Научная статья на тему 'НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СМАРТ-КОНТРАКТОВ'

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СМАРТ-КОНТРАКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Смарт-контракт / Индустрия 4.0 / государственный оборонный заказ / экономическая безопасность / оборонно-промышленный комплекс / цифровые технологии / Smart contract / Industry 4.0 / State defense order / economic security / military-industrial com-plex / digital technologies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрей Владимирович Гурьянов, Игорь Олегович Жаринов, Олег Олегович Жаринов

Рассматривается проблема интенсификации экономического развития РФ в аспектах цифровизации экономической системы оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и ее перевода на смарт-контракты и субтехнологии распределенного реестра. Представлен методический подход к повышению экономической эффективности взаимодействия корпоративного бизнеса ОПК и институциональных органов государственной власти, курирующих цифровое развитие ключевых отраслей экономики ОПК и отвечающих за распределение и контроль расходования бюджетных средств, выделяемых государственным корпорациям в рамках государственного оборонного заказа. Интеллектуализация и цифровизация контрактно-подрядной экономической деятельности субъектов ОПК определены основными направлениями изменений экономической системы ОПК, укладывающимися в научно-техническую и промышленную политики РФ и определяющими траекторию движения экономической системы ОПК с целеполаганием повышения ее экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андрей Владимирович Гурьянов, Игорь Олегович Жаринов, Олег Олегович Жаринов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL APPROACH TO IMPROVING THE ECONOMIC SECURITY OF BUSINESSES IN THE SYSTEM OF STATE DEFENSE ORDERS BASED ON THE USE OF SMART CONTRACTS

The problem of intensification of the economic development of the Russian Federation in the aspects of digitalization of the economic system of the military-industrial complex and its transfer to smart contracts and distributed registry subtechnologies is considered. A methodological approach is presented to improve the economic efficiency of interaction between the corporate business of the defense industry and institutional government authorities responsible for the digital development of key sectors of the defense indus-try economy and responsible for the distribution and control of budget funds allocated to state corporations within the framework of the state defense order. Intellectualization and digitalization of contract and contract economic activity of defense industry entities are determined by the main directions of changes in the economic system of the defense industry, which fit into the scientific, technical and industrial policy of the Russian Federation and determine the trajectory of the defense industry economic system with the goal of increasing its economic security.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СМАРТ-КОНТРАКТОВ»

Гурьянов А.В., Жаринов И.О., Жаринов О.О.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СМАРТ-КОНТРАКТОВ

Аннотация. Рассматривается проблема интенсификации экономического развития РФ в аспектах цифровизации экономической системы оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и ее перевода на смарт-контракты и субтехнологии распределенного реестра. Представлен методический подход к повышению экономической эффективности взаимодействия корпоративного бизнеса ОПК и институциональных органов государственной власти, курирующих цифровое развитие ключевых отраслей экономики ОПК и отвечающих за распределение и контроль расходования бюджетных средств, выделяемых государственным корпорациям в рамках государственного оборонного заказа. Интеллектуализация и цифровизация контрактно-подрядной экономической деятельности субъектов ОПКопреде-лены основными направлениями изменений экономической системы ОПК, укладывающимися в научно-техническую и промышленную политики РФ и определяющими траекторию движения экономической системы ОПК с целеполаганием повышения ее экономической безопасности.

Ключевые слова. Смарт-контракт, Индустрия 4.0, государственный оборонный заказ, экономическая безопасность, оборонно-промышленный комплекс, цифровые технологии.

Gurjanov A.V., Zharinov I.O., Zharinov O.O.

A SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL APPROACH TO IMPROVING THE ECONOMIC SECURITY OF BUSINESSES IN THE SYSTEM OF STATE DEFENSE ORDERS BASED ON THE USE OF SMART CONTRACTS

Abstract. The problem of intensification of the economic development of the Russian Federation in the aspects of digitalization of the economic system of the military-industrial complex and its transfer to smart contracts and distributed registry sub-technologies is considered. A methodological approach is presented to improve the economic efficiency of interaction between the corporate business of the defense industry and

ГРНТИ 06.71.01 EDN MSQKHU

© Гурьянов А.В., Жаринов И.О., Жаринов О.О., 2024

Андрей Владимирович Гурьянов - Заслуженный машиностроитель Российской Федерации, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики транспорта Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. ORCID 0000-0003-0858-6619

Игорь Олегович Жаринов - Заслуженный машиностроитель Российской Федерации, доктор технических наук, профессор, руководитель учебно-научного центра - ученый секретарь научно-технического совета АО «ОКБ «Электроавтоматика» (Санкт-Петербург). ORCID 0000-0003-2508-5939

Олег Олегович Жаринов - кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры прикладной информатики Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения. ORCID ID: 0000-0003-12198205

Контактные данные для связи с автором (Жаринов О.О.): 190000, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 67 (Russia, St. Petersburg, Bolshaya Morskaya str., 67). Тел.: 8 (812) 494-70-41. E-mail: zharinov73@inbox.ru. Статья поступила в редакцию 13.01.2024.

institutional government authorities responsible for the digital development of key sectors of the defense industry economy and responsible for the distribution and control of budget funds allocated to state corporations within the framework of the state defense order. Intellectualization and digitalization of contract and contract economic activity of defense industry entities are determined by the main directions of changes in the economic system of the defense industry, which fit into the scientific, technical and industrial policy of the Russian Federation and determine the trajectory of the defense industry economic system with the goal of increasing its economic security.

Keywords. Smart contract, Industry 4.0, State defense order, economic security, military-industrial complex, digital technologies.

Введение

Перевод программ государственного оборонного заказа (ГОЗ) и экономической системы оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на цифровые системы автоматического сбора, обработки и анализа финансово-технологических данных субъектов ОПК, расширяющие и дополняющие существующие возможности государственной информационной системы промышленности, подведомственной Минпром-торгу России, является актуальным направлением инновационной модернизации ОПК [4, 5], предполагающим системную трансформацию институциональной среды ОПК под концепты сетевизации экономических отношений и бизнес-модели функционирования экономических агентов, поддерживающих сквозные цифровые технологии Индустрии 4.0 в корпоративных цепочках создания стоимости продукции ОПК военного и двойного назначения.

Такой перевод, в результате которого в единую электронную систему финансирования расходов на оборону РФ объединяются информационное (виртуальное) и технологическое (физическое) пространства государственных корпораций ОПК, составляет задачу государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и необходим для организации взаимодействия власти и бизнеса по цифровым каналам коммуникаций со средствами экономического управления, основанными на компьютерных алгоритмах обработки коммерческих данных искусственным интеллектом, с целью безусловной реализации ГОЗ и задач обеспечения экономической безопасности страны как общественного значимого блага.

Механизм перевода экономической системы ОПК на экосистемную организацию цифровой инфраструктуры государственных корпораций (ГК) «Ростех», «Роскосмос», «Росатом» с учетом имеющихся организационно-экономических особенностей процессов хозяйствования субъектов ОПК базируется [10, 14] на создании и использовании новых сетевых моделей финансово-технологических транзакций и динамических средств экономического управления, которые будут исходить из приоритета интересов государственной обороны и национальной безопасности РФ, спроецированных на корпоративный бизнес ОПК как системообразующий фундамент оборонно-промышленного потенциала РФ и ее экономики.

Финансовые транзакции (платежи и переводы), а также средства экономического управления материальными и нематериальными активами субъектов корпоративного бизнеса ОПК, таким образом, являются инновационными компонентами ПпТееЬ [7] в электронных процедурах целевого распределения материальных благ в межкорпоративной среде ОПК со сложившимися кооперационными связями изготовителей и «потребительской аудиторией», основные бизнес-процессы которых в рамках цифрови-зации экономики РФ необходимо трансформировать под инструментарий смарт-контрактов [1, 2] и субтехнологии распределенного реестра (в частности, блокчейн), обладающие по своему функциональному построению высоким программно-техническим потенциалом в сопровождении производственно-экономических процессов и согласующиеся с задачами ГОЗ и технологическими возможностями экономической системы страны, стремящейся к технологическому суверенитету.

Методы и методология исследования

Решению проблемы повышения экономической безопасности экономической системы ОПК посвящено множество опубликованных научных статей и монографий [12, 13]. Авторами выполнены исследования и сформировано многообразие подходов к реформированию ОПК РФ, имеющего мультипликативный

эффект на экономический рост ВВП через производственную «загрузку» смежных сегментов и отраслей отечественной экономики. С методической точки зрения, предложенные исследователями ранее идеи и решения, отражающие влияние процессов цифровой трансформации на экономическое развитие микро-, мезо- и макроуровневых корпоративных бизнес-структур ОПК, составляют базис обеспечения стратегических конкурентных позиций экономической системы ОПК на внутреннем и внешних (международных) рынках продукции ОПК военного и двойного назначения.

Вместе с этим, следует констатировать, что в имеющихся решениях внутрироссийский финансовый контроль потоков бюджетных средств, выделяемых государством по линии ГОЗ, и технологический контроль потоков товарно-материальных ценностей, образующихся в результате экономической деятельности корпоративных субъектов ОПК, в текущих институциональных и инфраструктурных условиях носят «отсроченный характер», а в системах аудита ГК «Ростех», ГК «Роскосмос», ГК «Росатом» имеет место временной лаг от момента получения средств на реализацию бизнес-проектов ГОЗ до момента проверки их целевого использования хозяйствующими структурами.

Устранение указанного недостатка, актуальное для поддержки всех этапов жизненного цикла продукции ОПК военного и двойного назначения, оказывается возможным за счет перевода хозяйственной деятельности корпоративных субъектов ОПК на смарт-контракты и субтехнологию блокчейн (группа сквозных цифровых технологий распределенного реестра) [14], выступающие технико-правовыми гарантами исполнения своих обязательств участниками ГОЗ. Внедрение самоисполняемых и неизменных смарт-контрактов в экономическую систему ОПК предполагает [8, 11] синтез нового экономико -математического инструментария (формализации экономических отношений корпоративного бизнеса и государственной власти, стандартизации краткосрочного и долгосрочного механизмов государственного контроля бюджетных расходов, автоматизации хозяйственных бизнес-процессов), основанного на разработке и исследовании динамических моделей сетевых транзакций и методов экономического планирования оборонных бизнес-проектов.

Исходными данными для таких моделей, очевидно, будут выступать: государственный оборонный заказ по различным отраслям экономики РФ с индикативными объемами финансового обеспечения, реестр предприятий ОПК, периодически обновляемый Минпромторгом России, цифровые паспорта государственных программ, бизнес-проектов и субъектов ОПК с фиксированными соответственно требованиями и технологическими возможностями (компетенциями) исполнителей ГОЗ как получателей бюджетных ассигнований. В методологическом плане идея внедрения смарт-контрактов в систему отношений бизнеса и власти является развитием исследований [15], сконцентрированным на синтезе инструментального обеспечения процессов государственного регулирования экономики, в которых государственным заказчиком устанавливаются планы выпуска продукции ОПК, зафиксированные в ГОЗ и в государственных программах вооружения, а также принципы ценообразования на продукцию ОПК, изготавливаемую с использованием физических и информационных факторов производства.

Основные результаты

Обобщенный анализ структуры ГОЗ РФ свидетельствует о финансовой поддержке государством трех крупных направлений экономической деятельности ОПК: создание новых наукоемких продуктов, осуществляемое в рамках реализации субъектами ОПК тематических НИОКР, серийное изготовление разработанной ранее продукции ОПК, нашедшей свое целевое применение в процессах государственного строительства системы национальной обороны РФ, модернизация продукции ОПК военного и двойного назначения, изготовленной ранее, находящейся сегодня в эксплуатации и имеющей признаки морального устаревания по отношению к новым и перспективным образцам продукции ОПК того же назначения.

В условиях сопровождения надзорными органами текущей экономической деятельности ГК «Ро-стех», ГК «Роскосмос», ГК «Росатом», цифровая реформа экономической системы ОПК выполняется по принципу «опережающего развития», обеспечивающего в масштабе национального хозяйства РФ возможность корпоративному бизнесу ОПК, законтрактованному государственным заказчиком, работать с новыми финансовыми инструментами и механизмами, например, с цифровым рублем как средством платежа, а при реализации бизнес-проектов международного сотрудничества с дружественными бизнес-партнерами - с криптовалютой.

В связи с этим, цифровое реформирование корпоративного бизнеса ОПК как многомерного объекта необходимо проводить коллинеарно с реформированием самой экономической системы ОПК, направленным на изменение сложившейся в ОПК Индустрии 3.0 практики осуществления финансово-технологических транзакций, задействующих традиционный для «аналоговой» экономики ОПК инструментарий распределения и контроля расходования бюджетных средств на различных этапах жизненного цикла продукции ОПК. По существу, внедрение смарт-контрактов в процессы хозяйствования субъектов бизнеса ОПК является экономической мерой, обеспечивающей на принципах ориентации на результат согласование потоков движения товарно-материальных ценностей с финансовыми потоками и потоками информационных данных, сопровождающими военно-производственную деятельность в экономической системе ОПК.

Использование возможностей сквозных цифровых технологий Индустрии 4.0 в интересах государственной обороны и национальной безопасности РФ, очевидно, проявляется в макроэкономике ОПК посредством влияния субтехнологий электронного бизнеса и электронной коммерции (в совокупности технологии распределенного реестра) на государственные корпорации ОПК и компании с государственным участием:

• предполагающего перевод хозяйствований на смарт-контракты с «маркированными платежами» цифровым рублем [3], поддерживающие субтехнологию блокчейн и идентификацию распределения целевых средств в цифровом пространстве,

• обеспечивающего корпоративному бизнесу ОПК и государственной власти повышенную надежность и пониженные транзакционные издержки при реализации государственных федеральных целевых программ и бизнес-проектов, финансируемых из средств ГОЗ на бюджетной основе. Дополнительные функциональные возможности, опирающиеся на базис правового регулирования

цифровой экономики РФ и предоставляемые цифровыми смарт-контрактами институциональному регулятору ресурсы, связаны с наблюдаемостью по всей цепочке кооперации закупочных процедур и экономических процессов добросовестного соблюдения конкуренции, существующей внутри экономической системы ОПК, а также с автоматизированным регулированием прав собственности на создаваемые экономическими агентами ОПК материальные и нематериальные ценности с использованием производственных и информационных (сквозных цифровых) технологий Индустрии 4.0.

Цифровизация экономики РФ и внедрение концепции Индустрии 4.0 в экономическую систему ОПК, таким образом, обусловливают поиск новых правил организации распределения средств ГОЗ и поиск новых практик хозяйствования: выходящих за рамки классической логики коммерческой логистики, связанных с обеспечением функционирования рынка вооружения, военной и специальной техники и соответствующих проводимым государством институциональным изменениям, опирающимся на технологические инновации и предполагающим объединение физического и виртуального экономических пространств ОПК посредством смарт-контрактов.

Основу регуляторных механизмов нового типа, сообразующих инструментарий экономического управления применяемых корпоративным бизнесом ОПК процессов ведения хозяйственной деятельности и обеспечивающих на системной основе институциональному регулятору прозрачность проводимых в цифровой среде финансовых транзакций и процессов движения товарно-материальных ценностей, в цифровой экономике РФ составит [6, 9] междисциплинарная интеграция знаний, формирующая технологическое обеспечение военного производства в различных экономических отраслях ОПК и выходящая за рамки правил рыночной экономики.

Заключение

Обеспечение экономической безопасности ОПК является прикладной задачей цифровизации экономики РФ и основано на использовании в системе экономических отношений государственной власти и бизнеса (в системе государственного управления, где Минобороны России выступает распорядителем бюджетных средств на оборону) цифровых технологий распределенного реестра, позволяющих передавать по защищенным электронным каналам коммуникаций финансово-технологическую информацию о составляющих ГОЗ, структурированную определенным образом.

Эффективный способ структуризации заключается в представлении данных ГОЗ в виде взаимосвязанных электронных блоков (списков в сетевом договоре), цепочка цифровых описаний которых фор-

мируется в «децентрализованной бухгалтерской книге» по правилам субтехнологии блокчейн, предусматривающим фиксацию в форме записей в распределенной базе данных всех транзакций (перемещений активов), выполняемых корпоративным бизнесом ОПК и институциональным регулятором ГОЗ в государственной информационной системе промышленности, подконтрольной Минпромторгу России, а также в государственной интегрированной информационной системе управления финансами «Электронный бюджет».

Технологии распределенного реестра, таким образом, выступают в цифровой экономике РФ инновационным средством совместного движения экономической материи в физической и виртуальной средах экономической системы ОПК, процессы которого имеют научное обеспечение, временную синхронизацию, унифицированные децентрализованное экономическое управление и пространственное определение на всеобъемлющей инфраструктурообразующей платформе цифрового рубля в координатах субъектов ГК «Ростех», ГК «Роскосмос», ГК «Росатом», участвующих в создании, распределении, обмене и потреблении (в части незавершенного производства) продукции ОПК военного и двойного назначения, с автоматическим подтверждением достоверности данных, программно контролируемых в смарт-контрактах с типовыми условиями по ГОЗ, ориентированному на многоаспектный и многоотраслевой характер выполняемых государственными корпорациями исследовательских и производственных тематик.

В связи с этим, инструментарий смарт-контрактов, структурированных по шаблонам с цифровыми подписями сторон и условиям расходования бюджетных средств, в ГОЗ РФ следует рассматривать в качестве алгоритмического средства формализации денежных потоков между субъектами производственных процессов, задействованных в цепочках поставок, с фиксированными механизмами контроля исполнения договорных обязательств участников хозяйственной деятельности ГОЗ, «прозрачными» в реальном масштабе времени (в онлайн формате) для аудиторов в границах каждого бизнес-проекта, границах хозяйственной деятельности каждого конкретного субъекта ОПК, отрасли экономики РФ и экономического сегмента ОПК.

Перевод экономической системы ОПК на цифровые технологии распределенного реестра и смарт-контракты, очевидно, требует разработки и внедрения в практики хозяйствования корпоративных субъектов ОПК специализированной инфраструктуры и институциональных поправок в законодательство РФ, в совокупности обеспечивающих экономические стимулы инновационной модернизации ОПК в современных экономических условиях замещения функций административного контроля и экономического управления их «цифровыми двойниками» при информационном сопровождении множества параллельно выполняемых проектов ГОЗ с плановыми отчетными показателями, персонифицированной ответственностью исполнительной и конфиденциальностью электронных транзакций на общей доверенной (государственной) платформе обмена данными ГОЗ, в которой исключен человеческий фактор (признак «смарт») и применяются специальные меры защиты, обусловленные особенностями экономической безопасности ОПК и государственной безопасности национального хозяйства в целом.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Абрамов В.И., Глазков А.А. Перспективы использования смарт-контрактов в развитии бизнес-экосистем // Экономика. Информатика. 2022. Т. 49. № 2. С. 256-267.

2. Андрианова Н.В., Нечаева П.А. Влияние смарт-контрактов на управление цепями поставок машиностроительных предприятий // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2022. № 3 (35). С. 5-15.

3. БарашеваЕ.В., ОчироваП.И., Степаненко А.С. Перспективы развития цифрового рубля // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 3. С. 197-200.

4. Горбатов В.С., Дятлов Д.А., Наталичев Р.В. Об устойчивости логистических структур на основе смарт-кон-трактов // Безопасность информационных технологий. 2022. Т. 29, № 1. С. 70-81.

5. Жаринов И.О. Регулирование процессов взаимодействия хозяйствующих субъектов со смарт-контрактом в контуре экономического управления // Вестник института экономики Российской академии наук. 2022. № 1. С. 85-95.

6. Жаринов И. О. Смарт-контракты в инновационных бизнес-процессах Индустрии 4.0 // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2021. № 3 (46). С. 162-169.

7. Максимова Т.П., Максимова ЕА. 8таг1-котракты в системе финтех-компаний: возможности и перспективы // Экономика и предпринимательство. 2022. № 1 (138). С. 696-699.

8. Пилькевич С.В., Ковальчук В. С. К вопросу о безопасности технологии «смарт-контракт» // Методы и технические средства обеспечения безопасности информации. 2022. № 31. С. 128-130.

9. Понкин И.В., Дегтярев М.В. Право настоящего и будущего: понятие, функционал и потенциал смарт-кон-тракта // Бизнес, менеджмент и право. 2022. № 3 (55). С. 22-27.

10. Реуцкий С.Ю. Некоторые аспекты применения цифровых технологий в отечественной банковской деятельности // Проблемы экономики и юридической практики. 2022. Т. 18, № 1. С. 77-79.

11. Сафарли А.Х. Технология блокчейн, как акселератор развития цифровизации в финансовом секторе экономики // Теоретическая и прикладная экономика. 2022. № 4. С. 20-34.

12. Стацурин Я.А. О возможности использования смарт-контрактов в сфере гособоронзаказа // Финансовый бизнес. 2021. № 9 (219). С. 81-83.

13. Трунцевский Ю.В., Севальнев В.В. Смарт-контракт: от определения к определенности // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 1. С. 118-147.

14. Храмушин В.В. Электронная коммерция с использованием блокчейн-технологий // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2023. Т. 23. Вып. 1. С. 112-117.

15. Hurwicz L. Optimality and informational efficiency in resource allocation processes // Mathematical Methods in the Social Sciences. Stanford. Calif.: Stanford University Press, 1960. Р. 27-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.