Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ НАСТОЛЬНЫХ ИГР'

ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ НАСТОЛЬНЫХ ИГР Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯКУТСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / СТУДЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Васильева Марианна Ивановна

Рост числа проблем со здоровьем у студентов, проживающих на Севере, вызывает серьезную озабоченность. Высокий уровень психологической тревожности, переутомления и многие другие факторы влияют на общее здоровье студентов. В статье анализируется влияние занятий национальных настольных игр на физическую активность студентов с проблемами со здоровьем. На 1 этапе педагогического эксперимента проанализированы и изучены литературные источники, раскрывающие национальные якутские настольные игры. Проведен опрос среди студентов 1 курса (n=15) Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск. Результаты эксперимента показали, что якутские национальные настольные игры влияют не только психоэмоциональное состояние, но и на развитие физических качеств. Положительное психоэмоциональное состояние, которое получают студенты специальной медицинской группы во время занятий настольными играми, повышает интерес к дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», что отражается на посещаемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Васильева Марианна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PHYSICAL PERFORMANCE OF STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP BY MEANS OF NATIONAL BOARD GAMES

The growing number of health problems among students living in the North is of serious concern. High level of psychological anxiety, overwork and many other factors affect the overall health of students. The article analyzes the influence of national board games classes on the physical activity of students with health problems. At the 1st stage of the pedagogical experiment, the literary sources revealing the national Yakut board games were analyzed and studied. The survey was conducted among the 1 st year students (n=15) of the Northeastern Federal University, Yakutsk. The results of the experiment showed that the Yakut national board games affect not only the psycho-emotional state, but also the development of physical qualities. The positive psycho-emotional state that students of a special medical group receive during board games classes increases interest in the discipline "Physical Culture and Sports", which affects attendance.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ НАСТОЛЬНЫХ ИГР»

увеличение аэробной выносливости, снижение веса / набор мышечной массы / увеличение рельефа мышц / другое), по которому он работает в течение месяца. В следующий месяц цель корректируется.

3. Программа питания и контроля воды. Используя приложение «Счетчик калорий и дневник питания от Yazio» / аналог, необходимо составить суточный рацион и подобрать продукты питания для завтрака, обеда, ужина и перекусов в соответствии с целью (снижение веса / набор веса / поддержание веса) и личными предпочтениями. Программа питания составляется минимум на 3 дня.

4. Подбор физических упражнений. Данный раздел состоит из 3х блоков: 1) развитие аэробных способностей; 2) развитие силовых способностей; 3) развитие гибкости (мобилизация отделов позвоночника и суставов).

Задачей преподавателя является периодически осуществлять проверку процедуры заполнения разделов программы и контроль за ходом ее реализации студентами (во время занятий) с целью оказания помощи при выборе приоритетного направления и подборе средств, а также с целью корректировки техники выполняемых упражнений обучающимися.

Таким образом, разработка персонифицированной программы здоровья направлена на то, чтобы научить студента осуществлять осмысленный выбор в отношении своего здоровья, что, в свою очередь, и является целью реализации дисциплины «Физическая культура и спорт».

ВЫВОДЫ

На наш взгляд, освоение курса с применением вышеуказанных средств способствует формированию у студента умений оценивать свои возможности, ставить цели, работать в команде, осуществлять выбор деятельности и подбирать необходимые средства для ведения здорового образа жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закревская Н.Г. Формирование ценностного отношения личности обучающегося к физической культуре / Н Г. Закревская // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2020. -№ 7 (185). - С. 141-146.

2. Линхард Ларс. Настройка системы тело - мозг : простые упражнения для активации блуждающего нерва против депрессии, стресса, боли в теле и проблем с пищеварением / Ларс Линхард, Улла Шмид-Фетцер, доктор Кобб. - Москва : Эксмо, 2021. - 320 с.

REFERENCES

1. Zakhrevskaya, N.G. (2020), "Formation of the value attitude of the student's personality to physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, N 7(185), pp. 141-146.

2. Lars, Lienhard, Ulla Schmid-Fetzer and Dr. Eric Cobb (2021), Tuning the body-brain system: simple exercises to activate the vagus nerve against depression, stress, body pain and digestive problems, Exmo, Moscow.

Контактная информация: nata_butych@list.ru

Статья поступила в редакцию 28.06.2022

УДК. 37.037.1

ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНЫХ

ВИДОВ НАСТОЛЬНЫХ ИГР

Марианна Ивановна Васильева, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск

Аннотация

Рост числа проблем со здоровьем у студентов, проживающих на Севере, вызывает серьезную озабоченность. Высокий уровень психологической тревожности, переутомления и многие другие факторы влияют на общее здоровье студентов. В статье анализируется влияние занятий национальных настольных игр на физическую активность студентов с проблемами со здоровьем. На 1 этапе педагогического эксперимента проанализированы и изучены литературные источники, раскрывающие национальные якутские настольные игры. Проведен опрос среди студентов 1 курса (n=15) Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск. Результаты эксперимента показали, что якутские национальные настольные игры влияют не только психоэмоциональное состояние, но и на развитие физических качеств. Положительное психоэмоциональное состояние, которое получают студенты специальной медицинской группы во время занятий настольными играми, повышает интерес к дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», что отражается на посещаемости.

Ключевые слова: якутские национальные настольные игры, физическая работоспособность, студенты специальной медицинской группы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p79-82

IMPROVING THE PHYSICAL PERFORMANCE OF STUDENTS OF THE SPECIAL MEDICAL GROUP BY MEANS OF NATIONAL BOARD GAMES

Marianna Ivanovna Vasilyeva, the senior teacher, North-Eastern Federal University, Yakutsk

Abstract

The growing number of health problems among students living in the North is of serious concern. High level of psychological anxiety, overwork and many other factors affect the overall health of students. The article analyzes the influence of national board games classes on the physical activity of students with health problems. At the 1st stage of the pedagogical experiment, the literary sources revealing the national Yakut board games were analyzed and studied. The survey was conducted among the 1 st year students (n=15) of the Northeastern Federal University, Yakutsk. The results of the experiment showed that the Yakut national board games affect not only the psycho-emotional state, but also the development of physical qualities. The positive psycho-emotional state that students of a special medical group receive during board games classes increases interest in the discipline "Physical Culture and Sports", which affects attendance.

Keywords: Yakut national board games, physical performance, students of a special medical

group.

ВВЕДЕНИЕ

Ухудшение здоровья студентов вызывает глубокое беспокойство в нашей стране. Основная и актуальная проблема является повышение уровня здоровья студентов медицинской группы СВФУ им. М.К Аммосова. Перед специалистами в сфере физической культуры университета стоит вопрос в нахождении иных средств и методов позволяющие на улучшение здоровья и работоспособности у студентов. Существующие якутские национальные игры и упражнения были разработаны и адаптированы для проведения и использования в условиях Якутии. Максимов О.А отмечает: «Национальные игры и состязания в физическом воспитании подрастающего поколения, приобщение их к традициям здорового образа жизни имеют огромное значение в сохранении генофонда...».

Исследователи крайнего севера XVT-XVTI вв упоминали в своих трудах о национальных видах игр, упражнений. По мнению профессора Шамаева Н.К.: «Якутские настольные игры развивают ловкость кистей и пальцев, координационные способности, быстроту мышления, способности к рисованию, рукоделию, музыке». До 90 годов ХХ века настольные игры были почти забыты, но с выходом концепции о спорте в республике Саха (Якутия) в 1992 году была создана Федерация настольных игр. Были разработаны и утверждены Устав, порядок проведения соревнований и единые правила национальных настольных игр.

Исходя из литературных источников, мы пришли к выводу о том, что рекомендованные авторами национальные настольные игры позволят развивать у студентов специальной медицинской группы координационные способности, ловкость кистей и пальцев, быстроту мышления, повышают психоэмоциональное состояние и т.д. Была поставлена цель нашего исследования: изучить роль национальных настольных игр на развитие физических качеств.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование было проведено на базе кафедры физического воспитания института физической культуры и спорт Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова. В исследовании приняли участие студенты (девушки) 1 курса (п=15).

Методы исследования:

1. Опрос (анкетирование).

2. Тестирование уровня физической подготовленности.

3. Обобщение, анализ.

Проведенный опрос (анкетирование) среди студентов 1 курса специальной медицинской группы показало, о том, 60% студента имеют отклонения опорно-двигательного аппарата (ОДА); 40% заболевания органов желудочно-кишечного тракта; органов дыхания, эндокринной системы. На знание о национальных подвижных и настольных играх, упражнениях все респонденты ответили положительно. Настольные игры не требуют от игроков большого перемещения, игровых площадок, сложного технического инвентаря. Для проведения игр потребуются набор предметов. Нужно подчеркнуть об особенностях требований при проведении: игры проводятся не в сидячем положении перед столом, а в стоя, игроки находятся в постоянном движении. Национальные настольные игры развивают такие качества как, ловкость, координацию, гибкость пальцев и кисти, умственные способности (таблица).

Таблица - Якутские настольные игры

Физические качества «Хабылык» «Тырыынка» «Хаамыска» «Тыксаан»

1 Ловкость да да да да

2 Выносливость да да да да

3 Сила нет нет нет нет

4 Быстрота нет нет нет нет

5 Гибкость нет нет нет нет

Также нужно отметить то, что национальные якутские настольные игры положительно влияют на психоэмоциональное состояние студентов. Из опрошенных студентов (п=15) 100% ответили положительно. Исследование физического развития студентов 1 курса специальной медицинской группы имело положительную динамику. Нами были получены средние показатели тестовых упражнений в начале и после эксперимента «Прыжок с места» (см) (1,25±0,03 и 1,27±0,05); «Приседание» (раз) (15,00±2,27 и 18,00±2,27); «Гибкость» (см) (12,14± 0,82 и 12,45±0,71) (рисунок).

Прыжок с места (см) Гибкость (см) Приседание (раз)

до "после

Рисунок - Результаты исследования физической подготовленности студентов специальной медицинской группы (п=15)

Результат исследования, позволяет констатировать, о том, что настольные якутские национальные игры имеют эффективность в развитии физических качеств у студентов специальной медицинской группы, проживающих в данном регионе.

ВЫВОДЫ

Результаты эксперимента показали, что якутские национальные настольные игры влияют не только психоэмоциональное состояние, но и на развитие физических качеств. Положительное психоэмоциональное состояние, которое получают студенты во время занятий настольными играми, повышают интерес к дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», что отражается на посещаемости. Известно из многих исследований: повышение положительного психоэмоционального состояния у человека отражается на выработке гормонов, которые влияют на общее состояние организма. Таким образом, внедрение видов упражнений, игр региона позволяет использовать адаптированные веками национальное средство физической культуры в учебном процессе, научно-исследовательской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Максимова, О.А. Основы самобытного физического воспитания эвенков : монография / О.А. Максимова. - Якутск : Изд. дом СВФУ, 2012. - 217 с.

2. Роббек, Г.А. Лексика физической культуры эвенов : дис ... канд. филол. наук / Роббек Гаврил Васильевич. - Санкт-Петербург, 2008. - 179 с.

3. Шамаев Н.К. Семейное физическое воспитание на основе национальных традиций : учебное пособие / Н.К. Шамаев. - Якутск : ЯГУ им. М.К. Аммосова, 2009. - 95 с.

REFERENCES

1. Maksimova, O.A. (2012), Fundamentals of original physical education evenkov, North-Eastem Federal University, Yakutsk.

2. Robbek, G.A. (2008), Vocabulary of physical culture of the Evens, dissertation, St. Petersburg.

3. Shamaev, N.K. (2009), Family physical education based on national traditions : textbook, North-Eastern Federal University, Yakutsk.

Контактная информация: vasmariiv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.05.2022

УДК 796.89

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ СОСТЯЗАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ ИЗ ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Алексей Павлович Волков, аспирант, Высшая школа спортивной педагогики, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Аннотация

В статье обоснованы педагогические условия, необходимые для применения состязательно-игровой методики в процессе тренировки девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою. К ним относятся: разработка модели тренировки девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою с применением состязательно-игровой методики; направленность тренировочных воздействий на развитие двигательных способностей у девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою. Значимыми условиями являются: оптимальное дозирование величины нагрузки при применении состязательно-игровой методики в тренировочном процессе; соблюдение основных принципов спортивной тренировки при применении состязательно-игровой методики;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.