Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ СРЕДСТВАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ САМБО'

ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ СРЕДСТВАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ САМБО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
45
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМБО / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФСИН РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нохрин Михаил Юрьевич, Варинов Владислав Владимирович, Ключников Михаил Иванович, Мельников Александр Владимирович, Крапивин Олег Владимирович

Актуальность исследования обусловлена потребностью решения проблемы улучшения физической подготовленности курсантов образовательных организаций ФСИН России, а именно их специальной подготовленности. На сегодняшний день необходима модернизация учебновоспитательного процесса по дисциплинам «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» и «Физическая культура и спорт», это связанно с недостатком времени на изучение техники боевых приемов борьбы в ведомственных образовательных организациях. В нашей работе мы представили результаты педагогического эксперимента апробации специальных упражнений самбо в учебно-тренировочном процессе курсантов института. Нами были подобраны пять специальных упражнений самбиста, которые без особого труда могут выполнять курсантами любого курса. Нагрузка распределялась по увлечению времени выполнения упражнений в зависимости от курса. Педагогический эксперимент проводился с курсантами 3-го курса в течение одного учебного года. Эффект от проведения комплекса специальных упражнений самбо положительный, можно утверждать, что курсанты экспериментальной группы улучшили свою физическую подготовленность как общую так и специальную. Исходя из полученных результатов, рекомендуется включать комплексы специальных упражнений в учебно-тренировочный процесс курсантов с первого по четвертый курсы, это позволит значительно улучшить их физическую подготовленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нохрин Михаил Юрьевич, Варинов Владислав Владимирович, Ключников Михаил Иванович, Мельников Александр Владимирович, Крапивин Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PHYSICAL FITNESS OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA BY MEANS OF SPECIAL SAMBO EXERCISES

The relevance of the study is due to the need to solve the problem of improving the physical fitness of cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia, namely their special preparedness. To date, it is necessary to modernize the educational process in the disciplines of "Elective disciplines in physical culture and sports" and "Physical culture and sports", this is due to the lack of time to study the techniques of combat techniques of wrestling in departmental educational organizations. In our work, we presented the results of a pedagogical experiment of testing special sambo exercises in the educational and training process of the cadets of the Institute. We have selected five special sambo exercises that can be easily performed by cadets of any course. The load was distributed according to the hobby of the exercise time, depending on the course. The pedagogical experiment was conducted with 3rd-year cadets during one academic year. The effect of carrying out a set of special sambo exercises is positive, it can be argued that the cadets of the experimental group improved their physical fitness both general and special. Based on the results obtained, it is recommended to include complexes of special exercises in the training process of cadets from the first to the fourth courses, this will significantly improve their physical fitness.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ СРЕДСТВАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ САМБО»

ure Rates", International Journal of Sports Physiology and Performance, V 17, pp. 1-7.

3. Díaz, J.J., Fernández-Ozcorta, E.J., Santos-Concejero J. (2018), "The influence of pacing strategy on marathon world records", European Journal of Sport Science, V. 18, N 6, pp. 781-786.

4. García-Manso, J.M., Martínez-Patiño, M.J., de la Paz Arencibia, L., Valverde-Esteve, T. (2021), "Tactical behavior of high-level male marathon runners", Scandinavian Journal of Medicine & Science in Sports, V. 31(3), pp. 521-528.

5. Oficial-Casado, F. Uriel, J., Pérez-Soriano, P., Priego Quesada, J.I. (2021), "Effect of marathon characteristics and runners' time category on pacing profile", European Journal of Sport Science, V 21, N 11, pp. 1559-1566.

Контактная информация: oleg.nemtsev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.05.2022

УДК 796.011.3

ПОВЫШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ СРЕДСТВАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ САМБО

Михаил Юрьевич Нохрин, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, г. Пермь; Владислав Владимирович Вари-нов, кандидат педагогических наук, доцент, Кузбасский институт ФСИН России, г. Новокузнецк; Михаил Иванович Ключников, кандидат юридических наук, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, г. Владимир; Александр Владимирович Мельников, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, г. Вологда; Олег Владимирович Крапивин, доцент, институт Академии ФСИН России, г. Рязань

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена потребностью решения проблемы улучшения физической подготовленности курсантов образовательных организаций ФСИН России, а именно их специальной подготовленности. На сегодняшний день необходима модернизация учебно-воспитательного процесса по дисциплинам «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» и «Физическая культура и спорт», это связанно с недостатком времени на изучение техники боевых приемов борьбы в ведомственных образовательных организациях. В нашей работе мы представили результаты педагогического эксперимента апробации специальных упражнений самбо в учебно-тренировочном процессе курсантов института. Нами были подобраны пять специальных упражнений самбиста, которые без особого труда могут выполнять курсантами любого курса. Нагрузка распределялась по увлечению времени выполнения упражнений в зависимости от курса. Педагогический эксперимент проводился с курсантами 3-го курса в течение одного учебного года. Эффект от проведения комплекса специальных упражнений самбо положительный, можно утверждать, что курсанты экспериментальной группы улучшили свою физическую подготовленность как общую так и специальную. Исходя из полученных результатов, рекомендуется включать комплексы специальных упражнений в учебно-тренировочный процесс курсантов с первого по четвертый курсы, это позволит значительно улучшить их физическую подготовленность.

Ключевые слова: самбо, физическая культура и спорт, физическая подготовленность, физические качества, образовательные организации, ФСИН России.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p296-300

IMPROVING THE PHYSICAL FITNESS OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA BY

MEANS OF SPECIAL SAMBO EXERCISES Mikhail Yuryevich Nokhrin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service, Perm; Vladislav Vladimirovich Varinov, the candidate of

pedagogical sciences, docent, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service, Novokuznetsk; Mikhail Ivanovich Klyuchnikov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service, Vladimir; Alexander Vladimirovich Melnikov, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service, Vologda; Oleg Vladimirovich Krapivin, docent, Institute of the Academy of the Federal Penitentiary

Service of Russia, Ryazan

Abstract

The relevance of the study is due to the need to solve the problem of improving the physical fitness of cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia, namely their special preparedness. To date, it is necessary to modernize the educational process in the disciplines of "Elective disciplines in physical culture and sports" and "Physical culture and sports", this is due to the lack of time to study the techniques of combat techniques of wrestling in departmental educational organizations. In our work, we presented the results of a pedagogical experiment of testing special sambo exercises in the educational and training process of the cadets of the Institute. We have selected five special sambo exercises that can be easily performed by cadets of any course. The load was distributed according to the hobby of the exercise time, depending on the course. The pedagogical experiment was conducted with 3rd-year cadets during one academic year. The effect of carrying out a set of special sambo exercises is positive, it can be argued that the cadets of the experimental group improved their physical fitness both general and special. Based on the results obtained, it is recommended to include complexes of special exercises in the training process of cadets from the first to the fourth courses, this will significantly improve their physical fitness.

Keywords: sambo, physical culture and sports, physical fitness, physical qualities, educational organizations, Federal Penitentiary Service of Russia.

Учебно-воспитательный процесс по дисциплинам: «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» (ЭДпоФКиС) и «Физическая культура и спорт» (ФКиС) в образовательных организациях ФСИН России всегда будет актуальным. Особую актуальность процесс физической подготовки молодых специалистов уголовно-исполнительной системы приобретает в настоящее время. Так в связи с решением Комитета Совета Федераций по обороне и безопасности Российской Федерации «О совершенствовании системы подготовки кадров и организации воспитательной работы в учреждениях пенитенциарной системы Российской Федерации» была выдвинута просьба, внести предложения по изменению образовательных программ высшего образования, дополнительного профессионального образования и профессионального обучения. Изменение должно коснуться части увеличения количества теоретических и практических занятий, направленных на формирование у обучающихся модели поведения в нестандартных ситуациях, исключающих необоснованное применение силы. Только хорошо подготовленный (физически, морально, психологически) сотрудник может обоснованно применять физическую силу в экстремальных ситуациях и тяжелых условиях служебной деятельности. На сегодняшний день методы и средства борьбы самбо широко внедряются в учебно-тренировочный процесс курсантов образовательных организаций ФСИН России так, как борьба самбо позволяет гармонично развивать не только общие и специальные физические качества и двигательные умения, но и готовит обучающихся морально и психологически [1].

Гипотеза исследования - мы предполагаем, что включение в учебно-тренировочный процесс занятий по БПБ специальных упражнений самбо позволит повысить общую и специальную физическую подготовленность курсантов, вследствие чего повыситься качество выполнения БПБ.

Цель исследования - внедрить в учебно-тренировочный процесс занятий по БПБ комплекс специальных упражнений самбо, проверить его эффективность.

Задачи исследования:

1. Разработать комплекс специальных упражнений.

2. Провести педагогический эксперимент и проанализировать эффективность применения комплекса специальных упражнений самбо.

МЕТОДИКА

Нами были подобраны 5 специальных упражнений самбо и сформированы в комплекс (таблица 1).

Таблица 1 - Комплекс специальных упражнений самбо_

№ Упражнения Нагрузка по курсам(с) Методические рекомендации

1 «Восьмерка» 1 курс - 10" 2 курс - 15" 3 курс - 20" 4 курс - 25" На выполнение всего комплекса отводится 10-15 минут Упражнения выполняется с максимальным ускорением, все передвижения по кротчайшему пути, группа делится по парам. После выполнения каждого упражнения партеры меняются ролями.

И.п. - на четвереньках, партнер - стойка ноги врозь, колени полусогнуты. По свистку выполняющий передвигается на четвереньках оббегая каждую ногу партнера описывая восьмерку. Партнер считает количество нырков пройденным между его ног.

2 «Чехарда» Упражнения выполняется с максимальным ускорением, все передвижения по кротчайшему пути, группа делится по парам. После выполнения каждого упражнения партеры меняются ролями. Партнер наклоняет голову, вперед прижимает подбородок к груди. Количество повторений считает партнер.

И.п. - стоя за спиной партнера, руки опущены вниз, партнер выполняет наклон вперед, упираясь предплечьями в бедра, стойка - ноги врозь, полусогнуты, в коленях. По свистку выполняющий прыгает через партнера ноги врозь с опорой руками в его спину, приземляясь, выполняет разворот и пролазит на четвереньках между ног за спину в и.п.

3 Кувырок вперед с самостраховкой через партнера Кувырки с самостраховкой выполняется с максимальной скоростью, мягко, стараясь не касаться партнера. Подбородок прижимается к груди, головой ковра не касаться. После кувырка нужно быстро вставать в исходное положение. Количество повторений считает партнер.

И.п. - основная стойка, партнер стоит на четвереньках, выполняется кувырок через правое плечо с самостраховкой через партнера с переходом в стойку на ногах, затем в обратном направлении через левое плечо.

4 Кувырок назад с самостраховкой через партнера

Выполняется так же, как упражнение 3, только спиной вперед через партнера

5 Кувырок вперед с самостраховкой с захватом за руку При выполнении кувырка руки не расцепляются, партнеру разрешается чуть опускать руку в захвате, для удобного выполнения кувырков.

И.п. - правосторонняя стойка, держа за одноименную руку партнера, выполняется кувырок вперед с самостраховкой через плечо руки в захвате, затем руки меняются, выполняется кувырок через другое плечо.

Комплекс применялся в подготовительной части каждого занятия по теме БПБ после ОРУ Педагогический эксперимент проводился в течении 2020-21 учебного году в нем приняли участие 104 курсанта 3-го курса, из них по 52 человека в контрольной и экспериментальной группах. В начале и по окончанию эксперимента курсанты выполняли контрольные нормативы по определению общей и специальной физической подготовленности (таблица 2).

Таблица 2 - Показатели физической подготовленности курсантов

№ Показатели Группа Среднее значение Изменение Р

До | После ±абс. | ±%

Функциональная и общая физическая подготовка

1 Задержка дыхания на вдохе, с КГ 56 61 5 8,9 <0,05

ЭГ 61 75 14 22,9 <0,05

2 Челночный бег 10х10 м, с КГ 26,8 26,5 -0,3 1,1 >0,05

ЭГ 26,2 25,0 -1,2 4,5 <0,05

3 Бег 100 м, с КГ 14,8 13,8 -1 6,7 <0,05

ЭГ 14,9 13,4 -1,5 10 <0,05

4 Подтягивание на перекладине, кол-во раз КГ 13,2 14,5 1,3 9,8 >0,05

ЭГ 12,3 15,7 3,4 27,6 <0,05

Специальная физическая подготовка

5 Преодоление единой полосы препятствий, с КГ 135 130 -5 3,7 >0,05

ЭГ 130 116 -14 10,7 <0,05

№ Показатели Группа Среднее значение Изменение Р

До После ±абс. ±%

6 Уровень владения БПБ, средний балл КГ 3,7 4,0 0,3 8,1 <0,05

ЭГ 3,5 4,5 1,0 28,5 <0,05

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ данных, полученных в ходе педагогического эксперимента, позволил выяснить динамику показателей функциональной, общей и специальной подготовленности курсантов контрольной и экспериментальной групп. Значительный прирост показателя задержки дыхания на вдохе в экспериментальной группе свидетельствует о более устойчивом состоянии организма курсантов к гипоксии за счет выполнения специальных упражнений. Координационные способности оценивались выполнением челночного бега 10х10 метров, в обеих группах показатель улучшился, но в ЭГ на 3,3% больше, чем КГ, это свидетельствует о положительном эффекте комплекса специальных упражнений самбо. Оценка скоростной выносливости (бег 100м) и силовой выносливости (подтягивания на высокой перекладине) так же показала положительный эффект от применения комплекса специальных упражнений самбо. Специальная физическая подготовленность курсантов контрольной и экспериментальной групп оценивалась двумя нормативами: прохождение единой полосы препятствий (ЕПП) и выполнением боевых приемов борьбы (БПБ). Показатель специальной выносливости (преодоление ЕПП) в экспериментальной и контрольной группах улучшился на 10,7% и 3,7% соответственно, это свидетельствует о положительном эффекте комплекса специальных упражнений самбо. Основной показатель специальной физической подготовленности является оценка техники выполнения боевых приемов борьбы. Курсанты выполняют 5 приемов обезоруживания и задержания, критериями оценки являлось: четкость выполнения приемов, темп выполнения, правильность и последовательность выполнения технических действий. По результатам педагогического эксперимента мы видим, что в ЭГ улучшился показатель выполнения БПБ на 28,5% в КГ на 8,1, можно отметить положительный эффект применения комплекса специальных упражнений самбо на занятиях по БПБ.

ВЫВОДЫ

1. Нами были проанализированы специальные упражнения самбистов, в ходе анализа подобраны наиболее простые упражнения и сгруппированы в комплекс. Комплекс специальных упражнений включал в себя 5 сложно-координационных упражнений с элементами техники падения и самостраховки. Нами была распределена нагрузка за счет продолжительности выполнения упражнений, на каждом курсе время выполнения упражнения увеличивается. Комплекс был структурирован в таблицу и разработаны методические указания правильного выполнения каждого упражнения.

2. В ходе педагогического эксперимента мы выявили положительный прирост показателей общей, специальной физической подготовленности, а также показателя задержки дыхания на вдохе, что свидетельствует о более устойчивом состоянии организма к гипоксии. Для оценки физической подготовленности нами были подобраны контрольные тесты в соответствии с Наставлением по физической подготовке сотрудников УИС (НФП-2001), мы можем утверждать о пользе применения комплекса специальных упражнений для повышения успеваемости курсантов по дисциплине «Физическая культура и спорт» [2].

Исходя из результатов выполнения контрольного теста по боевым приемам борьбы, можно утверждать, что разработанный нами комплекс специальных упражнений самбо эффективен и положительно влияет на физическую подготовленность курсантов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Моделирование броскового тренажерного устройства для учебно-тренировочного процесса единоборцев / Е.В. Кошкин, Р.А. Солоницин, А.А. Смирнов, К.С. Кручинина // Человек.

Спорт. Медицина. - 2020. - № 3 (20). - С. 104.

2. Москвичев М.А. Наставление по физической подготовке (НФП - 2001) сотрудников уголовно-исполнительной системы / М.А. Москвичев, Н.Н. Маргацкий, Ф.М. Зезюлин. - Москва : Фонд С. Столярова, 2002. - 136 с.

REFERENCES

1. Koshkin, E.V., Solonitsyn, R.A., Smimov, A.A., Kruchinina K.S. (2020), "Modeling of a throwing simulator device for the training process of martial artists", Person. Sport. Medicine, Vol. 20, No 3, pp. 104.

2. Moskvichev, M., Marcacci, end Zazulin, F. (2002), "The manual on physical training (NFP -2001) employees criminally-Executive system", With Fund. Stolyarova, Moscow.

Контактная информация: nohrin.mihail2013@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 06.05.2022

УДК 373.5

ВОЗДЕЙСТВИЕ ВНЕУРОЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ УЧАЩИХСЯ В 9-ЫХ

КЛАССАХ

Мария Олеговна Одинцова, старший преподаватель, Астраханский Государственный медицинский университет, Астрахань; Ирина Евгеньевна Янкевич, доцент, Алевтина Павловна Ярошинская, доктор биологических наук, профессор, Астраханский государственный университет, Астрахань; Александр Сергеевич Одинцов, спортсмен-инструктор прыжки на батуте, Центр спортивной подготовки Сборных команд России, Москва

Аннотация

Одной из своевременных задач в средней образовательной школе считается формирование у подкосков навыков здорового образа жизни, повышение уровня функциональной и физической подготовки. Внеурочные занятия в спортивных секциях являются одним из эффективных направлений комплексного применения средств и методов физической культуры в формировании у детей устойчивого интереса к занятиям двигательной активностью. Актуальность проделанного изучения обоснованно сохраняющейся тенденцией высокого уровня хронических заболеваний в старших классах средних общеобразовательных школ.

Ключевые слова: учащиеся 9-х классов, внеурочные занятия спортом, физическая подготовленность, функциональные резервы, порог стрессоустойчивости.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p300-303

IMPACT OF EXTRA-COURSE FORMS OF MOTOR ACTIVITY LESSONS ON STUDENTS' FUNCTIONAL RESERVES IN 9TH GRADES

Maria Olegovna Odintsova, the senior teacher, Astrakhan State Medical University, Irina Evgenievna Yankevich, the docent, Alevtina Pavlovna Yaroshinskaya, the doctor of biological sciences, professor, Astrakhan State University; Alexander Sergeevich Odintsov, the athlete-instructor in trampoline diving, Center for Sports Training of Russian National Teams, Moscow

Abstract

One of the timely tasks in a secondary educational school is the formation of healthy lifestyle skills in braces, increasing the level of functional and physical fitness. Extracurricular activities in sports sections are one of the effective directions of the complex use of means and methods of physical culture in the formation of a steady interest in physical activity among children. The relevance of the study done is a reasonably continuing trend of a high level of chronic diseases in the senior classes of secondary schools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.