Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональная устойчивость / тренинг / профессиональная деятельность / курсант / образовательные организации МВД России / emotional stability / training / professional activity / student / educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петр Васильевич Кустов, Николай Николаевич Силкин

В статье рассмотрена актуальная проблема поиска путей повышения уровня эмоциональной устойчивости курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России на этапе обучения. На основе проведенного анализа психолого-педагогических исследований авторы разработали специальную многоуровневую программу социально-психологического тренинга. Главное отличие предложенной программы заключается в том, что акцент сделан на тренировку умений и навыков в рамках моделирования типичных профессиональных ситуаций с целью закрепления конструктивных стратегий поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петр Васильевич Кустов, Николай Николаевич Силкин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE EMOTIONAL STABILITY OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA WITHIN THE FRAMEWORK OF A SPECIAL PROGRAM

The article deals with the urgent problem of finding ways to increase the level of emotional stability of cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the stage of training. Based on the analysis of psychological and pedagogical research, the authors have developed a special multilevel program of social and psychological training. The main difference between the proposed program is that the emphasis is placed on the training of skills and abilities within the framework of modeling typical professional situations in order to consolidate constructive strategies of behavior.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ»

УДК 378.147 ББК 74

DOI 10.24411/2073-3305-2021-3-258-261

ПОВЫШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Петр Васильевич КУСТОВ,

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры физической подготовки и прикладных единоборств, Санкт-Петербургский университет МВД России

E-mail: kustov_pv1955@mail.ru

Николай Николаевич СИЛКИН,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры физической подготовки и прикладных единоборств, Санкт-Петербургский университет МВД России

Аннотация. В статье рассмотрена актуальная проблема поиска путей повышения уровня эмоциональной устойчивости курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России на этапе обучения. На основе проведенного анализа психолого-педагогических исследований авторы разработали специальную многоуровневую программу социально-психологического тренинга. Главное отличие предложенной программы заключается в том, что акцент сделан на тренировку умений и навыков в рамках моделирования типичных профессиональных ситуаций с целью закрепления конструктивных стратегий поведения.

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость; тренинг; профессиональная деятельность; курсант; образовательные организации МВД России.

INCREASING THE EMOTIONAL STABILITY OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA WITHIN THE FRAMEWORK OF A SPECIAL PROGRAM

Petr Vasilievich KUSTOV,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

Professor of the Department of Physical Training and Applied Martial Arts,

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

E-mail: kustov_pv1955@mail.ru

Nikolay Nikolaevich SILKIN,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,

Professor of the Department of Physical Training and Applied Martial Arts, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

E-mail: silkin_nn@mail.ru

Abstract. The article deals with the urgent problem of finding ways to increase the level of emotional stability of cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the stage of training. Based on the analysis of psychological and pedagogical research, the authors have developed a special multilevel program of social and psychological training. The main difference between the proposed program is that the emphasis is placed on the training of skills and abilities within the framework of modeling typical professional situations in order to consolidate constructive strategies of behavior.

Key words: emotional stability; training; professional activity; student; educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Профессиональная деятельность сотрудников полиции по праву принадлежит к экстремальным видам деятельности. Выполнение повседневных служебных обязанностей сотрудниками уголовного розыска, дежурных частей, подразделений по контролю за незаконным оборотом наркотиков, по противодействию экстремизму, следственных и оперативных подразделений связано с реальной угрозой жизни и здоровью. Выпускники образовательных организаций МВД России зачастую не обладают достаточным уровнем морально-психологической готовности к решению профессиональных задач, особенно в экстремальных условиях. В связи с актуальностью возрастают требования к подготовке специалистов экстремальных профилей в ведомственных вузах. Запросы практики диктуют необходимость в процессе обучения акцентировать внимание на развитии профессионально значимых и морально-психологических качеств. В основе морально-психологической готовности к выполнению служебно-профессио-нальных задач на высоком уровне лежат эмоциональная устойчивость, а также сформированные конструктивные стратегии поведения в сложной и зачастую труднопрогнозируемой оперативной обстановке.

Изучением различных аспектов влияния уровня эмоциональной и морально-психологической устойчивости на успешность и эффективность профессиональной деятельности в различных областях занимались следующие ученые: А.Р. Ратинов, Е.В. Василенко, А.В. Алексеев, Б.Х. Варданян, Л.В. Шварц, В.Л. Мари-щук, Б.Х. Гримак, К.К. Платонов, Е.Г. Щукина, Е.П. Ильин, Л.М. Абалин, П.Б. Зильберман, А.С. Хромова, М.А. Сибирко, В.Ю. Рыбников, А.М. Столяренко, Ю.А. Шаранов.

На современном этапе в психолого-педагогическом сообществе сложилось множество подходов к определению эмоциональной устойчивости, а именно изучаемый феномен рассматривался как «свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели» (Л.М. Аболин) [1]; «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» (П.Б. Зильберман) [4]; «способность

управлять своими эмоциями, сохранять высокую профессиональную работоспособность, осуществлять сложную или опасную деятельность без напряжения, несмотря на эмоциональные воздействия, подразделяя эмоциональную устойчивость на эмоционально-волевую, эмоционально-моторную и эмоционально-сенсорную» (К.К. Платонов) [3].

В своих исследованиях Е.П. Ильин приходит к выводу, что «не существует «общей» эмоциональной устойчивости. К различным эмоци-огенным факторам эта устойчивость будет разной. Поэтому корректнее было бы говорить не об эмоциональной устойчивости, а об устойчивости личности к конкретному эмоциогенному фактору» [2; 5]. Мы согласны с данными выводами и учли их при создании программы, включив обширный блок моделирования профессиональных ситуаций. Описание данной программы приведено далее.

Несмотря на многочисленность психолого-педагогических исследований феномена «эмоциональная устойчивости», в настоящее время ученые не пришли к единой модели и концепции, отсутствует также общепризнанная точка зрения на структуру, основные функции и ведущие детерминанты развития данного свойства. Однако можно обозначить следующие основные направления в определении: эмоциональная устойчивость сводится только к эмоционально-волевой регуляции поведения; эмоциональная устойчивость отождествляется со стабильностью как психологических, так и психофизиологических процессов; эмоциональная устойчивость понимается как интегративное свойство личности. Таким образом, по определению понятие «эмоциональная устойчивость» находится между психическим состоянием и чертами личности [2].

Согласно приказу МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» под морально-психологической устойчивостью личного состава к психотравмирующим факторам и деструктивному информационно-психологическому воздействию понимается «система личностных качеств (знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, мотивов, установок, черт характера), определяющая способность сотрудников сохранять высокую функциональную активность и успешно выполнять поставленные задачи в любых условиях обстановки». А одной из основных целей руководителей всех уровней правоохранительных органов и ведомственных образовательных организаций является поддер-

жание высокой морально-психологической устойчивости личного состава. Для достижения данной цели необходимо активно и целенаправленно формировать и развивать эмоциональную устойчивость на этапе обучения в ведомственных образовательных организациях.

С нашей точки зрения, необходимо внедрение программы социально-психологического тренинга, направленного на качественное повышение уровня эмоциональной устойчивости курсантов и слушателей ведомственных вузов.

В данной работе представляем программу социально-психологического тренинга «Повышение эмоциональной устойчивости курсантов и слушателей ведомственных образовательных организаций».

Цель данной программы заключается в развитии эмоциональной устойчивости будущих специалистов правоохранительных органов.

Решение следующих задач необходимо для достижения цели программы:

1) оценка актуального уровня эмоциональной устойчивости с обратной связью с целью формирования мотивации на обучение по программе;

2) приобретение участниками психологических знаний, умений, навыков и компетенций в области психологии стресса, экстремальной психологии и юридической психологии;

3) опрос экспертов различных профессиональных групп правоохранительных органов с целью формирования базы повседневных служебно-оперативных задач сотрудников полиции;

4) формирование навыков коррекции своего психоэмоционального состояния с помощью использования широкого спектра приемов саморегуляции;

5) применение полученных знаний и навыков в ситуациях ролевого моделирования профессиональных ситуаций.

В основе эффективности данной программы лежат следующие четыре важнейших принципа.

Во-первых, учет специфики будущей служебной деятельности по профилю подготовки обучающихся, а именно не отражать в практической части программы общий экстремальный профиль сотрудника полиции, а четко разграничивать особенности деятельности и повседневной службы оперативного работника, следователя, дознавателя, судебного эксперта, сотрудника ГИБДД и т.д.

Во-вторых, практико-ориентированный подход к подбору профессиональных ситуаций действующих сотрудников правоохранительных органов, т.е. включение максимально разнообразных комбинаций повседневных служебно-опера-тивных задач.

В-третьих, использование активных форм и методов обучения, предполагающих как можно большую включенность курсантов и слушателей в процесс тренировки навыков саморегуляции, а также предоставляющие возможность закрепления полученных на занятиях знаний.

В-четвертых, последовательность в закреплении навыков и алгоритмов конструктивного поведения в экстремальных условиях, т.е. постепенно повышать как уровень напряженности учебной стрессогенной ситуации, так и ее сложность, которая, как правило, заключается в неоднозначности правильного решения, либо любое принятое решение сопряжено с потерями.

Программа направлена на развитие следующих компонентов эмоциональной устойчивости: эмоционального, волевого, мотивационного, интеллектуального. Каждому компоненту соответствуют свои частные цели, рассмотрим их.

Развитие эмоционального компонента происходит путем целенаправленного формирования и закрепления навыков саморегуляции, а именно через эффективное освоение самомониторинга, дыхательных техник, аутогенной тренировки, мышечной релаксации, технологии сохранения и восстановления психоэмоционального равновесия и работоспособности, приемов продуктивного отдыха с применением методов экспресс-восстановления.

Мотивационный компонент эмоциональной устойчивости связан с устойчивостью мотиваци-онной направленности личности на осуществление профессиональной деятельности в той или иной предполагаемой должности, а также с общей учебно-служебной мотивацией курсантов и слушателей ведомственных вузов. При развитии данного компонента на первый план выходит выработка позитивного имиджа сотрудника полиции и в целом положительного отношения к выбранной специализации.

При тренировке волевого компонента эмоциональной устойчивости акцент делается на умениях и навыках, лежащих в основе развития настойчивости в достижении целей, умения управлять своими действиями, эмоционально-волевой выносливости и самодисциплины, умения последовательно решать проблемные ситуации.

Интеллектуальный компонент эмоциональной устойчивости предполагает приобретение специальных знаний о физиологических и психологических механизмах стресса, негативных последствиях и признаках дистресса, овладение экспресс-методами диагностики индивидуальной стрессоустойчивости. В рамках разбора служеб-но-оперативных ситуаций также происходит формирование и развитие профессионального мышления.

Необходимо подчеркнуть, что качественное повышение эмоциональной устойчивости в рамках предложенной программы возможно только при комплексном воздействии на все перечисленные компоненты.

Таким образом, разработанная нами и представленная в данной работе многоуровневая программа социально-психологического тренинга способна качественно повысить уровень эмоциональной устойчивости курсантов и слушателей на этапе обучения в ведомственных вузах МВД России в связи с тем, что акцент был смещен на тренировку умений и навыков в рамках моделирования типичных ситуаций профессионально-

го общения с гражданами, потерпевшими и правонарушителями с целью закрепления конструктивных стратегий поведения.

Список литературы

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Казанский государственный университет, 1987.

2. Башкирова Ю.В. Развитие эмоциональной саморегуляции студентов вуза в процессе учебно-познавательной деятельности (на примере осуществления контроля учебных достижений). Барановичи: БарГУ, 2012.

3. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография. М.: Издательство «Перо», 2014.

4. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора / под ред. Е.А. Милеряна. М., 1974. С. 138—172.

5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2013.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Московская академия Следственного комитета Российской Федерации

Молодежный экстремизм. Понятие и противодействие: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальностям « Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / под общ. ред. А.М. Багмета. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 319 с.

Молодежный экстремизм

Понятие и противодействие

Раскрываются понятие, причины и психология молодежного экстремизма, меры по противодействию молодежному экстремизму, роль правоохранительных органов, федеральных органов, органов местного самоуправления в предупреждении молодежного экстремизма. Рассматривается противодействие вовлечению молодежи в псевдоисламистские террористические и экстремистские организации и дается квалификация преступлений экстремистского характера. Освещаются особенности выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности.

Для курсантов, слушателей, студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по направлению «Юриспруденция», специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», а также научных и практических работников правоохранительных органов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.