Забитов Н.З., Салахова Д.С.
Повышение экономической устойчивости предприятий и организаций на основе резервирования ресурсов
Переход к рыночным отношениям сопряжен с определенными трудностями, которые не преодолены и сегодня. Медленно осуществляется структурная перестройка, затормозились темпы научно-технического прогресса. Большинство предприятий функционируют неустойчиво: объемы производства падают, мощности используются неэффективно, задерживается выплата заработной платы, не производятся отчисления в бюджет. Немало предприятий стоит на грани банкротства.
Анализ современного состояния и перспектив функционирования предприятий и организаций показал:
1. В ходе приватизации произошла смена собственников предприятий и организаций. На конец 2004 года число предприятий и организаций по формам собственности составили: частные - 92,4 %, муниципальные - 0,8 %, государственные - 2,2 % и смешанные - 4,64 %.
2. Если на начальном периоде приватизации основная масса акций была сосредоточена в руках работников предприятий, сейчас на первое место вышла собственность менеджеров.
3. Современные условия диктуют спрос на экономику нового типа, которая характеризуется следующими основными параметрами деятельности предприятий:
- высокой эффективностью использования ресурсов;
- широкомасштабным внедрением новых, в том числе инновационных и информационных технологий;
- стабильностью финансового состояния и стабильными темпами роста;
- широкими инновационными возможностями;
- наличием эффективного собственника.
4. Для обеспечения устойчивого функционирования предприятия его акции должны быть распределены между собственниками трех типов: менеджментом предприятия, стратегическим партнером (финансовым институтом) и региональными властями, ни один из собственников-участников не должен доминировать над остальными.
5. В современных условиях России необходимо главные усилия направить на достижение экономической устойчивости предприятий.
Реализация стратегии устойчивого функционирования и развития предприятий и организаций требует выявления составляющих и разработки научно обоснованной методики оценки и управления экономической устойчивости.
Многообразие и недостаточная обоснованность предлагаемых методик осложняют оценку, учет и анализ экономической устойчивости, препятствуют формированию научно обоснованной системы управления ее повышением.
Считаем, для управления экономической устойчивостью предприятий и организаций нужна система показателей, которая должна состоять из обобщающего показателя, выражающего сущность данной категории и предназначенного для оценки достигнутого ее уровня, а также комплекса показателей более низкого порядка, которые служат для факторного анализа процесса формирования и развития экономической устойчивости.
Математически обобщающий показатель экономической устойчивости можно выразить как отношение фактического дохода, приходящегося на одного работника, т.е. уровня доходности, к его плановому (нормативному) уровню. Чем лучше организация управляет внутренними факторами (эффективнее использует производственные ресурсы) и оперативнее реагирует на внешние изменения, тем выше ее доходность и уровень экономической устойчивости.
Из проведенного анализа показателей экономической устойчивости следует, что в обеспечении экономической устойчивости организации решающую роль играют внутренние факторы. Результатом управления внутренними факторами является возросшая эффективность производства.
Существует множество направлений повышения эффективности производства и устойчивости функционирования организации.
Одним из важных, но малоизученных направлений повышения эффективности производства и экономической устойчивости предприятий и организаций является резервирование ресурсов.
В деятельности предприятий и организаций в условиях неопределенности достаточно часто возникают ситуации, когда им требуются дополнительные материальные или финансовые ресурсы. Это обусловлено тем, что какие то события могут произойти в будущем (неоплата контрагентом поставленной продукции, необходимость проведения гарантийного ремонта ранее проданного товара, изменение цен и тарифов и т.д.) либо обязательно произойдут (уход работников в отпуск, плановый ремонт отдельных объектов основных средств и т.п.). Наступление таких событий повлечет за собой необходимость расходования хозяйствующим субъектом дополнительных средств, которых у него в соответствующий момент может не оказаться в достаточном размере. Последствия такой ситуации - срыв выпуска продукции, снижение эффективности производства и нарушение экономической устойчивости организации.
В практике хозяйственного управления весьма распространена и другая точка зрения, согласно которой наличие в хозяйственной системе резервов свидетельствует о низком качестве управления. Сторонники данной точки зрения утверждают, что все имеющиеся резервы должны быть задействованы и только в этом случае возможны максимальные темпы экономического роста и устойчивое функционирование хозяйственной системы. Мы поддерживаем концепцию согласно которой в системе должны формироваться ресурсные резервы, их объем должен быть обоснованным и может изменяться по времени в соответствии с ситуацией.
Резервирование - это прием к которому прибегают во всех случаях, когда момент выявления фактического положения не совпадает с реальным процессом. Например, естественная убыль возникает постоянно, но ее нецелесообразно ежедневно выявлять, а лучше просто зарезервировать средства на ее покрытие.
В содержательном плане создание резерва - это декапитализация ранее капитализированных в актив средств, т.е. признание расходами того, что ими могло быть. С чисто бухгалтерской точки зрения декапитализация может быть проведена или за счет себестоимости производимой продукции и услуг, или за счет прибыли предприятия. Налоговые органы всегда предпочитают второй вариант, финансовые менеджеры и бухгалтеры - первый.
Так как образование резервов имеет важное значение и может существенно повлиять на результат деятельности организации, порядок создания и использования резервов в значительной мере регулируется государством. В частности, статья 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» обязывает акционерные общества создавать резервный фонд. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, также представляет организациям, вне зависимости от их организационно-правовой формы, право образовывать определенные резервы.
Принципиальным и наиболее важным представляется рассмотрение вопросов о месте резервирования в механизме хозяйственного управления и определение экономически эффективного уровня резервов, т.е. их состава и размера обеспечивающего максимум соотношения между результатом деятельности и необходимым для этого совокупными затратами живого и овеществленного труда. Процедура обоснования требуемого уровня резервирования должна отражать все возможное разнообразие резервов и быть непосредственно взаимосвязана и взаимообусловлена с итеративной последовательностью этапов прогнозирования состояния системы.
Для обоснования уровня резервирования на предприятиях и организациях, повышения мобильности самих резервов (возможности их своевременного создания, использования и перераспределения) необходимо произвести классификацию резервов. Классифицировать резервы целесообразно по следующим признакам: по месту их применения; по материально-вещевой природе; по уровню управления (подчиненности); по месту формирования; по уровню (степени) резервирования; по срокам прогнозирования; по уровню специализации; по целевому назначению; по форме поддержания.
Основная часть резервов, образуемых предприятиями, создается и используется на основе соответствующих Положений по ведению бухгалтерского учета, а также иных нормативных актов по бухгалтерскому учету и налогообложению. Создаваемые в бухгалтерском учете резервы предприятий подразделяются на резервы предстоящих расходов и оценочные резервы.
Резервы предстоящих расходов создаются в целях равномерного включения ожидаемых расходов в издержки производства и обращения. К ним относятся:
- резервы на предстоящую оплату отпусков работникам организации;
- резервы на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
- резервы на выплату вознаграждений по итогам работы за год;
- резервы на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;
- резервы на ремонт основных средств;
- резервы на предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;
- резервы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
- резервы на предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;
- резервы на покрытие иных предвиденных затрат и на другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ в строительных организациях, помимо перечисленных выше, создаются резервы:
- на выплату премий за ввод объектов в эксплуатацию;
- на возведение временных (титульных) зданий и сооружений;
- на покрытие предвиденных потерь организации.
К оценочным резервам относятся следующие:
- резервы под снижение стоимости материальных ценностей;
- резервы по сомнительным долгам;
- резервы под обесценение вложений в ценные бумаги.
Научно-обоснованный уровень резервирования определяется различными
факторами, связанными с изменением внутренней и внешней среды предприятия или организации.
К основным факторам, определяющим необходимую величину резервов, следует отнести:
- потери в организации в случае нарушения плановых режимов производства (при отсутствии необходимых резервов);
- необходимость комплексного формирования резервов;
- устойчивость режимов их формирования и пополнения;
- затраты на формирование и поддержание резерва в работоспособном состоянии.
Процедура обоснования уровня резервов в общем случае заключается в выполнении периодического прогноза развития системы и оценки (обоснования) необходимых нормативных уровней всех видов резервов, обеспечивающих это развитие, с последующим систематическим контролем за состоянием системы по динамике значений нормируемых ее элементов. Выход контролируемых величин за нормативные значения является условием, необходимым и достаточным для уточнения полученных ранее прогнозных оценок и нормативных уровней.
Нами определены общие принципы формирования и использования резервов. К ним относятся:
1. Предоставление предприятиям и организациям права самостоятельно решать вопрос о необходимости создания того или иного резерва.
2. В случае принятия решения о создании тех или иных видов резервов, такое решение должно быть закреплено в учетной политике предприятия.
3. Срочность создания и использования резервов.
4. Равномерность включения расходов на формирование резервов в издержки производства.
5. Соответствие величины начисляемой суммы резерва величине запланированного (прогнозируемого) расхода.
С учетом определенных принципов в работе разработан и предложен порядок формирования и использования отдельных видов резервов в строительной организации.
Практическая реализация данных предложений позволит повысить эффективность системы управления экономической устойчивостью строительных организаций.