Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТРАТЕГИИ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТРАТЕГИИ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Оборонно-промышленный комплекс / экономическая безопасность / Стратегия научно-технологического развития / Military-industrial complex / economic security / strategy of scientific and technological development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрей Владимирович Гурьянов, Игорь Олегович Жаринов, Олег Олегович Жаринов

Рассматривается задача повышения экономической безопасности оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России и факторная взаимосвязь ее решения с обеспечением национальной безопасности РФ. Необходимость поиска новых способов повышения экономической безопасности ОПК обусловливается введенным коллективным Западом режимом инвестиционной и технологической изоляции РФ и российским институциональным ответом – утверждением обновленной Стратегии научно-технологического развития РФ. Обосновывается подход к изменению технологической инфраструктуры ОПК, предполагающий перевод основных средств системы материального производства на компоненты и сквозные цифровые технологии, в отношении которых РФ обладает технологическим суверенитетом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андрей Владимирович Гурьянов, Игорь Олегович Жаринов, Олег Олегович Жаринов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SECURITY OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX AS A FACTOR OF NATIONAL SECURITY IN THE STRATEGY OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF RUSSIA

The task of increasing the economic security of the Russian military-industrial complex and the factorial relationship of its solution with ensuring the national security of the Russian Federation is considered. The need to find new ways to improve the economic security of the defense industry is conditioned by the regime of investment and technological isolationism of the Russian Federation introduced by the collective West and the Russian institutional response – the approval of an updated strategy for scientific and technological development of the Russian Federation. The approach to changing the technological infrastructure of the defense industry is substantiated, which involves the transfer of fixed assets of the material production system to components and end-to-end digital technologies, in respect of which the Russian Federation has technological sovereignty.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТРАТЕГИИ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТРАТЕГИИ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Аннотация. Рассматривается задача повышения экономической безопасности оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России и факторная взаимосвязь ее решения с обеспечением национальной безопасности РФ. Необходимость поиска новых способов повышения экономической безопасности ОПК обусловливается введенным коллективным Западом режимом инвестиционной и технологической изоляции РФ и российским институциональным ответом - утверждением обновленной Стратегии научно-технологического развития РФ. Обосновывается подход к изменению технологической инфраструктуры ОПК, предполагающий перевод основных средств системы материального производства на компоненты и сквозные цифровые технологии, в отношении которых РФ обладает технологическим суверенитетом.

Ключевые слова. Оборонно-промышленный комплекс, экономическая безопасность, Стратегия научно-технологического развития.

Gurjanov A.V., Zharinov I.O., Zharinov О.О.

ECONOMIC SECURITY OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX AS A FACTOR OF NATIONAL SECURITY IN THE STRATEGY OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF RUSSIA

Abstract. The task of increasing the economic security of the Russian military-industrial complex and the factorial relationship of its solution with ensuring the national security of the Russian Federation is considered. The need to find new ways to improve the economic security of the defense industry is conditioned by the regime of investment and technological isolationism of the Russian Federation introduced by the collective West and the Russian institutional response - the approval of an updated strategy for scientific and technological development of the Russian Federation. The approach to changing the technological infrastructure of the defense industry is substantiated, which involves the transfer offixed assets of the material production system to components and end-to-end digital technologies, in respect of which the Russian Federation has technological sovereignty.

ГРНТИ 06.71.01 EDN ZDFTDC

© Гурьянов А.В., Жаринов И.О., Жаринов О.О., 2024

Андрей Владимирович Гурьянов - Заслуженный машиностроитель Российской Федерации, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики транспорта Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I, заведующий базовой кафедрой авиационных приборных комплексов и тренажерно-обучающих систем Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения. ORCID 0000-0003-0858-6619

Игорь Олегович Жаринов - Заслуженный машиностроитель Российской Федерации, доктор технических наук, профессор, руководитель учебно-научного центра - ученый секретарь научно-технического совета ОКБ «Электроавтоматика». ORCID 0000-0003-2508-5939

Олег Олегович Жаринов - кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры прикладной информатики Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения. ORCID 0000-0003-12198205

Контактные данные для связи с авторами (Жаринов И.О.): 198095, Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, 40 (Russia, St. Petersburg, Marshal Govorov str., 40). Тел.: 8 (812) 252-20-37. E-mail: mpbva@mail.ru. Статья поступила в редакцию 06.03.2024.

Keywords. Military-industrial complex, economic security, strategy of scientific and technological development.

Введение

Анализ актуальных путей повышения экономической безопасности оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России показывает [1, 2], что основные направления научно-технологического развития национальной экономики РФ, которые поддерживают корпоративные субъекты ОПК и которые зафиксированы в обновленной Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (см.: Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145), ориентированы на: а) снижение рисков; б) парирование угроз; в) устранение уязвимостей, присутствующих в экономической системе ОПК и обострившихся сегодня вследствие инвестиционного и технологического изоляционизма, объявленного РФ коллективным Западом и затрудняющего разработку и производство передовой продукции ОПК военного и двойного назначения экономически эффективными способами.

В связи с этим, актуальной является задача повышения экономической безопасности ОПК в новых институциональных и инфраструктурных условиях, обусловливающая [3, 4] необходимость решения ряда сопутствующих научно-технологических подзадач, ориентированных на разработку в экономической системе ОПК новых подходов к созданию военно-производственной среды в суверенном РФ исполнении, основывающейся на отечественных достижениях научно-технического прогресса и их использовании в российской системе материального производства, а также позволяющей изготавливать продукцию ОПК, обладающую улучшенными тактико-техническими характеристиками, стоимостными показателями и военно-потребительскими свойствами.

Таким образом, решение задачи повышения экономической безопасности ОПК является [5] фактором обеспечения национальной безопасности РФ на новом уровне, соответствует стратегическому це-леполаганию высшего военно-политического руководства государства и достигается в аспектах научно-технологического развития РФ посредством совершенствования существующих и создания новых компонентов военно-производственной инфраструктуры ОПК, входящих в состав технологической среды микро-, мезо- и макроуровневых хозяйствований и подлежащих комплексированию в цепочки технологически сопряженных производств, функционирующих с использованием сквозных цифровых технологий в суверенном исполнении, переход субъектов ОПК на которые сопряжен с необходимостью разработки специальной стратегии инновационной модернизации ОПК России. Методы и методология исследования

Методологическая сущность исследования заключается в развитии идей [6, 7], описывающих инструментарием факторного анализа зависимость достигаемого уровня национальной безопасности РФ от успешности решения задачи повышения экономической безопасности ОПК, рассматриваемой в институциональных и инфраструктурных условиях: а) обновления государственной стратегии научно-технологического развития РФ; б) перехода национальной экономики РФ и субъектов ОПК соответственно на принципы цифровизации и на сквозные цифровые технологии (см. распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении «Программы «Цифровая экономика Российской Федерации»); в) в согласии с государственной потребностью обретения РФ технологического суверенитета.

Заметим, что технологический суверенитет как военно-экономическая категория в экономической науке возникла в начале 21-го века и получила широкое практическое применение на фоне эскалации военно-политических отношений России и коллективного Запада. Ранее наиболее близкой по своему смысловому содержанию категорией в регулирующих институциональных документах использовалась более общая категория «государственный суверенитет», закрепленная в Стратегии научно-технологического развития РФ предыдущих редакций. Рассмотрение процессов трансформации идеологий, вложенных в обе категории, в эволюционной парадигме позволяет сделать следующий значимый в контексте исследования вывод: перманентно сохраняется доминирующее влияние власти на бизнес, заинтересованной в обеспечении независимости российского государства как высшей формы военно-экономического блага общества.

Таким образом, процессы повышения экономической безопасности ОПК, сопровождающиеся обновлением технологической базы государственных корпораций, необходимо [8] гармонизировать с приоритетами национальной обороны и научно-технологического развития РФ, концентрирующих свое внимание сегодня на решении проблем обретения РФ технологического суверенитета и генерации потоков технологических инноваций в корпоративной среде ОПК.

Государственные корпорации в процессах воспроизводства технологических инноваций выступают «относительно надежными, безрисковыми» исполнителями государственного задания по разработке сквозных цифровых технологий, организующее начало процессов и контроль за которыми сохраняется у ведомственных структур власти. Эффект «демпфера рисков» обусловлен финансовой и технологической устойчивостью государственных корпораций «Ростех», «Роскосмос», «Росатом», накопленной за годы хозяйствования в парадигме Индустрии 3.0, и поддержкой государства, рассматривающего микро, мезо- и макроуровневые хозяйствования национальной экономики «проводниками» государственных научно-технической и промышленной политик РФ [9, 10].

По существу, выбор между обновлением производственных мощностей, т.е. переход «Индустрия 3.0 ^ Индустрия 3.0+», и радикальным технологическим перевооружением инфраструктуры военно-производственного бизнеса ОПК, т.е. переход «Индустрия 3.0+ ^ Индустрия 4.0», еще 7 лет назад казавшийся дискуссионным и всерьез методически рассматривавшийся в научной литературе, например в [3], сегодня позиционируется как безальтернативный в национальной экономике РФ. Консервативное решение уступило место стратегическому решению, оправданному экономической и военно-политической составляющими государственной цели обретения РФ технологического суверенитета в экономической системе ОПК.

Взаимосвязь экономической безопасности и национальной безопасности РФ

Расширенное понимание стратегической значимости технократического вектора цифровой трансформации технологического уклада национальной экономики РФ в аспектах экономической безопасности ОПК подтверждается следующими выводами, сформированными в процессе изучения новой редакции государственной стратегии научно-технологического развития РФ и оценки ее влияния на национальную безопасность РФ:

а) решение задачи повышения экономической безопасности ОПК концептуально достигается в результате реализации производственно-технологического направления цифровой трансформации экономических агентов государственных корпораций ОПК, интегральное движение которых в экономической системе ОПК по траекториям своего технико-технологического развития, находящимся в области воспроизводства общественных благ (стек сквозных цифровых технологий как «долгосохраняющийся инвариант» экономической системы ОПК), инфраструктурно способствует обретению РФ технологического суверенитета и защите национальных интересов в системе государственного строительства обороны и национальной безопасности РФ;

б) решение задачи повышения экономической безопасности ОПК в институциональных условиях цифровизации национальной экономики РФ имеет двуединое представление в экономическом пространстве РФ в виде составляющих физической и виртуальной среды ОПК с общим стеком соответственно «овеществленных и неовеществленных» сквозных цифровых технологий, рассматриваемым в стратегическом целеполагании самостоятельным предметом научно-технологического прогресса и самодостаточным фактором инновационной модернизации ОПК, стремящегося в динамике развития цифровых технологий к обретению нового экономически безопасного состояния своей экономической системой (в предположении об устойчивости процессов развития);

в) интегральные характеристики решения задачи повышения экономической безопасности ОПК могут быть выражены через частные показатели рисков, угроз и уязвимостей, связанных в условиях технологического и инвестиционного изоляционизма РФ с неопределенностями экономических процессов национального трансфера сквозных цифровых технологий и воспроизводства в РФ технологических инноваций, а также оцениваемых в параметрическом пространстве состояний корпоративного бизнеса ОПК, мультипликативно определяющего прямые и косвенные экономические эффекты воздействия научно-технического прогресса на национальную безопасность РФ с теоретико-методологическим обоснованием по схеме «определенность ^ неопределенность ^ предопределенность».

Институализация экономической безопасности ОПК в аспектах национальной безопасности РФ Расширение научного представления о задаче повышения экономической безопасности ОПК, связанного с утверждением новой Стратегии научно-технологического развития РФ и с необходимостью повышения уровня национальной безопасности РФ, очевидно, следует рассматривать в контекстах:

а) безусловного общественного блага, общедоступного в экономической системе ОПК и востребованного экономическими агентами государственных корпораций ОПК;

б) цифровизации национальной экономики РФ и промышленных компонентов системы ее базового материального производства в оборонной сфере;

в) приращения оборонно-промышленного потенциала РФ на основе развития производительного капитала ОПК;

г) технологического импортозамещения и импортоопережения в военно-производственной инфраструктуре экономической системы ОПК;

д) обретения РФ технологического суверенитета в экономико-инновационном цикле развития ОПК,

в совокупности сконцентрированных на решении проблем государственного строительства обороны и обеспечения национальной безопасности РФ.

Положения обновленной Стратегии научно-технологического развития РФ по своей содержательной сущности открывают перспективы совершенствования инвестиционной системы государственного регулирования экономического сегмента ОПК и механизмов стимулирования инновационной активности экономических агентов ГК «Ростех», ГК «Роскосмос», ГК «Росатом» организационно-экономическими методами, влияющими на экономическую безопасность ОПК как фактора национальной безопасности РФ.

Таким образом, обновленная Стратегия научно-технологического развития РФ является институциональной нормой, необходимой для формирования расширенного теоретического представления и статистического прогнозирования процессов [11, 12] повышения экономической безопасности ОПК, имеющих непрерывную динамику и дискретные наборы состояний, описание которых позволяет взаимно увязывать различные по длительности квазипериоды экономико-технологического развития ОПК в экономических циклах Кондратьева Н.Д., определяющих на современном этапе развития мировой экономики и промышленности шестой технологический уклад.

Экономическая безопасность ОПК в инфраструктурных аспектах национальной безопасности РФ В сложившихся в РФ условиях хозяйствования и обострения экономической и геополитической ситуаций в мире, повышение экономической безопасности ОПК, способствующее [13, 14] поддержанию военно-стратегического баланса и достижению нового уровня национальной безопасности РФ, целесообразно осуществлять через процессы инновационной модернизации ОПК, основу которых составляют собственные (суверенные) разработки отечественных ученых и промышленников, поставленные на государственном уровне в качестве национального приоритета промышленной и научно-технической политик РФ.

Такой подход к повышению экономической безопасности ОПК в инфраструктурных аспектах национальной безопасности РФ обладает «эффектом близкодействия», т.е. сегодня требует значительных капитальных затрат на экономические процессы воспроизводства технологических инноваций, и в военно-техническом плане обладает «эффектом дальнодействия», т.е. в долгосрочном периоде обеспечивает перевод технологических и бизнес-процессов изготовления продукции ОПК военного и двойного назначения на импортонезависимые сквозных цифровые технологии и отечественные средства производства (решается основная задача стратегии научно-технологического развития РФ, т.е. задача создания суверенной инновационной инфраструктуры ОПК и системы трансфера цифровых технологий в национальном масштабе).

С позиции реиндустриализации ОПК такая инновационная модернизация ОПК, сконцентрированная не только на импортозамещении, но и на импортоопережении, имеет восстановительный экономико-технологический акцент, т.к. главным способом повышения экономической безопасности ОПК становится восполнение утраченного ранее технологического суверенитета и обретение новых цифровых технологических компетенций субъектами национальной экономики РФ [15, 16].

В контексте текущих военно-экономических и военно-политических потребностей РФ это означает, что в экономической системе ОПК реформирование корпоративных субъектов хозяйствования госу-

дарственных корпораций «Ростех», «Роскосмос», «Росатом» должно осуществляться не за счет прибыли, образующейся от линейного увеличения объемов производства и от реализации продукции ОПК «предыдущего поколения» (например, в авиации поколения 4), а от инвестиций и ресурсоотдачи, т.е. прибыли, образующейся в процессах инновационной модернизации основных средств производства и освоения сквозных цифровых технологий, позволяющих субъектам ОПК наладить и обеспечивать стабильный выпуск продукции ОПК военного и двойного назначения «текущего и следующих поколений» (например, в авиации это поколения 4+ и 5), а также извлекать технологическую ренту. Заключение

Получивший свое начало во втором десятилетии 21 века естественно-эволюционный процесс инновационной модернизации ОПК, связанный с переходом микро-, мезо- и макроуровневых субъектов хозяйствования национальной экономики РФ на сквозные цифровые технологии, сегодня приобретает [17, 18] черты антикризисной меры реагирования экономической системы ОПК на внешние вызовы, инспирированные политикой технологического и инвестиционного изоляционизма коллективного Запада и экономическими санкциями в отношении отечественного наукоемкого и высокотехнологичного бизнеса ОПК.

В связи с этим, устойчивое развитие национальной экономики РФ обусловливает насущную потребность: а) повышения экономической безопасности ОПК как фактора национальной безопасности РФ; б) оперативного изменения имеющейся в ОПК технологической базы (инфраструктуры) военного производства; в) комплексной коррекции институциональных норм в областях промышленной, научно-технической и инновационной политик российского государства, главной целью которой становится технологический суверенитет РФ как стратегический приоритет в национальной системе строительства обороны РФ.

Факторами экономического роста ключевых экономических отраслей ОПК в сложившихся условиях, при которых конкурентные позиции государственных корпораций ОПК обусловливаются тактико-техническими характеристиками производимой продукции ОПК военного и двойного назначения, являются [19] положительные результаты научно-технологического развития РФ, рассматриваемый в качестве экономического объекта разработки с теоретических и прикладных точек зрения.

Наиболее полному удовлетворению военно-экономических и военно-технических потребностей Вооруженных Сил РФ, таким образом, в контексте проведенного исследования отвечает экономическая система ОПК с цифровыми и суверенными технологическими возможностями (компетенциями), создание которой через процессы инновационной модернизации ОПК и на фундаментальной основе технологических инноваций соответствует пп. 45, 46 Военной доктрины РФ и приоритетным доктринальным задачам военного строительства российского государства в областях обороны и национальной безопасности.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Анисимова Я.А., Плотников В.А. Экономическая безопасность, санкции и переориентация российских внешнеторговых потоков // Известия Юго-западного государственного университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. 2023. Т. 13. № 2. С. 10-23.

2. Бабкин А.В., Максютина Е.В. Управление экономической безопасностью региона в информационном пространстве в контексте цифровой трансформации экономики и общества // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 4(142). С. 101-110.

3. Батьковский А.М., Клочков В.В., Хрусталев Е.Ю. Оценка модернизации производственного потенциала и технического перевооружения предприятий оборонно-промышленного комплекса // Научный журнал КубГАУ. 2017. № 134 (10). С. 1-23.

4. Грачев А.В., Сикорская Л.В., Виноградова Ю.А. Методические аспекты прогнозирования угроз экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2023. № 1 (59). С. 148-152.

5. Гурьянов А.В., Жаринов И.О., Жаринов О.О., Нечаев В.А. Повышение экономической безопасности оборонно-промышленного комплекса России на основе обеспечения технологического суверенитета // Технико-технологические проблемы сервиса. 2024. № 1 (67). С. 84-91.

6. Гурьянов И.Е. Инновационное развитие кластеров в радиоэлектронной промышленности как фактор экономической безопасности // Вектор экономики. 2023. № 10 (98). С. 16.

7. Ездина Н.П., Данилов Д.Р. К вопросу об обеспечении технологической безопасности в контексте экономической безопасности в России // Экономика и управление инновациями. 2023. № 2 (25). С. 31-39.

8. Жаринов И.О. Экономическая стратегия управляемой трансформации оборонно-промышленного комплекса на основе динамики суверенного стека сквозных цифровых технологий // Вооружение и экономика. 2023. № 4 (66). С. 69-82.

9. Иванов О.Е., Мещихина Е.Д. Финансовый анализ состояния отрасли информационно-коммуникационных технологий и ее роли в обеспечении экономической безопасности России // Инновационное развитие экономики. 2023. № 1 (73). С. 55-64.

10. Караваева И.В., Лев М.Ю. Экономическая безопасность: технологический суверенитет в системе экономической безопасности в современной России // Экономическая безопасность. 2023. Т. 6. № 3. С. 905-924.

11. Карелова Е.А., Овсийчук В.В., Овсийчук В.Я. Основные проблемы экономической безопасности инновационной экономики // Вестник академии управления и производства. 2023. № 2. С. 60-65.

12. Пилова Ф.И., Шкашемишева А.А., Бижоев И. Т. Основные направления оптимизации развития оборонно-промышленного комплекса в условиях экономических санкций // Индустриальная экономика. 2023. № 52. С. 103-107.

13. Плотников В.А. Структурные трансформации российской экономики под воздействием шоков и национальная экономическая безопасность // Вестник науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2023. № 1 (52). С. 15-25.

14. Салманова И.П., СамошкинаМ.В. Комплексный подход к обеспечению экономической безопасности предприятий в современных условиях // Вестник РГГУ. Серия: Экономика, управление, право. 2023. № 3. С. 39-49.

15. Скрипник О.Б. Стратегия обеспечения инновационной безопасности в условиях инновационно-технологического развития // Финансовые рынки и банки. 2023. № 4. С. 152-158.

16. Трунова Е.А., Чернов В.В. Политика импортозамещения как фактор повышения социально-экономической безопасности России // Теория и практика общественного развития. 2023. № 7 (183). С. 73-78.

17. Уточкина Л.А. Роль технико-технологической безопасности в системе экономической безопасности организации // Исследование проблем экономики и финансов. 2023. № 3. С. 3.

18. Юсуфова А.М. Экономическая безопасность предприятий: подходы к обеспечению в условиях современной политико-экономической турбулентности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 6-1 (144). С. 188-193.

19. Яндиева М.С., Гогиева А.Р. Экономическая безопасность в условиях цифровизации экономики: актуальность, проблемы и перспективы // Вектор экономики. 2023. № 1 (79). С. 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.