической культурой, 41% ответили, что мешает усталость, 20% не хотят заниматься, 37% не видят преград для занятия физической культурой и 12% ответили, что им не позволяет здоровье.

Таким образом, по результатам тестирования и анкетирования можно заключить, что в целом результаты нельзя считать положительными, хотя при анализе отдельных вопросов можно удостовериться, что респонденты видят определённую пользу для себя в занятиях физической культурой, и про полное отсутствие мотивации речи идти не может, но всё же вопросы мотивации студентов на двигательную активность в условиях академических занятий остаются актуальны-0 и ирмб^т привлечения специалистов к их решению.

О сто внвюуоловслм формирования у студентов устойчивого интереса к занятиям физической культуры является совершенствование процесса физического воспитания за счёт внедрения различных организационно-методических форм и инновационных технологий.

В результате опытно-экспериментальной работы выявлено следующее:

- большинство студентов регулярно занимаются физической культурой и спортом. Основными мотивами к занятиям физической культурой и спортом являются укрепление здоровья, саморазвитие и получение удовольствия в свое свободное время, только незначительная часть от общего количества обучающихся считает, что занятия физической культурой в вузе бесполезны. Также установлено, что примерно 90% опрошенных студентов намерены продолжить заниматься физической культурой и спортом после окончания обучения в университете;

- негативное отношение студентов к дисциплине «Физическая культура» можно объяснить тем, что на учебных занятиях в недостаточной мере учитываются индивидуальные возможности студента, его мотивы и потребности. Следовательно, при такой организации занятий у студентов теряется интерес к дисциплине, снижается посещаемость и эффективность занятий;

- мотивация к занятиям физической культурой и спортом - особое состояние личности, направлен-

Занимаюсь физкультурой

лзьр

ное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности. Следует согласиться, что «повышение мотивации наступает не сразу, так как студентам необходимо осмыслить предложенные им способы сохранения и укрепления своего здоровья, освоить их, убедиться в позитивном влиянии этих способов на здоровье. Поэтому можно ожидать, что повышение мотивации будет происходить в течение всего периода обучения студентов в вузе» [5, с. 9].

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Необходима целенаправленная работа по повышению мотивации студенческой молодежи к занятиям физической культурой и спортом как необходимому условию формирования здорового образа жизни и укреплению и

Библиографический список

сохранению здоровья студентов. В связи с этим одной из основных задач дисциплины «Физическая культура», является развитие познавательного интереса студентов к занятиям физической культурой. Для решения данной задачи, во-первых, следует учитывать индивидуальные возможности и предпочтения студентов в выборе вида физкультурно-оздоровительной деятельности, во-вторых, необходимо формировать у студентов осознанную потребность в физической культуре, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья, в-третьих, недостаточно использовать традиционные формы организации физкультурной, спортивно-массовой работы в вузе: для повышения мотивации необходимо использовать потенциал всех субъектов в образовательном пространстве вуза.

1. Ермолаева И.Ю., Никулин А.В. Изучение мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов - юношей на примере Вологодского государственного университета. Тенденции развития науки и образования. 2019; Ч. 7: 23.

2. Старостина А.В. Изучение проблемы отношения студентов к физической культуре. Актуальные вопросы образования в сфере физической культуры и спорта: сборник научных трудов. Вологда: ВоГУ 2019; Выпуск 8: 120 - 125.

3. Старостина А.В. Исследование отношения студентов к физической культуре в ВУЗе. Виртуаль-32: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Йошкар-Ола: Издательство МарГУ, 2018; № 32-1: 139 - 143.

4. Никулин А.В., Бушманова О.И., Вьюшин С.Г. Формирование готовности студентов к занятиям физической культурой в спортивном клубе вуза. Физическая культура, спорт и здоровье. Йошкар-Ола, 2018; № 32-1: 67.

5. Никулин А.В., Вьюшин С.Г, Орехова И.В. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой в спортивном клубе вуза. Тенденции развития науки и образования. 2018; Ч.: 9.

References

1. Ermolaeva I.Yu., Nikulin A.V. Izuchenie motivacii k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj i sportom u studentov - yunoshej na primere Vologodskogo gosudarstvennogo universiteta. Tendenciirazvitiya nauki i obrazovaniya. 2019; Ch. 7: 23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ctarostina A.V. Izuchenie problemy otnosheniya studentov k fizicheskoj kul'ture. Aktual'nye voprosy obrazovaniya v sfere fizicheskoj kultury i sporta: sbornik nauchnyh trudov. Vologda: VoGU, 2019; Vypusk 8: 120 - 125.

3. Starostina A.V. Issledovanie otnosheniya studentov k fizicheskoj kul'ture v VUZe. Virtual'-32: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Joshkar-Ola: Izdatel'stvo MarGU, 2018; № 32-1: 139 - 143.

4. Nikulin A.V., Bushmanova O.I., V'yushin S.G. Formirovanie gotovnosti studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj v sportivnom klube vuza. Fizicheskaya kultura, sportizdorov'e. Joshkar-Ola, 2018; № 32-1: 67.

5. Nikulin A.V., V'yushin S.G., Orehova I.V. Formirovanie motivacii studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj v sportivnom klube vuza. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2018; Ch.: 9.

Статья поступила в редакцию 10.02.20

УДК 378

Efimov A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Administrative Law and Administrative Activity Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: proffi_2006@mail.ru Evdoshenko V.V., Cand. of Sciences (Economics), Head of Department of Administrative Law and Administrative Activity, Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: viktor-evdoshenko@yandex.ru Shumakova Ye.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Department of Administrative Law and Administrative, Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia)

TO THE QUESTION OF IMPORTANCE OF IMPROVEMENT OF POLICULTURAL EDUCATION OF POLICE OFFICERS. The article is dedicated to an analysis of a problem of the formation of multicultural education of police officers. Multicultural education is an important part of the prevention of professional deformations of police officers. This is especially true for employees of large cities, where a number of administrative offences and criminal offences are higher among illegal immigrants. Constantly confronting the duty of service with the offences of this category of citizens, employees with a low level of multiculturalism often transfer their own attitude towards offenders on representatives of other nationalities in general, which generates deformity in both professional and personal development. The article proposes theoretical and methodological solutions for the development of multicultural education, based on the gradual process of its formation. The authors conclude that the education of the culture of interethnic relations requires an appeal not only to consciousness, but also to the necessary-meaning sphere of the person, for the change of which also requires a deep influence.

Key words: culture, science, enlightenment, education, training, moral education.

A.А. Ефимов, канд. пед. наук, доц., ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ», Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: proffi_2006@mail.ru

B.В. Евдошенко, канд. экон. наук, нач. каф. административного права и административной деятельности, ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ», Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: viktor-evdoshenko@yandex.ru

Е.В. Шумакова, канд. пед. наук, преп., ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел РФ», Ставропольский филиал, г. Ставрополь

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Данная статья посвящена анализу проблемы формирования поликультурного воспитания сотрудников полиции. Поликультурное воспитание является важной составляющей профилактики профессиональных деформаций сотрудников ОВД. Особенно это касается сотрудников крупных городов, где целый ряд административных правонарушений и уголовных преступлений выше в среде нелегальных иммигрантов. Постоянно сталкиваясь по долгу службы с правонарушениями этой категории граждан, сотрудники с низким уровнем поликультурности нередко переносят собственное отношение к правонарушителям на представителей других национальностей в целом, что порождает деформацию и в профессиональном, и в личностном развитии. В статье предлагаются теоретико-методологические решения по развитию поликультурного воспитания, основанные на поэтапном процессе его формирования. Авторы делают вывод о том, что воспитание культуры межнациональных отношений требуют обращения не только к сознанию, но и потребностно-смысловой сфере человека, для изменения которой также требуется глубинное влияние.

Ключевые слова: культура, наука, просвещение, воспитание, обучение, нравственное воспитание, поликультурное воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.