Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ НА ОСНОВЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА'

ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ НА ОСНОВЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оборонно-промышленный комплекс / инновационная модернизация / экономическая безопасность / Индустрия 4.0 / сквозные цифровые технологии / стек / цифровая трансформация / military-industrial complex / innovative modernization / economic security / Industry 4.0 / end-to-end digital technologies / stack / digital transformation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурьянов Андрей Владимирович, Жаринов Игорь Олегович, Жаринов Олег Олегович, Нечаев Владимир Анатольевич

В статье представлено концептуальное обоснование необходимости исследования подхода к повышению экономической безопасности оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России на основе обеспечения техно-логического суверенитета РФ. Показано, что повышение экономической безопасности ОПК проводится в рамках общего инновационного цикла промышленности и реализуется инвестиционными, экономическими и организа-ционными мерами государственной поддержки технологических инноваторов, институционально регулирую-щими корпоративные программы экономико-технологического развития ОПК, направленные на преодоление «застя» текущих состояний экономики Индустрии 3.0 и Индустрии 3.0+ и перевод ОПК к новому состоянию Индустрии 4.0, соответствующему 6-му технологическому укладу в промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гурьянов Андрей Владимирович, Жаринов Игорь Олегович, Жаринов Олег Олегович, Нечаев Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX ON THE BASIS OF ENSURING TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY

The article presents a conceptual justification for the need to study an approach to increasing the economic security of the Russian military-industrial complex on the basis of ensuring the technological sovereignty of the Russian Federation. It is shown that the increase in the economic security of the defense industry is carried out within the frame-work of the general innovation cycle of industry and is implemented by investment, economic and organizational measures of state support for technological innovators, institutionally regulating corporate programs of economic and technological development of the defense industry aimed at overcoming the «stagnation» of the current state of the econ-omy of Industry 3.0 and Industry 3.0+ and translation The defense industry is moving towards the new state of Industry 4.0, corresponding to the 6th technological order in industry.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ НА ОСНОВЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА»

УДК 338.245

ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ НА ОСНОВЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА

А.В. Гурьянов1, И.О. Жаринов2, О.О. Жаринов3, В.А. Нечаев4

1 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Россия, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 9, info@elavt.spb.ru;

2'4АО «Опытно-конструкторское бюро «Электроавтоматика» имени П.А. Ефимова»,

Россия, 198095, Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, д. 40, mpbva@mail.ru; 3Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Россия, 190000, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 67, zharinov73@inbox.ru.

В статье представлено концептуальное обоснование необходимости исследования подхода к повышению экономической безопасности оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России на основе обеспечения технологического суверенитета РФ. Показано, что повышение экономической безопасности ОПК проводится в рамках общего инновационного цикла промышленности и реализуется инвестиционными, экономическими и организационными мерами государственной поддержки технологических инноваторов, институционально регулирующими корпоративные программы экономико-технологического развития ОПК, направленные на преодоление «застя» текущих состояний экономики Индустрии 3.0 и Индустрии 3.0+ и перевод ОПК к новому состоянию Индустрии 4.0, соответствующему 6-му технологическому укладу в промышленности.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, инновационная модернизация, экономическая безопасность, Индустрия 4.0, сквозные цифровые технологии, стек, цифровая трансформация.

IMPROVING THE ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX ON THE BASIS OF ENSURING TECHNOLOGICAL SOVEREIGNTY

A.V. Guryanov, I.O. Zharinov , O.O. Zharinov, V.A. Nechaev

St. Petersburg State University of Railways of Emperor Alexander I, 9 Moskovsky Ave., Saint Petersburg, 190031, Russia, JSC "Experimental Design Bureau "Electroautomatics" named after P.A. Efimova", Russia, 198095, St. Petersburg, Marshal Govorov str., 40, mpbva@mail.ru;

Sankt-St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Russia, 190000, St. Petersburg, BolshayaMorskaya str., 67, zharinov73@inbox.ru .

The article presents a conceptual justification for the need to study an approach to increasing the economic security of the Russian military-industrial complex on the basis of ensuring the technological sovereignty of the Russian Federation. It is shown that the increase in the economic security of the defense industry is carried out within the framework of the general innovation cycle of industry and is implemented by investment, economic and organizational measures of state support for technological innovators, institutionally regulating corporate programs of economic and technological development of the defense industry aimed at overcoming the «stagnation» of the current state of the economy of Industry 3.0 and Industry 3.0+ and translation The defense industry is moving towards the new state of Industry 4.0, corresponding to the 6th technological order in industry.

Keywords: military-industrial complex, innovative modernization, economic security, Industry 4.0, end-to-end digital technologies, stack, digital transformation.

1Гурьянов Андрей Владимирович - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики транспорта, e-mail: info@elavt.spb.ru;

2Жаринов Игорь Олегович - доктор технических наук, профессор, руководитель учебно-научного центра -ученый секретарь научно-технического совета, e-mail: mpbva@mail.ru;

3Жаринов Олег Олегович - кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры прикладной информатики, e-mail: zharinov73@inbox.ru;

4Нечаев Владимир Анатольевич - заместитель генерального директора - главный конструктор, e-mail: nil-12@mail.ru.

Введение

Технологическая независимость (суверенитет) экономики — фундаментальная составляющая оборонной сферы, необходимая для обеспечения экономически безопасных и эффективных процессов создания высокотехнологической продукции оборонно-промышленного комплекса (ОПК) военного и двойного назначения. Достижение технологического суверенитета на современном этапе развития экономики связано [4, 5] с организацией внутрикорпоративного технологического единства субъектов ОПК, осуществляющих экономическую деятельность в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), способствующего:

а) общей экономической управляемости процессами развития в РФ стека сквозных цифровых технологий Индустрии 4.0;

б) повышению экономической безопасности ОПК России за счет комплексирования технологических возможностей физического и цифрового экономических пространств ОПК;

в) концентрации целевых инвестиционных ресурсов государственно-частных парт-нерств на решение стратегических задач технологически инновационной модернизации ОПК.

Решение такой задачи, в которой на первый план выведена проблема повышения экономической безопасности и последующего поддержания баланса технологической обеспеченности физического и цифрового экономических пространств ОПК, сопряжено [6] с разработкой и научным обоснованием новых принципов взаимоотношений субъектов ОПК с государственными органами экономического управления, институциональными и частными инвесторами, подлежащих в экономической науке осмыслению и обобщению в связи с цифровизацией национальной экономики РФ, а также новых принципов взаимоотношений субъектов ОПК с изготовителями и поставщиками основных средств производства и разработчиками (инноваторами) сквозных цифровых технологий, текущие состояния которых характеризуются в РФ уровнями технологической готовности TRL6-TRL7 (TRL - Technology Readiness Level), достигнутыми в отсутствии развитого рынка инвестиций и недостаточными для поддержания необходимого уровня национальной безопасности российского государства.

Дефицит сквозных цифровых технологий Индустрии 4.0, предоставляющих ОПК многие преимущества в аспектах экономической безопасности, очевидно, выступает экономическим стимулом в корпоративной среде ОПК для активизации хозяйствующими субъектами инновационной деятельности, направленной на качественное

обновление производственной базы, используемой в системах технологических и экономических взаимосвязей субъектов, что, в свою очередь, позволит [7] экономическим агентам перейти к процессам производства целевой продукции ОПК с улучшенными, отвечающими современным требованиям к вооружению, военной и специальной техники характеристикам.

Обобщенный анализ наблюдаемых на Западе результатов научно-технического прогресса, состоящих в освоении хозяйствующими субъектами ОПК цифровых технологий 6-го технологического уклада и в создании новых вертикально и горизонтально интегрированных цепочек технологически сопряженных производств, позволяет сегодня сделать вывод об экономической неэффективности (бесперспективности) дальнейшего масштабного использования в РФ основных производственных фондов и «аналоговых» технологий поколения Индустрии 3.0 при модернизаци-онном переходе отечественных субъектов ОПК к цифровым технологиям и к производственному оборудованию поколения Индустрии 4.0, а также к связанным с ними новым экономически безопасным принципам хозяйствования (укладу) и к новым процессам изготовления продукции ОПК, имеющим повышенные технологические сложности.

Выход из сложившейся в ОПК ситуации видится авторскому коллективу в создании в РФ внутрироссийской системы трансфера технологий с общей институциональной системой государства в оборонной сфере, интегрирующей в национальном масштабе возможности (компетенции) экономических агентов государственных корпораций (ГК) «Ростех», ГК «Роскосмос», ГК «Росатом», обеспечивающих спрос на инвестиции и участвующих в создании, распределении и использовании в операционных циклах корпоративного бизнеса ОПК стека сквозных цифровых технологий Индустрии 4.0, т.е. в осуществлении инвестиционно емких инновационных проектов повышения экономической безопасности ОПК по линиям государственного оборонного заказа, государственной программы вооружения и по линиям производства продукции ОПК двойного назначения [8, 9].

В научном плане решения задачи повышения экономической безопасности ОПК в первоочередном порядке сегодня требуется разработка научно-методического обеспечения процессов развития в РФ сквозных цифровых технологий Индустрии 4.0, базирующихся на ресурсных потенциалах государства и использовании экономических закономерностей воспроизводства технологических инноваций, положенных в основу

концепта устойчивого и экономически безопасного развития ОПК в парадигмах 6-го технологического уклада, Индустрии 4.0 и цифровизации национальной экономики.

Теоретическая рамка исследования

Анализ исторического опыта развития российского ОПК в течении 20-го века свидетельствует о наличие в его экономической системе факторов сдерживания, наиболее значимым и актуальным для экономической безопасности из которых является существенная зависимость экономических агентов ГК «Ростех», ГК «Роскосмос», ГК «Росатом» от иностранных средств производства и технологий, не позволяющая устанавливать в ключевых отраслях национальной экономики РФ наиболее эффективные и экономически безопасные формы взаимодействия хозяйствующих субъектов, связанные с реализацией контрактов полного жизненного цикла продукции ОПК военного и двойного назначения.

Устранение указанной зависимости, очевидно, может быть осуществлено в процессах [1] технологического импортозамещения (улучшающие инновации) и импортоопережения (новые технологические решения), реализуемых экономическими агентами и связанных с обновлением производственных фондов в инфраструктуре ОПК и с формированием научно-технических заделов, приводящих к повышению экономической безопасности ОПК, содержащего технологическую, техническую, научную, социальную, экономическую и другие базы, используемые в интересах оборонного строительства российского государства и его национальной безопасности.

Концентрация усилий ГК «Ростех», ГК «Роскосмос», ГК «Росатом» в работе над стеком сквозных цифровых технологий Индустрии 4.0 — новация в виде активации внутренних резервов государственных корпораций — позволит [10] ОПК в обозримом будущем обеспечить экономически безопасное межотраслевое экономическое взаимодействие хозяйствований (специфические межхозяйственные связи), имеющих различные формы собственности и ведомственную (отраслевую) принадлежность, в общегосударственном масштабе. В связи с этим, источником самодвижения ОПК в направлении технологически инновационной модернизации, сопровождающегося повышением экономической безопасности и образованием научно-технического и технологически передового обеспечения национальной экономики РФ, следует рассматривать собственные интеллектуальные ресурсы производительных сил корпоративного бизнеса ОПК, поддерживаемые

финансированием государственно-частных парт-нерств для создания в РФ стека сквозных цифровых технологий в суверенном исполнении.

В практическом аспекте освоение субъектами бизнеса ОПК новых сквозных цифровых технологий Индустрии 4.0, позволяющее материализовать в формате товарного предложения продукции ОПК военного и двойного назначения результаты научно-технического поиска специалистов, осуществляющих инновационную деятельность в ключевых отраслях национальной экономики, несет в себе [11, 12] возможности как для роста количественных показателей активности хозяйствований (валовая выручка, прибыль, рентабельность и др.), так и для позитивного изменения качественных показателей, связанных с повышением экономической безопасности ОПК и с переходом экономических агентов на производство расширенной продуктовой линейки по оборонной тематике, образцы которой будут обладать повышенными тактико-техническими характеристиками в сравнении с существующими аналогами. При этом экономическое обоснование целесообразности создания и ввода в эксплуатацию отдельных сквозных цифровых технологий (субтехнологий) Индустрии 4.0 в военно-производственной инфраструктуре конкретного субъекта ОПК, очевидно, определяется соотношением величины интегральных затрат и годового экономического эффекта, возникающего у хозяйствования от ре-сурсоотдачи и экономии издержек.

Таким образом, повышение экономической безопасности ОПК через расширение технологических возможностей экономических агентов ГК «Ростех», ГК «Роскосмос», ГК «Росатом» и технологическое улучшение общего состояния секторов национальной экономики РФ предлагается осуществлять за счет развития отечественного ОПК посредством его прохождения по циклам инновационной модернизации, имеющим стратегическое целеполагание и сценарную реализацию, а также базис суверенных технологических идей, позволяющих субъектам ОПК перейти от концепта догоняющего импортозамещения к концепту интеллектуального импортоопережения по имеющимся и новым научным направлениям развития стека сквозных цифровых технологий Индустрии 4.0, предусматривающего сближение научной и инженерной производящей силы [2], занятой в НИОКР, связанных с контрактами полного жизненного цикла продукции ОПК военного и двойного назначения.

В итоге, актуальный курс на повышение экономической безопасности отечественного ОПК, предпосылки которой сформированы в Индустрии 3.0 и Индустрии 3.0+, обосновывается потребностью:

а) детальной теоретической проработки процессов развития в РФ стека сквозных цифровых технологий Индустрии 4.0 в суверенном исполнении, выступающего ведущим фактором экономической безопасности ОПК и предоставляющего экономическим агентам весь спектр технологической специализации производственных мощностей;

б) проведения серии поступательных преобразований в экономической сфере, затрагивающих [13] технологическое обновление производственных процессов и организационное обновление управляющих структур в цепочках технологически сопряженных производств и устраняющих диспропорции (отставание российского ОПК) цифровой зрелости субъектов ОПК РФ и субъектов военно-промышленного комплекса восточных и западных стран.

Результаты и их обсуждение

В результате совместного движения корпоративного бизнеса ОПК по направлениям повышения экономической безопасности ОПК, т.е. совершенствования управленческих механизмов хозяйствования и суверенного технологического оснащения инфраструктуры производства будет осуществляться преобразование (цифровая трансформация) российского ОПК, содержание и сущность процессов в котором напрямую зависят от [14, 15]:

а) успешности реализации в экономической системе ОПК новой экономико-управленческой парадигмы Индустрии 4.0, замещающей сложившиеся в Индустрии 3.0 и Индустрии 3.0+ парадигмы;

б) обретения экономическими агентами государственных корпораций ОПК новых технологических компетенций, связанных со стеком сквозных цифровых технологий Индустрии 4.0, т.е. совокупно от экономических процессов повышения экономической безопасности, находящихся во взаимной зависимости и в зависимости от вектора научно-технической политики РФ и обусловливающих структурные сдвиги ОПК в ключевых отраслях национальной экономики, осуществляемые по обобщенной и последовательной схеме «Индустрия 3.0 ^ Индустрия 3.0+ ^ Индустрия 4.0».

В связи с этим, изменение составляющих структуры ОПК, проводимое в «императиве сегодняшнего дня», рассматриваемом в аспектах экономической безопасности ОПК, необходимо [16] осуществлять через разделение экономической системы ОПК на комплементарные компоненты физического и виртуального экономических пространств, в каждом из которых экономическими

агентами ГК «Ростех», ГК «Роскосмос», ГК «Ро-сатом» поддерживаются различные сквозные цифровые технологии Индустрии 4.0, определяющие новые принципы функционирования ОПК по концептам Индустрии 4.0 в парадигме цифровой национальной экономики РФ.

Разделение экономической системы ОПК на физическое (традиционное) и виртуальное (цифровое) экономические пространства обусловлено особенностями применения соответствующих групп сквозных цифровых технологий и позволяет дифференцировать издержки производства, приходящиеся на изготовление единицы продукции ОПК, в зависимости от используемых факторов труда и капитала, оцениваемых по показателям материалоемкости, энергоемкости, тран-закционоемкости и трудоемкости технологий. Дополнительным эффектом, обеспечивающим повышение экономической безопасности ОПК, является возможность комплексирования экономико-технологических данных, образующихся раздельно в физической и цифровой среде экономической системы ОПК.

Таким образом, технологически инновационная модернизация ОПК, являющего составной частью военной организации РФ, позволит избежать его экономической системе кризисных экономических процессов, имеющих технологическую основу и связанных с «подрывом» экономической безопасности ОП и с технологическим и инвестиционным изоляционизмом ОПК, экономические риски возникновения которых обусловлены санкционным давлением на РФ, обострившим противоречия цифровых возможностей и насущных потребностей элементов современного производства (предметы труда, средства труда, рабочая сила), участвующих в изготовлении продукции ОПК военного и двойного назначения с использованием стека сквозных цифровых технологий Индустрии 4.0.

В альтернативном сценарии, т.е. вследствие вероятного замедления процессов цифровой трансформации ОПК на фоне проводимой на Украине специальной военной операции, в национальной экономике РФ может образоваться «замкнутый круг», ограничивающий потенциал роста экономической безопасности ОПК, — моральное устаревание основных производственных фондов ОПК, вызванное дальнейшим поддержанием бизнесом стека технологий Индустрии 3.0 и приводящее к изготовлению морально устаревшей продукции ОПК военного и двойного назначения в связи с отсутствием у субъектов ОПК компетенций Индустрии 4.0, необходимых для производства и обслуживания продукции ОПК следующего поколения. Авторская исследова-

тельская позиция, таким образом, исходит из понимания возможности количественного и качественного приращения тактико-технических характеристик продукции ОПК в цепочке технологических преобразований «Индустрия 3.0 ^ Индустрия 3.0+ ^ Индустрия 4.0», реализуемых в экономически безопасной оборонной промышленности.

Ключевым фактором, влияющим на экономическую безопасность ОПК и его способности осуществлять инвестиционные программы [3] обновления производственных фондов, является доступность сквозных цифровых технологий Индустрии 4.0, рассматриваемая как в аспекте цены, так и в аспекте потенциала приобретения, ограниченного западными санкциями. В связи с этим, основой политики обеспечения экономической безопасности ОПК становится уже не пресловутое импортозамещение, а импортоопережение, проводимое бизнесом по направлениям развития в РФ цифровых технологий и технологически сопряженных производств и приводящее к образованию вертикально и горизонтально интегрированных структур, объединяющих хозяйствования, в которых головная государственная корпорация — ГК «Ростех», ГК «Роскосмос», ГК «Ро-сатом» — будет выступать центром прибыли от экономической деятельности своих агентов. При этом особое значение для экономической безопасности ОПК приобретает не только наличие в РФ цифровых технологий в суверенном исполнении, но и снижение стоимости их владением, достигаемое в частности посредством инструментария трансфера технологий и возникновения сетевого эффекта от их масштабного использования в корпоративной среде как в военной, так и в гражданских отраслях национальной экономики РФ.

Технологический суверенитет ОПК — качественная категория, выступающая характеристикой экономической безопасности и технологической самодостаточности российской экономической системы ОПК. Для решения задачи обретения РФ состояния технологического суверенитета государством в корпоративном секторе ОПК создаются необходимые организационно-экономические условия, достаточные для: а) образования повышенного спроса на технологические инновации и инвестиции, рост которого осуществляется опережающими предложение темпами, б) раскрытия внутреннего потенциала субъектов ОПК по генерации технологических инноваций по приоритетным направлениям развития в РФ стека сквозных цифровых технологий Индустрии 4.0.

Авторская исследовательская позиция в отношении научного обоснования актуального

направления повышения экономической безопасности российского ОПК базируется на идее о необходимости реализации в РФ экономических процессов управления технологическим развитием хозяйствований, а также необходимости создания теоретико-методологических основ цифровой трансформации ОПК, отвечающих текущим особенностям экономических механизмов государственного регулирования в оборонной сфере, связанных с обеспечением технологического суверенитета РФ в частности и национальной безопасности РФ в целом.

Практическое осуществление указанных процессов, очевидно, потребует от хозяйствований ОПК, вовлеченных государственными мерами экономического стимулирования в инновационно-инвестиционную деятельность, экономической активности, связанной с обновлением производственно-технологической базы субъектов бизнеса ОПК и повышением научно-технических и экономико-управленческих компетенций персонала в работе со сквозными цифровыми технологиями Индустрии 4.0. При этом текущее (базисное) состояние хозяйствований корпоративного бизнеса ОПК оценивается авторским коллективом как Индустрия 3.0 или Индустрия 3.0+ в зависимости от успешности реализованных инвестиционных программ развития по технологическому обновлению производственных мощностей, связанного с переходом субъектов ОПК к более совершенным формам осуществления хозяйственной деятельности в аспектах экономически безопасных технологических и бизнес-процессов.

Приоритетное направление повышения экономической безопасности ОПК, таким образом, включает в себя пересмотр достигнутого в Индустрии 3.0 соотношения технологической обеспеченности производства собственными (суверенными) технологиями и технологиями, заимствованными из-за рубежа, в результате которого будет проведена инновационная модернизация ОПК, адекватная национальным интересам РФ и позволяющая РФ обеспечить стратегическую стабильность в многополярном мире. При этом каждый сценарий стратегии инновационной модернизации ОПК должен сочетать в себе достоинства механизмов государственного и рыночного экономических процессов развития ОПК, связанных с повышением его экономической безопасности и с формированием в РФ комплекса (стека) приоритетных сквозных цифровых технологий, востребованных в технологических и бизнес-процессах производства продукции ОПК военного и двойного назначения.

В связи с этим, стек технологий, отвечающих совокупности «одинаковых» производственных функций и кооперационных связей хозяйствующих субъектов, входящих в ОПК, следует рассматривать составляющей опережающего научно-технического задела в системе повышения экономической безопасности ОПК, предоставляющего экономическим агентам ГК «Ро-стех», ГК «Роскосмос», ГК «Росатом», объединенным по отраслевому признаку, расширенные технологические возможности для прорыва по стратегическим направлениям создания в РФ продукции ОПК, обладающей улучшенными характеристиками. То есть, повышение экономической безопасности ОПК рассматривается в рамках динамики цифрового развития стека технологий, что соответствует «двойственной» природе (военной и гражданской) экономической деятельности субъектов ОПК с присущими ей (имманентными) свойствами.

Создание стека сквозных цифровых технологий, очевидно, необходимо осуществлять в рамках ресурсного подхода к анализу и синтезу экономических процессов инновационной модернизации ОПК, т.е. на отраслевом уровне (уровне обобщенного решения), а не на уровне микроэкономики бизнеса как это обычно представляется в экономической литературе, не сводимого только к расширенной финансовой обеспеченности оборонной сферы, но гарантирующего РФ технологическую независимость (суверенитет) и экономическую безопасность ОПК. Таким образом, оказываются востребованными исследования, раскрывающие взаимосвязь процессов технологического развития ОПК, процессов повышения экономической безопасности ОПК и процессов развития сквозных цифровых технологий со сценариями внедрения стека в национальную экономику в комплексе, а не отдельными единицами субтехнологий как это реализуется в Индустрии 3.0+, приводящими к «лоскутной» автоматизации технологических и бизнес-процессов.

Сопутствующими эффектами развития в РФ технологий и технологически сопряженных производств, востребованных при изготовлении вооружения, военной и специальной техники следующего поколения и для повышения экономической безопасности ОПК в рамках национальных экономических задач, являются:

а) устранение имеющегося разрыва в научно-технологическом уровне цифровой зрелости военного и гражданских секторов российской экономики;

б) придание национальной экономике РФ в процессах ее цифровой трансформации роли, производящей технологические знания и инновации;

в) организация работы бизнеса ОПК, обеспеченной синхронизацией процессов в физическом и виртуальном экономических пространствах;

г) сбалансированность экономических процессов развития групп физических и виртуальных сквозных цифровых технологий и др.

В связи с этим, повышение экономической безопасности ОПК основано на: а) динамике стека сквозных цифровых технологий Индустрии 4.0 как факторе инновационной модернизации ОПК; б) процессах трансфера (взаимопроникновения) технологий в национальном масштабе, вовлекающих субъекты ОПК в хозяйственный оборот инноваций и в совокупности приводящих к военно-гражданской интеграции и к переходу субъектов ОПК от преобладающего сегодня технологического уклада Индустрии 3.0 к новому, рассчитанному на более совершенные методы использования в ОПК накопленного научно-технического потенциалов.

Решение такой задачи сопряжено:

а) с формализацией эффекта реализации сквозных цифровых технологий, определяющего степень влияния стека на хозяйственные процессы, результативность бизнеса и экономическую безопасность ОПК в целом,

б) с изменениями организационно-институциональной структуры ОПК, т.е. его экономической архитектоники, объединяющей отрасли национальной экономики и субъектов оборонной промышленности,

предполагающими прохождение ОПК последовательной цепочки состояний «Индустрия 3.0 ^ Индустрия 3.0+ ^ Индустрия 4.0», осуществляемое за счет координации информационно-аналитических и командно-административных усилий различных институциональных ведомств.

Таким образом, авторская исследовательская парадигма сводится к систематизации современного подхода к повышению экономической безопасности ОПК, группирующего на уровне государственной системы экономического управления технологическим развитием ОПК задачи совершенствования механизмов строительства отечественной оборонной сферы и их решения, связанные с выявлением новых закономерностей, а также с исследованием экономических, социальных, технических, производственно-технологических развития сквозных цифровых технологий в рамках общих принципов организации работ по достижению РФ технологического суверенитета в ключевых отраслях национальной экономики и в соответствии с актуальными тенденциями научно-технического прогресса в экономике промышленности.

Заключение

Пересмотр акцента субъектами ОПК на замену политики импортозамещения политикой импортоопережения является необходимым этапом развития национальной экономики РФ, способствующим повышению экономической безопасности ОПК и поддержанию в ОПК экономических процессов воспроизводства ресурсной базы и технологий, от успешности реализации которых будет зависеть достижение и удержание РФ состояния технологического суверенитета в долгосрочной перспективе.

Следствием обретения РФ суверенитета по направлениям сквозных цифровых технологий Индустрии 4.0 прогнозируется возможность организации в первичных звеньях ОПК новых форм экономически безопасных хозяйствований — цифровых, умных и виртуальных фабрик, на базе которых предполагается создание новых цепочек технологически сопряженных производств, включая образование в корпоративных структурах ОПК вертикально-технологических интеграций, объединяющих экономических агентов ГК «Ро-стех», ГК «Роскосмос», ГК «Росатом» и функционирующих по передовым производственным принципам. В условиях цифровизации национальной экономики РФ можно также утверждать о повышении роли ОПК в процессах воспроизводства специализированного промышленного оборудования и технологий, обладающих суверенным исполнением.

С точки зрения экономического анализа и имеющихся ретроспектив динамик технологического и хозяйственного укладов в промышленности процессы повышения экономической безопасности ОПК являются объективными, зависящими от научно-технического прогресса, обусловленного, с одной стороны, замещением в экономической системе ОПК морально устаревших, т.е. утративших актуальность, способов ведения хозяйственной деятельности, и возникновением новых цифровых технологий и средств производства, т.е. способов изготовления продукции ОПК следующего поколения, — с другой.

Исследуемый в работе подход к технологическому совершенствованию производственных циклов, приложенный к решению задачи повышения экономической безопасности ОПК и рассматриваемый в контексте цифровизации национальной экономики, предполагает переход от обобщенных обоснований актуального множества направлений инновационной модернизации ОПК к конкретным предложениям, т.е. к стратегиям и сценариям, согласующимся с институциональными позициями ведомственных регуляторов и заключающимися, по мнению авторского

коллектива, в приращении и эффективной реализации ресурсов оборонной среды РФ, опирающихся на фундаментальную и прикладную науки и технологические инновации.

Для этого государством уже сегодня осуществляется стимулирование реализации экономическими агентами проектов в оборонной сфере, содержащих этапы НИОКР, в результате которых ожидается создание продукции ОПК с улучшенными тактико-техническими характеристиками и сопутствующих технологий, имеющих потенциал двойного применения, т.е. и в гражданских сегментах экономики РФ. Посредством инструментария и механизмов, предусмотренных соглашениями, заключенными между Правительством РФ и ГК «Ростех», ГК «Роскосмос», ГК «Росатом», внедрен на практике и реализуется модульный принцип инвестиционного финансирования процессов создания в РФ сквозных цифровых технологий Индустрии 4.0, в рамках которого институционально распределена ответственность экономических агентов и ресурсная обеспеченность инновационной деятельности субъектов ОПК, сопряженная с выводом в военно-гражданский оборот компонентов стека цифровых технологий Индустрии 4.0.

В связи с этим, сценарное представление общей стратегии повышения экономической безопасности ОПК предполагает более детальное изучение процессов технологического перевооружения отечественной оборонной промышленности, исследуемых в аспектах и в параметрических пространствах технологической, производственной и рыночной готовностей сквозных цифровых технологий, разделенных в силу их специфики практического применения на информационные (виртуальные) и производственные (физические).

Для развития сквозных цифровых технологий, в котором самостоятельным экономическим результатом будет обретение РФ полного стека технологий, по своему уровню готовности соответствующих уровню ТКЬ9, необходимо структурировать задачу управления экономической безопасностью ОПК из комплекса однородных управленческих задач по отдельным направлениям стека, а также разработать научно-обоснованный и практически реализуемый экономико-математический инструментарий их решения, учитывающий предметным образом динамики развития отдельных сквозных технологий и их взаимное влияние в общем процессе развития стека.

Целесообразным представляется подход к анализу процессов динамики стека сквозных циф-

ровых технологий, учитывающий в общем исследовательском контексте: временные границы реализации этапов НИОКР, связанных с повышением уровня ТКЬ технологий; объемы инвестиционных ресурсов, вкладываемых в этапы развития ТКЬ1-ТКЬ9, и ресурсоотдачу технологий, оцениваемую по показателям их материалоемкости, энергоемкости, транзакционоемкости, трудоемкости и изменяющуюся по мере движения технологий по уровням ТКЬ1^ТКЬ9. Очевидно, что в условиях дефицита инвестиционных ресурсов и времени, образованного внешнеполитическим давлением (санкциями) на РФ и связанным с ними технологическим и инвестиционным изоляционизмом экономической системы ОПК, реализация этого подхода предусматривает создания и исследование новых экономико-математических моделей развития стека, имеющих детерминистскую и стохастическую составляющие.

Таким образом, управление экономической безопасностью ОПК как экономический процесс основывается на выявлении зависимостей между показателями ресурсоотдачи сквозных цифровых технологий, обусловленных динамиками их движения по схеме ТКЬ1^ТКЬ9, в совокупности характеризующими результативность цифрового технологического развития экономической системы ОПК. При этом важное значение в процессе управления экономической безопасностью ОПК необходимо уделять обеспечению структурной технологической сбалансированности физического и виртуального (цифрового) экономических пространств ОПК с учетом различных аспектов цифровизации национальной экономики РФ.

Литература

1. Бабкин А.В., Шкарупета Е.В., Плотников В.А. Интеллектуальная киберсоциальная экосистема Индустрии 5.0: понятие, сущность, модель // Экономическое возрождение России. 2021. № 4 (70). С. 39-62.

2. Вейг Н.В. Кадровое обеспечение модернизации предприятий оборонно-промышленного комплекса // Экономические науки. 2023. № 224. С. 209-212.

3. Гурьянов А.В., Бабенков В.И. Обоснование принципов адаптивного управления военно-экономической безопасностью цепей поставок, осуществляемых предприятиями оборонно-промышленного комплекса // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. 2021. № 1. С. 24-28.

4. Жаринов И.О. Аналитическая модель экономического развития оборонно-промышленного комплекса в процессах его модернизации и цифровой реиндустриа-лизации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 3-2(141). С. 91-102.

5. Маликова Д.М. Особенности организации производства в оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации на современном этапе // Организатор производства. 2018. Т. 26. № 1. С. 7-22.

6. Мусатова М.М. Институциональные механизмы и процессы ротации активов корпораций ОПК // Мир экономики и управления. 2021. Т. 21. № 2. С. 156-169.

7. Николаев А.Е. Модернизация оборонной промышленности России: уроки истории // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 6(24). С. 87-99.

8. Рогатин С.И. Развитие высокотехнологичного производства в оборонно-промышленном комплексе // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2023. № 1 (55). С. 11-16.

9. Плотников В.А. Транснациональные цепочки создания ценности и глобальные механизмы ценообразования: взгляд теоретика // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 2(134). С. 7-13.

10. Серба В.Я., Волкова А.А., Громов А.В. Тенденция развития предприятий оборонно-промышленного комплекса // Региональные аспекты управления, экономики и права северо-западного федерального округа России. 2021. № 3(54). С. 78-85.

11. Стежко В.В. Военно-промышленная комиссия и ее роль в реализации военно-технической политики Российской федерации // Россия и современный мир. 2021. № 2(111). С. 121-140.

12. Харитонов Д.В. Роль параллельного инжиниринга в развитии предприятий оборонно-промышленного комплекса в условиях цифровизации // Управление устойчивым развитием. 2022. № 6(43). С. 25-31.

13. Хрусталев Е.Ю., Ларин С.Н., Хрусталев О.Е. Механизмы и методы повышения эффективности использования научных, технических и технологических достижений оборонных предприятий // Экономика и предпринимательство. 2022. № 7(144). С. 1019-1023.

14. Хрусталев Е.Ю., Ларин С.Н., Хрусталев О.Е. Перспективы производства инновационной продукции военного назначения на предприятиях российского оборонно-промышленного комплекса // Глобальная экономика и национальная безопасность. 2023. № 1. С. 5662.

15. Чарыкова О.Г., Симонцев И.Н. Совершенствование механизма стратегического управления диверсификацией предприятий ОПК в интересах инновационного развития // Инновационная экономика и право. 2022. № 1(20). С. 8-15.

16. Шумкин А.В. Разработка факторной модели высокотехнологичного машиностроительного производства // Управление устойчивым развитием. 2023. № 3(46). С. 23-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.