ЛИТЕРАТУРА
1. Самостоятельные занятия физической культурой студентов вуза во время самоизоляции с элементами дистанционного контроля в рамках дисциплины «прикладная физическая культура» / Н.А. Воронов, С.В. Новожилова, Е.В. Игнатова, С.Н. Авдеева // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 5. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30131 (дата обращения: 18.01.2021).
2. Королева С.А. Оценка эффективности мобильных приложений в качестве вспомогательных средств для проведения занятий по физической культуре среди студентов МТУСИ / С.А. Королева, И.В. Королев, М.Р. Грушин // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. - 2020. - Т. 9., № 1. - С. 59-62.
3. Польщикова Ю.А. Современные средства контроля физического состояния студентов в рамках физической культуры / Ю.А. Польщикова, К.А. Салаватов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2020. -№ 12 (190). - С. 170-174.
4. Шутова Т.Н. Информатизация и цифровизация образовательного процесса по физической культуре / Т.Н. Шутова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3 (181). - С. 501-505.
REFERENCES
1. Voronov, N.A., Novozhilova, S.V., Ignatova E.V. and Avdeeva S.N. (2020) "Independent physical education of university students during self-isolation with elements of remote control within the discipline "applied physical culture", Modern problems of science and education, No. 5, available at: www.science-education.ru/ru/article/view?id=30131 (accessed: 18 January 2021).
2. Koroleva S.A., Korolev, I.V. and Grushi M.R. (2020) "Evaluation of the effectiveness of mobile applications as auxiliary means for conducting physical culture classes among MTUCI students" Methodological issues of teaching infocommunications in higher education, Vol. 9. No. 1, рр. 59-62.
3. Polshchikova, Yu.A. and Salavatov, K.A. (2020) "Modern means of monitoring the physical condition of students in the framework of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (190), рр. 170-174.
4. Shutova, T.N. (2020) "Informatization and digitalization of the educational process in physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (181), рр. 501-505.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.04.2021
УДК 796.814
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БРОСКАМ В НЕПРИВЫЧНОЙ БОЕВОЙ СТОЙКЕ САМБИСТОВ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ
Вячеслав Васильевич Никишкин, Московский государственный строительный университет
Аннотация
В статье предлагается методика обучения броскам в непривычной боевой стойке на тренировочном этапе. Целью исследования заключается в создании методики обучения техническим приемам борьбы самбо в непривычной боевой стойке. Задача исследования - поиск новых средств, методов, подходов для эффективного обучения техники приемов в самбо и подготовке к соревнованиям в краткосрочный период времени. Особенность данной методики заключается в исключении из процесса обучения наименее эффективных и малоиспользуемых в соревновательной деятельности приемов, и замена их на обучение приемам в непривычной боевой стойке. Предполагается, что новые методические рекомендации повысят уровень соревновательной подготовленности спортсменов. В ходе педагогического эксперимента уровень соревновательной подготовленности у группы, занимающейся по новой методике, значительно вырос, что доказывает результативность новой методики. Практическая значимость заключается в совершенствовании методики обучения в непривычной боевой стойке, которая позволяет повысить результативность не только среди левосторонних борцов, но и среди правосторонних самбистов.
Ключевые слова: борцы, самбо, методика, техническая подготовка, студенческий спорт, соревнования, боевая стойка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p219-224
METHOD OF TEACHING TO THROWS IN UNUSUAL FIGHTING STANCE OF SAMBISTS AT THE TRAINING STAGE
Vyacheslav Vasilyevich Nikishkin, Moscow State University of Civil Engineering
Abstract
The article proposes the technique for teaching to throws in the unusual fighting stance at the training stage. The aim of the research is to create the methodology for teaching techniques of sambo wrestling in the unusual fighting stance. The objective of the research is to search for new means, methods, approaches for the effective teaching of techniques in sambo and preparation for competitions in a short period of time. The peculiarity of this technique consists in excluding the least effective and little-used techniques in competitive activity from the learning process, and replacing them with teaching techniques in the unusual fighting stance. It is assumed that the new methodological recommendations will increase the level of competitive readiness of athletes. In the course of the pedagogical experiment, the level of competitive readiness among the group practicing according to the new methodology has significantly increased, which proves the effectiveness of the new methodology. The practical significance lies in the improvement of the training methodology in an unusual fighting stance, which makes it possible to increase the effectiveness not only among left-sided sambists, but also among right-sided sambists.
Keywords: wrestlers, sambo, methodology, technical training, student sports, competitions, fighting stance.
ВВЕДЕНИЕ
Самбо - национальный вид спорта в России, этот вид единоборства играет одну из ведущей ролей в системе физического воспитания молодого поколения. В настоящее время соревновательная деятельность по самбо становится все более и более актуальной среди занимающихся борцов. С каждым годом увеличивается количество всероссийских и международных соревнований как в России, так и за границей, и для повышения уровня выступления на соревнованиях необходимо находить и внедрять новые методики обучения.
В самбо существуют две основные боевые стойки: правосторонняя и левосторонняя. При правосторонней стойке правая нога является рабочей и находится спереди, а левая - опорная и находится сзади. При левосторонней стойке все наоборот: левая нога -рабочая и стоит спереди, а правая - опорная и стоит сзади [5].
В традиционных методиках обучения техническим приемам борьбы самбо изучение всех приемов происходит в привычной боевой стойке. Привычная боевая стойка для большинства самбистов - это когда оба спортсмена стоят в одинаковой стойке (оба в правой стойке или оба в левой стойке).
Непривычная боевая стойка - это стойка, при которой спортсмены находятся в разных стойках (правосторонняя - левосторонняя или наоборот).
При этой стойке меняются опорные и рабочие ноги спортсменов и стандартные, даже самые простые броски выполнить становится крайне затруднительно и без особой подготовки самбист не сможет бороться на том же уровне, если бы он боролся в привычной стойке.
Тема исследования актуальна, так как большинство тренером в процессе тренировочной деятельности вовсе не уделяют времени на обучение броскам в непривычной боевой стойке, что негативно сказывается на их результаты во время соревнований. В то время как борцы, умеющие бороться в обеих стойках, успешнее выступают на соревнованиях и чаще занимают призовые места.
Цель исследования. Создание методики обучения техническим приемам борьбы самбо в непривычной боевой стойке.
Задача исследования: поиск новых средств, методов, подходов для эффективного обучения техники приемов в самбо и подготовке к соревнованиям в краткосрочный период времени.
Методы и организация исследования:
1. Систематизация и анализ сведений по теме исследования.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Математическая обработка результатов.
В процессе анализа научно-методической литературы было выявлено, что техническая подготовка является одной из главных видов подготовки. На тренировочном этапе подготовки процент технико-тактической составляет 42-47%. Также были установлены закономерности в обучении техническим приемам борьбы самбо.
В ходе просмотра видеозаписей финальных схваток чемпионатов Мира и Европы и анализа научно-методической литературы были выявлены наиболее часто встречающиеся и крайне эффективные приемы, которые выполняются в непривычной боевой стойке. Эти приемы лучше всего подходят для разучивания на этапе начальной подготовки, так как они не являются сложно координационными приемами, часто встречающихся в борьбе самбо на более поздних этапах подготовки (например, подхват изнутри или бросок с упором стопы в живот и т.д.). Так же они схожи по методу обучения и по технике выполнения с теми бросками, которыми обучают самбистов на этапе начальной подготовки:
• Броски из стойки: задняя подножка, бросок через бедро, бросок через спину с колен, бросок с захватом двух ног, бросок с захватом одной ноги, передняя подножка.
• Приемы в партере: удержание сбоку, удержание верхом, рычаг локтя, ущемление ахиллова сухожилия.
В ходе педагогического эксперимента проверялись уровень соревновательной подготовленности посредством учебно-тренировочных схваток.
Все результаты контрольной и экспериментальной группы до и после проведения эксперимента сравнивались с использованием биномиального критерия при уровне статистической значимости р = 0.05.
В исследовании приняли участие 20 спортсмена в возрасте от 14 до 15 лет (все спортсмены лица мужского пола), примерно одинаковой физической подготовки и ранее не занимавшихся единоборствами. Спортсмены были разделены на две группы: контрольная и экспериментальная по 10 человек в каждой. Контрольная группа продолжала традиционные тренировки, а экспериментальная группа тренировалась по новой методике, которая включает изучение бросков в непривычной боевой стойке. Занятия проводились на базе клуба «Московский самбист», Московская область, г. Мытищи, Олимпийский проспект, д. 50
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ
Методика обучения броскам в непривычной боевой стойке предусматривала соотношение количества технических действий в обычной и противоположной стойке в соотношении 70% на 30% общего объема осваиваемых приемов. Такое же соотношение соблюдалось при осуществлении контрольных схваток в обычной и обратной стойке.
Данная методика рассчитана на 9 месяцев занятий 3 раза в неделю продолжительностью 90 минут каждое. В течение 9 месяцев спортсмены тренировались по новой методике с изучением бросков в непривычной боевой стойке. Каждое занятие состояло из вводно-подготовительной части, основной части и заключительной части.
- Вводно-подготовительная часть. Занимает 30 мин от общего времени УТЗ и состоит из построения, приветствия и разминки. Во время разминки использовались бего-
вые упражнения (бег, бег приставными шагами правым/левым боком, бег скрестным шагом правым/левым боком, бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестом голени, ускоренный бег), прыжковые упражнения (прыжки на правой/левой ноге, прыжки на двух ногах, выпрыгивания из полуприседа, выпрыгивания из полного приседа), упражнения на месте (вращения головой, вращения в плечевом суставе, вращения в локтевом суставе, наклоны вперед, вращения в коленном суставе, выпады на правую/левую ногу, упражнения на растяжку), а также специальные упражнения (забегания на борцовском мосту, переходы с переднего моста на задний) и акробатические упражнения (кувырок вперед, кувырок назад, страховка кувырком через правое/левое плечо, переворот боком, страховка назад с кувырком, «креветка» ногами/спиной вперед или боком).
- Основная часть занимает 50 мин от общего времени УТЗ. Во время основной части происходит разучивание и отработка новой техники, учебно-тренировочные схватки, а также физическая подготовка спортсменов. В данном исследовании рассматривается только техническая подготовка самбистов.
- Заключительная часть занимает 10 мин от общего времени УТЗ. На заключительную часть приходится заминка (легкий бег для восстановления дыхания, дыхательные упражнения) и подведение итогов тренировки.
Броски в непривычной боевой стойке, которые изучали спортсмены экспериментальной группы:
1. Бросок с захватом выставленной ноги
И.П. - вы в левой стойке, партнер - в правой (и наоборот). Левой рукой вы держите отворот куртки партнера, правой рукой выше левого локтевого сгиба снаружи. Далее дернуть партнера за левую руку вниз, чтобы поставить его на левую ногу и изменить центр тяжести. Резким движением сделать нырок вперед и схватить партнёра правой рукой за правую ногу. Затем потянуть левой рукой вниз, а правой рукой потянуть ногу вверх [6].
2. Зацеп снаружи под выставленную ногу
И.П. - вы в левой стойке, партнер в правой (и наоборот). Левой рукой вы держите отворот партнера, правой за правый рукав. Далее подшагнуть правой ногой к партнеру, левой ногой зацепить правую ногу снаружи. Затем потянуть руками вниз. Бросок выполняется с падением [6].
3. Бросок с упором стопы в живот
И.П. - вы в левой стойке, партнер в правой (и наоборот). Бросок производится из захвата за пояс. Правой ногой производится зашагивание к дальней ноге партнера. Стопа левой ноги упирается в живот и производится сброс через себя [6].
4. Бросок подхват изнутри
И.П. - вы в левой стойке, партнер в правой (и наоборот). Выполнить забегание в левую сторону. Далее махом левой ноги подбить правую ногу партнера и выполнить сброс через свою спину [5].
Обучение новой технике проходило в несколько этапов.
1. Объяснение.
2. Показ.
3. Отработка приема в парах без сопротивления.
4. Отработка приема в парах с небольшим сопротивлением.
5. Отработка приема в парах на скорость.
6. Отработка приема в условиях учебно-тренировочной схватки.
На изучение нового приема отводится 1 месяц, то есть 12 учебно-тренировочных занятий. На подробное объяснение и показ приема отводится 20-25 минут на первом занятии далее на каждом занятии перед отработкой уделять 5-7 минут на повторение и выделение особо сложных моментов. Далее на отработку без сопротивления отводится 1520 минут в течении 3 УТЗ, на отработку с сопротивлением 10-15 минут в течении следу-
ющих 3 УТЗ, на отработку приема на скорость 5 минут (5 повторов по 30 секунд с перерывом 30 секунд) в течении 3 УТЗ, на отработку приема в учебно-тренировочной схватке 5 мин (1-2 схватки за тренировку).
Далее при полном изучении приема и получении навыка необходимо в конце основной части занятия, перед учебно-тренировочными схватками, следует уделять 5- минут на повторение ранее изученного материала.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
До и после эксперимента были взяты замеры соревновательной подготовленности. Спортсмены проводили учебно-тренировочные схватки. Каждый спортсмен провел по 2 схватки (т.е. всего было проведено 24 схватки), Соперники были подобраны в соответствии с весовой категорией и уровнем подготовки. Соперники были приглашены из других клубов.
До эксперимента участники контрольной группы из 24 схваток 7 схваток выиграли, а 17 проиграли. Участники экспериментальной группы 8 схваток выиграли, а 16 проиграли.
Результаты контрольной и экспериментальной группы до проведения эксперимента сравнивались с применением биномиального критерия. Установлено отсутствие статистически значимых различий при уровне статистической значимости р = 0.05. Исходя из этого, можно сделать вывод, что результаты обоих групп не отличаются.
После эксперимента были повторно взяты замеры соревновательной подготовленности у обеих групп. Учебно-тренировочные схватки проходили с теми же соперниками из другого клуба. Результаты контрольной группы: побед - 10, поражений - 14. Результаты экспериментальной группы: побед - 19, поражений - 5.
Результаты контрольной и экспериментальной группы после проведения эксперимента также сравнивались с применением биномиального критерия. Установлены статистически значимые различия при уровне статистической значимости р = 0.05. Исходя из этого, можно сделать вывод, что результаты обоих групп отличаются. Экспериментальная группа улучшила свои показатели и показала более высокий уровень соревновательной подготовленности, что доказывает результативность методики.
В результате педагогического эксперимента было выявлено, что экспериментальная группа, тренировавшаяся в течение 9 месяцев и изучающая приемы в непривычной боевой стойке, показала лучшие результаты в контрольных тестах, чем контрольная группа. Результаты поединков, во время учебно-тренировочных схваток, показали, что новая методика положительно влияет на уровень соревновательной подготовленности.
ВЫВОДЫ
В результате проведенных педагогических наблюдений и эмпирических проверок усовершенствована методика обучения броскам в непривычной боевой стойке самбистов на этапе начальной подготовки. Методика заключается в изменении соотношения объемов тренировочных нагрузок в части освоения базовых технических приемов борьбы в обычной и обратной стойке, изменении соотношения контрольных схваток в различных боевых стойках. Рекомендуемые соотношения составили 70% на 30%.
К перспективам дальнейших исследований в этом направлении относится установление эффективности усовершенствованной методики на практике, как в части изменения спортивной результативности, так и в части установления асимметрии физического развития юных борцов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гарник, В.С. Самбо: методика учебно-тренировочных и самостоятельных занятий: учебное пособие / В.С. Гарник. - Москва : МИСИ, 2017. - 193 с.
2. Джафаров, А.Б. Техническая подготовка самбистов 10-12 лет / А.Б. Джафаров // Молодой ученый. - 2019. - № 52 (290). - С. 445-446.
3. Харлампиев, А.А. Борьба самбо : учебное пособие / А.А. Харлампиев. - Москва : Физкультура и спорт, 1964. - 388 с.
4. Чумаков, Е.М. 100 уроков самбо / Е.М. Чумаков ; под ред. С.Е. Табакова. - Москва : Фаир-Пресс, 1998. - 400 с
REFERENCES
1. Gamik, V.S. (2017), Sambo: methodology of educational and training and independent studies: study guide, MISI, Moscow.
2. Dzhafarov, A.B. (2019), Technical training of sambists 10-12 years, Young scientist, No. 52 (290), pp. 445-446.
3. Kharlampiev, A.A. (1964), Sambo: text edition, Physical culture and sport, Moscow.
4. Chumakov, E.M. (1998), 100 sambo lessons, Fair-Press, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.06.2021
УДК 37.022
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ
Михаил Юрьевич Нохрин, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний; Владислав Валерьевич Тихов, доцент, Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний; Александр
Владимирович Мельников, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний; Антон Владимирович Огарышев, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний; Никита Валерьевич Пе-ретрухин, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань
Аннотация
Безопасность будущих сотрудников ФСИН России в служебной деятельности является актуальной проблемой. Каждый сотрудник уголовно-исполнительной системы (УИС) должен уметь применять физическую силу в соответствии с законом. Для этого необходимо не только быть хорошо физически готовыми, но и обладать необходимыми знаниями умениями и навыками. В работе мы предлагаем простые и эффективные упражнения, выполнение которых не требуют большой материальной базы. Данные упражнения будут способствовать развитию специальных физических качеств и двигательных умений. Включая комплексы специальных упражнений в свою боевую подготовку, курсант получает не только хорошую базу для изучения боевых приемов борьбы (БПБ), но и способствует развитию необходимых групп мышц. Имея хорошую специально-физическую подготовленность и необходимые знания, будущий сотрудник, применяя физическую силу, не допустит раковых ошибок, которые могут привести к негативным последствиям.
Ключевые слова: физическая подготовка, боевые приемы борьбы, физическая сила, специальные физические качества.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p224-228
SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FSIN OF RUSSIA FOR EFFECTIVE APPLICATION OF
PHYSICAL STRENGTH
Mikhail Yuryevich Nokhrin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service; Vladislav Valeryevich Tikhov, the senior lecturer,