Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ'

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Максимова Ольга Аркадьевна

Существующие проблемы отклонения здоровья у студентов, проживающих в условиях крайнего Севера, указывают на необходимость поиска новых методов и приемов. Рассмотренная проблема позволило уточнить процесс организации дисциплины физическая культура у студентов специальной медицинской группы. В результате анализа научно-методической литературы было смоделировано содержание организации физического воспитания студентов специальной медицинской группы. Предполагается, что включение разработанного проекта позволит улучшить здоровье студентов, повысить интереса и мотивации на занятиях по физической культуре. В исследовании приняли участие студенты 1 курса специальной медицинской группы всего n=22 студента (девушки n=12; юноши n=10) СВФУ имени М.К. Аммосова. Из опрошенных студентов только 45% имели положительную мотивацию для занятий по физической культуре, остальные 55% среднюю мотивацию. Это объясняется имеющими диагнозами у студентов: миопия - 10%; дерматит - 15%; хронический тонзиллит - 20%; порог сердца -1%; хронический гастрит -20%; анемия - 30%; вегетососудистая дистония - 40%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Максимова Ольга Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A MODEL FOR IMPLEMENTATION OF THE CONTENT OF THE DISCIPLINE PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP

The existing problems of health deviation among students living in the Far North indicate the need to search for new methods and techniques. The considered problem made it possible to clarify the process of organizing the discipline of physical culture among students of a special medical group. As a result of the analysis of scientific and methodological literature, the content of the organization of physical education of students of a special medical group was modeled. It is assumed that the inclusion of the developed project will improve the health of students, increase interest and motivation in physical education classes. The study involved 1st year students of a special medical group, n = 22 students in total (girls n = 12; boys n = 10) North-Eastern Federal University. Of the surveyed students, only 45% had positive motivation for physical education, the remaining 55% had average motivation. This is explained by the diagnoses of students: myopia - 10%; dermatitis - 15%; chronic tonsillitis - 20%; heart threshold -1%; chronic gastritis -20%; anemia - 30%; vegetative-vascular dystonia - 40%.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимо подчеркнуть о том, что проживания в условиях Арктики и условия обучения детей эвенков в кочевых школах затрудняет процесс. Полученные результаты изучения упражнений, игр, состязаний народов Арктики дает возможность сохранить культуру эвенкийского народа. Изучение позволило раскрыть о том, что все игры, упражнения и состязания эвенков направлены на развитие физических качеств детей, так же было обнаружено, что эвенки для создания инвентаря использовали природные материалы: звериную кожу, камни и древесный материал.

Таким образом, использование в физическом воспитании детей эвенков традиционных методов и приемов позволит не только развить физические качества, но сыграет немаловажную роль в сохранении здорового генофонда и культуру.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кочнев В.П. Физические упражнения, игры и состязания народов Крайнего Севера и Юго-востока Якутии (эвены, эвенки, юкагиры, чукчи) / В.П. Кочнев // Тезисы докладов V науч.-практ. конф. спорткомитета ЯАССР. - Якутск, 1986. - С. 36-37.

2. Максимова О.А. Основы самобытного физического воспитания эвенков : монография / О.А. Максимова. - Якутск : Изд. дом СВФУ, 2012. - 217 с.

3. Шамаев, Н.К. Особенности методики физического воспитания в условиях Севера / Н.К. Шамаев. - Якутск : Изд-во Якут. гос. ун-та, 1996. - 112 с.

REFERENCES

1. Kochnev, V.P. (1986), "Physical exercises, games and competitions of the peoples of the Far North and South-East of Yakutia (evens, Evenks, Yukagirs, Chukchi"). V scientific and practical Conf. The sports Committee of the Yakut ASSR, Yakutsk, pp. 36-37.

2. Maksimova, O.A. (2012), Fundamentals of original physical education Evenks : monograph, Yakutsk.

3. Shamaev, N.K. (1996), Features of the methodology ofphysical education in the conditions of the North, Yakutsk.

Контактная информация: maksim.olya@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.12.2021

УДК 378.147.227

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ

ГРУППЫ

Ольга Аркадьевна Максимова, кандидат педагогических наук, доцент, СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация

Существующие проблемы отклонения здоровья у студентов, проживающих в условиях крайнего Севера, указывают на необходимость поиска новых методов и приемов. Рассмотренная проблема позволило уточнить процесс организации дисциплины физическая культура у студентов специальной медицинской группы. В результате анализа научно-методической литературы было смоделировано содержание организации физического воспитания студентов специальной медицинской группы. Предполагается, что включение разработанного проекта позволит улучшить здоровье студентов, повысить интереса и мотивации на занятиях по физической культуре. В исследовании приняли участие студенты 1 курса специальной медицинской группы всего n=22 студента (девушки n=12; юноши n=10) СВФУ имени М.К. Аммосова. Из опрошенных студентов только 45% имели положительную мотивацию для занятий по физической культуре, остальные 55% среднюю мотивацию. Это объясняется имеющими диагнозами у студентов: миопия - 10%; дерматит - 15%; хрони-

ческий тонзиллит - 20%; порог сердца -1%; хронический гастрит -20%; анемия - 30%; вегетососу-дистая дистония - 40%.

Ключевые слова: студенты специальной медицинской группы, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p219-222

DEVELOPMENT OF THE MODEL FOR IMPLEMENTATION OF THE CONTENT

OF THE DISCIPLINE PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS OF THE SPECIAL

MEDICAL GROUP

Olga Arkadyevna Maksimova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, NorthEastern Federal University, Yakutsk

Abstract

The existing problems of health deviation among students living in the Far North indicate the need to search for new methods and techniques. The considered problem made it possible to clarify the process of organizing the discipline of physical culture among students of a special medical group. As a result of the analysis of scientific and methodological literature, the content of the organization of physical education of students of a special medical group was modeled. It is assumed that the inclusion of the developed project will improve the health of students, increase interest and motivation in physical education classes. The study involved 1st year students of a special medical group, n = 22 students in total (girls n = 12; boys n = 10) North-Eastern Federal University. Of the surveyed students, only 45% had positive motivation for physical education, the remaining 55% had average motivation. This is explained by the diagnoses of students: myopia - 10%; dermatitis - 15%; chronic tonsillitis - 20%; heart threshold -1%; chronic gastritis -20%; anemia - 30%; vegetative-vascular dystonia - 40%.

Keywords: students of a special medical group, physical education

ВВЕДЕНИЕ

Приоритетными задачами физического воспитания студенческой молодежи являются направленность учебно-тренировочных занятий на сохранение и коррекцию здоровья, повышение функциональной и двигательной подготовленности, формирование здорового образа жизни [3]. Основной задачей учебной программы кафедры физического воспитания университета является укрепление и сохранение здоровья студентов. В настоящее время неоптимальные социальные и экологические условия, демографические проблемы, интенсификация производства, затруднения в организации медицинского обслуживания населения привели к росту всех видов заболеваний и сокращению продолжительности жизни населения России [1]. Данный факт является ведущим показателем при снижении здоровья населения так же и для студентов. Ряд авторов подчеркивают о понижении интереса к предмету физическая культура у студентов. Выраженное не желание посещения дисциплины отмечается у студентов специальной медицинской группы. Организация и проведение массовых групповых занятий ФК в СМГ затруднены, так как вышеназванные студенты имеют различные ограничения к занятиям ФК по состоянию здоровья, а также разницу в уровне физической подготовленности, фактически требуется индивидуальный подход [4]. Это объясняется медицинскими показаниями, которые способствуют к ограничению физических возможностей. Исходя, из этого внедрение иных форм введения дисциплины позволят повысить интерес у студентов специальной медицинской группы. При освоении всех разделов учебной программы по физической культуре подбор средств и методов, интенсивность и объем выполняемой нагрузки должны полностью соответствовать функциональным возможностям обучающихся [2]. Таким образом, поставлена цель исследования: изучить отношение к здоровью студентов специальной медицинской группы и разработать модель реализации содержания дисциплины физическая культура студентов специальной медицинской группы.

Для достижения цели проанализирована литература, проведен опрос среди студентов специальной медицинской группы. По результатам анализа литературных источников

составлен комплекс упражнений при различных заболеваниях студентов. Таким образом, внедрение в учебную программу по дисциплине физическая культура будет иметь положительное влияние на физическую подготовленность, мотивацию и интерес у студентов, проживающих в условиях Севера.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие студенты 1 курса специальной медицинской группы всего п=22 студента (девушки п=12; юноши п=10) СВФУ имени М.К. Аммосова. Из опрошенных студентов только 45% имели положительную мотивацию для занятий по физической культуре, остальные 55% среднюю мотивацию. Это объясняется имеющими диагнозами у студентов: миопия 10%; дерматит15%; хронический тонзиллит 20%; порог сердца1%; хронический гастрит 20%; анемия 30%; ВСД 40%.

Таким образом, результаты проведенного исследования указали на создание модели содержания дисциплины физическая культура студентов специальной медицинской группы (рисунок).

Рисунок - Критерии модели занятия медицинской группы

Анализ исследовательских работ Шамаева Н.К., Кочнева В.П., Портнягина И.И., Захарова А.А., Гоголева Н.Е., Борохина М.И. и многих других авторов, раскрывающие национальные упражнения, виды спорта и данного региона, позволила разработать комплекс рекомендуемых упражнений (таблица).

Таблица - Рекомендуемые физические упражнения сформированных групп студентов

№ Группа Рекомендуемые физические упражнения Физические качества

1 Студенты заболеваниями нервной системы скандинавская ходьба; элементы танцевально-оздоровительного фитнеса; пилатес; йога выносливость; гибкость; сила

2 Студенты заболеваниями с сердечно-сосудистой системы скандинавская ходьба; игры на национальном инструменте «хомус»; национальные якутские настольные игры («хаамыска»; «тырыынка»; «тыксаан») выносливость; гибкость; сила

3 Студенты заболеваниями с заболеваниями опорно-двигательного аппарата скандинавская ходьба; плавание; йога; национальные якутские настольные игры («хаамыска»; «тырыынка»; «тыксаан») выносливость; гибкость; сила

4 Студенты заболеваниями с нарушением органов зрения и органов дыхания скандинавская ходьба; йога; скандинавская ходьба; игры на национальном инструменте хомус; движения национального танца «осуохай» выносливость; гибкость; сила

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно отметить, что исследованная проблема диктует поиск иных путей своего решения. Сочетанная выявленных критериев модели учета всех факторов для составления учебных занятий студентов специальной медицинской группы позволит повысить интерес к дисциплине «Физическая культура», уровень здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова ; общ. ред. О.П. Панфилова. - Москва : Владос-Пресс,2014. - 389 с.

2. Буйкова О.М. Подвижные игры в специальной медицинской группе / О.М. Буйкова // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций. Сборник статей 7-й Международной научно-практической конференции. -Екатеринбург, 2017. - С. 20-25.

3. Лукьянов С.И. Роль физической культуры в жизни студентов / С.И. Лукьянов // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 11. - С. 92-93.

4. Сироткин С.А. Повышение эффективности занятий физической культурой студентов специальной медицинской группы / С.А. Сироткин, О.А Сироткина // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019. - № 2-1. - С. 17-20. - URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1828 (дата обращения: 30.12.2021).

5. Шамаев, Н.К. Семейное физическое воспитание на основе национальных традиций : учебное пособие / Н.К. Шамаев.- Якутск, 2009. - 95 с.

REFERENCES

1. Artamonova, L.L., Panfilov, O.P., and Borisova, V.V. (2014), Healing and adaptive-health-improving physical culture, Vlados-Press, Moscow.

2. Buikova, O.M. (2017), "Outdoor games in a special medical group", Problems of quality of physical culture and health-saving activity of educational organizations, collection of articles of the 7th International Scientific and Practical Conference, Ekaterinburg, pp. 20-25.

3. Lukyanov, S.I. (2006), "The role of physical culture in the life of students", Fundamental research, No, 11, pp. 92-93.

4. Sirotkin. S.A. and Sirotkina. O.A. (2019), "Increasing the effectiveness of physical culture lessons for students of a special medical group", Scientific Review. Pedagogical sciences, No. 2-1, pp. 1720, available at: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1828 (date of access: 12/30/2021).

5. Shamaev, N.K. (2009) Family physical education based on national traditions: textbook, Yakutsk.

Контактная информация: maksim.olya@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.12.2021

УДК 796.526

ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОБЩИХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СКАЛОЛАЗАНИЕМ

Татьяна Александровна Марченко, студент, Евгений Анатольевич Мазуренко, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар; Андрей Викторович Савенко, старший преподаватель, Анатолий Юрьевич Болтовский, кандидат педагогических наук, доцент, Геннадий Сергеевич Кожанов, доцент, Ефим Николаевич Зорин, старший преподаватель, Кубанский государственный

университет, Краснодар

Аннотация

В статье рассмотрена проблема, связанная с недостаточным уровнем общего физического развития спортсменов, занимающихся скалолазанием. Цель исследования: получение количественных показателей оценки физического состояния спортсменов, занимающихся скалолазанием. В исследовании принимали участие 15 юношей и 10 девушек. Оценка уровня физической подготовленности проводилась на основании Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Результаты проведенного исследования показали, что спортсмены обладают высокой степенью физической подготовленности к сдаче контрольных нормативов ГТО. Наиболее развиты силовые и скоростно-силовые качества, в то время как выносливость и гибкость развиты в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.