Научная статья на тему 'Финансовая система как подпространство денежной сферы'

Финансовая система как подпространство денежной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1971
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ДЕНЕЖНАЯ СФЕРА / ПОТОКИ / СИСТЕМА / АККУМУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горелик В.Н.

Предлагаемая статья продолжает разработку авторской модели денежной сферы как пространства денежных потоков. Цель, поставленная в этой работе, рассмотреть финансовую систему как сегмент денежной сферы, определить состав ее звеньев, их взаимосвязи, некоторые базовые принципы функционирования. Задача заключается в том, чтобы обосновать структуру финансов как подсистемы дискретных распределительных потоков денежной сферы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая система как подпространство денежной сферы»

Финансовая система

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА КАК ПОДПРОСТРАНСТВО ДЕНЕЖНОЙ СФЕРЫ

В.Н. ГОРЕЛИК, кандидат экономических наук, профессор Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Предлагаемая статья продолжает разработку авторской модели денежной сферы как пространства денежных потоков. Цель, поставленная в этой работе, -рассмотреть финансовую систему как сегмент денежной сферы, определить состав ее звеньев, их взаимосвязи, некоторые базовые принципы функционирования. Задача заключается в том, чтобы обосновать структуру финансов как подсистемы дискретных распределительных потоков денежной сферы.

Ключевые слова: финансы, денежная сфера, потоки, система, аккумуляция.

Нынешний экономический кризис отчетливо показал, что функционирующие в пределах единой денежной сферы относительно независимые подпространства распределения и обмена с принципиально разными конструкциями денежных потоков достигли критического уровня обособления. Обособление распределительного сегмента в системе общественного воспроизводства достигает таких размеров, что финансовые и кредитные ресурсы не получают прямого выхода в сферы обмена и производства, практически непрерывно «прокручиваясь» в распределительных процессах. Деньги прекращают работать как деньги.

Финансовая система, как и любая система, представляет собой совокупность органически взаимосвязанных элементов, движение которых подчинено единой цели. Финансовые потоки и отношения объединены в систему уже потому, что финансы — это сегмент целостного экономического формирования, структурная часть глобальной организации денежной сферы. В финансовом сегменте денежной сферы осуществляется распределение доходов субъектов экономической системы, обусловленное общими законами функционирования и денежной

сферы и экономической системы в целом. Как часть системы финансы обособляются в денежной сфере своим содержанием — распределение доходов здесь, и только здесь, осуществляется путем формирования фондов аккумуляционного характера.

Традиционно финансовую систему принято группировать по участникам экономических процессов. В этих процессах, как известно, принимают участие три группы субъектов — домашние хозяйства, предприятия и государство. Любые денежные потоки представляют собой движение денег между названными субъектами и отношения, обусловленные этим движением. Это денежные отношения между домашними хозяйствами, предприятиями и государством. В том числе и по поводу образования и использования финансовых фондов. В соответствии с этим сегодня, как правило, в составе финансовой системы принято выделять финансы хозяйствующих субъектов и государственные финансы. Постепенно в российской науке и практике получают признание и самостоятельный статус (финансы домашних хозяйств. Эти части финансовой системы называют ее сферами.

В свою очередь сферы финансовой системы подразделяются на звенья, каждое из которых несколько отличается от смежных составом и в меньшей степени характером деятельности участников экономических процессов данного уровня. Так, в сферу государственных и муниципальных финансов включаются бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, а также внебюджетные фонды. Сфера финансов хозяйствующих субъектов объединяет такие звенья, как финансы коммерческих предприятий и организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы

посредников (кредитных организаций, страховых организаций и т.д.), финансы индивидуальных предпринимателей. Затем эти звенья разбиваются на части, исходя из организационно-правовой формы предприятий, особенностей финансирования и некоторых других критериев. Появляются финансы акционерных обществ, бюджетных учреждений.... В соответствии с отраслевым признаком выделяются, например, финансы промышленных предприятий, торговли и т. д. Часто в качестве отдельного звена финансов хозяйствующих субъектов выделяют страхование (иногда и как автономное подразделение финансовой системы в целом). Таким образом, по существу предполагается, что каждой относительно обособленной группе хозяйствующих субъектов соответствуют «свои» финансы как некие относительно обособленные подсистемы специфических денежных отношений.

В сфере государственных финансов достаточно часто как самостоятельное звено позиционируется государственный кредит. Он рассматривается как совокупность денежных отношений, в которых в качестве заемщика или кредитора выступает государство. Включение специфических кредитных отношений в состав финансовой системы объясняется тем, что денежные средства привлекаются в централизованные финансовые фонды государства, а основное их назначение — «финансирование дефицита» бюджетов. Иными словами, привлечение государством займов считается финансовыми отношениями и, следовательно, частью финансовой системы. То есть подсистема кредитных отношений дробится на две части: если в кредитных отношениях участвует государство — это финансы, а если за счет заемных средств формируются децентрализованные фонды предприятий и организаций или домашних хозяйств — это кредит (!?).

Следует также отметить, что в ряде учебных пособий по-прежнему имеет место выделение в составе финансовой системы подсистемы централизованных финансов, включающих в свой состав государственные финансы, и подсистемы децентрализованных финансов, в которую вводятся финансы хозяйствующих субъектов.

Конечно, финансовая система может быть структурирована по разным классификационным признакам: как система отношений, как система фондов, как система потоков, как система органов управления.. Например: «Финансовая система представляет собой совокупность экономических институтов, помогающих направить ресурсы лиц, желающих сделать сбережения, к тем, кто нужда-

ется в заемных средствах в форме инвестиций»1. Возможны, по-видимому, и другие ракурсы исследования финансовой системы. Вместе с тем нельзя не заметить, что при традиционном подходе границы звеньев финансовой системы, составленные объединением в группы определенных денежных отношений, практически не просматриваются, крайне размыты. Достаточно обратить внимание на то обстоятельство, что любые отношения всегда предполагают наличие, как минимум, второй стороны. Например, налоговые потоки, связаны не только с процессами формирования бюджетных фондов государства, но и с распределением доходов хозяйствующих субъектов.

Также обстоит дело и с государственным кредитом. Сфера денежных контактов государства включает в свой состав как финансовые, так и кредитные элементы, и централизованные фонды формируются путем и финансового, и кредитного перераспределения денежных средств, как, впрочем, и любые иные денежные фонды. Покрытие за счет заемных средств дефицита государственного бюджета — кредитование государства — и последующее финансирование его расходов, а также управление кредитными потоками со стороны финансовых органов не могут изменить структуру потока — его содержание. Можно вспомнить современную историю одного из самых древних налоговых платежей — таможенных пошлин. За выводом Федеральной таможенной службы РФ из структуры Министерства финансов последовало и «удаление» пошлин из состава налогов. И из налоговой системы.

Если исходить из того, что финансы представляют собой особую часть распределительного сегмента денежной сферы — подсистему дискретных распределительных потоков, то финансовая система — это система аккумуляции денежных средств. Система финансовых потоков и отношений создается специфическим «финансовым движением» денег — путем отчислений от доходов в фонды аккумуляционного характера. И ее нужно анализировать в соответствии с такой «экономической динамикой».

Структура финансового сегмента денежной сферы определяется структурой соответствующей финансам части системы потребностей — финансовая система складывается по мере обеспечения деньгами «своих» потребностей. По ходу финансового распределения денежных средств обеспечиваются, во-первых, потребности развития до-

1 Мэнкью Н. Г. Принципы экономики. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006, стр. 407

машних хозяйств, предприятий, государственных и муниципальных формирований, и, во-вторых, текущие солидарные нужды граждан в защите жизни и собственности, здравоохранении, образовании, охране прав и т. д.

Безграничность потребностей предполагает их непрерывный рост. Именно поэтому вслед за текущими потребностями в экономической системе беспрестанно появляются потребности развития. Но двухуровневая система потребностей не может быть полностью обеспечена текущими доходами или только текущими доходами субъектов экономической деятельности. Текущие поступления, как известно, далеко не всегда покрывают и «свои» нужды. Поэтому и поныне «всеобщая мобилизация» средств на нужды развития происходит финансовыми методами, путем их последовательной аккумуляции в специальных целевых фондах.

В свою очередь, использование финансовых ресурсов для обеспечения текущих потребностей граждан объясняется перманентной экспансией процесса простого воспроизводства. Действительно, история подтверждает, что развитие экономических систем предполагает последовательное расширение пределов простого воспроизводства. Элементами простого воспроизводства с течением времени становятся начальное социальное образование, обязательная социальная медицина, социальное страхование — неотложные нужды современного человека уже не ограничиваются пищей и одеждой. Но для реализации совокупных текущих потребностей граждан нужна и определенная социальная организация процесса потребления, аккумуляция средств всех потребителей соответствующих благ и, следовательно, финансовые формы его денежного обеспечения. Определение уровня и масштабов простого воспроизводства на каждом этапе движения общества становится непременным условием и фактором не только сбалансированности и устойчивости его экономики, но и элементарного построения экономической системы. Базовой и приоритетной, по-видимому, является здесь задача-минимум: финансовое обеспечение достигнутых уровней текущего потребления данной части системы. То есть, как минимум, при прочих равных условиях, их неснижение.

Своеобразный круг обеспечиваемых потребностей обусловливает существенные отличия финансовой подсистемы денежной сферы от других ее частей. В отличие, например, от подсистемы денежного обращения, где действующими лицами всегда являются продавцы и покупатели, кредит-

ной системы с ее постоянными фигурантами — кредиторами и заемщиками в «финансовом жилище» сосуществуютразные типы — налогоплательщики, страховщики, инвесторы... Финансовые потоки и отношения не имеют общей формы. Тысячелетия финансовой деятельности не одели ее субъектов в общий экономический «мундир».

Финансы в отличие от прочих звеньев денежной сферы имеют своеобразное «коммунальное» устройство. В рамках финансового сегмента денежной сферы на основе движения денег единой пространственно-временной конфигурации функционируют неоднородные по своему «экономическому вектору» финансовые структуры. Налоговая система, система страхования, система социального обеспечения.. Каждое из таких объединений потоков перераспределяет финансовые ресурсы по «своему» направлению и в «своих» целях. И финансовые отношения между участниками процесса складываются в зависимости от функциональных особенностей каждого объединения. Так формируются финансовые налоговые отношения (при отчислениях в бюджетные фонды), появляются финансовые страховые отношения (при отчислениях в резервные фонды) и т. д. Финансовая система, таким образом, структурируется в том числе и в зависимости от вектора финансового потока.

И исторически, и логически финансовая система начинает свое формирование денежными потоками, обеспечивающими потребности развития хозяйств — «производителей доходов». Домашних хозяйств и предприятий. Иначе и быть не может — именно на этом уровне берет начало распределительный процесс, осуществляется первичное распределение доходов в фонды аккумуляции денежных средств. Распределение доходов здесь осуществляется в режиме внутрихозяйственной аккумуляции средств, обеспечивающей финансовыми ресурсами локальные потребности хозяйств.

Домашние хозяйства и предприятия по существу формируют две группы финансовых фондов — инвестиционные фонды и фонды резервные, обеспечивающие устойчивое развитие и функционирование каждого субъекта хозяйственной деятельности.

Домашние хозяйства, обеспечив свои текущие потребности, аккумулируют финансовые ресурсы в основном как сбережения — сберегательные фонды. Формируются сбережения путем отчислений от доходов — заработной платы, выручки от реализации товаров и услуг и других денежных поступлений в хозяйство. Функциональное назначение сберегательных фондов домашних хозяйств в целом

соответствует характеру финансовых фондов, формируемых на уровне финансов хозяйствующих субъектов. Это целевые накопления домашних хозяйств, обеспечивающие инвестиционными ресурсами конкретные потребности повышения уровня жизни. Это сбережения — капитал (инвестиции), предназначенные для увеличения доходов в будущем. И это сбережения — резервы, предназначенные для предупреждения различного рода рисков или покрытия понесенного ущерба.

В развитых экономиках, как правило, финансовые методы формирования сбережений сочетаются с кредитным перераспределением денежных средств. Поэтому определить объемы и время нахождения финансовых ресурсов в состоянии сбережений — важнейший шаг обустройства кредитной части денежной сферы и приоритетный элемент решения задачи сбалансированности системы в целом. После их наполнения, разумеется.

Также и финансовые фонды предприятий, прежде всего, формируются путем внутрихозяйственной аккумуляции — в процессах отчисления денежных средств от собственных доходов на собственные нужды. Например, за счет отчислений от прибыли на расширение и модернизацию своего производства, на материальное поощрение своих работников, на социальные нужды. Стабильно функционирующее предприятие путем таких отчислений всегда создает фонды развития производства, обеспечивающие расширение его объемов и повышение эффективности использования основного и оборотного капиталов, а также трудовых ресурсов.

Обособленно в составе фондов аккумуляции денежных средств предприятия стоит амортизационный фонд, занимая особое, обусловленное спецификой функционирования основного капитала, но вполне определенное место в инвестиционных структурах финансовой системы.

Любая часть системы в своем функционировании подвержена влиянию самых разнообразных многочисленных факторов, порой оказывающих на ее функционирование и негативное, и непредвиденное воздействие. Поэтому неотъемлемым элементом каждого рационально осуществляющего свою деятельность хозяйства являются резервные фонды — от «подматрасных» сберегательных депозитов домашних хозяйств до «финансовых запасов» предприятий. На протяжении многих достаточно продолжительных историко-экономических периодов сбалансированность и устойчивость хозяйственных структур (да и экономики в целом) в значительной

степени определялись и определяются системным решением проблемы финансовых резервов.

Распределение денежных средств по сберегательным фондам домашних хозяйств, фондам развития производства и резервным фондам предприятий формирует фундамент финансовой системы, ту ее часть, которую традиционно принято называть сферой финансов хозяйствующих субъектов. В свою очередь финансы домашних хозяйств и финансы предприятий в соответствии с принятой экономической логикой представляют первичные базовые звенья этой сферы.

Неординарность финансового комплекса денежной сферы проявляется и в процессах внутрихозяйственной аккумуляции денежных средств. Главная особенность финансового обеспечения внутрихозяйственных нужд заключается в том, что в этом процессе нет перехода денег «из рук в руки» — целевое обособление платежных средств происходит в пределах локального хозяйства между потребностями данного субъекта.

В связи с этим представляется важным еще раз обратить внимание сторонников традиционной трактовки финансов как системы денежных отношений и их «посубъектного» дробления на то обстоятельство, что в процессах внутрихозяйственной аккумуляции нет денежных отношений между субъектами экономической системы в привычном их понимании. К кому, например, движутся деньги, и с кем у хозяйства возникают отношения при отчислениях в собственный резервный фонд? Амортизационный? При формировании сбережений домашних хозяйств?

Дискретность финансовых потоков как раз и предполагает определенный временной разрыв отношений. Денежные отношения хозяйств с будущими потребителями формируемых в нем финансовых ресурсов — это отложенные отношения. «Споры хозяйствующих субъектов» — впереди. Непривычно, разумеется, для традиционного толкования категории финансов, но следует признать, что собственно финансовое распределение при внутрихозяйственной аккумуляции средств осуществляется вне отношений между субъектами.

Другое дело аккумуляция средств для обеспечения солидарных потребностей развития. Здесь изначально предполагается встреча двух субъектов. Налогоплательщика и государства. Страховщика и страхователя. Инвестора и акционерного общества. В каждой из этих групп субъектов связывают между собой денежные отношения по поводу платежей и на базе платежей в финансовые фонды.

В отличие от нужд локальных хозяйств своеобразие денежного обеспечения солидарных потребностей заключается в том, что такие потребности предполагают определенным образом согласованную целевую перегруппировку средств. Любая коммунальная цель требует объединения доходов участников объединения, и для этого деньги должны пройти путь к их общей потребности в процессе перераспределения. При этом, если внутрихозяйственная аккумуляция денежных средств осуществляется на основе функции средства накопления и обеспечивает перенос покупательной способности денег во времени, то перераспределение покупательной способности денег и во времени, и в пространстве требует подключения к накопительной функции механизма денежных трансфертов — функции средства платежа. Принципиальные особенности такой трансфертной аккумуляции обусловлены участием в ней нового конструктивного единства функций — средства платежа и средства накопления.

Прежде всего, иные формы принимает перераспределение доходов хозяйствующих субъектов. Речь идет об обеспечении финансовыми ресурсами их корпоративных потребностей. Развитие экономики, как показывает история, приводит к формированию определенных хозяйственных объединений, как домашних хозяйств, так и предприятий. Им нужны дороги, закон, защита. Постепенно в сфере хозяйствующих субъектов выстраивается корпоративный сектор, относительно обособленный от базовых звеньев сферы спецификой своих интересов. Начало было положено, по-видимому, объединением капиталов в рамках ремесла, созданием страховых пулов, банкирских домов.. Сегодня такие объединения включают в свой состав и товарищества собственников жилья, и потребительские кооперативы, и акционерные общества, и так называемые госкорпорации. Здесь перераспределение доходов для обеспечения солидарных интересов хозяйственных объединений осуществляется как межхозяйственная трансфертная аккумуляция денежных средств.

Практически каждая новая форма движения денег, приобретая системную устойчивость, получает развитие в рамках своей сферы как ее относительно обособленная часть: потребность «выстраивает» систему своих потоков. И межхозяйственная аккумуляция финансовых ресурсов — не исключение. Так, например, создание страховых пулов закладывает основы системы страхования — одной из наиболее эффективных форм резервирования

финансовых ресурсов. В дальнейшем страхование различного рода рисков позволяет на основе трансфертной аккумуляции, но специфическими способами объединить финансовые ресурсы любых субъектов экономической системы.

Несмотря на всю специфичность сферы страхования, созданный ею механизм перераспределения денежных средств по своей структуре ничем не отличается от прочих финансовых форм движения денег. Поэтому стремление специалистов по страхованию «к самоопределению», довольно часто обосновываемое в специальной литературе, не выдерживает никакой критики. Страхование — стандартная по своей сути часть финансового сегмента денежной сферы, часть системы формирования резервов финансовых ресурсов.

С появлением корпоративного сектора экономики в подсистеме финансов хозяйствующих субъектов начинает функционировать ее новое звено — корпоративные финансы. Представляется возможным утверждать, что финансы хозяйствующих субъектов на сегодняшний день включают три звена: финансы домашних хозяйств, финансы предприятий и корпоративные финансы.

В свою очередь, развитие корпоративных связей системы создает основу для объединения социальных потребностей. Как муниципальных, так и государственных — в социальном страховании, коллективной безопасности, системах здравоохранения и образования.. Социальные или общественные потребности — это высший, качественно иной уровень агрегирования солидарных потребностей. Это потребности объединения граждан — государства.

И как следствие, новые потребности развития, значительная часть которых со временем становится текущими, обусловливают соответствующую их природе модификацию систем денежного обеспечения. Когда перераспределение финансовых ресурсов выходит за пределы сферы хозяйствующих субъектов, финансовые потоки пополняются новой подсистемой трансфертной аккумуляции. Как часть системы получают развитие финансы общественного сектора — государственные и муниципальные финансы2.

Финансовые потоки государственного и муниципального сектора отличаются от базовых финансов тем, что в этой сфере процессы денежного

2 Роль и положение бюджетов муниципальных образований в финансовой системе, как правило, подчеркиваются особо — их формирование и использование осуществляется на основе принципа самоуправления. Исходя из этого, принято выделять такое звено, как муниципальные финансы-

обеспечения всегда осуществляются на основе императивной трансфертной аккумуляции. Подобное перераспределение денежных средств предполагает безусловное финансовое поведение, регламентируемое специальным финансовым законодательством для каждой стороны денежных отношений. Иначе и быть не может, учитывая состав и природу обеспечиваемых нужд.

Классикой императивного финансового перераспределения являются, конечно, налоги. С появлением государства налоговые сборы становятся основной формой его денежного обеспечения. Фондам государственного ранга требуется уже «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им. денежных средств»3. Практика тысячелетий подтверждает: налоги, как, впрочем, и отчисления в системы социального обеспечения, и любые иные инвестиции в общественный сектор устойчиво обеспечивают интересы этого уровня системы только на основе императивной трансфертной аккумуляции.

Результатом императивной аккумуляции финансовых ресурсов является пополнение финансовой системы государственными финансовыми фондами денежных средств. Такие фонды со временем принимают форму бюджетных фондов, так как их формирование и использование осуществляется на основе и в пределах сметы доходов и расходов государства — его бюджета. С их появлением и начинается образование сферы государственных и муниципальных финансов. Обычно, бюджетные фонды — это финансовые агрегаты, объединяющие в своем составе ресурсы инвестиционного характера, различного рода резервные средства, а также ресурсы для обеспечения текущего общественного потребления.

Бюджетные фонды, таким образом, — это многоцелевые формирования. И функциональное назначение бюджетных средств проявляется только при их расходовании. Вместе с тем для полной ресурсной сбалансированности финансовой системы в целом имеет смысл обеспечить целевую направленность формирования финансовых ресурсов по всему маршруту их движения, начиная с налогов. Речь идет о формировании системы целевых налоговых поступлений в соответствующие их происхождению и природе бюджетные фонды. Образно говоря: «каждому фонду — свой источник». Пере-

3 Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая. — М.: Проспект. 2008, стр. 9.

распределять на «соответствующие» цели можно и нужно только то, что им соответствует.

Так, в составе бюджета государства должен, наконец, занять приоритетное место социальный бюджет, основой которого могут стать «равноценные» для всех граждан налоги на потребление — косвенные налоги. Во-вторых, бюджет безопасности граждан, обеспечивающий финансирование армии, правоохранительных органов, судебной системы и т. д. за счет прогрессивных налогов на доходы и имущество физических лиц. Затем, бюджет экономического развития — инвестиционный бюджет, формируемый на основе налогообложения прибыли хозяйственных структур и рентных платежей.

Именно в связи с необходимостью обеспечить строго целевое использование денежных средств на основе полной ресурсной сбалансированности в сфере финансов общественного сектора с определенного времени получают развитие внебюджетные фонды. Сегодня такие фонды образуются и используются государством как относительно самостоятельные элементы финансовой системы, обеспечивая денежными средствами ту часть солидарных потребностей, которая расположена за пределами подсистемы государственных и муниципальных бюджетов.

Ведущим звеном в составе внебюджетных фондов являются внебюджетные социальные фонды. Формируются они, как правило, либо за счет специальных целевых налогов, или путем обязательных неналоговых страховых отчислений и обеспечивают страховую защиту граждан, по своему социальному статусу получающих право пользования ресурсами этих фондов. В их числе: пенсионеры, инвалиды, безработные, временно нетрудоспособная часть экономически активного населения. Обособление таких внебюджетных фондов в системе связано с целевым назначением аккумулируемых в этих фондах финансовых ресурсов как правило, это резервы простого воспроизводства жизнедеятельности названных групп граждан.

Основными принципами построения внебюд-жетныхрезервных фондов сферы государственных и муниципальных финансов являются обязательность страхования; объединение рисков; эквивалентность трудового вклада и выплат; бюджетное дотирование; государственные гарантии. А одна из важнейших особенностей функционирования социальных внебюджетных фондов — сочетание страхового метода их формирования и бюджетного метода. Таким образом, в финансовой системе появляется императивная страховая аккумуляция финансовых ресурсов — обязательное социальное страхование.

34

финансы и кредит

В составе внебюджетных фондов так же, как и в других звеньях финансовой системы функционируют не только резервные, но и инвестиционные структуры. Инвестиционные внебюджетные фонды включают собственно инвестиционные фонды, фонды модернизации, конъюнктурной адаптации, а также научно-исследовательские внебюджетные фонды. Образуются такие фонды, как правило, на основе бюджетных средств, и их использование, по-видимому, целесообразно в рамках единого инвестиционного плана государства, финансовое обеспечение которого формируется на основе соответствующих «налогов развития», прежде всего, налога на прибыль.

С развитием бюджетных и внебюджетных фондов происходит дальнейшая структуризация денежной сферы. Функционируя в достаточно структурированной системе, финансовые потоки постепенно приобретают собственные системные свойства и, «обрастая связями», непосредственно обустраивают и развивают свою сферу. Формируются связующие структуры денежной сферы — относительно обособленные функциональные объединения денежных потоков. Одной из первых таких структур, бесспорно, становится объединение потоков налогового характера — налоговая система.

В свою очередь внутренние связи между бюджетными и внебюджетными фондами также естественно реализуются системой межбюджетных трансфертов. Межбюджетные трансферты представляют следующее функциональное объединение потоков трансфертной аккумуляции. В целом назначение финансовых потоков, циркулирующих в пределах бюджетных систем, — обеспечение финансовыми ресурсами экономических и социальных потребностей разных уровней агрегирования, общегосударственных и региональных потребностей, потребностей муниципального уровня.

За пределы бюджетной системы финансовые ресурсы, аккумулированные в финансовых фондах государства, поступают в процессе их расходования. Функциональное объединение завершающих процессы распределения потоков, главное назначение которых своевременно и в полном объеме доставить финансовые ресурсы к их потребителям, переместить к сфере обмена, формирует систему государственных расходов.

Как видим, анализ финансового сегмента денежной сферы по ходу процесса денежного обеспечения потребностей субъектов общественного воспроизводства позволяет взглянуть на финансовую систему под иным углом зрения, также получить некоторые фундаментальные выводы для обеспечения ее сбалансированности. Все вышесказанное, так или иначе определяет общий состав финансовых систем. Звенья финансовой системы в любой национальной экономике отличаются своим наполнением, имеют особенности функционирования, правового обеспечения и т. д. Но важно понимать: если речь идет о научном исследовании системы для обеспечения ее эффективной организации и функционирования, основой классификации может быть только объективная структура образующего систему явления. Не разобравшись в сути процессов, невозможно ими качественно управлять.

Экономическая история многих стран, в том числе и развитых, пестрит ошибками, допущенными в результате неверного понимания сути экономических процессов. Одна из них — российская: 1998 год, когда в российской денежной сфере «все смешалось». Результат известен. Да и начавшийся в 2007 г. так называемый «ипотечный кризис» в США, обернувшийся мировым финансовым коллапсом, убедительно подтверждает необходимость системного подхода к управлению.

Список литературы

1. Горелик В. Н. , «О генезисе форм системы денежных отношений». Сборник трудов Института экономики АН СССР, 1987.

2. Горелик В. Н., «Финансы в системе денежных отношений». «Финансы СССР», 1990, № 4.

3. Горелик В. Н., «Методологические аспекты анализа сущности финансов». «Финансы и кредит», 2007, №14.

4. Горелик В. Н., «Денежная сфера: анализ движения и генезис форм». «Финансы и кредит», 2008, № 29.

5. Мэнкью Н. Г. Принципы экономики. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006.

6. Балтина А. М., Волохина В. А., Попова Н. В. Финансовые системы зарубежных стран. М.: Финансы и кредит, 2007.

финансы и кредит

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.