Научная статья на тему 'Резервирование средств как условие обеспечения устойчивого функционирования предприятий и организаций'

Резервирование средств как условие обеспечения устойчивого функционирования предприятий и организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
407
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Резервирование средств как условие обеспечения устойчивого функционирования предприятий и организаций»

Забитов Н.З., Салахова Д.С., Омаев Т.А.

Резервирование средств как условие обеспечения устойчивого функционирования предприятий и организаций

В практике управления предприятиями и организациями существует множество способов обеспечения их экономически устойчивого функционирования и развития. Одним из важнейших принципов в теории и практике обеспечение устойчивого функционирования хозяйствующих субъектов для любой экономической информации является принцип резервирования. При этом существенным представляется то обстоятельство, что резервы производственных ресурсов возникают независимо от того, планировались они заранее или нет, а объективность их существования обусловлена периодическим предсказуемым или непредсказуемым воздействием на производственные системы различного рода случайных факторов, предотвратить негативное влияние которых можно лишь за счет привлечения дополнительных ресурсов. Значимость данного фактора особенно повышается в рыночных условиях, т.е. в условиях неопределенности. Для строительных организаций данный фактор имеет особенное значение, что связанно со спецификой организации строительного производства.

В деятельности экономических субъектов в условиях неопределенности достаточно часто возникают ситуации, когда им требуются дополнительные материальные или финансовые ресурсы. Это обусловлено тем, что то или иное событие может произойти в будущем (неоплата контрагентам поставленной продукции, необходимость проведения гарантийного ремонта ранее проданного товара, изменением цен и тарифов и т.д.) либо обязательно произойдет (уход работников в отпуск, плановый ремонт отдельных объектов основных средств и т.п.). Наступление таких событий повлечет за собой необходимость расходования хозяйствующим субъектом дополнительных средств, которых у организаций в соответствующий момент может не оказаться в достаточном размере. Последствия такой ситуации срыв выпуска продукции, снижение эффективности производства и нарушение экономической устойчивости организации. Все это обуславливает целесообразность и необходимость создания резервов, на предприятиях и органихзациях.

В практике хозяйственного управления весьма распространена и другая точка зрения, согласно которой наличие в хозяйственной системе резервов свидетельствует о низком качестве управления. Сторонники данной точки зрения утверждают, что все имеющиеся резервы должны быть задействованы и только в этом случае возможны абсолютно максимальные (оптимальные) темпы экономического роста и устойчивое функционирование хозяйственной системы. Мы поддерживаем концепцию согласно которой в системе должны формироваться ресурсные резервы, объем которых может изменяться по времени в соответствии с ситуацией. Мы считаем, что претворение в жизнь концепции «ликвидации резервов» может нанести ощутимый вред экономике страны.

Слово «резерв» происходит от латинского «reservo» - сберегаю. В обобщенном виде резерв представляет собой запас чего-либо, который создается и сохраняется до наступления определенных событий, с которыми связана необходимость привлечения того, что было зарезервировано.

Теоретики-исследователи финансов экономического субъекта отмечают, что резервирование будущих финансовых результатов - следствие необходимости обеспечить постоянную и бесперебойную работу предприятия даже в случае возникновения экстремальных ситуаций.

Создание резервов является необходимым вследствие принятия экономическим субъектом принципа «постоянно действующего предприятия». Как известно предприятию, для продолжения деятельности в будущем нужны резервы, позволяющие покрыть убытки, которые могут возникнуть в результате стихийных бедствий, неожиданных потерь от изменения налоговой и ценовой политики в стране, ограблений и т.д. Резервирование - это настолько удобный прием, что к нему часто прибегают во всех случаях, когда момент выявления фактического положения не совпадает с реальным процессом. Например, естественная убыль возникает постоянно, но ее нецелесообразно ежедневно выявлять, а лучше просто зарезервировать средства на ее покрытие.

В содержательном плане создание резерва - это декапитализация ранее капитализированных в актив средств, т.е. признание расходами того, что ими могло быть. С чисто бухгалтерской точки зрения декапитализация может быть проведена или за счет себестоимости производимой продукции и услуг, или за счет прибыли предприятия. Налоговые органы всегда предпочитают второй вариант, финансовые менеджеры и бухгалтеры - первый.

Так как образование резервов имеет важное значение и может существенно повлиять на результат деятельность организации, порядок создания и использование резервов в значительной мере регулируется и государством. В частности, статья 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных общества» () обязывает акционерные общества создавать резервный фонд. Право обществ с ограниченной ответственностью создавать у себя такой же фону в порядке, установленном их учредительными документами, закреплено в Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (). Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина России от 20 июля 1989 г. №34н также представляет организациям, вне зависимости от их организационно-правовой формы, право образовывать целый ряд резервов. Кроме того, право на создание определенных видов резервов, обусловленных спецификой функционирования организаций определённых отраслей, предусмотрено нормативными актами, регулирующими отраслевые особенности состава затрат. Налоговое законодательство также не оставляет без внимания вопросы резервирования налогоплательщиками своих ресурсов для определенных целей. Так в главе 25 Налогового кодекса РФ () «Налог на прибыль

организаций» нашли отражение особенности включения в налоговую базу для расчета налога на прибыль расходов по формированию отдельных видов резервов.

Значение создания резервов для целей налогообложения можно обосновать следующим. Создавая резерв, организация может уменьшить реальное налоговое бремя путем получения отсрочек уплаты налогов за счет того, что в текущем отчетном периоде увеличиваются затраты и уплата налога отодвигается на следующей налоговый период. В этом случае номинальная величина налоговых платежей по итогам нескольких периодов остается одинаковой, а экономия достигается за счет использования резервных средств, также за счет изменения (снижения) покупательной способности денег

В широком смысле резервными могут считаться все ресурсы, имеющиеся на момент разработки программы деятельности. Однако подобное расширенное толкование понятия резервов снижает возможности его конструктивного использования при оценке и для разработки мер по обеспечению надежного функционирования предприятий и организаций .

Формирование резервов в различных хозяйствующих структурах (предприятиях и организациях) является эффективным методом повышения их экономической устойчивости. С этой позиции разработка методов определения необходимого уровня резервирования средств является важнейшей проблемой управления экономической устойчивостью отдельных хозяйствующих субъектов и хозяйственной системы страны. В свою очередь, динамика состояния системы резервов отражает и может служить индикатором качества управления.

Таким образом, для обеспечения заданного уровня надежности хозяйственной системы любого уровня используется резервирование средств. Резервирование средств - это метод обеспечении устойчивости независимо от того, идет ли речь о структуре сложной хозяйственной системы, каждая подсистема которой имеет недостаточный уровень устойчивости, говорим ли мы об обеспеченности конкретного производства всеми необходимыми ресурсами, или вопрос стоит о состоянии теоретической и экспериментальной составляющей затрат в общем объеме работ по созданию подобных систем.

Принципиальным, наиболее важным представляется рассмотрение вопросов о месте резервирования в механизме хозяйственного управления и об их размерах. Если механизм управления ограничивает возможности хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций) по коррекции принимаемых решений, единственным верным и реализуемым путем обеспечения требуемой их устойчивости будет создание дополнительных материальных и финансовых резервов. В то же время следует заметить, что избыточное резервирование средств и ресурсов также приводит к снижению эффективности производства.

Сегодня важной задачей является создание условий, необходимых для повышения мобильности производства, такой среды, чтобы предприятия и организации были способны оперативно реагировать на изменяющиеся требования

к их продукции, в том числе и на требования рынков, гибко перестраивать структуру производства, непосредственно предопределяемым формам и методам его организации, мобильностью производственных ресурсов, оперативностью отработки плановых и управленческих решений. Иными словами - новые задачи требуют создания по сути новых видов резервирования - организационных резервов. В условиях жестких административных методов управления структура производства, структура и объем имеющихся ресурсов и их резервов практически полностью определялись вышестоящим органом. В этих условиях предприятия и организации объективно не могли и не были заинтересованы оперативно реагировать на изменяющиеся условия внешней среды. В частности, предприятия стройиндустрии выпускали типовые строительные материалы и конструкции, строительные организации строили по устаревшим типовым проектам без учета запросов потребителей. Необходимым условием мобильности предприятий и организаций является предельно возможное расширение их хозяйственной самостоятельности, которое они получили только в рыночных условиях, т.е. обеспечение организационной избыточности.

Другим важным условием обеспечения экономической устойчивости предприятий и организаций является создание им функциональной избыточности, т.е. свободы выбора видов и структуры производственных ресурсов. Резервные возможности основных фондов, трудовых и материальных ресурсов по выполнению несвойственных им в жесткой схеме организации производственного процесса функций, которые мы будем называть функциональным резервом, играют весьма важную роль в повышении эффективности производства и устойчивости предприятий и организаций.

Традиционные оценочные подходы, как правило, подталкивали к выводу об экономической целесообразности повышения уровня специализации производства, применения везде, где только технически возможно, узко специализированного оборудования.

Однако имеются диаметрально противоположные примеры которые показывают прогрессивность универсальных технологий и организации.

Наиболее яркими из таких примеров являются гибкие автоматизированные производства, организация производства по принципы «точно вовремя» (канбан) или применение «общих эксплутационных систем». В первом случае мы имеем яркий пример предпочтения, оказываемого универсальному оборудованию, во втором - подрыва одного из основополагающих принципов эффективности обработки на специализированном оборудовании, перехода к выпуску продукции малым партиями; в третьем - планомерного снижения уровня специализации работников предприятия.

Фактически во всех этих случаях мы имеем пример сознательного формирования функциональной избыточности, повышающей экономическую эффективность производства и уровень устойчивости системы в целом.

Нетрадиционное решение может получить и вопрос об оптимальных размерах предприятия и уровне концентрации производства, если он будет рассматриваться с учетом требования устойчивости производственной системы и создания необходимых для этого резервов. Дополнительные затраты на создание большого количества мелких предприятий, а также более высокие эксплутаци-онные издержки могут рассматриваться в качестве формы резервирования, повышающей живучесть и мобильность системы в целом.

В целом же создание функциональных резервов в хозяйственной системе снижает остроту проблемы ресурсной сбалансированности. Совмещение профессий, применение универсального оборудования, оснастки и инструмента, диверсификация производства - реальные пути лучшего использования имеющихся производственных ресурсов, повышения эффективности производства и экономической устойчивости предприятий и организаций.

Широко распространено мнение, что создание резервов преследует цель обеспечить бесперебойность функционирования предприятия. В принципе это верно, но не вполне корректно. Имеющийся в наличии объем трудовых ресурсов, средств труда и предметов труда, т.е. трех составляющих производственных ресурсов в их натуральном выражении всегда ограничен и создание резерва одного из них приводит к уменьшению других. Кроме того, обеспечивая за счет дополнительных резервов «бесперебойный» режим функционирования одного структурного звена предприятия, мы тем самым увеличиваем вероятность срывов производства на другом. Создавая резервы, мы тем самым сознательно идем на их неполное использование. Для устойчивости предприятия и организации, в принципе, не представляет разницы, простаивает ли в составе оборотных или основных фондов овеществленный труд, или имеет место неэффективное использование трудовых ресурсов. Неэффективное использование всех трех составляющих является потерями для предприятиями и организациями. Это положение становится менее очевидными, но остается столь же верным, применительно к дифференцированной системе производственных подразделений, участков, цехов, служб предприятий.

Сложившаяся система показателей, используемых при планировании и оценке производственной деятельности, формы контроля и поощрения на практике приводят к тому, что в каждом конкретном случае выделяется основное звено, основной элемент системы или некоторая ограниченная совокупность таких элементов, простой которых и расценивается как сбой. В этом смысле характерно выделение основного вспомогательного и обслуживающего производства. Отражая по существу естественное разбитие задач различных служб предприятия и характерных для них производственных процессов, подобное деление перерастает часто в некоторое «нормативное положение», определяющее важность той или иной службы. Это ведет к ошибкам, просчетам в организации работы различных служб.

Применительно к резервам первоочередной и важнейшей задачей является определение экономически эффективного их уровня, т.е. их состава и размера обеспечивающего максимум соотношения между результатом деятельности и необходимым для этого совокупными затратами живого и овеществленного труда. При это речь должна идти лишь о комплексном, системном подходе к их формированию, учитывающем различные косвенные последствия недостаточного уровня резервирования в каждом производственном звене по каждому виду ресурсов. Создаваемые с целью поддержания ресурсной сбалансированности резервы требует для своего анализа системного подхода, обеспечивающего не только статистическую, но и динамическую сбалансированность ресурсов. Процедура обоснования требуемого уровня резервирования должна отражать все возможное разнообразие резервов и быть непосредственно взаимосвязана и взаимообусловлена с итеративной последовательностью этапов прогнозирования состояния системы.

Для обоснования уровня резервирования на предприятиях и организациях, повышения мобильности самих резервов - возможности их своевременного создания, использования и перераспределения необходимо произвести классификацию резервов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.