ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОМ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО СИСТЕМЕ CROSSFIT
УДК/UDC 796.015.5:796.43:612.74
Поступила в редакцию 20.04.2023 г.
10Ц
*
Информация для связи с автором: filimonovasi@mail.ru
Доктор педагогических наук, профессор С.И. Филимонова1 Кандидат педагогических наук, доцент А.С. Грачев2 Кандидат педагогических наук, доцент Д.Е. Егоров3 Кандидат педагогических наук, доцент Д.В. Щербин3 1Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва 2Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова, Белгород 3Московский политехнический университет, Москва
IMPROVING THE PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS ON THE BASIS OF AN ELECTIVE COURSE ON THE CROSSFIT SYSTEM
Dr. Hab., Professor S.I. Filimonova1
PhD, Associate Professor A.S. Grachev2 PhD, Associate Professor D.E. Egorov3 PhD, Associate Professor D.V. Shcherbin3 1Plekhanov Russian University of Economics, Moscow 2Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Belgorod 3Moscow Polytechnic University, Moscow
Аннотация
Цель исследования - повышение уровня физической подготовленности студентов путем внедрения занятий, построенных по системе CrossFit, в учебный процесс элективных курсов по физической культуре и спорту. Методика и организация исследования. Для научного исследования были сформированы экспериментальная группа (ЭГ), включающая 77 человек (47 юношей и 30 девушек) со средним возрастом 18,9±1,4 года, и контрольная группа (КГ), состоящая из 77 человек (33 юноши и 44 девушки) со средним возрастом 19,4±1,2 года. На протяжении 2021-2022 учебного года ЭГ занималась по методике с использованием системы CrossFit. Для оценки ее эффективности в сентябре 2021 и мае 2022 года были приняты контрольные нормативы из ВФСК ГТО - VI ступени для мужчин и женщин. Результаты исследования и выводы. Сравнительный анализ результатов показал достоверные улучшения в показателях силовой и аэробной выносливости у мужчин и женщин ЭГ, в то время как у КГ результаты остались на прежнем уровне или немного снизились. Полученные данные свидетельствуют о положительном влиянии занятий CrossFit на некоторые компоненты физической подготовленности студентов.
Ключевые слова: элективные курсы по физической культуре и спорту, CrossFit, студенты.
Abstract
Objective of the study was to increase the level of physical fitness of students by introducing classes based on the CrossFit system into the educational process of elective courses in physical culture and sports.
Methods and structure of the study. For scientific research, an experimental group (EG) was formed, including 77 people (47 boys and 30 girls) with an average age of 18.9 ± 1.4 years, and a control group (CG), consisting of 77 people (33 boys and 44 girls) with an average age of 19.4±1.2 years. During the 20212022 academic year, the EG was trained according to the methodology using the CrossFit system. To assess its effectiveness, in September 2021 and May 2022, control standards from the VFSK GTO - stage VI for men and women were adopted.
Results and conclusions. Comparative analysis of the results showed significant improvements in strength and aerobic endurance in men and women from the EG, while in the CG the results remained at the same level or slightly decreased. The obtained data testify to the positive impact of CrossFit classes on some components of students' physical fitness.
Keywords: elective courses in physical culture and sports, CrossFit, students.
Введение. Недостаточная физическая активность является распространенной проблемой, затрагивающей студенческую молодежь [7].
Как утверждает Д. Гарсия-Альварес [3], университетская среда особенно подходит для проведения мероприятий по укреплению здоровья и, в частности, для поощрения физической активности среди студентов. Поэтому одной из задач образования в высших учебных заведениях России является предоставление студентам возможности вести здоровый образ жизни и заниматься спортом. Существенным положительным фактором может стать использование в условиях вуза
современных педагогических технологий и новых видов физической активности. В последнее время в системе высшего образования все чаще используется спортивно-видовой подход к организации учебного процесса по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту».
Одной из таких форм организации учебного процесса по физическому воспитанию в вузе может выступать CrossFit. Эта форма выполнения физических упражнений с высокой интенсивностью в интервальных тренировках.
Цель исследования - повышение уровня физической подготовленности студентов путем внедрения занятий, построен-
ие • 2023 Июнь | June
http://www.teoriya.ru
ных по системе CrossFit, в учебный процесс элективных курсов по физической культуре и спорту.
Методика и организация исследования. Согласно исследованиям [4, 8] использование CrossFit в рамках учебных занятий по физической культуре в университете способствует улучшению показателей физической подготовленности у мужчин и женщин. Однако большинство работ было ограничено временным интервалом 8-12 недель, что могло стать причиной отсутствия значительных изменений у участников эксперимента. Поэтому продолжительность нашего исследования составила 34 недели, что соответствует одному учебному году в университете.
Исследование было проведено с сентября 2021 по июнь 2022 года на базе Московского политехнического университета. В рамках дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» студентам были предложены практические занятия по системе CrossFit, которые проводились два раза в неделю. Занятия имели стандартную трехкомпо-нентную структуру и включали подготовительную (разминка), основную и заключительную части. Продолжительность выполнения физических упражнений по системе CrossFit варьировалось от 30 мин в первые 1-1,5 месяца эксперимента до 60 мин в последних двух месяцах исследования.
В процессе анализа данных по проблеме исследования было установлено, что для построения экспериментальной методики CrossFit для девушек рекомендуются упражнения: приседания, выпады, отжимания из упора лежа и отжимания в упоре при положении рук сзади, подъем в сед из положения лежа, работа с набивным мячом и кардиоупражнения (бег, прыжки на скакалке) и др. Для юношей рекомендуются следующие упражнения: поднос прямых ног к перекладине, подтягивание, приседания, работа с набивным мячом, отжимания из упора лежа или отжимания в упоре при положении рук сзади и кардиоупражнения (бег, прыжки на скакалке) и др. Был применен принцип интервальной круговой тренировки. Количество повторений на станции и время отдыха варьировались в зависимости от уровня физической подготовленности студентов. Контроль интенсивности осуществлялся по показателям ЧСС с помощью личных фитнес-браслетов, умных часов или пульсометров.
Результаты исследования и их обсуждение. Для оценки динамики изменения показателей в каждой группе был проведен сравнительный анализ между ЭГм и КГм, а также между ЭГж и КГж (см. таблицу).
В настоящем исследовании у мужчин ЭГ время преодоления дистанции в 3000 м достоверно снизилось на 3,4%, что свидетельствует об улучшении аэробной выносливости. Женщины ЭГ достоверно улучшили время бега на дистанции 2000 м на 3,3%. Схожие результаты были получены в исследовании [5], где мужчин, имеющих опыт занятия CrossFit от 0 до 6 месяцев, отмечается снижение времени пробегания 1,5 миль на 3,2%, но эти изменения не имеют достоверного различия.
Отсутствие изменений в беге на 3000 м у мужчин и в беге на 2000 м у женщин контрольной группы обусловлены следующими факторами. Во-первых, согласно данным Т. В. Артамоновой [1] бег на 3000 м у юношей является одним из самых «трудных», поскольку необходимо сочетание общей выносливости и умение распоряжаться своим психофизическим потенциалом. Во-вторых, занятия по элективным дисциплинам по физической культуре и спорту в КГ мужчин и женщин в основном содержали упражнения в 1-й и 2-й зонах интенсивности. А при беге на 3000 м показатели ЧСС варьируются в диапазоне от 160 до 180 уд/мин. Соответственно, в контрольных группах мужчин и женщин интенсивность физической нагрузки не позволила снизить лактатный и дыхательный пороги.
Достоверное улучшение показателей силовой выносливости у мужчин и женщин экспериментальной группы обусловлено механизмом воздействия тренировок по CrossFit. Предложенная интенсивность и характер физических упражнений способствует развитию силовой выносливости и гипертрофии. В представленном исследовании изменение количества отжиманий (сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа на полу) согласуется с результатами предыдущих исследований [2], где прирост показателей варьировался от 22% до 34%. В представленном исследовании у мужчин ЭГ достоверное улучшение составило 13,2% ^=4,7; р=0,000), а у женщин ЭГ показатели улучшились на 40,7% ^=5,3; р=0,001). В исследованиях С. Дж. Косгроув [5] были получены схожие результаты. У женщин, имеющих опыт занятия CrossFit от 0 до 6 месяцев, количество отжиманий увеличилось на 23,3%, а у мужчин, имеющих схожий опыт занятий CrossFit, прирост составил 3,8% повторений. В нашем исследовании столь существенное процентное изменение количества отжиманий у женщин, связано с исходно низкими значениями (М=11,3 SD=4,5). Соответственно, повышение среднего значения на четыре повторения показало такой существенный прирост в процентном отношении. В контрольной группе достоверные изменения в отжиманиях выявлены у женщин ^=2,86; р=0,010). У них ко-
Сравнительный анализ результатов выполнения нормативов 1-го и 2-го измерения
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
2 а
■
с
га
^
О (и .с Н
Нормативы Группы 1-е измерение M±SD 2-е изменение M±SD р
Бег на 3000 м, с ЭГм 858,6 ± 53,2 829,8 ± 56,1 0,000
КГм 840,6 ± 67,5 857,3 ± 68,3 0,002
Бег на 2000 м, с ЭГж 659,7 ± 43,7 638,0 ± 53,6 0,017
КГж 661,5 ± 48,0 668,1 ± 54,8 0,160
Бег на 30 м, с ЭГм 4,4 ± 0,3 4,4 ± 0, 4 0,401
КГм 4,5 ± 0,3 4,5 ± 0,3 0,625
ЭГж 5,4 ± 0,4 5,3 ± 0,4 0,081
КГж 5,3 ± 0,3 5,3 ± 0,4 0,926
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) ЭГм 46,1 ± 9,4 52,2 ± 10,0 0,000
КГм 42,6 ± 7,2 41,0 ± 9,1 0,115
ЭГж 11,3 ± 4,5 15,9 ± 5,7 0,001
КГж 11,0 ± 6,4 12,4 ± 6,8 0,010
Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз) ЭГм 46,6 ± 6,5 50,8 ± 6,8 0,000
КГм 49,3 ± 6,2 49,2 ± 6,7 0,919
ЭГж 49,7 ± 5,1 56,6 ± 4,6 0,000
КГж 47,3 ± 5,7 48,4 ± 6,7 0,138
* жирным шрифтом обозначены статистически значимые значения. Для сравнения применялся ^критерий Стьюдента для парных выборок.
72
http://www.teoriya.ru
№6 • 2023 Июнь | Juпe
личество повторений увеличилось на 12,7%. Уровень силовой выносливости мужчин КГ остался прежним.
При анализе исследований по изучению влияния CrossFit на мышцы живота нам удалось найти только одну работу [9], в которой школьники (15-16 лет) занимались CrossFit два раза в неделю на протяжении восьми недель. Полученные результаты не выявили достоверных изменений в показателях упражнения, оценивающего силовую выносливость мышц живота. В нашем исследовании этот показатель достоверно улучшился у мужчин ЭГ на 9%, а у женщин - на 13%. Такая динамика может быть объяснена включением в наши занятия у мужчин упражнений «подъем ног в висе на перекладине» и «поднимание туловища из положения лежа на спине», а у женщин - «подъем согнутых ног к груди» и «поднимание туловища из положения лежа на спине». Наши предположения подтверждаются работами А. Рутковска-Кучарска и А. Шпала [6], в которых у студентов (20-25 лет) было выявлено достоверное увеличение количества повторений поднимания туловища из положения лежа на спине, после четырех недель занятий по три тренировки в неделю с выполнением упражнений на мышцы живота.
Систематический обзор показал, что исследований, посвященных изучению влияния CrossFit на скоростные способности, не обнаружено. Поэтому невозможно провести параллели с другими исследованиями. Тем не менее полученные результаты свидетельствуют об отсутствии достоверно значимых изменений в беге на 30 м, как в экспериментальной, так и в контрольной группах у мужчин и женщин. Логичность полученного результата объясняется характером выполнения упражнений из CrossFit в нашем исследовании. Продолжительность выполнения упражнений, количество повторений и интервалы отдыха не соответствуют традиционным рекомендациям. В исследовании Т. Дж. Сухомель показано, что для развития скорости необходимо выполнять от трех до шести подходов, по одному-пяти повторений упражнения в каждом подходе с интенсивностью 30-60% от максимального веса. Поскольку в нашем исследовании упражнения выполнялись с большим количеством повторений, вышеописанный аспект не был удовлетворен, скоростные способности участников остались на прежнем уровне.
Выводы. Результаты проведенного исследования показывают положительное влияние занятий CrossFit. У студентов, которые систематически занимались CrossFit два раза в неделю в рамках учебных занятий элективных дисциплин по физической культуре и спорту, на протяжении учебного года улучшились показатели аэробной и силовой выносливости. В то время как у студентов, не использовавших данные занятия в рамках этой дисциплины, достоверных изменений не произошло (за исключением тестового упражнений «Сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу» у женщин). Таким образом, показана целесообразность и эффективность применения средств CrossFit в рамках учебных занятий.
Представленное исследование дополняет знания о влиянии занятий CrossFit на физические качества человека, а именно об отсутствии достоверных изменений в скоростных способностях у студентов, занимающихся CrossFit.
Поскольку занятия с участниками эксперимента проводились в рамках учебной дисциплины, предполагающей получение зачета, сложно установить истинные мотивы и цели студентов, побудившие их заниматься CrossFit. Поэтому будущие исследования должны быть сосредоточены не только на изучении влияния занятий CrossFit на физические качества студентов, но и на оценке мотивов, побуждающих их заниматься.
Литература
1. Артамонова Т.В. Подготовка студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана к
успешному прохождению теста по бегу на 3000 м / Т.В. Артамо-
нова и др. //. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.
- 2019. - № 12 (178). - С. 23-26.
2. Барфилд Дж. Влияние кроссфита на форму физическую, связанную со здоровьем / Дж. Барфилд, А. Андерсон // Пилотное исследование. Журнал спорта и человеческих достижений. - 2014. -№ 2 (1). - С. 23-28.
3. Гарсия-Альварес Д. Стратегии и инструменты измерения в мероприятиях по поощрению физической активности в университетских условиях: систематический обзор / Д. Гарсия-Альварес, Р. Фобель // Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения. - 2020. - № 17 (18). - 15 с.
4. Голлербах Б.С. Адаптация мышечной силы, мощности и выносливости после двух различных занятий фитнесом в университете / Б.С. Голлербах и др. // Спорт. - 2021. - № 9 (8). - 10 с.
5. Косгроув С.Дж. Обнаружены множественные улучшения фитнеса после шести месяцев высокоинтенсивных функциональных тренировок / С. Дж. Косгроув, Д.А. Кроуфорд, К.М. Хайнрих // Спорт.
- 2019. - № 7 (9). - 42 с.
6. Рутковска-Кучарска А. Использование электромиографии и магнитно-резонансной томографии для оценки программы упражнений для укрепления позвоночника / А. Рутковска-Кучарска, А. Шпала // Журнал реабилитации спины и опорно-двигательного аппарата. - 2018. - № 31 (2). - С. 355-362.
7. Сильва Р.М.Ф. Барьеры для физической активности старшеклассников и студентов университетов: протокол систематического обзора / Р.М.Ф. Сильва, К.Р. Мендонка, М. Олл // Международный журнал образовательных исследований. - 2021. - № 106. - 5 с.
8. Школа О.М. Исследование состояния физической подготовленности студентов медицинского университета с помощью кроссфи-та в процессе физического воспитания / О.М. Школа и др. // Acta Balneological. - 2021. № 63 (2). - С. 105-109.
9. Эзер Н. Влияние физических упражнений на психическое здоровье подростков: Результаты рандомизированного контролируемого исследования CrossFit для подростков / Н. Эзер, П. Дж. Морган, Д.Р. Любанс // Психология спорта и физических упражнений. -2016. - № 26. - С. 14-23.
References
1. Artamonova T.V. et al. Podgotovka studentov MGTU im. N.E. Baumana k uspeshnomu prokhozhdeniyu testa po begu na 3000 m [Training of students of MSTU im. N.E. Bauman to successfully pass the 3000 m running test]. Uchenyye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. No. 12 (178). pp. 23-26.
2. Barfield J., Anderson A. Vliyaniye krossfita na formu fizicheskuyu, svya-zannuyu so zdorovyem [The impact of CrossFit on health-related physical form]. Pilotnoye issledovaniye. Zhurnal sporta i chelovecheskikh dostizheniy. 2014. No. 2 (1). pp. 23-28.
3. Garcia-Alvarez D., Fobel R. Strategii i instrumenty izmereniya v meropriyatiyakh po pooshchreniyu fizicheskoy aktivnosti v uni-versitetskikh usloviyakh: sistematicheskiy obzor [Strategies and measurement tools in activities to promote physical activity in university settings: a systematic review]. Mezhdunarodnyy zhurnal eko-logicheskikh issledovaniy i obshchestvennogo zdravookhraneniya. 2020. No. 17 (18). 15 p.
4. Gollerbach B.S. Adaptatsiya myshechnoy sily, moshchnosti i vynosli-vosti posle dvukh razlichnykh zanyatiy fitnesom v universitete [Adaptation of muscle strength, power and endurance after two different fitness classes at the university]. Sport. 2021. No. 9 (8). 10 p.
5. Cosgrove S.J., Crawford D.A., Heinrich K.M. Obnaruzheny mnozhest-vennyye uluchsheniya fitnesa posle shesti mesyatsev vysokointen-sivnykh funktsionalnykh trenirovok [Multiple fitness improvements found after six months of high-intensity functional training]. Sport. 2019. No. 7 (9). 42 p.
6. Rutkowska-Kucarska A., Spala A. Ispolzovaniye elektromiografii i magnitno-rezonansnoy tomografii dlya otsenki programmy uprazh-neniy dlya ukrepleniya pozvonochnika [The use of electromyography and magnetic resonance imaging to evaluate an exercise program to strengthen the spine]. Zhurnal reabilitatsii spiny i oporno-dvigatelnogo apparata. 2018. No. 31 (2). pp. 355-362.
7. Silva R.M.F., Mendonka K.R., Oll M. Baryery dlya fizicheskoy aktivnosti starsheklassnikov i studentov universitetov: protokol sistematichesk-ogo obzora [Barriers to physical activity in high school and university students: protocol for a systematic review]. Mezhdunarodnyy zhurnal obrazovatelnykh issledovaniy. 2021. No.106. 5 p.
8. Shkola O.M. et al. Issledovaniye sostoyaniya fizicheskoy podgotovlennosti studentov meditsinskogo universiteta s pomoshchyu krossfita v protsesse fizicheskogo vospitaniya [The study of the state of physical fitness of medical university students with the help of crossfit in the process of physical education]. Acta Balneological. 2021. No. 63 (2). pp. 105-109.
9. Ezer N., Morgan P.J., Lubans D.R. Vliyaniye fizicheskikh uprazhneniy na psikhicheskoye zdorovye podrostkov: Rezutaty randomizirovannogo kontroliruyemogo issledovaniya CrossFit dlya podrostkov [The impact of physical exercise on the mental health of adolescents: Results of a randomized controlled trial of CrossFit for adolescents]. Psikhologiya sporta i fizicheskikh uprazhneniy. 2016. No. 26. pp. 14-23.
№6 • 2023 Июнь | June
http://www.teoriya.ru